Решение по делу № 2а-310/2021 от 22.07.2021

Мотивированное решение изготовлено 14 января 2022 года

Дело №2а-310/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 декабря 2021 года                        пос. Коноша

Коношский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Волощенко Е.Н.,

при секретаре Фафуриной Н.И.,

с участием старшего помощника прокурора Коношского района Савониной Л.В.,

административного ответчика - представителя администрации МО «Коношское» Сисина Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Коношского района Архангельской области, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Коношское» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по очистке земельных участков на территории муниципального образования и по осуществлению муниципального земельного контроля, и обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Коношского района обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с административным иском к администрации муниципального образования «Коношское» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по очистке земельных участков на территории муниципального образования и обязании провести мероприятия по очистке земельных участков, расположенных по адресам: п.Коноша: <адрес> по демонтажу зданий по адресам: <адрес>, фундаментов по адресам: <адрес>.

В обоснование административных исковых требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства о землепользовании установлено, что администрация МО «Коношское» не владеет в полном объеме информацией об имеющихся на территории района неиспользуемых длительное время земельных участках, об участках, на которых размещены объекты незавершенного строительства, многочисленные деревянные конструкции от разобранных домов, не выясняются причины длительного неиспользования хозяйствующими субъектами земельных участков для тех целей, для которых они предоставлялись, не принимаются необходимые меры безопасности и меры ответственности к виновным лицам. В случае установления фактов их неиспользования принятие мер затягивается. Указанное в свою очередь свидетельствует также о ненадлежащем осуществлении муниципального земельного контроля, препятствует своевременному пополнению бюджета, что недопустимо в условиях складывающейся непростой экономической ситуации. Отсутствие объективной и полной информации о земельных участках, расположенных на территории поселения, не позволяет эффективно использовать ресурсы. Так, без должного внимания со стороны администрации остается факт разрушения котельной, расположенной на муниципальном земельном участке по <адрес>, принадлежащей на праве собственности муниципальному образованию «Коношское». Согласно ответу главы МО «Коношское» депутату муниципального совета МО «Коношское» от ДД.ММ.ГГГГ на 2019 год разрабатывается локальный сметный расчет на определение сметной стоимости по демонтажу здания. Однако до настоящего времени демонтаж не произведен. Схожая ситуация складывается с нежилым зданием - котельной по адресу: <адрес>, собственником которого является ООО «Березниклес». Муниципальный земельный контроль в отношении этого объекта не осуществляется, о чем свидетельствуют многочисленные обращения, поступающие в прокуратуру района. К указанным объектам имеется неограниченный доступ людей, в том числе несовершеннолетних, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, влечет нарушение прав граждан на охрану здоровья, гарантированного ст.41 Конституции Российской Федерации и препятствует выполнению задач деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии со ст.2 Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Ненадлежащее осуществление администрацией района правомочий собственника муниципальной земли также подтверждается наличием многочисленных деревянных конструкций от разобранных домов на земельных участках, расположенных по адресам в п. Коноша: <адрес>, <адрес>. До настоящего времени фрагменты деревянных конструкций, оставшиеся от разборки многоквартирных жилых домов, не убраны, в течение длительного времени находятся на территории поселка. Каких-либо мер по ликвидации несанкционированных свалок администрацией не принимается, что создает угрозу возникновения пожара, существенно ухудшает состояние защищенности жизни и здоровья граждан, имущества, общества и государства. Помимо этого, в настоящее время прекращено строительство двух домов по адресам: <адрес>, возведение которых планировалось для расселения граждан из ветхого (аварийного) жилищного фонда. Застройщиком являлось ООО «Региональная строительная компания «ДОМингес», которым были лишь выполнены работы по возведению фундамента. Несмотря на то, что на этом фундаменте дальнейшее строительство домов невозможно, администрацией муниципального образования «Коношское» до сих пор мер к его демонтажу не принято, участок не освобожден. Таким образом, в результате бездействия администрации МО «Коношское» нарушаются права неопределенного круга лиц - жителей поселка Коноша. По выявленным нарушениям прокурором района главе МО «Коношское» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление. Кроме того, факт нарушения администрацией МО «Коношское» законодательства о землепользовании установлен постановлением Коношского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа.

