Дело № 2-652/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 марта 2018 года с.Березовка Пермский край
Кунгурский городской суд Пермского края (ПСП в с.Березовка) в составе:
судьи Зориной О.В.,
при секретаре Еремеевой В.В.,
с участием представителя ответчика - администрации Дубовского сельского поселения Берёзовского муниципального района Пермского края – Худеньких Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Березовка Пермского края гражданское дело по исковому заявлению Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Дубовского сельского поселения Березовского муниципального района о возложении обязанностей обеспечить наличие проекта зон санитарной охраны для источников водоснабжения населения д. Дубовое, получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии такого проекта государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта (каптажированный родник в д.Дубовое) в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; направить проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения населения в д.Дубовое в сопровождении предусмотренных законодательством документов в адрес Министерства природных ресурсов Пермского края для утверждения проекта зоны санитарной охраны, установления границ и режима зон санитарной охраны; предоставить документы по установлению границ зон с особыми условиями использования территории по экологическим условиям и нормативному режиму хозяйственной деятельности в Администрацию Березовского муниципального района для нанесения границ ЗСО источников водоснабжения населения д.Дубовое на градостроительную документацию,
УСТАНОВИЛ:
Центральный территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю обратился в суд к Администрации Дубовского сельского поселения Березовского муниципального района Пермского края с иском о возложении обязанности обеспечить наличие проекта зон санитарной охраны для источников водоснабжения населения д.Дубовое Березовского района (каптажированный родник) и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии такого проекта, соответствующее требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в срок до 01.11.2020 г.; получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта (каптажированный родник в д.Дубовое) в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в срок до 01.12.2020 г.; направить проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения населения в д.Дубовое в сопровождении документов, предусмотренных п.2.6 Приказа Министерства природных ресурсов Пермского края от 14.12.2011 №СЭД-30-01-03-312 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края государственной услуги по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях» в адрес Министерства природных ресурсов Пермского края для утверждения проекта зоны санитарной охраны, установления границ и режима зон санитарной охраны в течение 30 дней с момента получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта; предоставить документы по установлению границ зон с особыми условиями использования территории по экологическим условиям и нормативному режиму хозяйственной деятельности в администрацию Березовского муниципального района для нанесения границ ЗСО источников водоснабжения населения д.Дубовое на градостроительную документацию (карту градостроительного зонирования, карту зон с особыми условиями использования территории по экологическим условиям и нормативному режиму хозяйственной деятельности) в соответствии с п. 5 ГрК РФ и обеспечения регулирования оборота земель, находящихся в пределах 1-го и 2-ого поясов ЗСО, согласно п.п. 14, п.5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации в течение 30 дней со дня утверждения проекта Министерством природных ресурсов Пермского края.
В обоснование исковых требований указано о том, что согласно п.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012 г. №713, территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. В соответствии с п.5.1 Положения о Центральном территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 04.07.2013 г. №123, основными задачами Центрального территориального отдела являются осуществление федерального государственного надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства РФ в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) населения. Поскольку одним из важнейших факторов среды обитания, определяющих состояние здоровья населения, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, является гигиеническое состояние водных объектов, используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в рекреационных целях, в т.ч. водные объекты, расположенные в границах городских и сельских поселений, для реализации задачи обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения главным государственным санитарным врачом и их заместителям в соответствии с п.2 ч.1 ст.51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 предоставлены полномочия предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства. В соответствии п.п.1,2 ст.40 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством РФ. Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает, в том числе обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей. Пунктом 8.40 Положения об Управлении Роспотребнадзора по Пермскому краю, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека №713 от 09.07.2012, предусмотрено право Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю обращения в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей. Обращение в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц предусмотрено ч.1 ст.46 ГПК РФ. Иск Роспотребнадзора позволяет осуществить защиту нарушенных прав не конкретного лица, а неопределенного круга лиц. Количественная неопределенность для настоящего искового заявления предполагает, что состав потенциальных истцов не поддается точному установлению. Необходимость подачи заявления в защиту неопределенного круга потребителей обусловлена невозможностью установления конкретных потребителей или группы граждан, права которых нарушены. Основанием для подачи иска является информация реестра, выданных санитарно-эпидемиологических заключений, размещенная на официальном сайте Роспотребнадзора России, а также информация, предоставленная администрацией Березовского муниципального района Пермского края. Центральным территориальным отделом Роспотребнадзора по Пермскому краю установлено, что согласно письму администрации Березовского муниципального района на подземный источник водоснабжения в д.Дубовое (каптажированный родник) отсутствует проект зон санитарной охраны скважин (далее - ЗСО). Проанализировав реестр санитарно-эпидемиологических заключений, находящийся в открытом доступе, установлено, что у администрации Дубовского сельского поселения, имеющей на балансе источник питьевого водоснабжения в д.Дубовое, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны на водоисточник и санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта (каптажированный родник) в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Реестр санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов ведется в соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.07.2007 №224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок». Санитарно-эпидемиологическое заключение – документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проект нормативных актов, эксплуатационной документации. Отсутствие данных санитарно-эпидемиологических заключений является нарушением требований законодательства п.4 ст.18 Федерального закона РФ №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В соответствии с п.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуется на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. В силу требований п.1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. Пунктом 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке. Согласно п.3.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 целью мероприятий является сохранение постоянства природного состава воды в водозаборе путем устранения и предупреждения возможности ее загрязнения. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Таким образом, водоснабжение населения д.Дубовое Березовского района осуществляется из водоисточника, не имеющего разрешения к использованию в качестве источника питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация водоснабжения населения в д.Дубовое относится к полномочиям Дубовского сельского поселения. Кроме того, с точки зрения санитарного законодательства, деятельность органов местного самоуправления имеет ключевое значение в вопросах организации надлежащего питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения. Администрация Дубовского сельского поселения не предпринимала необходимых мер по разработке проекта ЗСО для подземного источника водоснабжения в д.Дубовое, установлению границ и режима зон санитарной охраны этого водоисточника, нанесению этих границ на градостроительную документацию, а также получения санитарно-эпидемиологических заключений на проект зон санитарной охраны скважин и использование водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Представитель истца в судебном заседании участия не принимал, просил рассмотреть дело в его отсутствии, на удовлетворении исковых требований настаивал, о чем представил соответствующее заявление.
Представитель ответчика администрации Дубовского сельского поселения – Худеньких Н.А. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, о чем представила заявление, в котором указала о том, что последствия признания иска и содержания ст.ст.39, 173, 198, 220 ГПК РФ ей разъяснены и понятны.
Представители третьих лиц администрации Березовского муниципального района Пермского края, Министерства природных ресурсов Пермского края в судебном заседании участия не принимали, просили рассмотреть дело в их отсутствие, возражений относительно заявленных требований не представили.
Выслушав представителя ответчика, изучив документы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований в связи со следующим.
В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии со ст.41, ст.42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на охрану здоровья, на благоприятную среду обитания.
Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.1 ст.2 Закона Пермского края от 22.12.2014 №416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае» к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе и организация в границах поселения водоснабжения населения.
По смыслу п.п. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
В соответствии со ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии с п.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуется на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. В силу требований п.1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. Пунктом 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке. Согласно п.3.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 целью мероприятий является сохранение постоянства природного состава воды в водозаборе путем устранения и предупреждения возможности ее загрязнения. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Согласно ст.13 Закона Пермской области от 10.02.2000 N 817-122 "О безопасности питьевой воды" Разрешение на использование водного объекта в качестве источника питьевого водоснабжения допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям его безопасного использования для человека.
Из ст.43 Водного кодекса РФ следует, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно ч.1 ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск.
Частью 4 ст.198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, поэтому суд принимает признание иска.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Дубовского сельского поселения Березовского муниципального района о возложении обязанностей удовлетворить.
Обязать Администрацию Дубовского сельского поселения Березовского муниципального района Пермского края:
Обеспечить наличие проекта зон санитарной охраны для источников водоснабжения населения д. Дубовое Березовского района (каптажированный родник) и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии такого проекта, соответствующее требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в срок до 01.11.2020 г.
Получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта (каптажированный родник в д.Дубовое) в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в срок до 01.12.2020 г.
Направить проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения населения в д.Дубовое в сопровождении документов, предусмотренных п.2.6 Приказа Министерства природных ресурсов Пермского края от 14.12.2011 №СЭД-30-01-03-312 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края государственной услуги по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях» в адрес Министерства природных ресурсов Пермского края для утверждения проекта зоны санитарной охраны, установления границ и режима зон санитарной охраны в течение 30 дней с момента получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта.
Предоставить документы по установлению границ зон с особыми условиями использования территории по экологическим условиям и нормативному режиму хозяйственной деятельности в администрацию Березовского муниципального района для нанесения границ ЗСО источников водоснабжения населения д.Дубовое на градостроительную документацию (карту градостроительного зонирования, карту зон с особыми условиями использования территории по экологическим условиям и нормативному режиму хозяйственной деятельности) в соответствии с п. 5 ГрК РФ и обеспечения регулирования оборота земель, находящихся в пределах 1-го и 2-ого поясов ЗСО, согласно п.п. 14, п.5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации в течение 30 дней со дня утверждения проекта Министерством природных ресурсов Пермского края.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд (ПСП в с. Березовка) в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья. подпись О.В. Зорина
Копия верна. Судья
Подлинное решение подшито в материалах гражданского дела №2-652/2018, дело находится в Кунгурском городском суде (ПСП в с. Березовка).