Дело № 2-16023/2023
УИД: 24RS0048-01-2022-014574-02
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2023 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Хованской Н.А.,
при секретаре Клопотовской А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю о признании незаконным бездействия, взыскании компенсации за самостоятельно приобретение технических средств реабилитации, компенсации морального вреда, судебных расходов
УСТАНОВИЛ:
Мельников А.С. обратился в суд с иском к ОСФР по Красноярскому краю о признании незаконным бездействия, взыскании компенсации за самостоятельно приобретение технических средств реабилитации, компенсации морального вреда, судебных расходов. Требования мотивированы тем, что является <данные изъяты> группы, согласно индивидуальной программе реабилитации <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ нуждается в техническом средстве реабилитации (далее также ТСР): <данные изъяты> 1 штука, срок пользования 3 года. ДД.ММ.ГГГГ истец самостоятельно приобрел необходимое ТСР, стоимость которого составила 4 671 000 рублей. С целью самостоятельного приобретения ТСР был заключен кредитный договор с АО «СЕВЕРГАЗБАНК» от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истец направил в ОСФР по <адрес> заявление о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР в размере 4 671 000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ был приглашен для проведения экспертной комиссии приобретенного им ТСР, на заседании которой принято решение об отказе в выплате денежных средств по причине не предоставления ранее приобретенного (полученного по государственному контракту) аналогичного ТСР на комиссию. Истец ранее получал аналогичное ТСР в ДД.ММ.ГГГГ года, срок пользования которого составлял три года, в ДД.ММ.ГГГГ возникло право замены ранее полученного ТСР. В момент получения ТСР в ДД.ММ.ГГГГ году, законодательство РФ не предусматривало предоставления старого ТСР на заседание экспертной комиссии, при решении выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное новое ТСР. Приказ Минтруда России от 17.10.20917 года №н, впервые предусматривающий необходимость проведения медико-технической экспертизы, вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ, то есть до возникновения правоотношений по необходимости замены протезов истцу. Невозможность соблюдения изменившегося порядка и получения заключения медико-технической экспертизы утраченного ТСР не могут служить основанием для отказа ему в получении ТСР и оплате его стоимости. Просит суд признать незаконным действия ответчика, выраженного в отказе оказания государственной услуги по выплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации; возложить на ответчика обязанность произвести выплату компенсации в размере 4 671 000 рублей в пятидневный срок с момента вступления решения в законную силу; взыскать компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей; судебные расходы в виде затрат на оплату услуг представителя в размере 30 000 рублей.
В судебном заседании представитель истца – Радкевич П.И., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ поддержал заявленные исковые требования, суду пояснил, что обязанность по возврату ТСР, срок пользования которым истек у истца отсутствует. В момент получения ТСР в ДД.ММ.ГГГГ году истцу не было разъяснено о его обязанности при получении нового ТСР или обращении за выплатой компенсации за самостоятельно приобретенное ТСР, сохранить ранее полученное ТСР и предоставить его на заседание экспертной комиссии. Изменение законодательства не должно лишать истца права на компенсацию стоимости самостоятельно приобретённого ТСР. Так же просил суд учесть, что приобретенное ТСР является для истца жизненно необходимым.
Представитель ответчика – Четвериков П.А., действующий на основании доверенности от 09.01.2023г., в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, поддержал позицию, изложенную в отзыве на иск, суду пояснил, что поскольку истец не предоставил на медико-техническую экспертизу протез, принять решение о необходимости замены или о возможности и сроке дальнейшего пользования протезом не представилось возможным.
Истец Мельников А.С. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом, доверил представление своих интересов Радкевичу П.И.
Представитель третьего лица - Министерства финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю, в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Суд, с учетом мнения представителей истца и ответчика, полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие участников процесса, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В статье 53 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 названного выше Федерального закона - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Указанный Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р и включает в себя в числе прочих технических средств реабилитации инвалида протезы (пункт 8).
