Дело № 2 - 942 /2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Киселевский городской суд Кемеровской области
в составе: председательствующего – судьи Борисенко О.А.
при секретаре – Мироновой Т.Н.
с участием представителя истца Григорьева Д.В.
представителя ответчика Бухариной Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Киселевске
19 июня 2018 года
дело по иску Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Стройиндустрия-Бетон» о приостановлении деятельности
У С Т А Н О В И Л :
Истец Новокузнецкая межрайонная природоохранная прокуратура, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к ответчику Обществу с ограниченной ответственностью «Стройиндустрия-Бетон» (далее ООО «Стройиндустрия-Бетон») о приостановлении деятельности.
Требования мотивированы тем, что истцом на основании представленных Департаментом природных ресурсов и экологии Кемеровской области сведений о нарушении предприятиями требований законодательства об охране атмосферного воздуха от 13.12.2017 года № в отношении ответчика была проведена плановая проверка исполнения требований законодательства об охране атмосферного воздуха.
По результатам проверки установлено, что ООО «Стройиндустрия-Бетон» осуществляет производственную деятельность по производству изделий из бетона, цемента и гипса на арендуемой у Комитета по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа по договору аренды № от 05.12.2012 года производственной площадке по адресу: <адрес>, строение № без соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования, осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие специального разрешения на выбросы вредных ( загрязняющих) веществ.
На промышленной площадке предприятия расположены бетонно-растворный узел, в который входят бетонно-смесительная установка, склады инертных материалов (песка, цемента, щебня), помещение котельной и административно- бытовой корпус.
Прокурорской проверкой установлено, что к объектам предприятия, имеющим выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, относятся: котельная - организованный источник выбросов, в которой установлена печь нагрева и 7 неорганизованных источников выбросов - склады песка, щебня, цемента, погрузка- выгрузка песка, щебня, цемента, въезд-выезд автотранспорта.
Сбор и хранение угля, а также золошлаков от сжигания угля осуществляется в закрытых контейнерах. Предприятие имеет передвижные источники выбросов в атмосферный воздух - одну единицу автотранспорта - автобетоносмеситель №.
Ответчиком осуществляется выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые включены в "Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды", утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 года № 1316-р, а именно: диоксид азота, оксид азота, диоксид серы, оксид углерода, бенз(а)пирен, зола твердого топлива, пыль неорганическая,содержащая диоксид кремния в процентах свыше 70.
В соответствии с данными статистической отчетности № (воздух) за 2017 год ООО "Стройиндустрия-Бетон", а также декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду предприятия за указанный период ответчик осуществил выбросы в атмосферный воздух следующих загрязняющих веществ: пыли неорганической 20-70%, диоксида азота, оксида азота, диоксида серы, оксида углерода, бенз(а)пирена, золы углей и сажи.
Производственная деятельность ответчика связана с выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников - печь нагрева в котельной, работающая на твердом топливе - угле, склады песка, щебня, цемента, погрузка- выгрузка песка, щебня, цемента, въезд- выезд автотранспорта, которые подлежат государственному учету и нормированию.
Установлено, что в 2017 году Департаментом природных ресурсов и экологии Кемеровской области в отношении ответчика было проведено административное расследование, по результатам которого в соответствии с постановлением № от 27 сентября 2017 года ООО "Стройиндустрия-Бетон" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа.
Решением Киселевского городского суда Кемеровской области от 19 января 2018 года постановление Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области № от 27 сентября 2017 года изменено в части назначения наказания, снижен размер административного штрафа со 180000 рублей до 90000 рублей.
Из представленных в прокуратуру объяснений директора ООО "Стройиндустрия-Бетон" П. от 16 апреля 2018 года следует, что в настоящее время предприятием принимаются меры, направленные на устранение нарушений требований законодательства об охране атмосферного воздуха - заключается договор с проектной организацией ООО "<данные изъяты>" на разработку проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу для ООО "Стройиндустрия-Бетон", что является предшествующей стадией к получению специального разрешения на выброс вредных ( загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Однако в период проведения прокурорской проверки указанный договор представлен не был, на протяжении 2011-2017 гг, и истекшего периода 2018 года деятельность ООО "Стройиндустрия-Бетон" по осуществлению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу в отсутствие разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ, установленного для предприятия в отношении эксплуатируемых им стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха, осуществляется самовольно, что является нарушением ст. 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха", ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 г № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Наличие специального разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является обязательным условием, установленным Федеральными законами "Об охране атмосферного воздуха", и "Об охране окружающей среды", предъявляемым к хозяйственной деятельности.
При невыполнении вышеназванных требований закона нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, конституционные права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, так как существует потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением ООО "Стройиндустрия-Бетон" требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупность, установленные законами, иными нормативно правовыми актами, природоохранными нормативами, нормами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия при осуществлении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу на среду жизнедеятельности и здоровье населения.
В соответствии с частью 2 ст. 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды" нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатацию, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Просит приостановить деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Стройиндустрия-Бетон» по выбросам вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от имеющихся стационарных источников выбросов - котельной, складов песка, щебня, цемента, погрузки-выгрузки песка, щебня, цемента, расположенных по адресу: <адрес>, строение № до получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданного для Общества с ограниченной ответственностью «Стройиндустрия-Бетон» в порядке, установленном законодательством об охране атмосферного воздуха.
Представитель истца Григорьев Д.В. в судебном заседании заявленные требований поддержал, настаивал на их удовлетворении по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Бухарина Е.С., действующая на основании доверенности б/н от 7 июня 2018 года, в судебном заседании иск не признала, в возражениях указала, что стационарный источник выбросов загрязняющих веществ – печь нагрева в котельной используется только в зимний период, и с мая по октябрь выбросы отсутствуют, что касается таких стационарных источников выбросов, как склады и погрузка- выгрузка песка, щебня, цемента, то бетонно-растворный узел представляет собой установку закрытого типа, при работе которой выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух не производятся.
В отношении общества уполномоченными должностными лицами не выдавались предписания о приостановлении выбросов и вредного физического воздействия на атмосферный воздух в соответствии с порядком ограничений, установленным постановлением Правительства РФ от 28.11.2002г № 847 «О порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих ) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух».
Приостановление выбросов от таких источников как склады и погрузка-выгрузка песка, щебня, цемента приведет к полному прекращению деятельности общества, что влечет для него финансовые потери, вплоть до банкротства. Считает, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих причинение обществом вреда или угрозы причинения нового вреда, в связи с чем, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Третье лицо – Департамент природных ресурсов и экологии по Кемеровской области о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не направлен, возражений по иску не представлено.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает необходимым исковые требования истца удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья. Статьей 45 Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Из заявления прокурора следует, что он обращается в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку определить граждан, которые могут пострадать от выбросов загрязняющих веществ, определить невозможно.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав граждан, в том числе права на защиту жизни и здоровья.
В силу требований пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем является основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую угрозу.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно статьи 19 указанного Федерального закона в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, осуществляется нормирование в области охраны окружающей среды.
Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст.1, ст.12, п.1 ст.14 и ст.25 ФЗ от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Загрязнение атмосферного воздуха это поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных, химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством РФ в области охраны атмосферного воздуха.
В соответствии с п.1 ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности, исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.п.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со ст. 23 ч.4 ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы химических веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов, лимитов на выбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Аналогичная норма закреплена в п.1 ст.14 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в частности, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ, разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Соблюдение экологических прав граждан, исходя из содержания закрепленных ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» принципов, обеспечивается в том числе, разработкой и проведением мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения вреда окружающей среде, установлением лимитов на выбросы загрязняющих веществ.
Обязанность соблюдения требований природоохранного законодательства при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов возложена на юридических лиц, фактически осуществляющих эксплуатацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Согласно п.8 ст. 15 ФЗ от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды.
В соответствии с ч.1 ст. 22 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведения в период с 16.04.2018 года по 15.05.2018 года Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проверки исполнения ООО «Стройиндустрия-Бетон» требований законодательства об охране атмосферного воздуха установлено, что это общество на протяжении 2016-2018гг осуществляет производственную деятельность по изготовлению изделий из бетона, цемента и гипса на арендуемой у Комитета по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа по договору аренды № от 05.12.2012 года производственной площадке по адресу: <адрес>, строение № в нарушение правил охраны атмосферного воздуха, а именно осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.
Производственная деятельность ООО «Стройиндустрия-Бетон» сопровождается выбросом в атмосферный воздух: диоксида азота, оксида азота, диоксида серы, оксида углерода, бенз(а)пирена, золы твердого топлива, пыли неорганической, содержащей диоксид кремния в процентах свыше 70.
