УИД 11RS0005-01-2021-003013-09 Дело № 2-7139/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Лушковой С.В.
при секретаре Каневой Л.С.
с участием помощника прокурора города Сыктывкара Семеновой Я.В.
представителя ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ- 11 ФСИН России Морозовой М.А.
рассмотрев 03 декабря 2021 года в г. Сыктывкаре в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сергун Павла Александровича к Министерству финансов Российской Федерации, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
у с т а н о в и л:
Сергун П.А. обратился в Ухтинский городской суд с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации, УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, в сумме 3 000 000 руб.
К участию в деле в качестве соответчика привлечена ФСИН России (л.д. 15), в качестве третьего лица - ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми (л.д. 16).
Определением Ухтинского городского суда от 25.06.2021 дело передано на рассмотрение в Сыктывкарский городской суд по месту нахождения, указанных в исковом заявлении ответчиков, - УФК по РК, действующего в интересах Министерства финансов Российской Федерации, и УФСИН России по Республике Коми (л.д. 151).
В соответствии с ч. 3 ст. 33.1 ГПК РФ Сыктывкарский городской суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Судом поставлен вопрос о привлечении к участию в деле в качестве соответчика ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми.
В судебном заседании административный истец участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в порядке статьи 96 Кодекса административного судопроизводства РФ. В своем заявлении просил рассматривать дело в его отсутствие.
Представитель административных ответчиков, помощник прокурора в судебном заседании не возражали против привлечения к участию в деле в качестве соответчика ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми.
Представителем ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ- 11 ФСИН России заявлено ходатайство о передаче административного дела по подсудности по месту нахождения административного ответчика ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми и доказательственной базы, что будет способствовать более доступному сбору доказательств.
Выслушав доводы, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 5 статьи 41 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае, если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено настоящим Кодексом или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд первой инстанции привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика.
В связи с характером спорного правоотношения, учитывая, что административный истец оспаривает ненадлежащие условия его содержания в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, суд находит необходимым привлечь к участию в деле в качестве административного соответчика ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми.
Согласно части 1 статьи 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Подсудность дел предполагает установление законом разграничения как предметной компетенции, в том числе между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, так и в рамках каждого вида юрисдикции - для определения конкретного суда, уполномоченного рассматривать данное дело; несоблюдение установленной федеральным законодателем подсудности дел нарушает конституционное предписание о законном суде, а через это - и само право на судебную защиту; рассмотрение дела вопреки правилам о подсудности не отвечает требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение данного конкретного дела, по смыслу статей 46 и 47 Конституции РФ, не является законным судом, принятые же в результате такого рассмотрения судебные акты не могут признаваться реально обеспечивающими права и свободы (постановление Конституционного Суда РФ от 21.01.2010 № 1-П).
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 06.04.2006 № З - П, правосудие должен осуществлять только тот суд и тот судья, к ведению которых законом отнесено рассмотрение конкретного дела, при этом рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда.
В определении Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 № 262-0 разъяснено, что рассмотрение дел должно осуществляться судом, который в соответствии с установленными законом правилами подведомственности и подсудности обладает соответствующей компетенцией по рассмотрению конкретного дела.Лица, содержащиеся под стражей, в случае нарушения условий содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, в суд с административным исковым заявлением о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Согласно части 1 статьи 22 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.
Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом (часть 3 статьи 24 Кодекса административного судопроизводства РФ).
В силу разъяснений пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» при определении территориальной подсудности административных дел, связанных с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, судам следует учитывать, что в случае, когда административным ответчиком является федеральный орган исполнительной власти, его территориальный орган, административное исковое заявление может быть подано в суд того района, на территории которого осуществлены (не осуществлены) полномочия в виде оспариваемых действий (бездействия) или на территории которого исполняется оспариваемое решение. Например, административное исковое заявление об оспаривании бездействия, связанного с необеспечением в исправительном учреждении минимальных норм питания, подается в районный суд, на территории которого расположено такое учреждение (часть 2 статьи 22 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Таким образом, правовое значение при определении подсудности административного дела по требованиям административного истца имеет место расположение исправительного учреждения, условия содержания в котором оспаривает заявитель, и в связи с которыми просит о присуждении соответствующей компенсации.
Как следует из содержания заявления и приложенных к нему документов, Серген П.А. оспаривает ненадлежащие условия его содержания в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. Промышленная, д. 4, на данную территорию юрисдикция Сыктывкарского городского суда не распространяется.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о передаче дела для рассмотрения по подсудности в Ухтинский городской суд Республики Коми.
Руководствуясь ст.ст. 27, 198, 199 КАС РФ, суд
о п р е д е л и л:
Привлечь к участию в деле в качестве административного соответчика ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми.
Передать административное дело по административному исковому заявлению Сергун Павла Александровича к Министерству финансов Российской Федерации, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении по подсудности на рассмотрение Ухтинского городского суда Республики Коми.
Частная жалоба на определение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения.
Судья С.В.Лушкова