№
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Лешуконский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Козяйкиной Е.Н.,
при секретаре Сахаровой Л.Р.,
с участием помощника прокурора <адрес> Малининой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению и.о. прокурора <адрес> ФИО4, поданного в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего ФИО1 к администрации <данные изъяты> об обязании привести жилое помещение в состояние, пригодное для проживания граждан,
УСТАНОВИЛ:
и.о. прокурора <адрес> ФИО4 обратился в Лешуконский районный суд с иском в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего ФИО1 к администрации <данные изъяты> об обязании привести жилое помещение в состояние, пригодное для проживания граждан.
В обосновании заявленных требований указано, что прокуратурой <адрес> в ходе проверки исполнения законодательства о гарантиях жилищных прав детей-сирот в администрации МО <данные изъяты> выявлены нарушения. Несовершеннолетний ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории дети-сироты. За ним постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение находится в муниципальной собственности. В настоящее время ФИО1 является единственным лицом, имеющим право пользования жилым помещением. Согласно акта обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, квартира находится в ненадлежащем санитарном состоянии: валяется сломанная мебель, одежда взрослая и детская, посуда, ведра, бытовой мусор, требуется косметический ремонт, за квартиру имеется долг 35000 рублей. Ссылаясь на нормы законодательства РФ указывает, что жилое помещение, предоставляемое детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа должно соответствовать требованиям законодательства РФ, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания. Сохранению подлежат жилые помещения, в которых дети-сироты являются нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также, если они приобрели право пользования жилым помещением или имеют право проживания в жилом помещении. Сохранность жилого помещения обеспечивают законные представители, а также органы опеки и попечительства по месту нахождения жилого помещения во взаимодействии с органами местного самоуправления, осуществляющими муниципальный жилищный контроль, а также функции и полномочия наймодателя, в пределах своих полномочий. Вместе с тем, до настоящего времени спорное жилое помещение находится в непригодном состоянии. Просит обязать администрацию МО <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> привести в состояние, пригодное для постоянного проживания граждан в соответствии с установленными санитарными и техническим правилами и нормами, иными требованиями законодательства Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора Малинина А.И. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Законный представитель несовершеннолетнего ФИО1 – ФИО7 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика – администрации МО «<данные изъяты> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, письменно просил дело рассмотреть без участия представителя, также представил ходатайство о признании исковых требований и.о. прокурора района.
Представитель Управления образования администрации МО «<адрес>» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в отзыве с исковыми требованиями согласны, просили их удовлетворить.
Выслушав помощника прокурора <адрес>, исследовав материалы настоящего гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
На основании ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Судом установлено и следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком, оставшимися без попечения родителей, так как его мать ФИО6, решением Лешуконского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № лишена родительских прав.
Сведения об отце в актовой записи о рождении ФИО1 отсутствуют.
Постановлением администрации МО «<данные изъяты> муниципальный район» № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 передан на воспитание в приемную семью ФИО7
Постановлением администрации МО <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетним ФИО1, закреплено право на жилое помещение по адресу: <адрес>.
По данным поквартирной карточки и адресной справки в спорном жилом помещении зарегистрирован ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Лешуконского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО6 признана прекратившей право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> снята с регистрационного учета по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из реестра недвижимого имущества МО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ реестровый №, квартира по адресу: <адрес> является муниципальной собственностью, балансодержатель - МО <данные изъяты>
Согласно ст. 148 Семейного Кодекса РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.
Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения в <адрес>» предусмотрено, что реализация права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на жилое помещение осуществляется путем выявления, закрепления и сохранения за ними ранее занимаемого жилого помещения, а в случае отсутствия такого жилого помещения либо наличия обстоятельств, препятствующих вселению в ранее занимаемое жилое помещение, предусмотренных статьей 16 настоящего закона, - путем предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Частью 2 ст. 15 указанного закона предусмотрено, что жилое помещение, предоставляемое детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, должно соответствовать следующим требованиям: жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства Российской Федерации, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания.
В соответствии с ч.1 ст. 15 закона сохранению подлежат жилые помещения, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также, если они приобрели право пользования жилым помещением или имеют право проживания в жилом помещении.
Статьей 22 закона предусмотрено, что Сохранность жилых помещений, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего закона, обеспечивается путем реализации комплекса мер, направленных на поддержание жилых помещений в состоянии, пригодном для постоянного проживания граждан в соответствии с установленными санитарными и техническими правилами и нормами, иными требованиями законодательства Российской Федерации, а также на недопущение использования, распоряжения жилыми помещениями вопреки интересам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (вселение, отчуждение, передача в пользование и иное). Сохранность жилого помещения обеспечивают законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также органы опеки и попечительства по месту нахождения жилого помещения во взаимодействии с органами местного самоуправления, осуществляющими муниципальный жилищный контроль, а также функции и полномочия наймодателя, в пределах своих полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч.2 ст.15 ЖКРФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно ст. 30 Жилищного кодекса Российской собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно статье 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества (ч. 2). Наймодатель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 2 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения (ч. 3).
В силу пункта 1 статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации наймодатель обязан передать нанимателю свободное жилое помещение в состоянии, пригодном для проживания. Наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещении, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении (п. 2 ст. 676 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
В связи с закреплением права на жилое помещение за несовершеннолетним ФИО1, на основании приказов Управления образования администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении плановых проверок сохранности и надлежащего состояния закрепленных жилых помещений» отделом опеки и попечительства Управления образования администрации МО «<адрес>» составлены акты осмотра жилого помещения (квартиры) от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым квартира по адресу: <адрес> находится в муниципальной собственности МО <данные изъяты> в квартире никто не проживает, дверь на замок не закрыта, сорвана нижняя дверная петля, дверь не закрывается в притворе. Во всех помещениях валяется сломанная мебель, одежда, посуда.
Также администрацией МО <данные изъяты> по запросу органа опеки и попечительства Управления образования администрации МО «<адрес>» проводились осмотры жилого помещения (квартиры) по адресу: <адрес>, о чем составлены акты осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которых квартира находится в удовлетворительном состоянии, разбросаны вещи, мебель и посуда, в квартире никто фактически не проживает, требуется косметический ремонт, дверь на замок не закрывается, имеется задолженность за найм жилого помещения.
Также актом осмотра жилого помещения (квартиры) комиссии администрации МО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ выявлено, что в квартире никто не проживает, состояние квартиры остается неизменным в течение длительного времени, требуется косметический ремонт, дверь в квартиру закрыта на замок, поскольку в доме никто не проживает, дверь в подъезд также закрыта на замок.
Из положений ч.3 ст.173 ГПК РФ следует, что при признании ответчиком иска и принятии его судом, выносится решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В силу ч.4 ст.198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Администрация МО <данные изъяты> исковые требования прокурора признала в полном объеме, представив соответствующее ходатайство. Признание иска суд находит не противоречащим закону и не нарушающим прав и законных интересов третьих лиц, поэтому принимает указанное признание ответчиком иска и считает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования и.о. прокурора <адрес> ФИО4, поданного в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего ФИО1 к администрации <данные изъяты> об обязании привести жилое помещение в состояние, пригодное для проживания граждан, удовлетворить.
Обязать администрацию МО <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> привести в состояние, пригодное для постоянного проживания граждан в соответствии с установленными санитарными и техническим правилами и нормами, иными требованиями законодательства Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или представления через Лешуконский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Е.Н. Козяйкина