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
В соответствии с п. 15(1) данных Правил, действующих в редакции Постановлена Правительства РФ от 16.05.2019 N 605, в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами; соответствие приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства (изделия) и (или) оплаченной им услуги по ремонту предоставляемым техническим средствам (изделиям) и (или) услугам по их ремонту устанавливается уполномоченным органом на основании утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России) в целях определения размера компенсации классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, а также на основании заключения медико-технической экспертизы в отношении технических средств (изделий), перечень которых устанавливается Минтрудом России; актуализация классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, осуществляется ежегодно в порядке, определяемом Минтрудом России по согласованию с Минфином России; порядок выплаты компенсации за технические средства (изделия) и (или) услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации, определяется Минтрудом России.
Также Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240, в редакции, действующей на настоящее время, предусмотрено, что сроки пользования техническими средствами (изделиями) устанавливаются Минтрудом России; срок пользования техническим средством (изделием) исчисляется с даты предоставления его инвалиду (ветерану), а в случае самостоятельного приобретения технического средства (изделия) в соответствии с п. 15(1) настоящих Правил срок пользования техническим средством (изделием) исчисляется с даты его приобретения согласно документам, подтверждающим расходы (п. 9); замена технического средства (изделия) осуществляется по решению уполномоченного органа на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления: по истечении установленного срока пользования. Технические средства (изделия), перечень которых устанавливается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, подлежат замене по истечении установленного срока пользования, если необходимость замены подтверждена заключением медико-технической экспертизы. Установление необходимости ремонта указанных технических средств (изделий) или принятие решения о возможности и сроке дальнейшего пользования ими (после истечения установленного срока пользования) осуществляется по результатам проведения медико-технической экспертизы; при невозможности в пределах установленного срока пользования осуществления ремонта или установления необходимости досрочной замены, что подтверждено заключением медико-технической экспертизы. Замена технических средств (изделий) осуществляется в порядке, установленном настоящими Правилами для их получения (п. 10); выданные инвалидам (ветеранам) технические средства (изделия) сдаче не подлежат (п. 11).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее - Порядок).
Согласно пункта 3 Порядка компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме) (пункт 4 Порядка).
В силу пункта 6 Порядка (в редакции, действовавшей на дату подачи истцом заявления о предоставлении государственной услуги по выплате компенсации за самостоятельно приобретенное ТСР) решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 15 рабочих дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации.
Средства на выплату инвалиду компенсации направляются уполномоченным органом в срок не более 5 рабочих дней с даты принятия указанного решения в кредитную организацию для зачисления на расчетный счет, открытый инвалидом, или путем почтового перевода.
Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании результатов медико-технической экспертизы. (абзац введен Приказом Минтруда России от 08.10.2021 N 693н).
Судом установлено и следует из материалов дела, что Мельников А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является <данные изъяты> группы бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2001 № от ДД.ММ.ГГГГ.
Бюро МСЭ сменного профиля № ГБ МСЭ ФМБА России для ФИО1 разработана индивидуальная программа <данные изъяты>.
Индивидуальной программой реабилитации к акту освидетельствования № от ДД.ММ.ГГГГ года для ФИО1 рекомендованы технические средства и услуги по реабилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета: <данные изъяты>, 1 изделие, срок пользования 3 года.
Судом установлено, что согласно сведений ЕИИС «Обеспечение ТСР», ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получен <данные изъяты> модель № по государственному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ с ФГУП «Красноярское ПрОП» Минтруда и соцразвития РФ сроком службы 730 суток (срок обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ)
ФИО1 приобрел <данные изъяты>, 1 штука, согласно ИПРА стоимостью 4 671 000 рублей, что подтверждается договором № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным с ООО «Центр протезирования и реабилитации, а также договором потребительского кредита, заключенным с АО «БАНГ СГБ» от ДД.ММ.ГГГГ №РВ, согласно которого, целью использования заемщиком потребительского кредита является приобретение технического средства реабилитации по договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с ООО «Центр протезирования и реабилитации».
ДД.ММ.ГГГГ Мельников А.С. обратился в ОСФР по Красноярскому краю с заявлением о компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации – протез предплечья с микропроцессорным управлением. Заявление зарегистрировано ответчиком, ему присвоен №.
Протоколом заседания экспертной комиссии ОСФР по Красноярскому краю по проведению медико-технической экспертизы для установления необходимости ремонта или замены, в том числе досрочной замены технических средств реабилитации, <данные изъяты> изделий, возможности и срока дальнейшего пользования ими, либо установления соответствия приобретенных инвалидами (ветеранами) за собственный счет технических средств реабилитации, <данные изъяты> изделий предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что после беседы с <данные изъяты> было выявлено, что предоставить <данные изъяты>), полученным им ДД.ММ.ГГГГ по государственному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ для проведения медико-технической экспертизы он не может. <данные изъяты> утрачен в связи с переездом. Принято решение – необходимость замены или ремонта <данные изъяты>) Мельникову А.С. установить в настоящий момент невозможно, в связи с не предоставлением изделия на осмотр.
ДД.ММ.ГГГГ году ОСФР по Красноярскому краю направлено уведомление о проведении заседания экспертной комиссии ДД.ММ.ГГГГ во исполнение Приказа Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка осуществления уполномоченным органом медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или замены, в том числе досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, возможности и срока дальнейшего пользования ими, по установлению соответствия приобретенных инвалидами (ветеранами) за собственный счет технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам реабилитации, протезам, протезно-ортопедическим изделиям, а также формы заключения указанной медико-технической экспертизы».
Заключением ОСФР по Красноярскому краю медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или замены, в том числе досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, возможности и срока дальнейшего пользования ими, по установлению соответствия приобретенных инвалидами (ветеранами) за собственный счет технических средств реабилитации, <данные изъяты> предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам реабилитации, <данные изъяты> изделиям от ДД.ММ.ГГГГ №, принято решение об отказе. Техническое средство (изделие) не соответствует предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам (изделиям): необходимость замены или ремонта <данные изъяты> с <данные изъяты>) Мельникову А.С. установить в настоящий момент невозможно. В связи с отсутствием кисти, индицировать предоставленный <данные изъяты> не имеет возможности. Замена возможна после предоставления предыдущего <данные изъяты>.
ОСФР по Красноярскому краю заявление истца ДД.ММ.ГГГГ № отклонено в связи с непроведением МТЭ.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
Положения Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (п. п. 9, 10, 15(1), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240, до внесения изменений в них Постановлением Правительства РФ от 16.05.2019 года № 605 «О внесении изменений в Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями и признании утратившим силу абзаца шестого подпункта "а" пункта 7 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления отдельных государственных услуг в сфере социальной защиты населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 318», не предусматривали необходимость получения заключения медико-технической экспертизы в отношении технических средств (изделий), перечень которых устанавливается Минтрудом России, для установления соответствия приобретенного инвалидом за собственный счет технического средства (изделия) и (или) оплаченной им услуги по ремонту предоставляемым техническим средствам (изделиям) и (или) услугам по их ремонту.
Форма такого заключения и порядок осуществления уполномоченным органом медико-технической экспертизы по установлению соответствия приобретенных инвалидами (ветеранами) за собственный счет технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам реабилитации, протезам, протезно-ортопедическим изделиям установлены приказом Минтруда России от 30.08.2019 N 605н, а ранее действовавший приказ Минтруда России от 17.10.2017 N 733н устанавливал порядок осуществления уполномоченным органом медико-технической экспертизы только по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий.
Кроме того, положения Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, ранее предусматривали необходимость проведения медико-технической экспертизы только при оказании услуги по ремонту технического средства реабилитации, а в связи с изменениями, внесенными приказом Минтруда России от 26.08.2019 N 579н, стали предусматривать необходимость получения заключения медико-технической экспертизы и для установления соответствия приобретенных инвалидами (ветеранами) за собственный счет технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам реабилитации, протезам, протезно-ортопедическим изделиям.
При этом, положениями действующего законодательства и подзаконным актами не урегулирован порядок проведения медико-технической экспертизы (а следовательно и возможности получения инвалидом компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации) в случае утраты ранее полученного или приобретенного им ТСР, что также подтверждается ответом Минтруда России от 03.02.2020 N 13-3/В-196, следовательно и возможность получения инвалидом компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, предусмотренное ИПР.
Из искового заявления Мельникова А.С. следует, что он лишен возможности получения компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, а утрата ранее имевшегося у него такого средства произошла до введения указанных изменений законодательства, в то время как приобретение им нового протеза и обращение к ответчику за получением компенсации осуществлено по истечение установленного срока пользования ранее приобретенным техническим средством реабилитации.
Ранее действовавшим приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н срок пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены в отношении ТСР «<данные изъяты>» (номер наименования ТСР №) определен не менее 3 лет, такой же срок пользования установлен приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 107н.
Действительно, утрата ФИО1 полученного им ДД.ММ.ГГГГ по государственному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>) документально не подтверждена, вместе с тем в силу ч. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, в ином случае при отсутствии ранее приобретенного технического средства реабилитации, за которое выплачена компенсация, истцом ФИО1 утрачена возможность получения компенсации за самостоятельно приобретенное им по истечении срока пользования новое техническое средство реабилитации.
Между тем, в силу ст. ст. 7, 39 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты и каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе по инвалидности, а обеспечение функционирования системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни возложено на Правительство РФ (ст. 114).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оценка вышеуказанных фактических обстоятельств применительно к нормам материального права должна быть произведена с учетом правил действия нормативных актов во времени, а также с учетом неопровергнутой ответчиком презюмируемой законом добросовестности истца в сложившихся спорных правоотношениях. Так, на момент возникновения спорных правоотношений по необходимости замены истцу технического средства реабилитации, нормативный срок использования которых приходился на ДД.ММ.ГГГГ года, действующее законодательство не предусматривало необходимость проведения медико-технической экспертизы установления соответствия приобретенных инвалидами (ветеранами) за собственный счет технических средств реабилитации, предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам реабилитации.
Кроме того, при вынесении решения суд учитывает, что в ходе судебного разбирательства ответчиком не было заявлено возражений относительно соответствия размера компенсации подтвержденным расходам истца на приобретение технического средства реабилитации, а также ссылок на иные обстоятельства, повлиявшие на отказ в выплате компенсации.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости признания незаконным отказа ответчика в выплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации; бездействия, выраженного в неосуществлении в установленный срок компенсации Мельникову А.С. расходов на самостоятельное приобретение технического средства реабилитации; возложении обязанности на ОСФР по Красноярскому краю по выплате истцу компенсации расходов на приобретение средств технической реабилитации в размере 4 671 000 рублей.
При этом, оснований для установления срока исполнения решения суда в данной части в течение пяти дней с момента его вступления в законную силу суд не усматривает.
Согласно статье 204 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
В силу части 1 статьи 209 Гражданского процессуального кодекса РФ решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если они не были обжалованы. В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено. Если определением суда апелляционной инстанции отменено или изменено решение суда первой инстанции и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно.
Вступившие в законную силу судебные постановления, как установлено частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса РФ, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 210 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ). При установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Истцом не представлены доказательства, а также не приведены обстоятельства, которые могут служить правовым основанием для установления срока исполнения решения суда в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу. В связи с чем, оснований для применения нормы статьи 204 Гражданского процессуального кодекса РФ по настоящему делу суд не усматривает.
Разрешая требования о взыскании компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.
В статье 53 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу пункта 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная <данные изъяты> свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с названным Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения. В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут защищаться другими лицами (пункт 2 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статьи 17 и 45 Конституции Российской Федерации). Одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда (статьи 12, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее также - ГК РФ).
