Дело № 2-3557/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 сентября 2018 года
Свердловский районный суд города Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Негановой С.А. с участием представителя ответчика Малышевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лазаревой Е.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Костромском районе Костромской области (межрайонное) об изменении даты назначения страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Лазарева Е.В. обратилась с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Костромском районе Костромской области (межрайонное) (далее УПФР), указав, что <дата> обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей не менее 25 лет. Решением УПФР от <дата> № истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого специального стажа, не включены в специальный стаж периоды прохождения курсов повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>. Истец 28.03.2018 обратилась с исковым заявлением в Свердловский районный суд г. Костромы о включении в специальный стаж периодов прохождения курсов повышения квалификации. Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 15.05.2018 исковые требования удовлетворены, решение вступило в законную силу 22.06.2018. Истцу назначена страховая пенсия по старости с <дата>. Поскольку право на получение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью наступило не с <дата>, а с <дата>, просила обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с <дата>.
В судебном заседании истец Лазарева Е.В. не присутствует, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика по доверенности Малышева В.В. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление от 19.09.2018. Полагала, что вопрос о дате назначения пенсии истцу с момента возникновения права мог быть рассмотрен Свердловским районным судом г. Костромы в рамках гражданского дела № 2-1975/2018. Поскольку истцом по указанному делу не заявлялись требования о назначении пенсии, решение суда вступило в законную силу, истцу назначена досрочная страховая пенсия по старости с <дата> – с момента повторного обращения в УПФР, право истца на защиту реализовано.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обозрев материалы гражданского дела № 2-1975/2018, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (действующего с 01.01.2015) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пп. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу ч.ч. 2-4 ст. 30 Федерального от 28.12.2013 № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно пп. «н» п. 3 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», в настоящее время при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Лазарева Е.В. <дата> обратилась с заявлением в УПФР о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением УПФР от <дата> № истцу отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа.
По представленным документам учтен страховой стаж работы 28 лет 6 месяцев 11 дней и стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности – 24 года 8 месяцев 27 дней.
В специальный стаж Лазаревой Е.В. зачтены периоды работы в должности воспитателя детского сада Костромского сельскохозяйственного института «Караваево» с <дата> по <дата>, в должности учителя химии и биологии Захаровской неполной средней школы с <дата> по <дата>, в должности воспитателя МУДО «Ясли-сад № 26 г. Костромы» (МБДОУ г.Костромы «Детский сад №26») с <дата> по <дата>.
Лазаревой Е.В. отказано в зачете в специальный стаж в связи с осуществлением педагогической деятельности периодов забастовки, курсов повышения квалификации, отвлечений от основной работы, не зачтены в страховой и специальный стаж отпуска без сохранения заработной платы.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 15.05.2018 по гражданскому делу №2-1975/2018 по иску Лазаревой Е.В. к УПФР о признании незаконным решения, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, исковые требования Лазаревой Е.В. удовлетворены. Признано незаконным решение УПФР об отказе в установлении пенсии Лазаревой Е.В. от <дата> № в части отказа в зачете в специальный стаж в связи с педагогической деятельностью периодов нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>. УПФР обязано зачесть в специальный стаж в связи с педагогической деятельностью периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с УПФР в пользу Лазаревой Е.В. взысканы расходы по уплате госпошлины 300 рублей.
При рассмотрении судом гражданского дела № 2-1975/2018 истцом требования о назначении пенсии с момента возникновения права на получение досрочной страховой пенсии не заявлены.
Лазарева Е.В. <дата> обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, ей установлена страховая пенсии по старости с <дата>.
В рамках рассмотрения настоящего гражданского дела истцом заявлены исковые требования об установлении пенсии с момента возникновения права на её получение - с <дата>.
В силу ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Как следует из предполагаемого расчета специального стажа, представленного ответчиком, на заявленную в иске дату 18.12.2017 специальный стаж Лазаревой Е.В., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, при включении периодов деятельности по решению Свердловского районного суда г. Костромы от 15.05.2018 по гражданскому делу № 2-1975/2018 достигает 25 лет.
В связи с невключением периодов прохождения курсов повышения квалификации в специальный стаж истца УПФР <дата> приняло решение об отказе в установлении досрочной пенсии по старости, хотя на дату принятия решения УПФР, в последующем признанного незаконным, право на пенсию у истца имелось.
Принимая во внимание, что неправильное решение пенсионного органа повлекло нарушение прав истца на надлежащее определение даты возникновения права на пенсию и, соответственно, своевременную реализацию указанного права, суд при разрешении спора вправе произвести оценку пенсионных прав с учетом трудовой деятельности на момент рассмотрения заявленных исковых требований и, установив факт наличия стажа, необходимого для назначения досрочной пенсии, справе признать за лицом, обратившимся в суд, право на назначение пенсии с даты возникновения такого права. Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного суда РФ от 07.06.2006 (вопрос 29).
При изложенных обстоятельствах нарушенное право истца подлежит восстановлению путем изменения даты назначения пенсии с момента возникновения соответствующего права.
Доводы ответчика об утрате права истца на назначение пенсии с момента возникновения права в связи с незаявлением данных требований при рассмотрении иска о включении периодов работы в специальный стаж и последующем назначении пенсии с иной даты основано на неправильном толковании законодательства.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд находит требования Лазаревой Е.В. о назначении досрочной страховой пенсии по старости с <дата> подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лазаревой Е.В. удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Костромском районе Костромской области (межрайонное) назначить страховую пенсию по старости Лазаревой Е.В. с момента наступления права <дата>.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.Д. Тележкина