Дело № 2а-618/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 ноября 2018 года г.Шахунья
Шахунский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Кукушкина А.А., с участием:
представителя административного истца адвоката Березина А.С.,
при секретаре Виноградовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Березина И. В. к Призывной комиссии Военного комиссариата городского округа город Шахунья и Тоншаевского района Нижегородской области, Военному комиссариату городского округа город Шахунья и Тоншаевского района Нижегородской области, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Нижегородской области», Призывной комиссии Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Нижегородской области» об оспаривании решения призывной комиссии о призыве на военную службу от ДД.ММ.ГГГГ, постановления об оставлении решения от ДД.ММ.ГГГГ без изменения и о не предоставлении отсрочки от призыва на военную службу,
установил:
Березин И.В. обратился в Шахунский районный суд Нижегородской области с административным исковым заявлением к административным ответчикам Призывной комиссии Военного комиссариата городского округа город Шахунья и Тоншаевского района Нижегородской области, Военному комиссариату городского округа город Шахунья и Тоншаевского района Нижегородской области с требованием об оспаривании решения призывной комиссии о призыве на военную службу от ДД.ММ.ГГГГ, постановления об оставлении решения от ДД.ММ.ГГГГ без изменения и о не предоставлении отсрочки от призыва на военную службу.
В обоснование своих требований Березин И.В. указывает, что он после окончания в ДД.ММ.ГГГГ году 9 классов поступил в Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Шахунский агропромышленный техникум», после окончания которого в ДД.ММ.ГГГГ году получил диплом о среднем профессиональном образовании, квалификация - ветеринарный фельдшер, продолжил образование и в ДД.ММ.ГГГГ года поступил на очное отделение Нижегородской сельскохозяйственной академии на факультет «Ветеринария» для обучения по специальности «Ветеринария», ветеринарный врач. Ему ранее предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением в Шахунском агропромышленном техникуме на период обучения по очной форме до получения среднего профессионального образования. В настоящее время он продолжает обучение по той же специальности, является студентом по очной форме обучения (на бюджетной основе) Нижегородской сельскохозяйственной академии по программе бакалавриата. Однако он был призван на военную службу на основании подпункта «а» п.1 ст.22 закона №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе».
Административный истец Березин И.В. просит признать незаконным решение Призывной комиссии Военного комиссариата городского округа город Шахунья и Тоншаевского района Нижегородской области (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) о призыве его на военную службу и обязать административных ответчиков устранить нарушения его прав - предоставить ему отсрочку на период обучения в Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии по программе бакалавриата.
В порядке подготовки к судебному заседанию к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены: Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Нижегородской области», Призывная комиссия Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Нижегородской области».
Административный истец Березин И.В., представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель административного истца Березина И.В. – адвокат Березин А.С. не возражал о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц, пояснив, что Березин И.В. извещен о судебном заседании, в том числе самим представителем.
С учетом изложенного, положений ст.150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В ходе судебного разбирательства представитель административного истца – адвокат Березин А.С. заявленный административный иск поддержал в полном объеме, полагает, что Березин И.В. имеет законное право на повторную отсрочку о военной службы на срок обучения в Нижегородской сельскохозяйственной академии по программе бакалавриата.
Выслушав представителя административного истца – адвоката Березина А.С., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как следует из обстоятельств дела, согласно аттестату об основном общем образовании Березин И.В. окончил в ДД.ММ.ГГГГ года муниципальное бюджетное образовательное учреждение Шахунскую среднюю общеобразовательную школу №1 им. Д.Комарова (л.д.7).
Согласно выписки из книги протоколов заседания призывной комиссии городского округа город Шахунья Нижегородской области, а именно Протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, Березину И.В. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до ДД.ММ.ГГГГ на основании подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе».
В соответствии с дипломом о среднем профессиональном образовании от ДД.ММ.ГГГГ регистрационный №, Березин И.В. в ДД.ММ.ГГГГ году окончил Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Шахунский агропромышленный техникум» и получил квалификацию ветеринарный фельдшер (л.д.8-9).
Согласно выписке из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ ФГБОУ ВО Нижегородская ГСХА Березин И.В. зачислен на 1 курс ветеринарного факультета на очную форму обучения на бюджетное место по специальности 3ДД.ММ.ГГГГ ветеринария (л.д.10).
В соответствии с выпиской из протокола призывной комиссии городского округа город Шахунья Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, Березин И.В. А-годен к военной службе. Постановлено призвать Березина И.В. на военную службу на основании подп. «а» п.1 ст.22 Федерального закона №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» от ДД.ММ.ГГГГ и зачислить в команду № части СВ (л.д.22).
Согласно выписке из протокола заседания призывной комиссии Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ №, решение призывной комиссии городского округа город Шахунья Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении гражданина Березина И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о призыве на военную службу на основании подп. «а» п.1 ст.22 Федерального закона №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» от ДД.ММ.ГГГГ и зачислении в команду № части СВ оставлено без изменения (л.д.23).
Административным истцом поставлен вопрос об оспаривании решения призывной комиссии о призыве на военную службу от ДД.ММ.ГГГГ, постановления об оставлении решения от ДД.ММ.ГГГГ без изменения и о не предоставлении отсрочки от призыва на военную службу.
Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт «а» пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Данный Федеральный закон определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются на определенный срок от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
В силу положений статьи 25 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год - с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Согласно п.7 ст.28 указанного Закона, решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд.
На основании ст. 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663, при наличии оснований, предусмотренных Ф3-53 от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.
Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
В соответствии со ст.18 названного Положения, контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара, а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат и соответствующие медицинские организации.
Согласно ст.19 Положения, призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу положений подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в: организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;
образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;
федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, перечень которых установлен в соответствии с частью 8 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», - на период обучения на подготовительных отделениях этих образовательных организаций за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, но не свыше одного года, и в случае принятия указанных обучающихся на обучение на подготовительные отделения этих образовательных организаций в год получения среднего общего образования;
образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию:
программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата;
программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета;
программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.
Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если:
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем вторым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем пятым настоящего подпункта;
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацами вторым и (или) пятым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем седьмым или восьмым настоящего подпункта;
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта.
Судом принято во внимание, что в соответствии с ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование.
В соответствии с п.6 ст.60 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», документ об образовании, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение общего образования следующего уровня: 1) основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образовании); 2) среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании).
В соответствии с доказательствами, представленными сторонами по данному делу, по окончании школы Березину И.В. выдан аттестат об основном общем образовании (л.д.7).
Частью 5 ст. 10 указанного закона, в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование - бакалавриат; 3) высшее образование - специалитет, магистратура; 4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании); 2) высшее образование - бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра); 3) высшее образование - специалитет (подтверждается дипломом специалиста); 4) высшее образование - магистратура (подтверждается дипломом магистра); 5) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки (подтверждается дипломом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки).
В материалы дела представлен диплом о среднем профессиональном образовании с отличием по специальности 3ДД.ММ.ГГГГ Ветеринария, квалификация - ветеринарный фельдшер (л.д.8).
Данный диплом подтверждает получение Березиным И.В. среднего профессионального образования.
В силу абзаца 2 подпункта «а» п.2 ст.24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает отсрочку гражданам, обучающимся в учебных заведениях по образовательным программам среднего общего образования.
В свою очередь, из материалов дела следует, что отсрочка Березину И.В. предоставлялась в связи с обучением в техникуме, то есть по основаниям абзаца 3 подпункта «а» п.2 ст.24 указанной нормы.
При этом абз.10 подпункта «а» п.2 ст.24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», где приведен исчерпывающий перечень оснований для предоставления повторной отсрочки, не содержит указаний на возможность предоставления повторной отсрочки в случае, если первая отсрочка предоставлялась в соответствии с абзаца 3 подпункта «а» п.2 ст.24 Закона.
Следовательно, оспариваемые административным истцом решение призывной комиссии о призыве на военную службу от ДД.ММ.ГГГГ и постановление об оставлении решения от ДД.ММ.ГГГГ без изменения и о не предоставлении отсрочки от призыва на военную службу являются законными и обоснованными.
Таким образом, доводы административного истца и его представителя о наличии у Березина И.В. законного права на повторную отсрочку являются не состоятельными.
Убедительных доказательств, опровергающих данные выводы, стороной административного истца суду не представлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.218-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░