Решение по делу № 2а-759/2018 от 19.03.2018

                                                                                                                  .

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 мая 2018 года                                                        город Новокуйбышевск

Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе

председательствующего судьи Шигановой Н.И.,

при секретаре Мешалкиной А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-759/2018 по административному исковому заявлению Лазарева Т. М. к Межрайонной Инспекции ФНС России № 16 по Самарской области о признании незаконным требование об уплате недоимки и признании задолженности по уплате налогов безнадежной,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Лазарев Т.М. обратился в суд с административным иском к Межрайонной Инспекции ФНС России № 16 по Самарской области о признании незаконным требование об уплате недоимки и признании задолженности по уплате налогов безнадежной.

В обоснование заявленных требований указал, что он своевременно и на основании полученных от налогового органа уведомлений, оплатил земельный налог за 2014г., 2015г. и 2016г., за земельный участок с кадастровым номером <№>, адрес (местонахождение): <Адрес>. Указанный земельный участок Лазарев Т.М. продал 24.12.2016г.. 23.11.2017г. на сайте www.nalog.ru в личном кабинете, Лазарев Т.М. увидел налоговое уведомление <№> от 21.09.2017г., в котором содержался расчет (перерасчет) налога за 2015г. на земельный участок с кадастровым номером <№> в размере 35 780,00 рублей. После 01.12.2017 на сайте www.nalog.ru в личный кабинет пришло требование <№> об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 18.12.2017г. Межрайонная ИФНС России №16 по Самарской области, о том, что за Лазаревым Т.М. числится (выявлена) недоимка в сумме 34 119 рублей за земельный налог ФЛ в границах сельских поселений ОКАТО (ОКТМО) 36604412. 15.02.2018 года Лазарев Т.М. обратился с жалобой в вышестоящий налоговый орган и просил отменить требование <№> об уплате недоимки в сумме 34 119 рублей за 2015г., однако получил отказ. Лазарев Т.М. считает, требование <№> об уплате недоимки Межрайонной ИФНС России №16 по Самарской области незаконным поскольку он, получив налоговые уведомления (требования), произвел оплату земельного налога, за принадлежащий ему на праве собственности земельный участок. Сумма налога была определена налоговым органом в налоговом уведомлении (требовании). Соответственно земельный налог за 2015 г. он должен был уплатить до 01.12.2016 г.. Данными о невыполнении налогоплательщиком своей обязанности налоговая служба обладала уже 02 декабря следующего за истекшим налоговым периодом, следовательно, требование об уплате налога должно быть выставлено не позднее 02.03.2017г. В данном случае требование об уплате земельного налога выставлено на 18.12.2017 года, т.е. с пропуском установленного законом трехмесячного срока.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Лазарев Т.М. просит суд признать незаконным требование <№> об уплате недоимки Межрайонной ИФНС России №16 по Самарской области, признать безнадежно к взысканию и подлежащие к списанию задолженности по уплате налогов, пеней в общей сумме 34 339 рублей 59 копеек, из которой задолженность по налогу 34 119 рублей и пени в размере 660 рублей 16 копеек.

В судебном заседании Лазарев Т.М. заявленные административные поддержал, просил их удовлетворить.

Административный ответчик – представитель Межрайонной Инспекции ФНС России № 16 по Самарской области – Бурцева А.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание просила в удовлетворении административных требований отказать.

Выслушав позицию сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что в 2015 году Лазарев Т.М. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером <№>, адрес (местонахождение): <Адрес>. Указанный земельный участок Лазарев Т.М. продал 24.12.2016г., что подтверждается договором купли-продажи.

Согласно налоговому уведомлению <№> от 04.09.2016 года, Лазаревым Т.М. подлежит уплате земельный налог за 2015 год в размере 1 660 рублей за не позднее 01.12.2016 года, в том числе, за объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером <№>, адрес (местонахождение): <Адрес>.

30.12.2016 года налог в размере 1 660 рублей административным истцом уплачен.

Судом установлено и не отрицается сторонами, что административным ответчиком Лазареву Т.М. выставлено в личном кабинете административного истца налоговое уведомление <№> от 21.09.2017г., в котором содержался расчет (перерасчет) налога за 2015г. на земельный участок с кадастровым номером <№> в размере 35 780,00 рублей. После 01.12.2017 на сайт www.nalog.ru в личный кабинет поступило требование <№> об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 18.12.2017г. Межрайонная ИФНС России №16 по Самарской области, сообщила о том, что за Лазаревым Т.М. числится (выявлена) недоимка в сумме 34 119 рублей за земельный налог ФЛ в границах сельских поселений ОКАТО (ОКТМО) 36604412.

Разрешая требования Лазарева Т.М о признании незаконным требование об уплате недоимки и признании задолженности по уплате налогов за 2015 год безнадежной, суд исходит из следующего.

Конституция Российской Федерации в ст. 57 закрепляет обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичное требование содержится в п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ.

В силу ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Налоговым кодексом Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389); налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения; кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390); налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (статья 391).

В соответствии с п. 3 ст. 66 ЗК РФ, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1); в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).

Пунктом 4 ст. 397 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (абзац первый); направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (абзац второй).

Согласно п. п. 1 и 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

Системное толкование норм Налогового кодекса РФ позволяет сделать вывод, что налоговые органы в случаях выявления неправильно исчисленных ими сумм земельного налога (в том числе на основе имеющейся у них неполной или недостоверной информации), вправе производить перерасчет сумм налога и направлять физическим лицам налоговые уведомления о доплате земельного налога за прошедшие налоговые периоды, но не более чем за три налоговых периода.

Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Исходя из положений, предусмотренных п. 4 ст. 258 ГПК РФ для признания действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Таким образом, расчет либо перерасчет налогов за предыдущие налоговые периоды может быть произведен налоговым органом в связи с предоставлением регистрирующим органом уточненных сведений о характеристиках объекта и (или) зарегистрированных правах, заявления налогоплательщиком права на льготу, изменением законодательства, выявлением ошибки в ранее произведенном расчете.

Установлено, что доначисления земельного налога за 2015 год на основании налогового уведомления <№> от 21.09.2017 года произведены в связи с уточнением регистрирующим органом сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№>. По состоянию на 01.01.2015 года кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка составила 11 926 500 руб.

Согласно сведениям публичной кадастровой карты, уточнения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> внесены в ГКН 12.01.2017 года.

Доводы Лазарева Т.М. о пропуске налоговым органом, в соответствии со ст.70 НК РФ, трехмесячного срока для доначисления земельного налога за 2015 год, поскольку данными о невыполнении налогоплательщиком своей обязанности налоговая служба уже обладала 02 декабря следующего за истекшим налоговым периодом, следовательно, требование об уплате налога должно быть выставлено не позднее 02.03.2017 года, суд находит несостоятельными в силу п. 4 ст. 397 Налогового кодекса РФ, которым предусмотрено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце 1 настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце 2 настоящего пункта.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований Лазарева Т.М. к Межрайонной Инспекции ФНС России № 16 по Самарской области о признании незаконным требование об уплате недоимки и признании задолженности по уплате налогов безнадежной.

Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Лазарева Т. М. к Межрайонной Инспекции ФНС России № 16 по Самарской области о признании незаконным требование об уплате недоимки и признании задолженности по уплате налогов безнадежной, - оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Новокуйбышевский городской суд Самарской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 16.05.2018 года.

Судья               /подпись/               Н.И. Шиганова

2а-759/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Лазарев Т.М.
Ответчики
МИФНС России №16 по Самарской области
Суд
Новокуйбышевский городской суд Самарской области
Дело на странице суда
novokuibyshevsky.sam.sudrf.ru
19.03.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
19.03.2018[Адм.] Передача материалов судье
20.03.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
20.03.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.04.2018[Адм.] Судебное заседание
23.04.2018[Адм.] Судебное заседание
16.05.2018[Адм.] Судебное заседание
16.05.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.08.2018Дело оформлено
19.03.2018Регистрация административного искового заявления
27.03.2018Передача материалов судье
27.03.2018Решение вопроса о принятии к производству
27.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.03.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.03.2018Судебное заседание
11.04.2018Судебное заседание
23.04.2018Судебное заседание
16.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.10.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее