Решение по делу № 3а-96/2019 от 10.12.2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

17 января 2019 года                            г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Непопалова Г.Г.,

при секретаре Лещевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-96/2019 по административному исковому заявлению Курмаева Р.Р., Орехова М.В. и Кандрашина С.М. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий в размере равном их рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л :

    

Курмаев Р.Р., Орехов М.В. и Кандрашин С.М. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий в размере равном их рыночной стоимости, мотивируя тем, что административным истцам на праве собственности принадлежат:

- Курмаеву Р.Р., Орехову М.В. и Кандрашину С.М.: нежилое здание – торговый центр, с кадастровым номером , площадью 1 528,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;

- Курмаеву Р.Р.: нежилое здание – магазин, с кадастровым номером , площадью 280,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость указанных выше объектов недвижимости определена по состоянию на 24 июля 2013 года и составляет:

- в отношении нежилого здания с кадастровым номером – 24 065 450 рублей 94 копейки;

- в отношении нежилого здания с кадастровым номером – 4 414 335 рублей 38 копеек.

Административные истцы не согласны с указанной выше кадастровой стоимостью нежилых зданий, считает её завышенной и не соответствующей действительной рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются их интересы, как плательщиков налога на имущество.

Согласно отчетам об оценке от 6 ноября 2018 года №№ и , подготовленным оценщиком ООО «Агентство оценки «Гранд Истейт», рыночная стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на 24 июля 2013 года составляет:

- в отношении нежилого здания с кадастровым номером – 7 576 000 рублей;

- в отношении нежилого здания с кадастровым номером – 888 000 рублей.

При таких обстоятельствах административные истцы полагают, что имеются предусмотренные законом основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих им объектов недвижимости в судебном порядке.

На основании изложенного, административные истцы просят суд:

- восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи настоящего административного искового заявления;

- установить кадастровую стоимость нежилого здания – торговый центр, с кадастровым номером , площадью 1 528,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 7 576 000 рублей.

- установить кадастровую стоимость нежилого здания – магазин, с кадастровым номером , площадью 280,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 888 000 рублей.

В судебном заседании представитель административных истцов Флегонтова Г.А. действующая на основании доверенности от 30 октября 2018 года № , административный иск поддержала, сославшись на доводы, изложенные выше.

Представители Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области и Администрации сельского поселения Просвет муниципального района Волжский Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, об уважительных причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем, в соответствии с положениями статей 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело без их участия.

Представитель Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные пояснения на административный иск, в которых оставил разрешение административных исковых требований по существу на усмотрение суда.

Представитель Администрации сельского поселения Просвет муниципального района Волжский Самарской области направил в адрес суда письменный отзыв, в котором возражает против удовлетворения требований административных истцов, просит суд отказать в установлении кадастровой стоимости нежилых зданий в размере рыночной стоимости и оставить кадастровую стоимость нежилых зданий без изменения, поскольку снижение кадастровой стоимости в существенном размере приведет к уменьшению поступлений в местный бюджет.

Иные участвующие в деле лица письменных возражений в адрес суда не направили.

Суд, заслушав объяснения представителя административного истца, проверив дело, полагает административный иск Курмаева Р.Р., Орехова М.В. и Кандрашина С.М. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий в размере равном их рыночной стоимости обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Из материалов дела следует, что Курмаеву Р.Р., Орехову М.В. и Кандрашину С.М. на праве общей собственности – по 1/3 доле в праве каждому, принадлежит нежилое здание – торговый центр, с кадастровым номером , площадью 1 528,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 10 марта 2006 года, а также выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 26 декабря 2018 года № .

Кроме того, Курмаеву Р.Р. на праве собственности принадлежит нежилое здание – магазин, с кадастровым номером , площадью 280,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 30 октября 2018 года № .

Кадастровая стоимость указанных выше нежилых зданий определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года № 118 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» и по состоянию на 24 июля 2013 года составляет:

- в отношении нежилого здания с кадастровым номером – 24 065 450 рублей 94 копейки;

- в отношении нежилого здания с кадастровым номером – 4 414 335 рублей 38 копеек.

Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 8 октября 2018 года № и от 18 октября 2018 года № .

Административные истцы, будучи собственниками спорных объектов недвижимости, являются плательщиками налога на имущество физических лиц, зачисляемого в бюджет сельского поселения Просвет муниципального района Волжский Самарской области. Налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц является кадастровая стоимость объекта недвижимости.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Таким образом, административные истцы, являясь собственниками указанных выше нежилых зданий, имеют законный интерес в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их действительной рыночной стоимости.

Согласно статье 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде или комиссии, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

Не согласившись с кадастровой стоимостью нежилых зданий, Курмаев Р.Р., Орехов М.В. и Кандрашин С.М. 10 декабря 2018 года обратились в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.

В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку на момент обращения административных истцов в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик спорных нежилых зданий, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить административным истцам срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости рассматриваемых объектов недвижимости.

Ввиду этого обращение Курмаева Р.Р., Орехова М.В. и Кандрашина С.М. в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий равной их рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года, то есть на дату, по состоянию на которую определена их кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статей 400-402 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 12, 24.15 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление их кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Административным истцом в обоснование своих требований представлены отчеты об оценке от 6 ноября 2018 года №№ и , подготовленные оценщиком ООО «Агентство оценки «Гранд Истейт», из которых усматривается, что объектами оценки являлись нежилые здания с кадастровыми номерами и , итоговая величина рыночной стоимости которых по состоянию на 24 июля 2013 года составляет:

- в отношении нежилого здания с кадастровым номером – 7 576 000 рублей;

- в отношении нежилого здания с кадастровым номером – 888 000 рублей.

Исследовав отчеты об оценке, суд приходит к выводу о том, что они соответствуют требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

На основании статьи 11 указанного Федерального закона, итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также – отчет).

Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта недвижимости, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки, отраженных в отчете.

Согласно статье 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена на дату определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, а именно на 24 июля 2013 года.

Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчетах об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости нежилых зданий основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки. Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчету об оценке документами.

На отчеты об оценке рыночной стоимости Некоммерческим партнерством саморегулируемой организации «Свободный Оценочный Департамент» даны положительные экспертные заключения, согласно которым расчет стоимости нежилых зданий, проведенный экспертом на основании данных, имеющихся в отчетах об оценке, примененных оценщиком подходов и методов, подтвердил величину стоимости объектов оценки, определенную оценщиком в отчетах об оценке. Отчеты соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам оценочной деятельности Некоммерческим партнерством саморегулируемой организации «Свободный Оценочный Департамент».

С учетом изложенного, оснований полагать, что представленные административным истцом отчеты об оценке не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами и , содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовые основания для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.

С учетом изложенного, суд полагает возможным принять отчеты об оценке от 6 ноября 2018 года №№ и , подготовленные оценщиком ООО «Агентство оценки «Гранд Истейт», в качестве надлежащих доказательств, подтверждающих величину рыночной стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами и по состоянию на 24 июля 2013 года, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанных отчетов.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению.

Доводы заинтересованного лица Администрации сельского поселения Просвет муниципального района Волжский Самарской области, о том, что уменьшение кадастровой стоимости в существенном размере приведет к снижению поступлений в местный бюджет, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку право административных истцов на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости, предусмотрено Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов административного дела следует, что датой обращения административных истцов в суд является 10 декабря 2018 года, что подлежит указанию в резолютивной части настоящего решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Курмаева Р.Р., Орехова М.В. и Кандрашина С.М. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий в размере равном их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания – торговый центр, с кадастровым номером , площадью 1 528,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 7 576 000 рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания – магазин, с кадастровым номером , площадью 280,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 888 000 рублей.

Датой подачи Курмаевым Р.Р., Ореховым М.В. и Кандрашиным С.М. заявления в суд считать 10 декабря 2018 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 18 января 2019 года.

Председательствующий:                     Непопалов Г.Г.

3а-96/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Орехов М.В.
Кандрашкин С.М.
Курмаев Р.Р.
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
Правительство Самарской области (для Министерства имущественных отношений Самарской области)
Другие
Министерство имущественных отношений Самарской области
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Администрация сельского поселения Просвет Волжского района Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
10.12.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
11.12.2018[Адм.] Передача материалов судье
11.12.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
11.12.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.12.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.12.2018[Адм.] Судебное заседание
17.01.2019[Адм.] Судебное заседание
11.12.2018Передача материалов судье
10.12.2018Регистрация административного искового заявления
12.12.2018Решение вопроса о принятии к производству
12.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2018Судебное заседание
25.12.2018Судебное заседание
04.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее