Дело № 33а-3179/2021
В суде первой инстанции дело № 2а-101/2021
УИД 27RS0012-01-2021-000122-54
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Коноплевой И.А.,
судей: Казариковой О.В., Чуешковой В.В.,
при секретаре Цой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 мая 2021 года в городе Хабаровске административное дело по административному исковому заявлению Алиева Ф.С. к ОМВД России по Верхнебуреинскому району, УМВД России по Хабаровскому краю об оспаривании решения об отказе в выдаче вида на жительство в Российской Федерации и возложении обязанности,
по апелляционной жалобе административного истца Алиева Ф.С. на решение Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 02 марта 2021 года,
заслушав доклад судьи Чуешковой В.В., пояснения представителей: административного ответчика - УМВД России по Хабаровскому краю Постниковой Ю.Р., заинтересованного лица – УФСБ России по Хабаровскому краю Волковой Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заключением УМВД России по Хабаровскому краю от 29.12.2020 года № Алиеву Ф.С. отказано в выдаче вида на жительство в Российской Федерации на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Алиев Ф.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к ОМВД России по Верхнебуреинскому району и УМВД России по Хабаровскому краю о признании незаконным и отмене указанного решения, обязании устранить нарушение его прав в виде разрешения и предоставления вида на жительство в РФ. Считает оспариваемое решение незаконным, так как действий, направленных на изменение основ конституционного строя России или создания угрозы безопасности России либо граждан России, не совершал, к административной ответственности не привлекался, на территории Российской Федерации имеет устойчивые семейные связи – женат на гражданке РФ, имеет регистрацию в Хабаровском крае, занимается предпринимательской деятельностью.
Решением Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 02 марта 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Алиев Ф.С. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение – об удовлетворении его требований в полном объеме. Жалоба мотивирована доводами, изложенными в административном исковом заявлении и тем, что судом не установлены фактические обстоятельства, послужившие основанием для вынесения административным органом обжалуемого отказа, не проверена обоснованность доводов ФСБ России, на основании которых ему отказано в выдаче вида на жительство. Обжалуемое решение является существенным вмешательством в его личную и семейную жизнь, не соблюден баланс публичных и семейных интересов, ограничены права истца на свободный выбор места жительства и пребывания в РФ.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились: административный истец Алиев Ф.С., административный ответчик ОМВД России по Верхнебуреинскому району. О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлено. Алиев Ф.С. предоставил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал, что требования апелляционной жалобы поддерживает в полном объеме и просит её удовлетворить.
На основании изложенного и ст. ст. 305-307 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представители административного ответчика - УМВД России по Хабаровскому краю и заинтересованного лица – УФСБ России по Хабаровскому краю просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать по доводам, приведенным в письменных возражениях УФСБ России по Хабаровскому краю на апелляционную жалобу и ранее при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
В силу ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав участвующих в судебном заседании лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется и судом первой инстанции установлено не было, что явилось основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Алиев Ф.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданин республики Таджикистан, состоит в зарегистрированном браке с 16.10.2020г. с Руденко Л.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданкой Российской Федерации (Свидетельство о заключении брака от 16.10.2020г. №) и имеет регистрациб по месту жительства по адресу: <адрес> до 13.03.2021г.
13.11.2020г. Алиев Ф.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданин Республики Таджикистан, обратился в УМВД России по Хабаровскому краю через ОМВД России по Верхнебуреинскому району, с заявлением о выдаче ему вида на жительство в Российской Федерации.
24.12.2020г. УФСБ России по Хабаровскому краю в адрес УМВД России по Хабаровскому краю была направлена информация о несогласовании вопроса о выдаче вида на жительство в Российской Федерации гражданину Республики Таджикистан Алиеву Ф.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании пп. 1 п. 1 ст. 9 и пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" с аннулированием разрешения на временное проживание в Российской Федерации, и о наличии обстоятельств, препятствующих выдаче ему патента (разрешения на работу), предусмотренных пп. 2 п. 22 ст. 13.3, пп. 1 п. 9 ст. 18 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Заключением УМВД России по Хабаровскому краю от 29 декабря 2020 г. N 83/2020/27 Алиеву Ф.С. отказано в выдаче вида на жительство в Российской Федерации на основании пп. 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". В заключении имеется ссылка на поступление 25.12.2020г. в УМВД России по Хабаровскому краю информации за № от 24.12.2020г. в отношении Алиева Ф.С. из УФСБ России по Хабаровскому краю.
Согласно уведомлениям УМВД России по Хабаровскому краю за №, Алиев Ф.С. извещен о том, что ему аннулировано разрешение на временное проживание в РФ и принято решение № об отказе в выдаче вида на жительство иностранного гражданина на основании пп. 1 п. 1 ст. 7 и пп. 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона № 115 - ФЗ, что не оспаривалось административным истцом.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований административного истца, пришел к выводу о законности оспариваемого решения, поскольку оно принято уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий и на основании информации компетентного органа о наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, с соблюдением порядка принятия решения, установленного действующим законодательством.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют проанализированным нормам закона и фактическим обстоятельствам дела.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием, определяет и регулирует Закон N 115-ФЗ.
В соответствии со ст. 2 Закона N 115-ФЗ вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.
Согласно п. 1 ст. 9 Закона N 115-ФЗ вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации (подпункт 1); финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность (подпункт 2).
Судом первой инстанции установлено, что поступившая из УФСБ России по Хабаровскому краю информация в УМВД России по Хабаровскому краю в отношении административного истца послужила основанием для принятия оспариваемого решения об аннулировании ранее выданного вида на жительство на основании пп. 1 п. 1 ст. 9 Закона N 115-ФЗ.
Правовой статус и назначение Федеральной службы безопасности Российской Федерации определены Федеральным законом от 03 апреля 1995 года N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности", которым служба отнесена к федеральному органу исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющему государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, борьбы с терроризмом, борьбы с преступностью, разведывательной деятельности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, обеспечивающему информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализующему основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством Российской Федерации, а также координирующему контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.
В соответствии с пунктом "р" статьи 12 Федерального закона от 03 апреля 1995 года N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" органы федеральной службы безопасности обязаны участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из него, въезда на территорию Российской Федерации и выезда за ее пределы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Таким образом, в силу вышеприведенных норм, право оценки деятельности иностранных граждан, а также лиц без гражданства, как представляющей угрозу безопасности государства или гражданам Российской Федерации, отнесено к полномочиям государственных органов обеспечения безопасности, в частности Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Судебная коллегия учитывает, что обоснованность принятого решения подтверждается представленной УФСБ России по Хабаровскому краю информацией о наличии оснований для отказа в выдаче вида на жительство иностранного гражданина, предусмотренных пп. 1 п. 1 ст. 9 ФЗ от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
При этом судебная коллегия отмечает, что, вопреки доводам жалобы, суд в рамках рассмотрения настоящего дела не вправе давать оценку и осуществлять проверку целесообразности решения УФСБ России по Хабаровскому краю о наличии обстоятельств отказа в выдаче вида на жительство.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не установлены фактические обстоятельства, послужившие основанием для вынесения административным органом обжалуемого отказа, судебной коллегией отклоняется, так как в материалы дела представлено письмо УФСБ России по Хабаровскому краю за № от 24.12.2020г. о наличии обстоятельств, предусмотренных пп. 2 п. 22 ст.13.3, пп. 1 п. 9 ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В рассматриваемом случае реализация административным ответчиком своих полномочий в отношении административного истца соответствовала охраняемым законом целям, баланс частных и публичных интересов не нарушен.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 02 марта 2021 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Алиева Ф.С. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд принявший решение.
Председательствующий: | И.А. Коноплёва |
Судьи: | О.В. Казарикова |
В.В. Чуешкова |