Дело № 2-174/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Инсар 24 декабря 2024 г.
Инсарский районный суд Республики Мордовия, в составе председательствующего судьи Адушкина В.Н.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Инсарского района Республики Мордовия Чикаревой Д.О.,
при секретаре Царапкиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Инсарского района Республики Мордовия, действующего в защиту неопределенного круга лиц к администрации Сиалеевско-Пятинского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности по утверждению перечня объектов, в отношении которых необходимо заключить концессионные соглашения, и его опубликованию,
установил:
прокурор Инсарского района Республики Мордовия, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Сиалеевско-Пятинского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности по утверждению перечня объектов, в отношении которых необходимо заключить концессионные соглашения, и его опубликованию. В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой района проверкой выявлены нарушения требований законодательства о концессионных соглашениях. Согласно реестру муниципальной собственности Сиалеевско-Пятинского сельского поселения администрации сельского поселения на праве собственности принадлежат следующие объекты коммунальной инфраструктуры: артезианская скважина по ул. Советской в с. Сиалеевская Пятина; водозаборный узел в 300 м в юго-восточном направлении от с. Сиалеевская Пятина, кадастровый №; водозаборный узел в с. Васина Поляна; системы водоснабжения в с. Нижняя Вязера, кадастровый №; водопровод в с. Нижняя Вязера; водопровод с. Шадымо-Рыскино, кадастровый №; водонапорная башня в с. Шадымо-Рыскино. Несмотря на наличие в муниципальной собственности Сиалеевско-Пятинского сельского поселения вышеуказанных объектов, органом местного самоуправления не сформирован и не утвержден перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Надлежащий эксплуатант вышеперечисленных объектов отсутствует. Их эксплуатация и подача с их использованием питьевой воды гражданам осуществляется непосредственно населением или администрацией Сиалеевско-Пятинского сельского поселения.
В декабре 2023 года в администрацию Сиалеевско-Пятинского сельского поселения внесено представление, в текущем году по искам прокуратуры района судом на орган местного самоуправления возложена обязанность определить гарантирующую организацию в сфере холодного водоснабжения и организовать конкурс па право заключения концессионного соглашения в отношении вышеперечисленных объектов водоснабжения.
Несмотря на это, перечень объектов, в отношении которых возможно заключение концессионных соглашений, администрацией Сиалеевско-Пятинского сельского поселения не утвержден и в установленном порядке не опубликован. Отсутствие такого перечня, доступного для просмотра неопределенному кругу лиц, в первую очередь, на специализированном источнике - официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов (ГИС «Торги»), существенным образом ограничивает число хозяйствующих субъектов, которые потенциально могли бы выступить с инициативой заключения концессионного соглашения. При этом ненадлежащее информационное обеспечение отношений, связанных с государственно-частным партнерством в отношении коммунальных систем, не позволяющее субъектам предпринимательской деятельности заблаговременно планировать собственную инвестиционную деятельность, может привести и к безрезультативности торгов на право заключения концессионных соглашений.
В результате допущенного бездействия создаются препятствия к привлечению инвестиций в экономику муниципалитета, обеспечению эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, повышению качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям, тем самым нарушаются права граждан, проживающих либо находящихся па территории Сиалеевско-Пятинского сельского поселения, число которых постоянно меняется, то есть нарушаются права неопределенного круга лиц.
Просит возложить на администрацию Сиалеевско-Пятинского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия обязанность в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу утвердить перечень объектов, в отношении которых необходимо заключить концессионные соглашения, и опубликовать его на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, и на официальном сайте администрации Сиалеевско-Пятинского сельского поселения.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Инсарского района Республики Мордовия Чикарева Д.О. заявленные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика – администрации Сиалеевско-Пятинского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия извещенный своевременно и надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил письменное заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия, с исковыми требованиями прокурора согласен.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося: представителя ответчика - администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела по представленным доказательствам, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) целями закона о концессионных соглашениях являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
В силу пункта 11 части 1 статьи 4 Федерального закона № 115-ФЗ объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона № 115-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями каждый год до 1 февраля текущего календарного года обязаны утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Указанный перечень после его утверждения подлежит размещению органами местного самоуправления на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, а также на официальном сайте концедента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет или в случае отсутствия у муниципального образования официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого расположено такое муниципальное образование, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой района выявлены нарушения требований законодательства о концессионных соглашениях.
