дело № 2-324/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 марта 2018 года г. Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Плешкова А.А.,
при секретаре Гришиной В.В.,
с участием истицы ФИО2, представителя истицы – заместителя прокурора <адрес> Шехтель Э.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Зейского района Амурской области в интересах ФИО2 и несовершеннолетней ФИО1 к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Амурской области «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова» и Министерству здравоохранения Амурской области о взыскании компенсации ущерба, за понесенные расходы, связанные с приобретением лекарственного препарата,
установил:
<адрес> обратился в суд в интересах несовершеннолетней ФИО1 и ее законного представителя, матери, ФИО2 с указанным иском, в котором с учетом уточнений просит суд взыскать с ГБУЗ АО «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова» и Министерства здравоохранения <адрес> в пользу ФИО2 в счет возмещения ущерба 64217 рублей – расходы, связанные с приобретением лекарственного препарата «Пэгинтерферон Альфа-2b» (Пегинтрон, Пегасис) для несовершеннолетней ФИО1, в обоснование требований указав, что ФИО1 является ребенком-инвалидом, имеет право на обеспечение необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями по рецептам бесплатно; протоколом заседания врачебной комиссии <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ребенку назначено проведение за счет Федеральной льготы лекарственными препаратами противовирусной терапии лекарственным препаратом «Пэгинтерферон Альфа-2b» (Пегинтрон 100 мкг) 1 раз в неделю ежедневно. На получение 24 флаконов лекарственного препарата ГБУЗ АО «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова» выдан рецепт серии 28017 <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, с которым законный представитель ФИО1 – ФИО2 в тот же день обратилась в аптеку ОАО «Амурфармация», расположенную в <адрес>, однако в установленный 10-дневный срок несовершеннолетняя лекарственным препаратом обеспечена не была. Повторно, в связи с необеспечением рецепта серии 28017 <Номер обезличен>, 5 сентября, 18 октября и 5 декабря 2017 года лечащим врачом ГБУЗ АО «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова» были выписаны рецепты серии <Номер обезличен>, <Номер обезличен> соответственно на получение лекарственного препарата «Пэгинтерферон Альфа-2b». Указанные рецепты были обеспечены и всего несовершеннолетняя ФИО1 по рецептам, выписанным лечащим врачом ГБУЗ АО «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова» обеспечена указанным лекарственным препаратом в количестве 9 флаконов, вместо 24 флаконов. Согласно справки фельдшера Сосновоборского ФАП ГБУЗ АО «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова» курс противовирусной терапии назначенной врачами-инфекционистами несовершеннолетняя ФИО1 получает с <Дата обезличена> с интервалом 7 дней. Общий курс лечения 24 инъекции. По состоянию на <Дата обезличена> проделано 20 инъекций. Из-за необеспечения несовершеннолетней необходимым количеством лекарственного препарата в соответствии с рекомендациями врачей ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Д.Рогачева» и протоколом ВК ГАУЗ АО «Амурская областная инфекционная больница» и в целях беспрерывного проведения курса противовирусной терапии, ФИО2 за счет собственных средств была вынуждена приобрести лекарственный препарат «Пэгинтерферон Альфа-2b» самостоятельно. <Дата обезличена> ею в ОАО «Амурфармация» <адрес> был приобретен лекарственный препарат «Пегинтрон» в количестве 2 флаконов по цене 6108 руб. 50 коп за шт., <Дата обезличена> в ООО «Никас Фарм» г. Благовещенск лекарственный препарат «Пегасис» в количестве 8 флаконов по цене 6500 рублей за шт., всего ею приобретено лекарственных препаратов в количестве 10 флаконов на общую сумму 64217 руб.. Просит взыскать с ответчиков в солидарном порядке в пользу ФИО2 указанную сумму, а также обратить решение суда к немедленному исполнению.
Определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения в лице территориального органа Росздравнадзора по Амурской области.
В судебных заседаниях заместитель прокурора Шехтель Э.Р. на удовлетворении заявленного требования по основаниям, изложенным в иске, настаивала, также поддержала ходатайство об обращении решения суда к немедленному исполнению.
Истец и законный представитель истца – несовершеннолетней ФИО1 – ФИО2 в судебном заседании на удовлетворении требований также настаивала.
Представитель ответчика ГБУЗ Амурской области «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Из ранее представленного отзыва на исковое заявление следует, что <Дата обезличена> в ГБУЗ <адрес> «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова» поступил протокол заседания врачебной комиссии ГАУЗ АО «Амурская областная инфекционная больница», согласно которому ребенку ФИО1 рекомендована противовирусная терапия за счет средств федеральной льготы препаратом «Пэгинтерферон Альфа-2b» (Пегинтрон 100 мкг). Сразу после получения протокола, в апреле 2017 года, ГБУЗ <адрес> «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова» направило в Министерство здравоохранения <адрес> федеральную персонифицированную заявку на приобретение и поставку указанного препарата на 2 полугодие 2017 года в количестве необходимом для проведения противовирусной терапии ФИО1. <Дата обезличена> лечащим врачом несовершеннолетней был выписан рецепт серии 28017 <Номер обезличен> на получение 24 доз препарата «Пэгинтерферон Альфа-2b» (Пегинтрон 100 мкг), то есть в количестве, необходимом для проведения полного курса противовирусной терапии, по 1 дозе в неделю, в течении 24 недель. <Дата обезличена> из Министерства здравоохранения <адрес> поступила разнарядка на получение в аптеке <Номер обезличен> <адрес> «ОАО «Амурфармация» на препарат Пегальтевир (Пэгинтерферон Альфа-2b) в количестве 8 доз, в дозировке 120 мкг. С указанием выписки рецептов ежемесячно в соответствии со схемой лечения, то есть по 4 дозы ежемесячно. В тот же день, 18 октября и <Дата обезличена> лечащим врачом были выписаны рецепты серии 28017 <Номер обезличен>, серии 28017 <Номер обезличен> и серии 28017 <Номер обезличен> соответственно на получение по 4 дозы препарата по рецептам 28017 <Номер обезличен> и серии 28017 <Номер обезличен>, а также 1 дозы препарата по рецепту серии 28017 <Номер обезличен>. Больше в 2017 году разнарядок на получение указанного препарата не поступало. Следующая разнарядка на получение 10 доз препарата Пегинтрон в дозировке 100 мкг поступила из Министерства здравоохранения <адрес> <Дата обезличена>, однако рецепты на его получение не выписывались, поскольку родителям ребенка в целях непрерывности курса противовирусной терапии пришлось за свой счет в 2017 году приобрести указанный препарат. Таким образом, Учреждение своевременно направило заявку в Министерство здравоохранения <адрес> для обеспечения ФИО1 необходимым лекарственным препаратом, а также незамедлительно выписало рецепты при поступлении препарата в аптечное учреждение, в полном объеме выполнило свои обязанности по обеспечению ФИО1 необходимыми препаратами.
