дело № 2-1-427/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Козьмодемьянск 18 июля 2018 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Шаховой К.Г., при секретаре судебных заседаний Шабалиной В.Н.,
с участием представителя истца Ильзоркиной М.В. адвоката Мингалевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильзоркиной М.В. к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
Ильзоркина М.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск», в котором просит обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в городе Козьмодемьянске. В обоснование иска указано, что Ильзоркина М.В. относится к лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать лишена родительских прав, отец умер. С ДД.ММ.ГГГГ Ильзоркина М.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. До настоящего времени жилье истице не предоставлено. Полагает, что объективно нуждается в предоставлении жилья, поскольку достигла возраста 18 лет и не имеет жилого помещения, а гарантированное законом право на жилое помещение ею не реализовано.
В суд истец Ильзоркина М.В. не явилась, ее представитель адвокат Мингалева О.В. исковые требования по изложенным выше основаниям поддержала, дополнительно пояснила, что в настоящее время фактиечаки проживает в квартире своей бабушки ФИО4, ее прежнего опекуна, по месту регистрации никогда не проживала, квартира принадлежит семье ее тети.
Ответчик администрация муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» и третье лицо, на заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерство образования и науки Республики Марий Эл представителя в суд не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, возражений по существу иска не выразили.
На основании положений статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика, третьего лица.
Выслушав участников судебного заседания, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании пунктов «к» и «ж» части 1 статьи 72 и частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в частности являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Судом установлено, что истец Ильзоркина М.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать ФИО5 решением Козьмодемьянского городского суда Республики ФИО1 Эл от ДД.ММ.ГГГГ был лишена родительских прав, отце ФИО6 умер в январе 2008 года.
Постановлением администрации <адрес> «<адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ истец принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях как ребенок сирота и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Из поквартирной карточки учета проживающих в жилом помещении следует, что Ильзоркина М.В. зарегистрирована по месту жительства в однокомнатной квартире площадью 35,5 кв.м по адресу: РМЭ, <адрес>, которая принадлежит не являющимся членами семьи истца ФИО7 и ФИО8
По объяснениям представителя истца, в настоящее время истец фактически проживает в квартире, принадлежащей ее бабушке, в <адрес>.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ответчиком не оспариваются.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии у истца права на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, которое до настоящего времени ответчиком не реализовано, названное жилое помещение не предоставлено.
В силу статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, предусмотренные данным нормативным актом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Однако в силу части 4 статьи 3 Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 г. № 79-З специализированные жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления на основании договора найма специализированного жилого помещения, заключаемого сроком на пять лет.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 г. № 79-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» специализированные жилые помещения однократно предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия по месту их жительства в границе соответствующего населенного пункта Республики Марий Эл общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Специализированные жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (часть 7 статьи 3 Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 г. № 79-З).
Исходя из содержания приведенных выше законоположений, предоставление истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения относится к полномочиям администрации Городского округа «Город Козьмодемьянск» ввиду нахождения места жительства Ильзоркиной М.В. на территории города Козьмодемьянска и включения ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещения специализированного жилого фонда МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск». При этом предоставление истцу специализированного жилого помещения вопреки доводам ответчика не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия у органа местного самоуправления денежных средств на приобретение жилых помещений.
При таких обстоятельствах ввиду наличия у истца до настоящего времени нереализованного права на обеспечение жильем суд полагает обоснованным возложить на ответчика обязанность предоставить Ильзоркиной М.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, находящего в ведении ответчика, по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
На основании части 1 статьи 98 ГПК РФ понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей подлежат возмещению ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Ильзоркиной М.В. удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» обязанность предоставить Ильзоркиной М.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Взыскать с администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» в пользу Ильзоркиной М.В. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья К.Г.Шахова
решение принято в окончательной форме 18 июля 2018 г.