№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 июля 2022 года
Кировский районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Гончаровой Ю.С.
При ведении протокола ФИО2.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>», МУП <адрес> «Астрводоканал» с привлечением управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации МО «<адрес>» о возложении обязанности поставить на учет бесхозяйный участок сети холодного водоснабжения
У с т а н о в и л :
Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивировав свои требования тем, что <адрес> проведена проверка по обращениям ФИО3 о нарушении законодательства в жилищно-коммунальной сфере, в ходе которой установлено следующее. В рамках проверки установлено, что инженерная сеть холодного водоснабжения, подключенная к дому № «А» по <адрес>, а также водопроводный ввод и канализационный выпуск дома собственника не имеют и являются неучтенными сетями. Инженерная сеть холодного водоснабжения, подключенная к дому № «А» по <адрес>, а также водопроводный ввод и канализационный выпуск дома, не являются общим имуществом <адрес>, поскольку используется для предоставления коммунальных услуг до внутриквартирной разводки жильцам другого жилого дома. Документы, содержащие сведения о собственнике вышеназванных инженерных сетей, подключенных к дому № «А» по <адрес>, отсутствуют. Кроме того, по результатам проведенных службой жилищного надзора <адрес> ДД.ММ.ГГГГ замеров установлено, что в <адрес> указанного дома в точке водоразбора показатель давления в системе холодного водоснабжения составляет 0,2 кгс/кв. см, №,2 кг/кв. см, что не соответствуют указанным нормативным требованиям. По результатам проведенных прокуратурой района совместно со специалистом службы жилищного надзора <адрес> замеров ДД.ММ.ГГГГ в 08:23 установлено, что давление в системе холодного водоснабжения в точке водоразбора, а именно в ванной комнате, в кухонном помещении отсутствует, холодная вода при открытых кранах не подается. Таким образом, предоставление коммунальной услуги «холодное водоснабжение» жильцам указанного дома осуществляется ненадлежащим образом и ненадлежащего качества. В связи с изложенным истец просит обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, принять меры к постановке на учет и передаче обслуживающей организации бесхозяйного участка сети холодного водоснабжения, подключенного к дому № «А» по <адрес>, а также водопроводного ввода и канализационного выпуска дома.
Обязать администрацию МО «<адрес>» и МУП <адрес> «Астрводоканал» обеспечить качественную и бесперебойную поставку холодного водоснабжения жильцам <адрес> А по <адрес> в <адрес>.
Впоследствии исковые требования были изменены и истец просил Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, принять меры к постановке на учет и передаче обслуживающей организации бесхозяйного участка сети холодного водоснабжения, выполненного в виде стальной трубы водоснабжения внутренним диаметром 25 мм, общей протяженностью между фасадами здания-33 метра 65 сантиметров, подключенной от <адрес> до <адрес> А по <адрес> в <адрес>.
Обязать МУП <адрес> «Астрводоканал» принять меры по нормализации давления на участке сети водоснабжения, расположенном между домом № по <адрес> в <адрес> и домом № А по <адрес> в <адрес>, устранив причины предоставления коммунальной услуги холодного водоснабжения, не отвечающей нормативно -установленным требованиям и правилам.
Участвующий в деле прокурор ФИО4 требования поддержал в полном объеме.
Представитель администрации МО «<адрес>» ФИО5 в иске просил отказать, полагая, что данный участок бесхозяйной сети холодного водоснабжения принадлежит собственникам в многоквартирном доме.
Представитель МУП <адрес> «Астрводоканал» ФИО6 также просила в иске отказать, пояснив, что ранее службой жилищного надзора <адрес> МУП <адрес> «Астводоканал» привлекался к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ за некачественное оказание услуг по водоснабжению, а именно: отсутствие надлежащего давления. Однако решением Арбитражного суда <адрес> постановление было отменено, поскольку судом установлено, что ввод сети водоснабжения на балансе у МУП <адрес>» не состоит. В этой связи полагала, что суд не может обязать их осуществить подачу воды надлежащего качества.
Третье лицо УКХиБ администрации М О «<адрес>» в судебное заседание не явились, в связи чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд решил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Суд, выслушав представителя истца, ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 50 вышеуказанного Федерального закона в собственности поселений может находиться, в том числе, имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
На основании ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту - Закон) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации водоснабжения и водоотведения, в числе прочих, относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Часть 5 ст. 8 Закона устанавливает, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 указанного Закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Пункт 4 ст. 58 Устава муниципального образования «<адрес>» регламентирует, что в сфере жилищно-коммунального хозяйства администрация <адрес>:
организует электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение как путем создания муниципальных предприятий, так и путем заключения договоров с частными предприятиями и муниципальными предприятиями других муниципальных образований;
осуществляет контроль за надлежащей эксплуатацией объектов коммунального хозяйства, обеспечивает устойчивую работу объектов водо-, газо-, тепло-, энергоснабжения, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса (далее по тексту - ГК РФ). бесхозяйной вещью является вещь, которая не имеет собственника или собственни:- которой не известен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
На основании ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В силу ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Буквальное толкование положений ч. 3 ст. 225 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что обращение с соответствующими заявлениями является обязанностью органа местного самоуправления, поскольку данная правовая норма содержит императивное указание на необходимость соответствующего обращения. Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
Согласно п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Уставом МУП <адрес> «Астрводоканал», утвержденным постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, к функциям предприятия относятся обеспечение услугами водоснабжения и водоотведения населения, промышленных предприятий различных форм собственности и объектов социально-культурного назначения <адрес> и ряда прилегающих территорий сельских районов <адрес>.
Из материалов дела следует, что в связи с обращением жителей <адрес> А по <адрес> в <адрес> прокуратурой района проведена проверка в связи с отсутствием холодного водоснабжения в данном доме.
В рамках проверки установлено, что инженерная сеть холодного водоснабжения, подключенная к дому № «А» по <адрес>, а также водопроводный ввод и канализационный выпуск дома собственника не имеют и являются неучтенными сетями.
Данный факт бесспорно установлен и в судебном заседании.
При этом, к доводам администрации «МО «<адрес>» о том, что поскольку земельный участок под домом № А по <адрес> сформирован под эксплуатацию многоквартирного дома, соответственно, собственниками сетей холодного водоснабжения и водоотведения являются собственники квартир в доме суд относится критически.
Так, согласно п. 3 ч.1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: санитарно-техническое и другое оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с абз. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Учитывая изложенное, инженерная сеть холодного водоснабжения, подключенная к дому № «А» по <адрес>, а также водопроводный ввод и канализационный выпуск дома, не являются общим имуществом <адрес>, поскольку используется для предоставления коммунальных услуг до внутриквартирной разводки жильцам другого жилого дома.
Таким образом, требования прокурора в части обязания администрации МО «<адрес>» принять меры к постановке на учет являются законными и обоснованными.
Кроме того, проведенной проверкой, совместно со специалистами службы строительного и жилищного надзора <адрес> установлено, что в что <адрес> А по <адрес> в <адрес> указанного дома в точке водоразбора показатель давления в системе холодного водоснабжения составляет 0,2 кгс/кв. см, №,2 кг/кв. см, что не соответствуют нормативным требованиям.
ДД.ММ.ГГГГ в 08:23 в указанной квартире установлено, что давление в системе холодного водоснабжения в точке водоразбора, а именно в ванной комнате, в кухонном помещении отсутствует, холодная вода при открытых кранах не подается.
Данный факт является нарушением.
Так, согласно Приложения № Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № установлены требования к качеству коммунальных услуг. Так, одним из требований, предъявляемых к качеству холодной воды, является соответствие давления подаваемой по водопроводным сетям воды установленным нормативам, которое должно составлять в точке водоразбора в жилых домах от 0,3 кгс/кв.см до 6 кгс/кв.см.
Приказом министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Свод правил «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-84» (далее - Свод правил).
Согласно п. 5.11 СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-84» минимальный свободный напор в сети водопровода населенного пункта при максимальном хозяйственно-питьевом водопотреблении на вводе в здание над поверхностью земли должен приниматься при одноэтажной застройке не менее 10 м (1 кгс/кв. см), при большей этажности на каждый этаж следует добавлять 4 м (0,4 кгс/кв. см).
Кроме того, в соответствии с распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О водоснабжении левобережной части <адрес>» МУП <адрес> «Астрводоканал» в зимний период (с 1 октября по 1 апреля) в центральном диспетчерском пункте с 05:30 до 23:00 требуется установить показатели давления в пределах 2,0 - 2,2 кг/кв. см, с 23:00 до 05:30, в пределах 1,5 - 1,7 кг/кв. см.
Исходя из вышеизложенных норм действующего законодательства, требования прокурора о возложении на МУП <адрес> «Астрводоканал» обязанности принять меры по нормализации давления на участке сети водоснабжения также являются законными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Исковое заявление заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>», МУП <адрес> «Астрводоканал» с привлечением управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации МО «<адрес>» о возложении обязанности поставить на учет бесхозяйный участок сети холодного водоснабжения удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, принять меры к постановке на учет и передаче обслуживающей организации бесхозяйного участка сети холодного водоснабжения, выполненного в виде стальной трубы водоснабжения внутренним диаметром 25 мм, общей протяженностью между фасадами здания-33 метра 65 сантиметров, подключенной от <адрес> до <адрес> А по <адрес> в <адрес>.
Обязать МУП <адрес> «Астрводоканал» принять меры по нормализации давления на участке сети водоснабжения, расположенном между домом № по <адрес> в <адрес> и домом № А по <адрес> в <адрес>, устранив причины предоставления коммунальной услуги холодного водоснабжения, не отвечающей нормативно -установленным требованиям и правилам.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.
Судья: