№ 2а-399/2022
91RS0008-01-2021-005208-92
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 января 2022 года Джанкойский районный суд Республики Крым в составе:
Председательствующего, судьи – Подобедовой М.И.,
при секретаре - Рожковой О.Ю.,
с участием прокурора – Михайловой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Джанкой гражданское дело по административному исковому заявлению Джанкойского межрайонного прокурора Республики Крым к администрации Светловского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым о понуждении совершить определенные действия, с участием заинтересованного лица Инспекции по жилищному надзору Республики Крым,
УСТАНОВИЛ:
исполняющий обязанности Джанкойского межрайонного прокурора Республики Крым Настич С.С. обратился в суд с указанным административным иском, мотивируя следующим. Так, Джанкойской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства администрацией Светловского сельского поселения Джанкойского района РК, в ходе которой установлено, что Инспекция по жилищному надзору РК в ходе обследования многоквартирного <адрес> в <адрес> выявлены факта, свидетельствующие о существовании опасности пребывания и проживания граждан в жилых помещениях дома, состояние несущих и ограждающих конструкций, которого не может обеспечить безопасную для жизни и здоровья граждан эксплуатацию дома. По результатам обследования Инспекция составила заключение от 04.03.2021 года № 03-07/1498, которое направила в администрацию Светловского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым для рассмотрения межведомственной комиссией и принятия соответствующего решения. Вместе с тем, вышеуказанное заключение Инспекции по жилищному надзору Республики Крым в нарушение требований Положения на заседании межведомственной комиссии по вопросам перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, проведение переустройства и (или) перепланировки жилого, нежилого помещения многоквартирных жилых домах, признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не рассматривалось, ввиду отсутствия финансовой возможности администрации Светловского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым для проведения дополнительного обследования помещений указанного многоквартирного дома. Отсутствие финансово-экономических возможностей не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийные подлежащими сносу. Действующее жилищное законодательство обязывало межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений многоквартирных домов, в том числе обследование жилых помещений независимо от финансово-экономических возможностей. Таким образом, межведомственная комиссия обязана рассмотреть заключение жилищной инспекции, провести оценку соответствия многоквартирного дома в порядке, установленным п.42 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 27.07.2020) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", и вынести решение в соответствии с п. 46 или 47 Положения № 47. Никаких иных решений либо условий для их принятия Положением не предусмотрено. Фактически межведомственная комиссия уклонилась от рассмотрения заключения надзорного органа. Вышеуказанные факты нарушения требований жилищного законодательства затрагивают права неопределенного круга лиц. Индивидуализировать круг лиц, защиту которых представляется данное исковое заявление не представляется возможным, поскольку исковое заявление предъявляется в интересах не собственников жилых помещений вышеуказанных многоквартирных домов, но лиц, заключающих договоры аренды, договоры социального найма, проживающих в жилых помещениях маневренного фонда. На основании изложенного просят, признать незаконным бездействие администрации Светловского сельского поселения <адрес> Республики Крым по не рассмотрению заключения Инспекции по жилищному надзору Республики Крым от 04.03.2021 года № 03-07/1498 в порядке п. 46 Положения № 47. Обязать администрацию Светловского сельского поселения <адрес> Республики Крым провести в течение 30 дней с момента вступления в силу решения суда межведомственную комиссию по вопросам перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, признании помещения жилым помещением жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом на территории Светловского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым рассмотрения заключения Инспекции по жилищному надзору Республики Крым в отношении многоквартирного <адрес> в соответствии с требованиями 46 Положения № 47.
В судебном заседании помощник прокурора Михайлова Н.С., действующая на основании удостоверения, исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации Светловского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым о понуждении совершить определенные действия Рябец Е.Н. в судебном заседании исковые требования признал полностью, Последствия признания иска, предусмотренные ст.ст.157,304 КАС РФ разъяснены и понятны.
Представитель заинтересованного лица Инспекции по жилищному надзору Республики Крым в судебное заседание не явился, однако от него поступило заявление, согласно которого просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Суд, заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, оценив предоставленные сторонами доказательства, пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Судом установлены следующие факты и соответствующие им правоотношения.
В соответствии с положениями статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии с положениями ст. 124 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может содержать требования: о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия); об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца. Административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.
В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Так, Джанкойской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства администрацией Светловского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым.
Выявленные в ходе проверки нарушения прокуратурой согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» является основанием для обращения в суд с заявлением с целью защиты прав граждан.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии с разделом 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 года вопрос признания жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным отнесен к исключительно компетенции межведомственной комиссии.
Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01.2006 года № 47 (ред. от 27.07.2020) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".
Положение № 47 устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, которым жилое помещение признается непригодным для проживания (пункт 1). Действие данного положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2). В силу пункта 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой для этих целях. Межведомственная комиссия производит оценку и обследование помещений и дома на предмет их соответствия установленным в данном положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им по комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности и муниципального жилищного фонда.
Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимает орган местного самоуправления.
Согласно пункту 42 Положения № 47 комиссия на основании заявления собственника помещения, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещению установленным в данном положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 данного положения.
Пунктами 44 - 47 Положения № 47 установлены процедура проведения оценки соответствия помещения, дома установленным требованиям, рассмотрения поступившего заявления, а также принятие решения по результатам работы комиссии.
В соответствии с пунктом 44 Положения № 47 процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в данном положении требованиям включает в себя: прием и рассмотрение заявления и прилагаемые к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля); определение состава привлекаемых экспертов; работа комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 данного положения; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения.
В случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого, комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 данного положения (пункт 45(1) Положения № 47).
В соответствии с пунктом 46 Положения № 47 комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведения дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
В силу пункта 47 Положения № 47 по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
На основании полученного заключения орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения № 47).
Проведенной проверкой установлено, что Инспекция по жилищному надзору Республики Крым в ходе обследования многоквартирного <адрес> выявила факты, влияющие на снижение работоспособности и несущей способности основных несущих конструкций, надежности жилого дома, приводящие к деформации фундаментов и стен МКД, ухудшению эксплуатационных свойств конструкций МКД, что не соответствует требованиям п. 10,11,15,16 раздела II Положения №. Выявленные в ходе обследования факторы в совокупности свидетельствуют о существующей опасности пребывания и проживания граждан в жилых помещениях МКД, состояние несущих и ограждающих конструкций которого не может обеспечить безопасную для жизни и здоровья граждан эксплуатацию многоквартирного дома. Указанные нарушения свидетельствуют о несоответствии МКД требованиям к обеспечению безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, установленным ст. 36 Закона № 384-ФЗ (л.д.8-10).
Согласно акта обследования помещения по адресу: <адрес>, № от ДД.ММ.ГГГГ, визуально отмечено проседание фундамента, обрушение фасада, повреждение кровли, разрушение деревянных маршевых пролетов (л.д.13).
По результатам обследования Инспекция составила заключение от 04.03.2021 года № 03-07/1498, которое направила в администрацию Светловского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым для рассмотрения межведомственной комиссией и принятия соответствующего решения.
Вместе с тем, вышеуказанное заключение Инспекции по жилищному надзору Республики Крым в нарушение требований Положения на заседании межведомственной комиссии по вопросам перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, проведение переустройства и (или) перепланировки жилого, нежилого помещения в многоквартирных жилых домах, признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не рассматривалось, ввиду отсутствия финансовой возможности администрации Светловского сель поселения Джанкойского района Республики Крым для проведения дополнительного обследования помещений указанного многоквартирного дома.
Межведомственная комиссия составила заключение № от 02.04.2021 года, согласно которого предложено администрации Сельского поселения изыскать средства для проведения экспертизы технического состояния жилого дома 2-х этажный с одним подъездом,8 квартир (6 квартир в частной собственности, 2 квартиры в муниципальной собственности), год постройки 1965, с центральным водоснабжением, электрообеспечением, отоплением и индивидуальным водоотведением, для принятия решения о дальнейшей эксплуатации данного жилого дома (л.д.14).
Отсутствие финансово-экономических возможностей не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийные подлежащими сносу. Действующее жилищное законодательство обязывает межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений многоквартирных домов, в том числе обследование жилых помещений независимо от финансово-экономических возможностей.
Кроме того, определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2017 года №1-КГ установлено, что непредставление (либо невозможность представления, в том числе финансовая) собственниками помещений предложенных межведомственных комиссией документов не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку решение таких вопросов в соответствии с Положением №47 относит, исключительной компетенции межведомственной комиссии. Действующее жилищное законодательство обязывает межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов независимо от финансово-экономических возможностей. Кроме того, в межведомственную комиссию обращались не собственники помещений в доме, a органы государственного жилищного надзора, поэтому комиссия не вправе требовать от собственников получения заключения специализированной организации и ставит рассмотрение обращения жилищной инспекции с принятием решения в зависимость от представления собственниками дополнительных документов.
В силу возложенных на орган местного самоуправления обязанностей обеспечению условий для осуществления гражданами права на жил обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда в целях восстановления нарушенного права неопределенного круга лиц именно администрация муниципального образования должна принять меры по организации обследования дома.
Таким образом, межведомственная комиссия обязана рассмотреть заключение жилищной инспекции, провести оценку соответствия многоквартирного дома в порядке, установленном пунктом 42 Положения №47, и вынести решение в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения №47. Никаких иных решений либо условий для их принятия Положением не предусмотрено.
Фактически межведомственная комиссия уклонилась от рассмотрения заключения надзорного органа.
Учитывая вышеприведенные нормы материального права, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Прокурор при обращении в суд освобожден от уплаты государственной пошлины в силу пункта 9 части 1 статьи 33.36 Налогового кодекса Российской Федерации. Ответчик является органом местного самоуправления и в силу подпункта 19 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Учитывая изложенное, на основании части 3 статьи 114 КАС Российской Федерации судебные расходы относятся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд -
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Джанкойского межрайонного прокурора Республики Крым к администрации Светловского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым о понуждении совершить определенные действия, с участием заинтересованного лица Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Светловского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым по не рассмотрению заключения Инспекции по жилищному надзору Республики Крым от 04.03.2021 года № 03-07/1498 в порядке п. 46 Положения № 47"Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".
Обязать администрацию Светловского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым провести в течение 30 дней с момента вступления в силу решения суда межведомственную комиссию по вопросам перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, признании помещения жилым помещением жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом на территории Светловского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым рассмотрения заключения Инспекции по жилищному надзору Республики Крым в отношении многоквартирного дома № 4 по ул. Ленина с. Светлое Джанкойского района Республики Крым в соответствии с требованиями 46 Положения № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Джанкойский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен 26 января 2022 года.
Председательствующий судья М.И. Подобедова