Основными стационарными источниками выделения данных загрязняющих веществ являются: выгрузка и погрузка песка, цемента, щебня, склад цемента, щебня, песка, котельная.
В процессе сжигания угля в котельной в атмосферный воздух выбрасываются вещества- диоксид азота, оксид азота, оксид углерода, бензапирен, зола; при погрузке- разгрузке, а также складировании песка, цемента и щебня в атмосферный воздух выбрасывается неорганическая пыль, которые, согласно Порядку установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и перечню вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию (приказ Минприроды от 31.12.2010г. № 579), являются вредными и оказывают негативное воздействие на атмосферный воздух и окружающую среду.
Судом установлено, что на момент проверки разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух у ответчика отсутствует, поскольку до настоящего времени не получено.
В 2017 году Департаментом природных ресурсов и экологии Кемеровской области в отношении ответчика было проведено административное расследование, выявившее нарушение правил охраны атмосферного воздуха.
За допущенное нарушение правил охраны атмосферного воздуха – выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения постановлением № старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии П.С. от 27.09.2017 года ООО "Стройиндустрия-Бетон" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа.
Решением Киселевского городского суда Кемеровской области от 19 января 2018 года постановление Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области № от 27 сентября 2017 года изменено в части назначения наказания, снижен размер административного штрафа со 180000 рублей до 90000 рублей.
После привлечения к административной ответственности за выявленное нарушение обществом продолжается производственная деятельность в отсутствие специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Указанные обстоятельства подтверждаются:
-письмом Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области № от 13.12.2017 года о предоставлении сведений в отношении хозяйствующих субъектов, допускающих нарушения требований законодательства об охране атмосферного воздуха (по результатам регионального государственного экологического надзора по состоянию отчетности на 01.10.2017 года, в перечне которых в п.9 указано ООО «Стройиндустрия-Бетон» г. Киселевска ( л.д. 7-8);
-решением Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора Григорьева Д.В. № от 30.03.2018 года о проведении в отношении ООО «Стройиндустрия-Бетон» проверки исполнения требований законодательства об охране атмосферного воздуха ( л.д. 9);
-уставом ООО «Стройиндустрия-Бетон», в котором в качестве вида деятельности указано производство и изготовление строительных материалов ( л.д. 17-19);
-свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, согласно которому ООО «Стройиндустрия-Бетон», находящееся по адресу: <адрес>, строение №, тип объекта- площадной, состоит на государственном учете в региональном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду эксплуатируемого объекта IY категории, введенного в эксплуатацию с 12.07.2011 г ( л.д. 20);
-пояснительной запиской директора ООО "Стройиндустрия-Бетон" П. от 16 апреля 2018 года, что основной производственной деятельностью общества является производство изделий из бетона, цемента и гипса. Общество зарегистрировано в реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. В настоящее время предприятием принимаются меры, направленные на устранение нарушений требований законодательства об охране атмосферного воздуха - заключается договор с проектной организацией ООО "<данные изъяты>" на разработку проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу для ООО "Стройиндустрия-Бетон", мероприятий по снижению негативного воздействия объектов общества на атмосферный воздух( л.д. 21-22);
-декларацией ООО "Стройиндустрия-Бетон" о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год, согласно которой общество представило в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования расчет суммы платы, подлежащей внесению в бюджет, в том числе за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами:
по стационарным источникам – выгрузка и погрузка цемента, щебня, склад цемента, щебня, - плата за пыль неорганическую 20-70 %,
по стационарному источнику – котельная - плата за диоксид азота, оксид азота, сажу, диоксид серы, оксид углерода, золу углей, бенз(а)пирен ( л.д. 23-27, 28-31);
-Формой № (воздух) за 2017 года, согласно которой ООО "Стройиндустрия-Бетон" отчиталось о выбрасываемых в атмосферный воздух без очистки загрязняющих веществах: диоксид серы, оксид углерода, оксиды азота, углеводороды, летучие органические соединения, бенз(а)пирен, серная кислота, метан, марганец, оксид азота, углерод (сажа), пыль неорганическая, керосин, оксид железа, зола углей. От сжигания топлива производятся выбросы загрязняющих веществ: твердые вещества, диоксид серы, оксид углерода, оксиды азота, углеводороды (л.д. 32-38);
-протоколом № от 31.08.2017 года, согласно которому ООО "Стройиндустрия-Бетон" с сентября 2016 года осуществляет выбросы вредных( загрязняющих) веществ – диоксид азота, оксид азота, диоксид серы, оксид углерода, бенз(а)пирен, зола твердого топлива, пыль неорганическая, содержащая диоксид кремния в процентах 20- 70, пыль неорганическая, содержащая диоксид кремния в процентах выше 70 в атмосферный воздух от действующих стационарных источников – складов песка, щебня, цемента, погрузки- выгрузки песка, щебня, цемента, котельной без специального разрешения ( л.д. 39-40);
-постановлением № старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии П.С. от 27.09.2017 года о привлечении ООО"Стройиндустрия-Бетон" к административной ответственности по ч.1 ст. 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в сумме 180000 рублей за совершение правонарушения, установленного протоколом № от 31.08.2017 года ( л.д.56-58);
- решением Киселевского городского суда от 19.01.2018 года по делу об административном правонарушении № в отношении ООО "Стройиндустрия-Бетон", которым жалоба общества об отмене постановления № старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии П.С. от 27.09.2017 года о привлечении ООО"Стройиндустрия-Бетон" к административной ответственности по ч.1 ст. 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в сумме 180000 рублей оставлена без удовлетворения, постановление изменено в части назначенного наказания, которое снижено до штрафа в сумме 90000 рублей ( л.д. 61-66).
Таким образом, совокупностью исследованных доказательств подтверждено, что в ходе своей деятельности по производству строительных материалов ООО «Стройиндустрия-Бетон» эксплуатирует стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ и осуществляет незаконный выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
При этом действия ответчика нарушают предусмотренные ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» права граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью.
В силу положения ч.5 ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством РФ.
Ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает, что нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Доказательств того, что ответчиком на момент рассмотрения дела судом требования законодательства в области охраны атмосферного воздуха выполнены в полном объеме, суду в порядке ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено. Из пояснений представителя ответчика следует, что получение обществом разрешения на выбросы только планируется в конце сентября 2018 года в соответствии с договором от 8.05.2018 года, заключенным между ООО «Стройиндустрия-Бетон» и ООО «<данные изъяты>». ( л.д. 85-89,91)
Вместе с тем, разрешительные документы (разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ являются неотъемлимым элементом системы государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды, обеспечивающей соблюдение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Отсутствие указанных документов создает предпосылки для загрязнения окружающей среды и опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде в будущем.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Неполучение предприятием разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ведет к невыполнению мероприятий по охране атмосферного воздуха и предотвращению вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, допущению превышения источником загрязнения атмосферного воздуха гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.
Тем самым нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации и гарантированные государством.
Доводы ответчика и его представителя о том, что общество не осуществляет выбросы вредных веществ в атмосферный воздух несостоятельны, поскольку опровергнуты представленными истцом доказательствами.
Ссылка на принятие в настоящее время необходимых мер, направленных на получение разрешения на выброс вредных веществ в атмосферу, а также то, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие факт нанесения какого-либо вреда здоровью граждан и окружающей среде, не свидетельствуют о законности осуществления ответчиком деятельности по производству строительных материалов, и не могут служить основанием для отказа в иске, поскольку в силу части 1 статьи 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным органом. Осуществление названной деятельности в отсутствие разрешения свидетельствует о нарушении положений федерального законодательства, в связи с чем, такая деятельность подлежит приостановлению до получения необходимого разрешения. Суд считает, что возможность причинения вреда в будущем при осуществлении деятельности по производству строительных материалов в отсутствие разрешительных документов предполагается, при этом учитывает, что ответчиком в течение длительного периода времени не предпринимались необходимые меры, направленные на устранение нарушений природоохранного законодательства.
Учитывая изложенное, в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу, что требования прокурора об обязании ответчика приостановить производственную деятельность по выбросам вредных веществ от стационарных источников выбросов до момента получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежат удовлетворению.
Основания полагать, что приостановление эксплуатации стационарных источников выбросов до получения разрешения противоречит общественным интересам, у суда не имеется.
Согласно частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В силу п.19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец был освобожден от уплаты судебных расходов при подаче искового заявления, в связи с чем, государственная пошлина в сумме 6000 рублей подлежит взысканию с ответчика ввиду удовлетворения заявленных истцом требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░» ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6000 (░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 22 ░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.