Согласно реестру муниципальной собственности Сиалеевско-Пятинского сельского поселения администрации сельского поселения на праве собственности принадлежат следующие объекты коммунальной инфраструктуры: артезианская скважина по ул. Советской в с. Сиалеевская Пятина; водозаборный узел в 300 м в юго-восточном направлении от с. Сиалеевская Пятина, кадастровый №; водозаборный узел в с. Васина Поляна; системы водоснабжения в с. Нижняя Вязера, кадастровый №; водопровод в с. Нижняя Вязера; водопровод с. Шадымо-Рыскино, кадастровый №; водонапорная башня в с. Шадымо-Рыскино (л.д. 7-8).
В нарушение требований законодательства органом местного самоуправления не сформирован и не утвержден перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, данный перечень не размещен на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации и на официальном сайте администрации Сиалеевско-Пятинского сельского поселения.
22 декабря 2023 года прокуратурой района в администрацию Сиалеевско-Пятинского сельского поселения внесено представление, в текущем году по искам прокуратуры района судом на орган местного самоуправления возложена обязанность определить гарантирующую организацию в сфере холодного водоснабжения и организовать конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении вышеперечисленных объектов водоснабжения (л.д.3-4).
Однако по результатам рассмотрения представления меры по устранению выявленных нарушений администрацией не приняты.
Отсутствие такого перечня, доступного для просмотра неопределенному кругу лиц, в первую очередь, на специализированном источнике - официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов (ГИС «Торги»), существенным образом ограничивает число хозяйствующих субъектов, которые потенциально могли бы выступить с инициативой заключения концессионного соглашения. При этом ненадлежащее информационное обеспечение отношений, связанных с государственно-частным партнерством в отношении коммунальных систем, не позволяющее субъектам предпринимательской деятельности заблаговременно планировать собственную инвестиционную деятельность, может привести и к безрезультативности торгов на право заключения концессионных соглашений.
Таким образом, в судебном заседании установлено бездействие администрации Сиалеевско-Пятинского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия, в результате которого создаются препятствия к привлечению инвестиций в экономику муниципалитета, обеспечению эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, повышению качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям, тем самым нарушаются права граждан, проживающих либо находящихся на территории Сиалеевско-Пятинского сельского поселения, число которых постоянно меняется, то есть нарушаются права неопределенного круга лиц.
Установив указанные обстоятельства, дав оценку собранным по делу доказательствам, в соответствии со статьями 12, 56, 67 ГПК РФ, суд считает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Исходя из характера возложенных на ответчика обязанностей, которые необходимо провести для их устранения, суд считает возможным установить, в соответствии с требованиями статьи 204, части 2 статьи 206 ГПК РФ, срок исполнения решения суда 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
При этом, само по себе, удовлетворение заявленных прокурором требований не ущемляет самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, поскольку направлено на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности, поэтому не может расцениваться как вмешательство в его компетенцию в области муниципального управления.
Прокурор, при обращении в суд общей юрисдикции с иском в защиту неопределенного круга лиц, в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобожден. Освобожден от уплаты государственной пошлины и ответчик на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Инсарского района Республики Мордовия, действующего в защиту неопределенного круга лиц к администрации Сиалеевско-Пятинского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности по утверждению перечня объектов, в отношении которых необходимо заключить концессионные соглашения, и его опубликованию, удовлетворить.
Обязать администрацию Сиалеевско-Пятинского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия в течение 3-х месяцев с даты вступления решения суда в законную силу утвердить перечень объектов, в отношении которых необходимо заключить концессионные соглашения, и опубликовать его на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, и на официальном сайте администрации Сиалеевско-Пятинского сельского поселения Республики Мордовия.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме в Верховный Суд Республики Мордовия через Инсарский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий: В.Н. Адушкин
Мотивированное решение составлено 26.12.2024
Судья В.Н. Адушкин