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную <данные изъяты>, честь и доброе имя, <данные изъяты> переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, в силу пункта 2 статьи 1099 ГК РФ подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом (например, статья 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей", далее - Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", абзац шестой статьи 6 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации") (п.3).
В соответствии с п. 4 указанного постановления Пленума ВС РФ, судам следует учитывать, что в случаях, если действия (бездействие), направленные против имущественных прав гражданина, одновременно нарушают его личные неимущественные права или посягают на принадлежащие ему нематериальные блага, причиняя этим гражданину физические или нравственные страдания, компенсация морального вреда взыскивается на общих основаниях.
Таким образом, следует определять правовую природу спорных отношений по реализации гражданами имущественных прав и учитывать, что нарушение личных неимущественных прав и нематериальных благ гражданина может являться неотъемлемым последствием нарушения его имущественных прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, порождает право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Принимая во внимание, что компенсация морального вреда, о взыскании которой заявлено истцом, в связи с неправомерными действиями ответчика по несвоевременному обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации, является одним из видов гражданско-правовой ответственности, приведенные выше нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие общие основания ответственности за причинение вреда, применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда.
Определяя подлежащий взысканию с ответчика в пользу Мельникова А.С. размер компенсации морального вреда, суд принимает во внимание, что Мельников А.С. имеет заболевание, нуждается в получении жизненно необходимых по медицинским показаниям технических средств реабилитации, по вине ответчика своевременно не был обеспечен указанными средствами, получение которых бесплатно ему гарантировано государством, в связи с чем испытывал переживания по поводу жизни, здоровья и возможных отрицательных последствий из-за несвоевременного обеспечения указанными средствами, кроме того, вынужден был приобрести указанное средство за денежные средства, которые были предоставлены на основании кредитного договора. Определяя размер денежной компенсации морального вреда, суд учитывает характер и степень вины ответчика, состояние здоровья истца и приходит к выводу о взыскании суммы компенсации морального вреда в размере 15 000 рублей.
На основании ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно правовой позиции, изложенной в п.12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» от 21.01.2016 №1 расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, ст.112 КАС РФ, ч. 2 ст. 110 АПК РФ).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 года №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», лицо, подавшее апелляционную, кассационную или надзорную жалобу, а также иные лица, фактически участвовавшие в рассмотрении дела на соответствующей стадии процесса, но не подававшие жалобу, имеют право на возмещение судебных издержек, понесенных в связи с рассмотрением жалобы, в случае, если по результатам рассмотрения дела принят итоговый судебный акт в их пользу. В свою очередь, с лица, подавшего апелляционную, кассационную или надзорную жалобу, в удовлетворении которой отказано, могут быть взысканы издержки других участников процесса, связанные с рассмотрением жалобы.
Судом установлено, что истец за юридической помощью обратился к ИП Радкевич П.И., с которым был заключен договор об оказании юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ, оплата по которому составила 30 000 рублей, что подтверждается чеком по операции от ДД.ММ.ГГГГ.
При разрешении заявленных требований суд учитывает, что обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования ст.17 (ч. 3) Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в ч.1 ст. 100 ГПК РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание категорию спора, объем оказанных услуг, участие представителя истца в одном судебном заседании, также требования разумности и справедливости, суд полагает соответствующим требованиям соразмерности взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате оказанных юридических услуг в размере 15 000 рублей.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю о признании незаконным бездействия, взыскании компенсации за самостоятельное приобретение технических средств реабилитации, компенсации морального вреда, судебных расходов – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие ОСФР по Красноярскому краю, выраженное в неосуществлении в установленный срок компенсации Мельникову Александру Сергеевичу расходов на самостоятельное приобретение технического средства реабилитации.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю (ИНН №) выплатить ФИО1 (паспорт №) недополученную компенсацию расходов на приобретение средств технической реабилитации в размере 4 671 000 рублей.
Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей, судебные расходы 15 000 рублей, всего 30 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий: Н.А.Хованская
Мотивированный текст решения изготовлен 27.12.2023 года
Судья Н.А.Хованская