УИД 51RS0001-01-2021-003820-98
Дело № 2а-2697/2021
Принято в окончательной форме 07.07.2021 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Гвоздецкого А.О.,
при секретаре Юрьевой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского административного округа г. Мурманска обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети Интернет на сайте https://vladikavkaz.agrotech-market.ru, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование заявления указано, что прокуратурой Октябрьского административного округа г. Мурманска проведен мониторинг сети Интернет, в ходе которого, выявлена страница, на которой опубликована информация, запрещенная к распространению на территории Российской Федерации.
В результате мониторинга сети Интернет прокуратурой установлено, что на Интернет - сайте по сетевому адресу: https://vladikavkaz.agrotech-market.ru, размещена информация, содержащая сведения об организации эротических услуг. Указанная информация содержит сведения о лицах, оказывающих услуги сексуального характера, перечень имеющих услуг, прейскурант цен на данные услуги.
Данная страница в информационно-коммуникационной сети Интернет открыта для свободного доступа неопределенного круга лиц. На момент проверки указанный Интернет ресурс в Единый реестр информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, не внесен, установить информацию о владельце сайте, местонахождение владельца домена, не представляется возможным.
Просит признать указанную информацию, размещенную на сайте по сетевому адресу: https://vladikavkaz.agrotech-market.ru, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представители Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Управления Роскомнадзора по <адрес> в судебное заседание не явились, извещены судом о дате, времени и месте рассмотрения дела.
В силу положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее – Федеральный закон 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон №149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
В силу действия положений ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу требований статьи 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в п.4 ст.2 Федерального закона N 149-ФЗ, в соответствии с которым это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Таким образом, сеть "Интернет" является информационно-телекоммуникационной сетью.
В соответствии с п.13 ст.2 Федерального закона N 149-ФЗ сайтом в сети "Интернет" признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет"; страница сайта в сети "Интернет"- часть сайта в сети "Интернет", доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети "Интернет".
В соответствии с п.3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра – организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Октябрьского административного округа г. Мурманска проведен мониторинг сети Интернет, в ходе которого, выявлена страница, на которой опубликована информация, запрещенная к распространению на территории Российской Федерации.
В результате мониторинга сети Интернет прокуратурой установлено, что на Интернет - сайте по сетевому адресу: https://vladikavkaz.agrotech-market.ru размещена информация, содержащая сведения об организации эротических услуг. Указанная информация содержит сведения о лицах, оказывающих услуги сексуального характера, перечень имеющих услуг, прейскурант цен на данные услуги. Информация, распространяемая посредством сети «Интернет» и расположенная на указанном сетевом ресурсе по обозначенному адресу, создает образ проституции как приемлемого общественного явления, способствует формированию мнения у пользователей сайтов о ее обыденности и успешности лиц, занимающихся проституцией или пользующихся данными услугами.
Как следует из преамбулы к Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.19898, ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.
В силу части 1 статьи 3 Конвенции во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Частью 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации гарантирована государственная защита материнства, детства и семьи.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 124-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», целями государственной политики в интересах детей являются: содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: 2) способная вызвать у детей желание заниматься проституцией; 5) оправдывающая противоправное поведение; 7) содержащая информацию порнографического характера (часть 2)
К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация: 3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной (часть 3)
Информация порнографического характера представляет собой информацию, представляемую в виде натуралистических изображения или описания половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного (пункт 8 статьи 2 Закона РФ № 436-ФЗ).
Натуралистическим изображением или описанием является изображение или описание в любой форме и с использованием любых средств человека, животного, отдельных частей тела человека и (или) животного, действия (бездействия), события, явления, их последствий с фиксированием внимания на деталях, анатомических подробностях и (или) физиологических процессах (пункт 11 статьи 2 Закона РФ № 436-ФЗ).
Таким образом, посещение данного сайта свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц, в том числе в зависимости от возраста либо профессии.
Распространение вышеуказанной информации без соблюдения установленных федеральными законами требований к ее распространению противоречит действующему законодательству в сфере соблюдения норм общественной нравственности, и защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию.
Согласно статье 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
Распространение, публичная демонстрация или рекламирование порнографических материалов или предметов среди несовершеннолетних образуют объективную сторону преступления, предусмотренного частью 2 статьи 242 УК РФ и влекут уголовную ответственность.
Нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 6.17 КоАП РФ.
В силу статей 6.11, 6.12 Кодека Российской Федерации об административных правонарушениях, занятие проституцией, получение дохода за занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией, являются административными правонарушениями.
Статьями 240, 241 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за вовлечение в занятие проституцией и организацию занятия проституцией.
Суд полагает, что размещение в сети «Интернет» информации подобного рода информации без соблюдения установленных федеральными законами требований к ее распространению противоречит действующему законодательству в сфере соблюдения норм общественной нравственности, и защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию.
Согласно статье 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
Признание информации в сети Интернет в качестве информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо заявителю в целях защиты публичных интересов Российской Федерации и права неопределенного круга лиц – путем включения адреса вышеуказанной страницы сайта в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Согласно п.2 ч.5 ст. 15.1 Федерального закона № ФЗ предусмотрено, что основанием для включения в соответствующей реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На момент проверки указанный Интернет ресурс в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесен, что подтверждается прилагаемой заверенной копией общедоступных сведений с сайта Роскомнадзора (https://eais.rkn.gov.ru).
Согласно общедоступным сведениям с сайта 2ip.ru (Раздел «Информация о сайте») информация о владельце сайта https://vladikavkaz.agrotech-market.ru и местонахождение владельца домена отсутствуют, в связи с чем привлечь владельца сайта к участию в рамках административного судопроизводства не представляется возможным.
Доступ к указанному сайту может осуществить любой человек, имеющий возможность выйти в сеть «Интернет».
При таких обстоятельствах, защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети «Интернет» информации запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, возможна путем привлечения к участию в деле компетентного органа по включению соответствующей запрещенной информации в указанный выше реестр.
Применительно к настоящему делу обращение прокурора с административным иском в интересах неопределенного круга лиц фактически направлено на исполнение требований действующего законодательства по государственному контролю за размещением на сайтах в сети «Интернет» информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в целях пресечения доступа к таким сайтам, и не обусловлено возникновением гражданских прав и обязанностей, основания которых предусмотрены ст. 8 ГК РФ, подлежащих защите в порядке гражданского судопроизводства.
Суд полагает, что информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте https://vladikavkaz.agrotech-market.ru является запрещенной, фактически способствует совершению преступлений. Указанная страница опубликована в сети Интернет и открыта для свободного доступа неопределенного круга лиц. Ограничения на ее передачу, распространение и копирование отсутствуют.
Учитывая, что вышеуказанный Интернет-сайт не включен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайта в сети «Интернет», а установить его владельца не представляется возможным, суд считает требования прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска, в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, – удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на Интернет-сайте https://vladikavkaz.agrotech-market.ru, информацией, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации.
Настоящее решение является основанием для внесения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций указателя страницы сайта https://vladikavkaz.agrotech-market.ru в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий А.О. Гвоздецкий