В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ прокурор Коношского района административные исковые требования уточнил и просил признать незаконным бездействие администрации МО «Коношское», выразившееся в непринятии мер по очистке земельных участков на территории муниципального образования и обязании провести мероприятия по очистке земельных участков, расположенных по адресам: п.Коноша: <адрес> по демонтажу зданий по адресам: <адрес>, фундаментов по адресам: <адрес>.

В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ прокурор Коношского района административные исковые требования уточнил и просил признать незаконным бездействие администрации МО «Коношское», выразившееся в непринятии мер по очистке земельных участков на территории муниципального образования и обязании провести мероприятия по очистке земельных участков, расположенных по адресам: п.Коноша: <адрес> по демонтажу зданий по адресам: <адрес>, фундаментов по адресам: <адрес>.

В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ прокурор Коношского района административные исковые требования уточнил и просил признать незаконным бездействие администрации МО «Коношское», выразившееся в непринятии мер по очистке земельных участков на территории муниципального образования и по осуществлению муниципального земельного контроля и обязании организовать мероприятия по очистке земельных участков, расположенных по адресам: п.Коноша: <адрес>; по демонтажу зданий по адресам: <адрес>, фундаментов по адресам: <адрес>.

Старший помощник прокурора Коношского района Савонина Л.В. в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Просила установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Административный ответчик- представитель администрации МО «Коношское» Сисин Д.М. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что бездействия МО «Коношское» по осуществлению муниципального земельного контроля не имеется, муниципальный контроль осуществляется в рамках предоставленных полномочий в отношении земель, которые находятся в ведении муниципального образования, земельные участки используются по целевому назначению, никаких нарушений целевого назначения не имеется. Администрацией планируется произвести мероприятия по очистке земельных участков, расположенных по адресам: <адрес>, но сделано это будет в рамках тех ассигнований, которые заложены на указанные цели. У зданий и земельных участков по адресам: <адрес>Б есть собственники, то есть они сами в праве пользоваться, владеть данными объектами недвижимости и осуществлять права собственника в полной мере. Целевое назначение участков не изменялось. Доказательств того, что могут быть совершены какие-то неправомерные действия неизвестных лиц, нарушаются права несовершеннолетних прокурором не представлено, ни одного несчастного случая на указанных земельных участках или в зданиях не зарегистрировано. Относительно фундаментов зданий, расположенных по адресам: <адрес> А корпус 1 и 2, то данный земельный участок включен в застройку, которую будет осуществлять <адрес>. Демонтаж фундаментов заложен в проектную стоимость строительства дома. Сейчас муниципальное образование не будет застройщиком при строительстве домов по программе «Переселения», этим будет заниматься Государственное Управление капитального строительства <адрес>.

Заинтересованные лица - ООО Национальная экологическая компания», А.М. в судебном заседании не участвовали, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, отзыв не предоставили.

Заинтересованное лицо ИП М.В. в судебном заседании не участвовал, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом. В судебном заседании, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ, М.В. пояснил, что с исковыми требованиями не согласен, он является собственником земельного участка и здания котельной по адресу: <адрес>Б. Он намерен снести здание и очистить земельный участок, но имеются сложности в разборке трубы здания котельной. Здание не используется по назначению.

Заинтересованное лицо - ООО «Березниклес» в судебном заседании не участвовал, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом. Согласно отзыву от ДД.ММ.ГГГГ ООО не согласно с требованием прокурора об обязании администрации МО «Коношское» организовать мероприятия по демонтажу здания по адресу: <адрес>, поскольку ООО «Березниклес» является собственником здания и земельного участка, расположенных по вышеуказанному адресу. Указали, что ранее в вышеуказанном здании имелась дверь, доступ третьих лиц, в том числе несовершеннолетних в здание не имелся. Общество узнало о доступе третьих лиц только из иска. На сегодняшний день организованы мероприятия по ограничению доступа людей, в том числе несовершеннолетних к зданию котельной, расположенной по адресу: <адрес>, произведен осмотр здания, составлен локальный сметный расчет на определение сметной стоимости по ограничению доступа в здание, выделяются строительные материалы для здания котельной, производятся соответствующие работы. Общество заинтересовано в своем имуществе, следит за ним и надлежащим образом содержит. Требование прокурора о демонтаже здания котельной является незаконным, повлечет нарушение прав и законных интересов Общества. Просят в иске в части удовлетворения требований обязании администрации МО «Коношское» организовать мероприятия по демонтажу здания по адресу: <адрес> отказать.

Заинтересованное лицо - представитель ГУ МЧС России по Архангельской области в судебном заседании не участвовал, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель ГУ МЧС России по Архангельской области Е.В. исковые требования прокурора поддержала, пояснила, что неприятие мер по ликвидации несанкционированных свалок по адресам <адрес> создает угрозу возникновения пожара, а также его распространения, что нарушает Правила пожарной безопасности согласно Постановлению Правительства РФ №1479 от 16.09.2020 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», так как на земельные участки, которые находятся в границах населенных пунктом и вне границ должны быть очищены не только от сухой травы и растительности, но и от мусора, и не подлежат складированию горючие вещества в границах поселения. ГУ МЧС России по Архангельской области в отношении МО «Коношское» по данному факту плановых и внеплановых проверок не проводилось, предписаний в их адрес не выносилось.

Заинтересованное лицо - представитель администрации МО «Коношский муниципальный район» в судебном заседании не участвовал, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.

Заслушав прокурора, административного ответчика, свидетеля, исследовав письменные доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого исследованного доказательства, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ст.12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

На основании части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, признание незаконными действий (бездействий) и решений органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, возможно только при несоответствии обжалуемого действия (бездействия), решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.

В соответствии со статьей 12 ЗК РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем.

Целями охраны земель является предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.

Согласно требованиям статьи 13 ЗК РФ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации №7 от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти с объектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Данный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

В силу части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Статья 3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Согласно международному стандарту ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст, несанкционированные свалки отходов - это территории используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введенный постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, в пункте 7.8 содержит примечание, согласно которому если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В соответствии с пунктами 18, 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено участие в организации сбора, вывоза, утилизации и переработки твердых коммунальных отходов; осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Частью 2 статьи 13 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.2 ФЗ от 30.03.1999 №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии со ст.22 ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, способ которого должен быть безопасным для здоровья населения и среды обитания и осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (вместе с «СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...»).

В силу ст.157 Правил сбор, использование, обезвреживание, размещение, хранение, транспортировка, учет и утилизация медицинских отходов должны осуществляться с соблюдением требований Санитарных правил в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на человека и среду обитания человека.

Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на конкретное лицо, является установление собственника данных отходов, статуса земельного участка, где обнаружен бытовой мусор, соответствует ли складирование мусора разрешенному виду использования земельного участка, связано ли складирование отходов с оборотом бытовых отходов либо «ликвидация» несанкционированной свалки направлена на устранение нарушений экологических, санитарных и иных требований.

В судебном заседании установлено, что по результатам проведенной Коношской районной прокуратурой проверки прокурором Коношского района Филимоновой О.А. в адрес главы Администрации МО «Коношское» внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о землепользовании, поскольку, по мнению прокурора, в ходе проверки был установлен факт нарушения положений земельного законодательства.

Представление содержит требование о безотлагательном рассмотрении настоящего представления с участием представителя прокуратуры Коношского района, принятии исчерпывающих мер к устранению допущенных нарушений федерального законодательства в сфере землепользования, а именно провести мероприятия: по очистке земельных участков, расположенных по адресам: <адрес>, <адрес>; по демонтажу зданий по адресу: <адрес>, фундаментов по адресам: <адрес>. Рассмотреть вопрос о реализации права по привлечению к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших выявленные нарушения. Заблаговременно уведомить прокурора Коношского района о дате, месте и времени рассмотрения представления. О результатах его рассмотрения, лицах привлеченных к ответственности за нарушения действующего законодательства (с приложением копий соответствующих приказов), а также принятых мерах по устранению нарушений, причин и условий им способствующих, сообщить в прокуратуру района в месячный срок.

Администрация МО «Коношское» обратилась в суд с требованием о признании представления прокурора Коношского района от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Решением Коношского районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, администрации МО «Коношское» отказано в удовлетворении административных исковых требований к прокурору Коношского района о признании представления от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязании устранить нарушения права, свобод и законных интересов.

Данным решением установлено, что на земельных участках, указанных в представлении прокурора, имеются несанкционированные свалки, расположенные на территории МО «Коношское» по следующим адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес> <адрес>. Наличие указанных несанкционированных свалок наносит вред окружающей среде и человеку, может повлечь тяжкие последствия и ведет к ущемлению прав граждан на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду. Кроме того, демонтаж зданий центральной котельной по адресу: <адрес>, а также по адресу: <адрес> также не произведен, администрацией МО «Коношское» не принимаются меры к собственнику здания ООО «Березниклес» в рамках земельного контроля с целью соблюдения ст.42 ЗК РФ и установления потенциальной угрозы жизни и здоровью граждан. Демонтаж фундаментов по адресам: <адрес> также не произведен, дальнейшее строительство домов не осуществляется.

Кроме того, факт нарушения администрацией МО «Коношское» законодательства о землепользовании установлен постановлением Коношского районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым администрация МО «Коношское» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа. Решением Архангельского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда оставлено без изменения.

Представленными суду материалами, в том числе актом проверки земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, составленным помощником прокурора Коношского района с участием советника главы МО «Коношское», подтверждается, что на земельных участках по адресам: п.Коноша: <адрес> имеются несанкционированные свалки бытового мусора; демонтаж зданий по адресам: <адрес>, фундаментов по адресам: <адрес> не произведен.

Как следует из выписок из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, площадью 255 кв.м., кадастровый и земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, площадью 2083 кв.м., кадастровый , вид права государственная собственность, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.

Согласно уведомлениям Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах на земельные участки, расположенные по адресам: <адрес>.

В соответствии со ст.4 Устава муниципального образования «Коношское» в структуру органов местного самоуправления входит местная администрация.

Согласно ст.7 п.1 п.п.20, 22 Устава муниципального образования «Коношское» к вопросам местного значения и к компетенции администрации муниципального образования относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

В соответствии со ст.24 Устава МО «Коношское» Глава Коношского поселения обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Из вышеуказанных нормативно-правовых актов следует обязанность администрации поселения по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Таким образом, участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, расположенных на земельных участках по адресам: п.Коноша: <адрес>, возложена на орган местного самоуправления, к которой относится администрация муниципального образования «Коношское». При этом выбор способа осуществление данных обязанностей (делегирование полномочий, создание специализированных организаций, отраслевых (функциональных) органов администрации не освобождает орган местного самоуправления от ответственности за неисполнение данных обязанностей.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на орган местного самоуправления, а именно на администрацию муниципального образования «Коношское».

Таким образом, администрацией МО «Коношское» в нарушение всех вышеперечисленных требований законодательства и нормативных актов не предприняты меры по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на земельных участках по адресам: п.Коноша: <адрес>.

Данные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами, представленными к административному исковому заявлению и исследованными в ходе судебного заседания, а также пояснениями сторон.

На основании изложенного, суд находит требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации МО «Коношское» по очистке земельных участков и обязании администрацию МО «Коношское» организовать мероприятия по очистке земельных участков, расположенных по адресам: <адрес>, законными и обоснованными, поскольку данные несанкционированные свалки находятся на территории МО «Коношское» и создают угрозу возникновения пожара, совершения террористического акта, ухудшает состояние защищенности жизни и здоровья граждан и наносят вред окружающей среде и человеку, что может повлечь тяжкие последствия.

Доводы представителя административного ответчика об отсутствии финансирования для устранения выявленных нарушений, не является основанием для освобождения администрации МО «Коношское» от исполнения возложенных законом обязанностей.

Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. Ограниченное финансирование органами местного самоуправления организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора, утилизации и переработки бытовых отходов не освобождает их от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции.

Таким образом, орган местного самоуправления обязан надлежащим образом организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, его утилизацию и переработку независимо от наличия финансовой возможности и отсутствия соответствующих денежных средств, предусмотренных для этой цели.

Прокурор также просил суд признать незаконным бездействие администрации МО «Коношское» по осуществлению муниципального земельного контроля и обязании организовать мероприятия по демонтажу зданий по адресам: <адрес>Б и фундаментов по адресам: <адрес>.

В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования. Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность.

Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.

Органы местного самоуправления городских и сельских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских и сельских поселений объектов земельных отношений.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений.

Из анализа указанных положений закона следует, что вопросы осуществления муниципального земельного контроля за земельными участками, расположенными на территории муниципального образования «Коношское» отнесены к ведению Администрации муниципального образования «Коношское».

Решением 38 сессии Муниципального Совета МО «Коношское» от 30.11.2021 №212 утверждено Положение о муниципальном земельном контроле в МО «Коношское», в соответствии со ст.2 которого органом местного самоуправления МО «Коношское», уполномоченным на осуществлением муниципального земельного контроля является администрация МО «Коношское».

Полномочия, права и обязанности должностных лиц при осуществлении муниципального земельного контроля устанавливаются Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

В силу ст.7 Положения оценка соблюдения контролируемых лицами обязательных требований проводится контрольным органом посредством:                 1) контрольных мероприятий, в рамках которых осуществляется взаимодействие контрольного органа и его должностных лиц с контролируемым лицом: а) рейдовый осмотр; б) документарная проверка; в) выездная проверка; 2) контрольных мероприятий, предусмотренных ч.3 ст.56 ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в рамках которых взаимодействие контрольного органа и его должностных лиц с контролируемым лицом не осуществляется (контрольные мероприятия без взаимодействия).

Муниципальный контроль осуществляется без проведения плановых контрольных мероприятий. Все внеплановые контрольные мероприятия проводятся после согласования с органами прокуратуры.

В силу ст.16 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 06.12.2021) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» объектами государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - объект контроля) являются: 1) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие); 2) результаты деятельности граждан и организаций, в том числе продукция (товары), работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования; 3) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).

Согласно п.7 ч.1 ст.8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности отнесены проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений. Администрации в рамках муниципального земельного контроля вменены в обязанности выявление и пресечение нарушений земельного законодательства, правил землепользования и застройки при строительстве объектов недвижимости.

В судебном заседании установлено, что собственником земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый и расположенного на нем здания - центральной котельной, кадастровый является ИП М.В.

Собственником земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый и расположенного на нем здания - котельной, кадастровый является ООО «Березниклес».

Указанные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами, в том числе выписками из ЕГРН, показаниями заинтересованного лица ИП М.В., отзывом ООО «Березниклес» и не оспариваются стороной ответчика.

Из уведомлений Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах на здания, расположенные по адресу: <адрес>.

Распоряжением администрации МО «Коношское» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок с кадастровым номером 29:06:120128:121, расположенный по адресу: <адрес>А предоставлен администрации МО «Коношское» в постоянное (бессрочное) пользование, разрешенное использование под жилую застройку малоэтажную.

Установлено, что в настоящее время прекращено строительство двух домов по адресам: <адрес>, возведение которых планировалось для расселения граждан из ветхого (аварийного) жилищного фонда. Застройщиком являлось ООО «Региональная строительная компания «ДОМингес», которым были выполнены работы по возведению фундамента, вместе с тем, администрацией муниципального образования «Коношское» не принято мер к его демонтажу, участок не освобожден от фундамента, дальнейшее строительство домов не осуществляется.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что полномочия по муниципальному земельному контролю администрацией МО «Коношское» в границах муниципального образования осуществляются ненадлежащим образом, после внесения ДД.ММ.ГГГГ прокурором в адрес главы МО «Коношское» представления об устранении допущенных нарушений федерального законодательства в сфере землепользования, администрацией МО «Коношское» не было предпринято мер к собственникам зданий ООО «Березниклес» и ИП М.В. в рамках земельного контроля с целью соблюдения ст.42 ЗК РФ и установления потенциальной угрозы жизни и здоровью граждан, демонтаж фундаментов по адресам: <адрес> также не произведен.

Таким образом, суд находит требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации МО «Коношское» по осуществлению муниципального земельного контроля законными и обоснованными.

Согласно положениям статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п. 1); собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (п. 3).

Статьей 43 ЗК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами (п. 1).

К действиям по распоряжению, владению и пользованию имуществом, находящимся в собственности, относятся, в том числе: строительство строения, его реконструкция, капитальный ремонт, снос и т.д.

Согласно п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).

Исходя из анализа вышеназванных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора об обязании административного ответчика организовать мероприятия по демонтажу зданий по адресам: <адрес>Б не основаны на нормах материального права, поскольку осуществление демонтажа зданий по адресам: <адрес> и <адрес>, на вышеуказанных земельных участках, которые имеют собственников и не принадлежат администрации МО «Коношское» в компетенцию администрации МО «Коношское» не входит в виду того, что функция земельного контроля за использованием по назначению и сохранностью находящихся в собственности иных лиц земельных участков и зданий не предполагает совершение подобных действий.

Суд также не находит оснований для удовлетворения исковых требований о возложении обязанности на администрацию МО «Коношское» организовать мероприятия по демонтажу фундаментов по адресам: <адрес>, поскольку земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>А выделен для малоэтажного строительства в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда МО «Коношское» в рамках адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы», утвержденной Постановлением Правительства Архангельской области от 26.03.2019 №153-пп, заказчиком реализации Программы переселение граждан из аварийного жилищного фонда является государственное казенное учреждение Архангельской области «Главное управление капитального строительства», подведомственное министерству строительства и архитектуры Архангельской области, следовательно, при заключении государственного контракта в рамках данной адресной программы будет произведен демонтаж фундамента при строительстве многоквартирного жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>, что подтверждается пояснениями представителя ответчика, показаниями свидетеля С.В., из содержания которых следует, что он занимает должность заместителя главы МО «Коношское» по вопросам архитектуры и ему известно, что согласно сводному сметному расчету стоимости строительства многоквартирного жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес> предусмотрены работы по демонтажу вышеназванных фундаментов, что также подтверждается письменными доказательствами: заключением технологического и ценового аудита обоснования инвестиций многоквартирного жилого дома в р.<адрес>, проектной документацией обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционный проект по созданию объекта капитального строительства, в отношении которого планируется заключение контракта, предметом которого является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом в рп.<адрес>, разделами 1 «Пояснительная записка», раздел 3 «Схема планировочной организации земельного участка».

Кроме того, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора об обязании административного ответчика организовать мероприятия по демонтажу фундаментов по адресам: <адрес> не соответствует нормам действующего законодательства, регулирующим осуществление муниципального земельного контроля, поскольку исходя из содержания Положения о муниципальном земельном контроле в МО «Коношское» не предусмотрено осуществление администрацией МО «Коношское» муниципального земельного контроля в отношении администрации МО «Коношское», а вышеназванные фундаменты нельзя отнести к несанкционированным свалкам.

В судебном заседании прокурор просил установить срок для устранения выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

На основании вышеизложенного, суд учитывает характер дела, действия, которые необходимо совершить для устранения нарушений законодательства по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, руководствуется принципом исполнимости судебного решения и находит возможным установить для исполнения административным ответчиком обязанности в части организации мероприятий по очистке земельных участков, расположенных по адресам: <адрес> - в срок до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку такой срок является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

Согласно п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Коношского района Архангельской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Коношское» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по очистке земельных участков на территории муниципального образования и по осуществлению муниципального земельного контроля, и обязании устранить допущенные нарушения, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Коношское» по очистке земельных участков на территории муниципального образования «Коношское» и по осуществлению муниципального земельного контроля.

Обязать администрацию муниципального образования «Коношское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать мероприятия по очистке земельных участков, расположенных по адресам: <адрес>.

Обязать администрацию муниципального образования «Коношское» направить в Коношский районный суд Архангельской области и прокурору Коношского района Архангельской области сообщение об исполнении решения по данному административному делу в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Прокурору Коношского района Архангельской области, действующему в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, в удовлетворении административных исковых требованиях об обязании администрации МО «Коношское» организовать мероприятия по демонтажу зданий по адресам: <адрес>, и демонтажу фундаментов по адресам: <адрес>, отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Коношский районный суд Архангельской области.

Председательствующий -                                                                          Е.Н. Волощенко

2а-310/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Филимонова О.А.
Ответчики
Администрация МО "Коношское"
Другие
ООО " Березник Лес"
Алифханову Айдемиру Магомеднебиевичу
ОНД и ПР Няндомского, Каргопольского и Коношского районов УНД и ПР ГУ МЧС России по Архангельской области
Администрация МО "Коношский муниципальный район"
ООО " Национальная Эклологическая компания"
Дараган Максим Витальевич
ГУ МЧС России по Архангельской области
Суд
Коношский районный суд Архангельской области
Судья
Волощенко Елена Николаевна
Дело на странице суда
konoshasud.arh.sudrf.ru
22.07.2021Регистрация административного искового заявления
22.07.2021Передача материалов судье
23.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
23.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.07.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.08.2021Предварительное судебное заседание
23.08.2021Предварительное судебное заседание
23.09.2021Судебное заседание
18.10.2021Судебное заседание
17.11.2021Судебное заседание
09.12.2021Судебное заседание
21.12.2021Судебное заседание
27.12.2021Судебное заседание
14.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее