Дело № 2а-1038/2020
УИД 35RS0010-01-2019-016308-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вологда 21 января 2020 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Леоновой И.М.,
с участием:
- административного истца Назаровой Н.С.,
- представителя административного ответчика по доверенности Сизмяковой А.С.,
при секретаре Стариковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Назаровой Н. С. к Администрации города Вологды о признании незаконным распоряжения,
установил:
Назарова Н.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Вологды, мотивируя требования тем, что она является матерью троих детей. Распоряжением Департамента земельных отношений Вологодской области от 06 июля 2012 года № она включена в список граждан, имеющих право на приобретение в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории МО «Город Вологда», присвоен порядковый №. В феврале, июле и ноябре 2018 года ею получены уведомления о возможности получения земельного участка в собственность бесплатно. В ответ на уведомления, полученные в феврале, июле 2018 года она направила в адрес Департамента градостроительства Администрации города Вологды сообщения об отказе в получении предложенного земельного участка. На уведомление, полученное в ноябре 2018 года ответ направлен не был, поскольку она находилась в служебной командировке за пределами Вологодской области. Распоряжением от 24 января 2019 года № она была снята с учета в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории МО «Город Вологда», ввиду отсутствия от нее заявления о предоставлении земельного участка или письменного сообщения об отказе в получении предложенного земельного участка в собственность бесплатно по истечении 20 рабочих дней со дня направления третьего уведомления о возможности получения земельного участка в собственность бесплатно.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит признать незаконным и отменить распоряжение начальника Департамента градостроительства Администрации города Вологды от 24 января 2019 года № «О снятии Назаровой Н.С. с учета в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории МО «Город Вологда» Вологодской области.
В судебном заседании административный истец Назарова Н.С. административные исковые требования поддержала, просила удовлетворить, заявила ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с данным требованием.
Представитель административного ответчика по доверенности Сизмякова А.С. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения административных исковых требований, по доводам и основаниям, изложенным в отзыве. Дополнительно пояснила, что Назарова Н.С. Департаментом земельных отношений Вологодской области всклочена в список граждан, имеющих право на приобретение в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории МО «Город Вологда» с порядковым номером № 30 января 2018 года в адрес Назаровой Н.С. направлено уведомление о возможности получения земельного участка, данное уведомление получено ей 05 февраля 2018 года, 03 июля 2018 года направлено повторное уведомление о возможности получения земельного участка, которое получено истцом 30 июля 2018 года, 30 октября 2018 года направлено третье уведомление о возможности получения земельного участка, которое получено 12 декабря 2018 года, отказов от предоставленного земельного участка или согласия на предоставление земельного участка от Назаровой Н.С. не поступало, в материалах личного дела не имеется.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, и оценив собранные по нему доказательства, суд пришёл к следующему.
Согласно статье 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), административное исковое заявление может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии с частью 7 статьи 219 КАС РФ, пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
В обоснование пропуска установленного законом срока на обжалование действий и бездействий должностных лиц и государственных органов истец указала, что принимала меры для урегулирования данного вопроса в досудебном порядке.
С учетом, изложенного суд, учитывая законодательно предоставленное право истца на обращение в суд с исковым заявлением за восстановлением нарушенных прав, полагает возможным ходатайство Назаровой Н.С. удовлетворить, срок для обращения в суд с настоящим исковым заявлением восстановить.
Из положений статей 218, 227 КАС РФ следует, что требование о признании незаконными решений или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и (действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Отсутствие указанной совокупности является основанием для отказа в удовлетворении требования.
Из материалов дела следует, что Назарова Н.С. 25 июня 2012 года обратилась в Департамент земельных отношений Администрации города Вологды с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка в соответствии с законом Вологодской области от 22 ноября 2011 года № ОЗ «О бесплатном предоставлении в собственность граждан, имеющих троих и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории Вологодской области», утратившим силу со дня начала действия Закона Вологодской области от 08 апреля 2015 года № 3627-ОЗ «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Вологодской области».
На основании указанного заявления распоряжением Департамента земельных отношений Администрации города Вологды от 06 июля 2012 года № Назарова Н.С. включена в список граждан, имеющих право на приобретение в собственность бесплатно земельного участка с присвоением порядкового номера 921.
Департамент градостроительства Администрации города Вологды в адрес Назаровой Н.С. направил первое уведомление от 30 января 2018 года № о возможности получения земельного участка. Данное уведомление получено Назаровой Н.С. 09 февраля 2018 года.
Департамент градостроительства Администрации города Вологды в адрес Назаровой Н.С. направил второе уведомление от 03 июля 2018 года № о возможности получения земельного участка. Данное уведомление получено Назаровой Н.С. 03 июля 2018 года.
Департамент градостроительства Администрации города Вологды в адрес Назаровой Н.С. направил третье уведомление от 30 октября 2018 года № о возможности получения земельного участка. Данное уведомление получено Назаровой Н.С. 12 декабря 2018 года.
Распоряжением начальника Департамента градостроительства Администрации города Вологды от 24 января 2019 года Назарова Н.С. снята с учета в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, поскольку отсутствует заявление Назаровой Н.С. о предоставлении земельного участка или письменного сообщения об отказе получить предложенный земельный участок в собственность бесплатно в течение 20 рабочих дней со дня направления третьего уведомления о возможности получения земельного участка в собственность бесплатно.
Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1 статьи 1, пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Земельный кодекс Российской Федерации наделяет законодателя субъекта Российской Федерации полномочием определять случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок и основания снятия граждан с данного учета.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 1 Закона Вологодской области от 08 апреля 2015 года № 3627-ОЗ «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Вологодской области» (далее – Закон № 3627-ОЗ) земельные участки предоставляются в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей.
В силу части 1 статьи 8 Закона № 3627-ОЗ предоставление земельных участков в собственность бесплатно гражданам, состоящим на учете, осуществляется уполномоченным органом на основании заявлений граждан о предоставлении земельного участка после утверждения перечня земельных участков либо включения в утвержденный перечень вновь сформированных земельных участков.
Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней после утверждения соответствующего перечня земельных участков либо включения в утвержденный перечень вновь сформированных земельных участков почтовым отправлением с уведомлением о вручении информирует граждан о возможности получения земельного участка в собственность бесплатно (далее - уведомление). В случае личного обращения гражданина или его представителя уведомление вручается под расписку (часть 2).
Земельные участки предлагаются уполномоченным органом в порядке возрастания кадастровых номеров, начиная с гражданина, заявлению о постановке на учет которого присвоен наименьший порядковый номер (часть 3).
Согласно части 5 статьи 8 Закона № 3627-ОЗ гражданин в течение 10 рабочих дней с даты получения им уведомления представляет в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка, указанного в уведомлении, или сообщает в письменной форме уполномоченному органу об отказе в его получении.
Гражданин, надлежащим образом уведомленный о возможности получить земельный участок в собственность бесплатно и не представивший в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка или письменное сообщение об отказе в получении предложенного земельного участка в собственность бесплатно либо отказавшийся от получения предложенного земельного участка в срок, указанный в части 5 настоящей статьи, не снимается с учета и сохраняет право на получение земельного участка в собственность бесплатно. При этом порядковый номер, присвоенный заявлению гражданина, не изменяется.
На основании части 8 статьи 8 Закона № 3627-ОЗ по истечении 20 рабочих дней со дня получения уведомления о вручении гражданину почтового отправления, указанного в части 2 настоящей статьи, и при наличии письменного сообщения гражданина об отказе получить предложенный земельный участок в собственность бесплатно либо при отсутствии заявления гражданина о предоставлении земельного участка или письменного сообщения об отказе в получении предложенного земельного участка в собственность бесплатно такой земельный участок предлагается уполномоченным органом гражданину, заявлению которого присвоен следующий порядковый номер о постановке на учет.
Гражданин, трижды надлежащим образом уведомленный о возможности получить земельный участок в собственность бесплатно и не представивший в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка или письменное сообщение об отказе в получении предложенного земельного участка в собственность бесплатно, снимается с учета. Такой гражданин имеет право на повторное обращение с заявлением о постановке на учет в уполномоченный орган в порядке, установленном настоящим законом области (часть 9 статьи 8 Закона № 3627-ОЗ).
Судом, установлено, что в адрес Назаровой Н.С. Департаментом градостроительства Администрации города Вологды направлялись уведомления о возможности получения земельного участка, которые были получены Назаровой Н.С., однако, заявления о предоставлении земельного участка или заявления об отказе в его получении от Назаровой Н.С, не поступало, доказательств направления в адрес Департамента уведомлений об отказе в получении земельного участка, как указано истцом в исковом заявлении, не представлено, в материалах личного дела также не имеется.
С учетом изложенного, распоряжение начальника Департамента градостроительства Администрации города Вологды от 24 января 2019 года № о снятии Назаровой Н.С. с учета в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно является законным. Кроме того, в силу части 9 статьи 8 Закона № 3627-ОЗ Назарова Н.С. не лишена права на повторное обращение с заявлением о постановке на учет в уполномоченный орган в порядке установленным данным законом.
Руководствуясь статьями 175-180, 227-228, 295-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
восстановить Назаровой Н. С. срок обращения с административным исковым заявлением в суд.
Административные исковые требования Назаровой Н. С. оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья И.М. Леонова
Мотивированное решение изготовлено 31 января 2020 года.