Ответчик Министерство здравоохранения <адрес> своего представителя в судебное заседание не направило, просит рассмотреть дело в его отсутствие, согласно представленным отзыву в удовлетворении исковых требований просит отказать, ссылается на то, что необходимое количество препарата в 2017 году не было предоставлено ФИО1 ввиду того, что государственный контракт, заключенный в декабре 2017 года на закупку лекарственного препарата «Пэгинтерферон Альфа-2b» был расторгнут ответчиком в связи с отсутствием лекарственного препарата у производителя, при этом в целях обеспечения ФИО1 лекарственным препаратом, ответчиком в соответствии с положениями Федерального закона от <Дата обезличена> № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» был заключен контракт с другим поставщиком на поставку лекарственного препарата в <адрес>. Лекарственный препарат «Пэгинтерферон Альфа-2b» был поставлен в <адрес> <Дата обезличена>. <Дата обезличена> для обеспечения ФИО1 разнарядкой Министерства здравоохранения <адрес> распределен в количестве 10 штук в ГБУЗ <адрес> «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова». На сегодняшний день препарат не востребован. Также полагает, что отсутствуют основания для обращения решения суда к немедленному исполнению.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, ОАО «Амурфармация» своего представителя в судебное заседание не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела без участия представителя Общества, в представленном отзыве ссылается на следующее. ОАО «Амурфармация» заключило государственные контракты с Министерством здравоохранения <адрес> на оказание услуг по приемке, хранению, доставке и отпуску лекарственных средств и изделий медицинского назначения для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в период с 01 января по <Дата обезличена>, при этом договорных отношений между обществом и поставщиками лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения не существует, вопрос поставки лекарственных средств в аптечные склады ОАО «Амурфармация» регулируется действующими государственными контрактами, заключенными между Министерством здравоохранения <адрес> и поставщиками лекарственных средств, в случае отсутствия лекарственного средства в аптечном учреждении на дату обращения больного с рецептом работник аптечного учреждения ставит данный рецепт на отсроченное обеспечение (вносит в журнал отсроченного обеспечения), а также подает заявку на отсутствующее лекарственное средство в аппарат управления ОАО «Амурфармация», которое централизованно подает в Министерство обобщенные данные об отсутствии лекарственных средств в аптечных учреждениях. <Дата обезличена> в аптеку <Номер обезличен> <адрес> обратилась представитель ФИО1 с льготным рецептом от <Дата обезличена> на получение лекарственного средства «Пегинтрон лиоф» в количестве 24 упаковки, однако на момент обращения в аптеку указанного препарата не было на остатках аптечного склада. <Дата обезличена> указанный рецепт был снят с отсроченного обеспечения на основании акта <Номер обезличен>. 5 сентября, 18 октября и <Дата обезличена> законному представителю ФИО1 были обеспечены рецепты <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, на получение лекарственного препарата «Пегальтевир» лиоф р-р п/к вв 120 мкг в количестве 4 упаковок по каждому рецепту и рецепт <Номер обезличен> от <Дата обезличена> на получение лекарственного препарата «Пегинтрон» лиоф по д/пр р-ра 100 мкг в количестве 1 упаковки. Также указано, что Пегальтевир Лиоф р-р п/к, Пегинтрон лиоф, Пегасис являются взаимозаменяемыми лекарственными препаратами.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения в лице территориального органа Росздравнадзора по <адрес> своего представителя в судебное заедание также не направила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляла.
В силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Заслушав лиц участвующих в деле, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 7 Конституции РФ, закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Конституцией Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45). Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2).
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; охраны здоровья, включая медицинскую помощь.
В судебном заседании установлено, что прокурор <адрес> обратился в суд в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и законных интересов несовершеннолетней ФИО1 и ее законного представителя ФИО2 в сфере охраны здоровья и социальной защиты.
При таких обстоятельствах обращение прокурора <адрес> в суд с данным иском является законным и обоснованным.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, несовершеннолетняя ФИО1 является ребенком-инвалидом, имеет заболевание – хронический гепатит С, включена и в настоящее время состоит в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи по категории «Дети инвалиды», имеет право на получение набора социальных услуг, в том числе на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.
ФИО2 приходится ФИО1 матерью.
В соответствии со ст.ст. 39, 41 Конституции РФ, каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно ст. 19 Федерального закона от <Дата обезличена> № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
На основании п. 9 ст. 6.1, п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона от <Дата обезличена> № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют дети-инвалиды. В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (п.1 ч.1 ст.6.2).
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней (ч. 2 ст. 6.2).
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, согласно данному Перечню детям-инвалидам в возрасте до 18 лет гарантировано право на получение всех лекарственных средств бесплатно.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>н утвержден Стандарт специализированной медицинской помощи детям при хроническом вирусном гепатите С. В перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированных на территории Российской Федерации, предусмотренный данным Стандартом, включен интерферон - «Пэгинтерферон Альфа-2b», с указанием средней суточной и курсовой доз - 0,1 мг.
В соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год, утвержденным распоряжением Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-р, а также Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год, утвержденным распоряжением Правительства РФ от <Дата обезличена> N 2323, в данные Перечни включен интерферон – «Пэгинтерферон Альфа-2b» - лиофилизат для приготовления раствора для подкожного введения.
В соответствии с пунктом 3 Правил формирования перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, перечень важнейших лекарственных препаратов формируется по международным непатентованным наименованиям этих лекарственных препаратов (при отсутствии таких наименований - по группировочным или химическим наименованиям), в том числе с учетом стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, из лекарственных препаратов для медицинского применения, отвечающих следующим критериям: лекарственный препарат: зарегистрирован в установленном порядке в Российской Федерации; применяется с целью диагностики, профилактики, лечения и реабилитации заболеваний, синдромов и состояний, в том числе преобладающих в структуре заболеваемости в Российской Федерации; имеет преимущество по сравнению с другими лекарственными препаратами при лечении определенного заболевания или состояния; терапевтически эквивалентен лекарственным препаратам со схожим механизмом фармакологического действия (п. 2).
Приказом Министерства здравоохранения РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>н утвержден Порядок ведения Государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения, согласно которому Государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения является федеральной информационной системой, содержащей сведения о лекарственных препаратах для медицинского применения, прошедших государственную регистрацию, фармацевтических субстанциях, входящих в состав лекарственных препаратов для медицинского применения, и фармацевтических субстанциях, произведенных для реализации (п.2). Реестровая запись лекарственного препарата для медицинского применения содержит, в частности информацию в отношении наименования лекарственного препарата (международное непатентованное или группировочное, или химическое и торговое наименования); даты государственной регистрации лекарственного препарата и его регистрационный номер; наличия лекарственного препарата в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (п. 4).
Согласно данным Государственного реестра лекарственных средств в него включено лекарственное средство, имеющее международное непатентованное наименование «Пэгинтерферон Альфа-2b» - лиофилизат для приготовления раствора для внутримышечного введения, при этом лекарственными препаратами, имеющим данное международное непатентованное наименование и форму выпуска 100 мкг, являются препараты, имеющие торговое наименование «ПегИнтрон» и «ПегАльтевир».
Ответчиком льготным категориям граждан препарат «Пэгинтерферон Альфа-2b» также предоставляется с торговым наименованием «ПегАльтевир»-Лиоф, что подтверждается, в том числе, сведениями об остатках данного препарата в ОАО «Амурфармация» и разнарядками на лекарственные препараты.
Из заключения врача-онколога ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева» от <Дата обезличена> у ФИО1 при лечении основного заболевания были выявлены маркеры гепатита С, повышение трансаминаз. Учитывая высокую вирусную нагрузку, возраст ребенка, продолжительную ремиссию основного заболевания, в настоящее время показано проведение комбинированной противовирусной терапии (ПВТ) препаратом Пегасис 180 мкг 1 раз в неделю п/к. Проведение противовирусной терапии планируется в течение 24 недель. ПВТ может быть проведена по месту жительства под наблюдением педиатра.
Из протокола врачебной комиссии <Номер обезличен> от <Дата обезличена> следует, что ФИО1 рекомендована противовирусная терапия за счет Федеральной льготы, зарегистрированными в Российсколй федерации схемами лечения и лекарственными препаратами у детей до 18 лет - «Пэгинтерферон Альфа-2b» (ПегИнтрон 100 мкг) 1 раз в неделю подкожно в течении 24 недель с отчетом об эффективности в ГАУЗ АО «Амурская областная инфекционная больница».
<Дата обезличена> на основании протокола заседания комиссии ГБУЗ <адрес> «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова» лечащим врачом ФИО1 был выписан рецепт серии 28017 <Номер обезличен> на выдачу 24 флаконов лекарственного препарата «ПегИнтрон» 100 мкг.
Согласно сведениям, представленным ОАО «Амурфармация» рецепт был предъявлен в аптечное учреждение в день его выдачи – <Дата обезличена>, ввиду отсутствия препарата на складе поставлен на отсроченное обеспечение. <Дата обезличена> указанный рецепт был снят с отсроченного обеспечения на основании акта <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.
Как следует из персонифицированной заявки ГБУЗ <адрес> «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова» на II полугодие 2017 года в Министерство здравоохранения <адрес> сделана заявка на обеспечение ФИО1 лекарственным препаратом «Пэгинтерферон Альфа-2b» 100 мг (торговое наименование «ПегИнтрон») в количестве 24 упаковок.
Согласно записи в медицинской карте ФИО1 от <Дата обезличена>, заведующей педиатрическим отделением ГБУЗ <адрес> «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова» в связи с поступлением в аптеку препарата «Пэгинтерферон Альфа-2b» в дозировке 120 мкг вместо заявленной ранее дозировки 100 мкг принято решение о выписке рецепта на получение препарата «Пэгинтерферон Альфа-2b» 120 мкг.
Из разнарядки на лекарственный препарат, следует, что в 2017 году ФИО1 подлежало выдаче 8 упаковок лекарственного препарата «Пегальтевир» лиоф 120 мкг, рецепты обеспечены, при этом из письма и.о. министра Здравоохранения Амурской следует, что выписку рецептов ГБУЗ Амурской области «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова» необходимо обеспечить ежемесячно в соответствии со схемой лечения.
Из разнарядки на лекарственный препарат, следует, что в 2018 году ФИО1 подлежало выдаче 10 упаковок лекарственного препарата «ПэгИнтрон» лиоф 120 мкг, при этом из письма заместителя министра Здравоохранения Амурской также следует, что выписку рецептов ГБУЗ <адрес> «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова» необходимо обеспечить ежемесячно в соответствии со схемой лечения.
Согласно справки фельдшера ГБУЗ АО «Зейская больница им Б.Е. Смирнова» от <Дата обезличена> ФИО1 находится на лечении с диагнозом «Хронический гепатит С», получает противовирусную терапию препаратами, содержащими интерферон по назначению врача-инфекциониста с <Дата обезличена> с интервалом 7 дней. Общий курс лечения – 24 инъекции. По состоянию на 23 января 2018 года проделано 20 инъекций.
Таким образом, несовершеннолетней ФИО1, согласно назначенного лечения и даты начала лечения, подлежало выдаче в 2017 году 17 флаконов препарата «Пэгинтерферон Альфа-2b» 100 мг, либо препаратов его заменяющих, в 2018 году 7 флаконов препарата.
Вместе с тем, как следует из пояснения истицы и материалов дела, обязанность по выдаче Министерством несовершеннолетней указанного препарата в необходимом объеме исполнена не была, в связи с чем 30 ноября и 26 декабря 2017 года она лично, в целях недопущения прерывания лечения, приобрела 2 флакона лекарственного препарата «Пегинтрон» Лиоф д/р-р, стоимостью 6108 руб. 50 коп за один флакон, и 8 флаконов препарата «Пегасис», стоимостью 6500 рублей за один флакон, на общую сумму 64217 руб., при этом судом установлено, что прерывание лечения в данном случае было недопустимо.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО7 заведующая инфекционным отделением ГБУЗ АО «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова», также показала суду, что несовершеннолетняя ФИО1 является инвалидом детства и наблюдается в детской поликлинике ГБУЗ АО «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова» с диагнозом «Альвеолярная рабдомиосаркома», «Хронический вирусный гепатит С». На заседании врачебной комиссии ГАУЗ АО «Амурская областная инфекционная больница», ФИО1 была рекомендована противовирусная терапия лекарственными препаратами, за счет Федеральной льготы. После чего ГБУЗ АО «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова» направило в Министерство здравоохранения Амурской области федеральную персонифицированную заявку на приобретение и поставку лекарственных препаратов. Проведение противовирусной терапии должно быть непрерывным, прерывать такое лечение категорически запрещено.
Не доверять показаниям данного свидетеля у суда оснований не имеется, поскольку он был предупрежден об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, его показания не противоречат собранным по делу доказательствам, последовательны, сведениями о его заинтересованности в исходе дела суд не располагает.
Из отзыва на исковое заявление также следует, что необходимый препарата был поставлен в Амурскую область только <Дата обезличена>, а поступил в аптеку г. Зеи только <Дата обезличена>, тогда как к указанной дате несовершеннолетней подлежало сделать с момента начала лечения 20 инъекций, при этом ФИО2 было получено лишь 9 упаковок лекарственного препарата.
Министерство здравоохранения <адрес> в пределах возложенных на него полномочий за счет средств областного бюджета, в том числе субвенций, выделенных на рассматриваемые цели из федерального бюджета, осуществляет обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Учитывая изложенное, суд усматривает несвоевременное обеспечение ФИО1 необходимым количеством лекарственного препарата со стороны Министерства здравоохранения Амурской области, с учетом того, что курс лечения являлся не прерывным, о чем безусловно было известно указанному ответчику.
Стоимость лекарственного препарата «Пегинтрон» Лиоф д/р-р, а также «Пегасис» и количество приобретенных упаковок подтверждается кассовым чеком ОАО «Амурфармация» <Дата обезличена>, а также товарным чеком ООО «НИКАС ФАРМ» от <Дата обезличена>.
Статьей 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», установлено, что к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам (ч. 1).
Средства на осуществление указанных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (ч. 2, 4).
В силу ст. 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации», органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 16).
При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи (п.1 ч. 3 ст. 80).
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1 ст.81). В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой (п. 5 ч. 2 ст. 81).
Постановлением Правительства Амурской области от 24 января 2017 года № 19 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Амурской области медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, приложение № 4 к которой содержит перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, включающий «Пэгинтерферон Альфа-2b» - лиофилизат для приготовления раствора для внутримышечного введения
Той же Территориальной программой установлено, что обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, осуществляется за счет средств областного бюджета.
В соответствии с Положением о министерстве здравоохранения Амурской области, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 3 августа 2007 № 458, министерство здравоохранения Амурской области является исполнительным органом государственной власти Амурской области, проводящим государственную политику и осуществляющим отраслевое управление в сфере здравоохранения области, а также координацию деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и областных государственных учреждений здравоохранения.
Согласно разделу 3 Положения Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет, в частности следующие полномочия: в соответствии с законодательством Российской Федерации и Амурской области осуществляет функции государственного заказчика областных целевых программ и проектов в сфере деятельности министерства, в том числе обеспечивает граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в порядке, установленном действующим законодательством (п. 3.1.18); организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. (п. 3.1.20).
Таким образом, бесплатное предоставление при амбулаторном лечении по рецептам врача детям-инвалидам, страдающим заболеванием «гепатит С», лекарственного средства «Пэгинтерферон Альфа-2b» является государственной гарантией Российской Федерации и субъекта Российской Федерации – Амурской области.
Как указано выше, Министерство здравоохранения Амурской области в пределах возложенных на него полномочий за счет средств областного бюджета, в том числе субвенций, выделенных на рассматриваемые цели из федерального бюджета, осуществляет обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В обоснование своей позиции Министерство здравоохранения Амурской области ссылается на то, что государственный контракт, заключенный в 2017 году на закупку лекарственного препарата «Пэгинтерферон Альфа-2b» был расторгнут Министерством здравоохранения области в связи с отсутствием лекарственного препарата у производителя, и в целях обеспечения ФИО1 лекарственным препаратом «Пэгинтерферон Альфа-2b», Министерством здравоохранения Амурской области в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», был заключен контракт с другим поставщиком на поставку лекарственного препарата в Амурскую область.
Действительно, обеспечение граждан лекарственными препаратами как за счет средств федерального бюджета, выделенных в виде субвенций бюджету субъекта, так и за счет средств бюджета субъекта осуществляется при соблюдении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Вместе с тем, согласно ст. 12, 13 данного закона, государственные органы при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами.
В этой связи указанные доводы ответчика, суд во внимание не принимает, поскольку отношения ответчика с поставщиками лекарственных препаратов и их результат не могут влиять на конституционные права несовершеннолетней на своевременное, бесперебойное получение бесплатных лекарственных препаратов.
Кроме того, как установлено в судебном заседании, заявка на второе полугодие 2017 года, включающая рассматриваемый лекарственный препарат для ФИО1 в количестве 24 единиц, была заблаговременно сформирована ГБУЗ АО «Зейская больница им. Б.Е.Смирнова», и ответчик был заблаговременно – с апреля 2017 года информирован о нуждаемости ребенка-инвалида в препарате, о его количестве. Данное обстоятельство ответчиком Министерством здравоохранения Амурской области не оспаривалось.
Предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами определено разделом II Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, согласно п. 2.7 которого в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.
Обеспечение инвалидов лекарственными препаратами производится в соответствии со стандартами медицинской помощи и, по смыслу пункта 2.7 Порядка, должно осуществляться бесперебойно.
Отсутствие необходимого количества флаконов лекарственного препарата «Пэгинтерферон Альфа-2b» в аптеках г. Зея в период с ноября по январь 2018 года, свидетельствует о том, что ответчиком – Министерством здравоохранения Амурской области в полном объеме не были выполнены возложенные на него функции по обеспечению лекарственным препаратом нуждающегося в нем лица.
Доказательств невозможности исполнения Министерством здравоохранения Амурской области возложенных на него обязанностей по обеспечению ФИО1 рассматриваемым препаратом в полном объеме, а также принятия им исчерпывающих мер для исполнения таких обстоятельств, на что ссылается ответчик в отзыве, при установленных обстоятельствах не имеется.
При этом, проанализировав материалы дела, ни аптечное учреждение, ни медицинское учреждение, ни ответчик Министерство здравоохранения Амурской области не связывались с ФИО2, не сообщали ей о том, что Министерством здравоохранения Амурской области принимаются меры к заключению государственного контракта на поставку препарата, о сроках заключения такого контракта, сроках поставки и получения препарата аптечным учреждением, доказательств обратного ответчиками не представлено.
В соответствии с ст. 45 Конституции РФ, закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами.
К таким способам защиты гражданских прав относится возмещение убытков (ст. 12, ст. 15, ст. 16 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Статьей 16 ГК РФ, предусмотрена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.
Таким образом, гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти.
В соответствии со ст. 1082 ГК РФ, суд в зависимости от обстоятельств дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки.
В силу п. 2 ст. 15 ГК РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления его нарушенного права.
Приведенными нормами закона не установлено каких-либо ограничений по возмещению имущественных затрат понесенных лицом, чье право по обеспечению необходимыми лекарственными средствами, нарушено. Иное противоречило бы ст. 39 Конституции РФ и федеральному законодательству о государственной социальной помощи.
В соответствие со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, расходные обязательства есть обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором соглашением обязанности публично – правового образования или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому лицу средства из соответствующего бюджета.
Как установлено ст. 84 Бюджетного кодекса РФ, расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на исполнение расходных обязательств субъектов РФ в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов РФ переданных им отдельных государственных полномочий РФ.
Таким образом, учитывая, что обязанность государственных органов по бесплатному предоставлению медицинской помощи обусловлена федеральным законом и является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в лице его уполномоченных органов, ненадлежащее обеспечение, лиц имеющих право на бесплатное получение лекарственных средств, не является основанием для прекращения исполнения обязательств, а влечет последствия, предусмотренные ст. 15 ГК РФ.
В соответствии с ст. 84 Бюджетного кодекса РФ, Российская Федерация, установив законодательством о государственной социальной помощи, льготы по обеспечению лекарственными средствами, приняла на себя и обязанность нести расходные обязательства за счет средств федерального бюджета, путем предоставления субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации. В силу ст. 41 Бюджетного кодекса РФ к доходам бюджета субъекта Российской Федерации относятся, в том числе субвенции из федерального бюджета.
Согласно п. 3.1.41 Положения о Министерстве здравоохранения Амурской области, ответчик осуществляет бюджетные полномочия, возложенные бюджетным законодательством на главного распорядителя бюджетных средств, получателя средств областного бюджета, администратора доходов бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и законом Амурской области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, в пределах возложенных на министерство полномочий (п. 3.1.41).
Потери ФИО2 при льготном обеспечении граждан при отсутствии их компенсации являются убытками, которые подлежат возмещению в силу ст. 15 ГК РФ. Возникновение обязательства по возмещению убытков гражданское законодательство связывает непосредственно с фактом их причинения.
Как указывалось выше, ввиду неисполнения Министерством здравоохранения Амурской области в полном объеме обязанности по обеспечению ребенка-инвалида ФИО1 лекарственным препаратом ее законный представитель ФИО2 была вынуждена приобрести препарат за счет собственных средств, ее убытки составили 64217 рублей, их размер и несение истцом подтверждены надлежащими доказательствами, в связи с чем подлежат возмещению. ФИО2 не является стороной государственного контракта на поставку лекарственного препарата «Пэгинтерферон Альфа-2b», в связи с чем оснований для взыскания стоимости препарата, установленной данным контрактом, не имеется.
Поскольку Министерство здравоохранения Амурской области осуществляет свою деятельность непосредственно, является самостоятельным юридическим лицом, получателем и распределителем федеральных средств, поступающих в виде субвенций в бюджет Амурской области на обеспечение лиц, входящих в государственную программу по социальному обеспечению и оказанию дополнительной медицинской помощи, а также собственных средств областного бюджета на те же цели, то именно с Министерства здравоохранения Амурской области за счет средств областного бюджета подлежат взысканию причиненные Киселевой Е.Б. убытки.
Из отзыва на исковое заявление также следует, что до настоящего времени лекарственный препарат «Пэгинтерферон Альфа-2b», для обеспечения Киселевой А.А. распределенный в количестве 10 упаковок в ГБУЗ Амурской области «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова» не востребован.
Из отзыва на исковое заявление ГБУЗ АО «Зейская больница им. Б.Е.Смирнова» также следует, что разнарядка на получение 10 доз препарата Пегинтрон в дозировке 100 мкг поступила из Министерства здравоохранения Амурской области только 19 января 2018 года, однако рецепты на его получение не выписывались, поскольку родителям ребенка в целях непрерывности курса противовирусной терапии пришлось за свой счет в 2017 году приобрести указанный препарат.
Суд учитывает, что Министерством здравоохранения Амурской области в пределах своих полномочий и в соответствии с действующим порядком закупки лекарственных препаратов приняло меры по обеспечению ФИО1 лекарственным препаратом, вместе с тем данные меры были прияты им несвоевременно, в связи с чем имеет место его вина в произведенных ФИО2 затратах на его приобретение, в противном случае, как указано судом выше, имело бы место прерывание лечения, что в данном случае было недопустимо, а также нарушение конституционного права несовершеннолетней, являющейся ребенком-инвалидом, на своевременное и бесплатное получение лекарственных препаратов.
До принятия решения по делу заместителем прокурора заявлено ходатайство об обращении решения суда к немедленному исполнению.
Разрешая названное ходатайство, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения, поскольку судом не установлены обстоятельства, свидетельствующие о необходимости обращения решения суда к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования заместителя прокурора Зейского района Амурской области в интересах ФИО2 и несовершеннолетней ФИО1 к Министерству здравоохранения <адрес> о взыскании компенсации ущерба, за понесенные расходы, связанные с приобретением лекарственного препарата, удовлетворить.
Взыскать с Министерства здравоохранения Амурской области в пользу законного представителя несовершеннолетней ФИО1 – ФИО2 <данные изъяты> рублей в счет возмещения расходов, связанных с приобретением лекарственного препарата «Пэгинтерферон Альфа – 2b» («Пегинтрон Лиоф», «Пегасис»).
В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Зейского района Амурской области в интересах ФИО2 и несовершеннолетней ФИО1 к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Амурской области «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова» о взыскании компенсации ущерба, за понесенные расходы, связанные с приобретением лекарственного препарата, отказать.
В удовлетворении ходатайства об обращении решения к немедленному исполнению, отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено <Дата обезличена>.
Судья