Решение по делу № 33-8796/2024 от 28.08.2024

Судья Апокин Д.В.                                                                              Дело № 33-8796/2024

№ 2-2026/2024

64RS0047-01-2024-002810-25

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 сентября 2024 года                                                                                      город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Совкича А.П.,

судей Пивченко Д.И., Агарковой И.П.,

при ведении протокола помощником судьи Мартемьяновой Т.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <данные изъяты> межрайонного прокурора <адрес> в защиту прав и интересов ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, взыскании компенсации морального вреда по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> на решение Октябрьского районного суда <адрес> от <дата>, которым исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Пивченко Д.И., объяснения представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> - ФИО6, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора ФИО7, возражавшей против отмены решения суда, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

заместитель <данные изъяты> межрайонного прокурора <адрес>, в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>                                 (далее - ОСФР по <адрес>) о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.

Заявленные требования мотивированы тем, что ФИО1, <дата> года рождения, является инвалидом <данные изъяты> группы, инвалидность установлена бессрочно, состоит на учете в ОСФР по <адрес> на основании заявления от <дата>, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида от <дата> ему рекомендованы следующие технические средства реабилитации                                                      - противопролежневый матрац гелевый в количестве 1 шт., впитывающие простыни (пеленки) в размере не менее 60х90 см в количестве 3 шт., кресло-коляска с электроприводом (для инвалидов и детей инвалидов) и аккумуляторные батареи к ней в количестве 1 шт., аппарат на нижние конечности и туловище (ортез) в количестве                   1 шт., тутор на голеностопный сустав в количестве 2 шт., тутор на коленный сустав в количестве 2 шт. До настоящего времени ФИО1 не обеспечен указанными техническими средствами реабилитации.

Считая права ФИО1 нарушенными, <данные изъяты> межрайонный прокурор <адрес> в его интересах обратился в суд и просил обязать ОСФР по <адрес> обеспечить ФИО1 техническими средствами реабилитации - противопролежневый матрац гелевый в количестве 1 шт., впитывающие простыни (пеленки) в размере не менее 60х90 см. в количестве 3 шт., кресло-коляска с электроприводом (для инвалидов и детей инвалидов) и аккумуляторные батареи к ней в количестве 1 шт., аппарат на нижние конечности и туловище (ортез) в количестве 1 шт., тутор на голеностопный сустав в количестве                   2 шт., тутор на коленный сустав в количестве 2 шт., взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.

Решением Октябрьского районного суда <адрес> от <дата> исковые требования удовлетворены частично. На ОСФР по <адрес> возложена обязанность обеспечить ФИО1 в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от <дата> техническими средствами реабилитации - матрацем гелевым в количестве 1 шт., креслом - коляской с электроприводом (для инвалидов и детей инвалидов) и аккумуляторные батареи к ней в количестве 1 шт., аппаратом на нижние конечности и туловище (ортез) в количестве 1 шт., тутором на голеностопный сустав в количестве 2 шт., тутором на коленный сустав в количестве 2 шт. С ОСФР по <адрес> в пользу ФИО1 взыскана компенсация морального вреда в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с решением суда, ОСФР по <адрес> подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований. Автор жалобы указывает на то, что ответчиком не было допущено умышленных действий (бездействия), неосторожности, либо иного недобросовестного поведения или злоупотребления, вина в действиях ОСФР по <адрес> отсутствует. Стороной ответчика предпринимались все возможные меры к обеспечению                 ФИО1 техническими средствами реабилитации.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу межрайонный прокурор Ртищевской межрайонной прокуратуры просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Иные лица, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. Информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство). При указанных обстоятельствах, учитывая положения                     ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 является инвалидом <данные изъяты> группы, инвалидность установлена бессрочно.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации                                       № от <дата> инвалиду <данные изъяты> группы ФИО1 рекомендованы технические средства реабилитации, в том числе средства реабилитации, являющиеся предметом спора - матрац гелевый в количестве 1 шт., впитывающие простыни (пеленки) в размере не менее 60х90 см. в количестве 3 шт., кресло-коляска с электроприводом (для инвалидов и детей инвалидов) и аккумуляторные батареи к ней в количестве 1 шт., аппарат на нижние конечности и туловище (ортез) в количестве 1 шт., тутор на голеностопный сустав в количестве                     2 шт., тутор на коленный сустав в количестве 2 шт.

<дата> ФИО1 подавал заявление в ОСФР по <адрес> об оказании государственной услуги для обеспечения указанными техническими средствами реабилитации.

На основании заявления во исполнение индивидуальной программы реабилитации инвалида первой группы ФИО1 поставлен на учет в ОСФР по <адрес> по предоставлению государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации.

<дата> ФИО1 выдано направление в ООО «<данные изъяты>» на получение тутора на коленный сустав в количестве 2 шт.

<дата> заключен государственный контракт на поставку противопролежневых матрацев и подушек.

Согласно представленным в материалы дела актам о приеме-передачи                        от <дата>, от <дата> ФИО1 получил впитывающие простыни не менее 60х90 см.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от <дата> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»), Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> и разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» исходил из того, что ФИО1, являясь инвалидом <данные изъяты> группы, имеет право на получение технических средств реабилитации, входящих в Федеральный перечень, нуждаемость в которых установлена индивидуальной программой реабилитации, предоставление которых производится за счет средств федерального бюджета, и несоблюдение уполномоченным органом требований федерального законодательства по предоставлению таких средств нарушает права и законные интересы инвалида.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, полагает их основанными на правильном применении норм материального права к спорным правоотношениям, при этом исходит из следующего.

Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7), гарантируются равенство прав и свобод человека и гражданина (ст. 19), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, предусмотренных законом (ч. 1 ст. 39).

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности                            (ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания ч. ч. 2 и 3                          ст. 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе, использование инвалидами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

На основании ст. 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

В абз. 2 п. 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подпунктом «а» п. 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В силу абз. 1 п. 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В соответствии с абз. 1 п. 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в п. 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> внесены изменения в Правила, которыми введен дифференцированный подход к срокам выдачи направления на получение средств в зависимости от наличия действующего государственного контракта у уполномоченного органа.

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п. 4 Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом заявления, указанного в п. 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Таким образом, с <дата> (начало действия постановления Правительства Российской Федерации от <дата> ) конкретизированы сроки обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.

В ч. 3 ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» указано, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Из приведенных нормативных правовых актов следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных Федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и являющейся обязательной для исполнения. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в установленном порядке.

Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

В п. 15 (1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от <дата> н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в п. 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им утвержденных данным Порядком документов. Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации. Определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в подп. «б» п. 5 данного порядка), а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг (п. 5, 6, 7 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).

Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован.

На инвалида не может быть возложена обязанность по приобретению технических средств реабилитации за собственный счет. Указанная обязанность в силу законодательства возложена на территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации (Отделение Социального Фонда Российской Федерации) по месту жительства инвалида (ветерана) либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

Судом установлена нуждаемость ФИО1 в указанных технических средствах реабилитации в силу индивидуальной программы реабилитации, что ответчиком не оспаривалось.

Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих о том, что инвалид обеспечен техническими средствами реабилитации на день вынесения решения, а именно - матрацем гелевым в количестве 1 шт., креслом-коляской с электроприводом                                      (для инвалидов и детей инвалидов) и аккумуляторные батареи к ней в количестве 1 шт., аппаратом на нижние конечности и туловище (ортез) в количестве 1 шт., тутором на голеностопный сустав в количестве 2 шт., тутором на коленный сустав в количестве 2 шт., ОСФР по <адрес> ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции представлено не было. При этом прокурором заявлены требования в рамках действующей программы реабилитации.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что не обеспечение ФИО1 техническими средствами реабилитации в течение длительного периода времени нельзя признать надлежащим исполнением возложенной на ответчика обязанности.

Поскольку право инвалидов на такую гарантированную меру социальной защиты, как проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, носит не только имущественный характер, но и тесно связано с личными неимущественными правами гражданина и другими нематериальными благами, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию в пользу истца, суд принял во внимание фактические обстоятельства дела, допущенные со стороны ответчика нарушения прав истца, выраженные в длительном необеспечении техническими средствами реабилитации, состояние здоровья           ФИО1, степень нравственных страданий истца, имущественное положение ответчика, и, учитывая требования разумности и справедливости, взыскал с ответчика 20 000 рублей.

Отклоняя довод апелляционной жалобы о том, что в материалы дела не представлены доказательства вины ответчика, судебная коллегия исходит из того, что сам факт необеспечения истца техническими средствами реабилитации является доказательством того, что инвалиду причинены нравственные и физические страдания, поскольку отсутствие рекомендованных средств неизбежно влечет ограничение жизнедеятельности инвалида, создавая при этом дополнительные препятствия для его социальной адаптации. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое, в том числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Поскольку размер компенсации морального вреда отвечает требованиям разумности, соответствует степени и длительности физических и нравственных страданий истца, оснований для освобождения ответчика от взыскания компенсации либо снижения ее размера у судебной коллегии не имеется.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав.

Ответчик в качестве доводов ссылается на осуществление мероприятий, направленных на обеспечение ФИО1 техническими средствами реабилитации.

Судебная коллегия обращает внимание на то, что обязанность по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия финансирования таких расходов, иное означало бы возможность фактического лишения инвалидов гарантированных им Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Статья 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает, что реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

В п. 2 ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закреплено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Приведенные ответчиком в жалобе доводы являлись предметом проверки суда первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с выводами суда, изложенными в решении, и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда являться не могут.

Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по делу не допущено.

Таким образом, оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда <адрес> от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 24 сентября 2024 года.

Председательствующий

Судьи

33-8796/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
заместитель Ртищевского межрайонного прокурора
Лебедев Евгений Борисович
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Саратовской области
Суд
Саратовский областной суд
Судья
Пивченко Д.И.
Дело на странице суда
oblsud.sar.sudrf.ru
29.08.2024Передача дела судье
19.09.2024Судебное заседание
24.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2024Передано в экспедицию
19.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее