Дело

    86RS0-92

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

    08 августа 2023 года                    город Нижневартовск

    Нижневартовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

    председательствующего судьи Забора А.В.,

    при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Паздериной Е.П.,

    с участием представителя истца Дамировой Т.А.,

    представителя ответчика Михеева И.В.,

    представителя третьего лица ФИО3,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нижневартовского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Покур о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить определенные действия,

    третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора территориальный отдел в г. Нижневартовске, Нижневартовском районе и г. Мегионе Роспотребнадзора по ХМАО-Югре

    УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Нижневартовского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным выше иском. В обоснование иска указал, что на территории с.<адрес> на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования «Ритуальная деятельность» расположено кладбище площадью 8,4 гектара, поставленное на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведениям о зарегистрированных правах земельный участок передан администрации с.<адрес> в постоянное (бессрочное) пользование на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование». По результатам административного расследования, проведенного территориальным отделом в <адрес> и <адрес> по ХМАО-Югре администрация с.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10 000 рублей. Предписанием территориального отдела в <адрес> и <адрес> по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ администрация с.<адрес> обязана в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить санитарно-защитную зону кладбища, расположенного на территории с.<адрес> на земельном участке с кадастровым номером . В мае 2023 года прокуратурой <адрес> по заявлению ФИО4 на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ проверка исполнения администрацией с.<адрес> природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатаций кладбища. Установлено, что на момент проведения прокуратурой района проверки санитарно-защитная зона кладбища, расположенного на территории с.<адрес> на земельном участке с кадастровым номером: в установленном законом порядке не оформлена, несмотря на акты реагирования контрольных (надзорных) органов. Поскольку захоронения на спорном участке производятся в настоящее время, санитарно-защитная зона кладбища не установлена на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» прокурор, уточнив исковые требования просил признать бездействие администрации сельского поселения Покур (ИНН ) в части непринятия мер по установлению санитарно-защитной зоны кладбища, расположенного на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования «Ритуальная деятельность», незаконным, возложить на администрацию сельского поселения Покур (ИНН ) обязанность в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект санитарно-защитной зоны кладбища, расположенного на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования «Ритуальная деятельность», а также обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны кладбища, расположенного на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования «Ритуальная деятельность» при наличии разработанного проекта санитарно-защитной зоны.

    В судебном заседании представитель истца ФИО5 на уточненных исковых требованиях настаивала.

    Представитель ответчика ФИО6 возражал против удовлетворения иска, поддержав письменные возражения.

    Представитель третьего лица ФИО3 поддержала иск прокурора.

    Исследовав материалы дела, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, суд приходит к следующему выводу.

    По делу установлено, что на территории с.<адрес> на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования «Ритуальная деятельность» расположено кладбище площадью 8,4 гектара, поставленное на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.

    Выпиской их ЕГРН подтверждается, что указанный земельный участок передан администрации с.п. Покур в постоянное (бессрочное) пользование на основании постановления администрации Нижневартовского района от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование».

    По результатам административного расследования, проведенного территориальным отделом в г. Нижневартовске, Нижневартовском районе и г. Мегионе Роспотребнадзора по ХМАО-Югре администрация с.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

    Предписанием территориального отдела в г. Нижневартовске, Нижневартовском районе и г. Мегионе Роспотребнадзора по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ администрация с.<адрес> обязана в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить санитарно-защитную зону кладбища, расположенного на территории с.<адрес> на земельном участке с кадастровым номером .

    По результатам проверки, проведенной прокурором в мае 2023 г., установлено, что на момент проведения прокуратурой района проверки санитарно-защитная зона кладбища, расположенного на территории с.<адрес> на земельном участке с кадастровым номером: в установленном законом порядке не оформлена, несмотря на акты реагирования контрольных (надзорных) органов.

    Согласно ответу администрации с.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на требование прокуратуры Нижневартовского района от ДД.ММ.ГГГГ санитарно-защитная зона в отношении кладбища, расположенного на территории с.<адрес> на указанном земельном участке не установлена в связи с тем, что администрацией Нижневартовского района постановлением от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование» администрации с.<адрес> выделен земельный участок с кадастровым номером площадью 48,4 гектара, расположенный за пределами с.<адрес>, для организации нового кладбища.

    Согласно ответу администрации с.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на требование прокуратуры Нижневартовского района от ДД.ММ.ГГГГ и ответу администрации с.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на требование прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ захоронения на кладбище расположенном на территории с.<адрес> на земельном участке с кадастровым номером , осуществляются в настоящее время.

Статья 42 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды» определяют, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с п.п. 22 п. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон ) к вопросам местного значения сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (пункт 1).

Согласно пункту 18 части 1 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации санитарно-защитные зоны отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий.

Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» предусмотрено, что при разработке схем территориального планирования, решении вопросов размещения объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила. Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.

На основании пункта 3 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила) решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон.

В границах санитарно-защитной зоны не допускается использования земельных участков в целях, в частности размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства (пункт 5 Правил).

Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 25 Правил).

В соответствии с частями 8 - 10 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до ДД.ММ.ГГГГ зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до ДД.ММ.ГГГГ одним из следующих способов: 1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством действовавшим на день принятия этого решения; 2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; 3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного орган государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; 4) решением суда.

Согласно пунктам 1.4 и 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций.

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Главой VII указанных правил установлены размеры санитарно-защитной зоны в зависимости от класса. Для кладбищ смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га, относящихся к классу IV, санитарно-защитная зона составляет 100 метров.

В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

    Поскольку санитарно-защитная зона кладбища, расположенного на территории с.<адрес> на земельном участке с кадастровым номером 86:04:0000008:1039, не установлена, проект санитарно-защитной зоны кладбища не разработан, имеет место нарушение законодательства в сфере охраны окружающей среды, а также санитарного законодательства, что свидетельствует о незаконности бездействия ответчика и оказывает вредное воздействие на условия жизни граждан с.<адрес>.

    На основании изложенного суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

    Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решении суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Установление указанного срока исполнения решения направлено на понуждение ответчика исполнить обязанности, возложенные на него законом.

    Определяя разумный срок исполнения возложенных на ответчика обязанностей, суд, учитывая установленные судом обстоятельства, площадь объекта исследования, объем и сложность подлежащих выполнению, а также принимая во внимание принцип обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты, суд считает правомерным возложить на администрацию сельского поселения Покур обязанность в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект санитарно-защитной зоны кладбища, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 86:04:0000008:1039 с видом разрешенного использования «Ритуальная деятельность», а также при наличии разработанного проекта санитарно-защитной зоны обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны кладбища, расположенного на указанном выше участке.

    Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    исковое заявление прокурора Нижневартовского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Покур о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.

    Признать бездействие администрации сельского поселения Покур (ИНН ) в части непринятия мер по установлению санитарно-защитной зоны кладбища, расположенного на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования «Ритуальная деятельность», незаконным.

    Возложить на администрацию сельского поселения Покур (ИНН ) обязанность в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект санитарно-защитной зоны кладбища, расположенного на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования «Ритуальная деятельность».

    Возложить на администрацию сельского поселения Покур (ИНН обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны кладбища, расположенного на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования «Ритуальная деятельность» при наличии разработанного проекта санитарно-защитной зоны.

На решение сторонами может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Нижневартовский районный суд.

Судья                                               Забора А.В.

2-522/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Нижневартвоского района
Ответчики
Администрация сельского поселения Покур
Другие
Роспотребнадзор по ХМАО-Югре по г. Нижневартовску, Нижневартовскому району и городу Мегион
Суд
Нижневартовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Забора А.В.
Дело на сайте суда
vartovray.hmao.sudrf.ru
21.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.06.2023Передача материалов судье
27.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.07.2023Подготовка дела (собеседование)
07.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.07.2023Судебное заседание
02.08.2023Судебное заседание
08.08.2023Судебное заседание
08.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.09.2023Дело оформлено
08.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее