Дело № 2-346/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 декабря 2018 года с. Петропавловское
Петропавловский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Шкурупий Е.А.,
при секретаре Заздравных Л.Ю.,
с участием истца Поликарпова Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Поликарпова Николая Васильевича к Администрации Петропавловского района Алтайского края о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации - паводка, признании права на получение единовременной материальной помощи, возложении обязанности по включению в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Поликарпов Н.В. обратился в суд с иском к Администрации Петропавловского района Алтайского края о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации - паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в марте 2018 года на территории Алтайского края, признании права на получение единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, возложении обязанности по включению в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в марте 2018 года на территории Алтайского края.
В обоснование требований истец указал, что в марте 2018 года на территории Петропавловского района Алтайского края произошла чрезвычайная ситуация, связанная с подтоплением домовладений паводковыми водами. Истец проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <данные изъяты>, данное домовладение попало в зону подтопления в марте 2018 года. Согласно постановлению Администрации Петропавловского района от 09.04.2018 № 105 "Об утверждении списков населенных пунктов, улиц и домов, попавших в зону подтопления в марте 2018 года на территории Петропавловского района Алтайского края", домовладение, расположенное по адресу: <данные изъяты>, включено в зону затопления, таким образом, истец является пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации. В мае 2018 года истец обратился в межведомственную комиссию при Администрации Петропавловского района с заявлением о включении его в список граждан на получение единовременной материальной помощи.
В связи со снятием 06.08.2018 на территории Алтайского края режима чрезвычайной ситуации, обусловленной паводковой обстановкой на территории Алтайского края, комиссия лишена возможности принимать какое-либо решение, касаемо включения граждан в списки лиц, нуждающихся в единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации.
Однако, истец считает себя пострадавшим в результате паводка, поскольку в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального образования Петропавловский район Алтайского края в марте 2018 года, были нарушены условия его жизнедеятельности: вода заходила на территорию домовладения, подвергся затоплению приусадебный участок, надворные постройки: баня, гараж, вода длительное время стояла в подполе дома, был полностью затоплен погреб, была ограничена возможность свободного перемещения по ограде домовладения в виду высокого уровня воды, были частично затоплены дрова и уголь. Кроме того, родители, проживающие совместно с ним, единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей получили своевременно.
В судебном заседании истец Поликарпов Н.В. на заявленных исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что в период паводка водой была покрыта вся территория, прилегающая к дому, уровень воды был очень высоким, передвигаться по территории домовладения было возможно только в высоких резиновых сапогах, вода зашла в погреб на уровень около 2 метров, были затоплены овощи. Был затоплен огород, сарай, с хранившимися в нем дровами и углём, что затрудняло отопление дома, так как дом отапливается печным отоплением.
Представитель ответчика Администрации Петропавловского района Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, до судебного заседания предоставили отзыв на исковое заявление, в котором просят приять решение на усмотрение суда.
Представители Управления социальной защиты населения по Петропавловскому району, Министерства труда и социальной защиты Алтайского края в судебное заседание не явились, извещены надлежаще. От начальника Управления социальной защиты населения по Петропавловскому району поступило заявление о рассмотрения дела без их участия. От временно исполняющего обязанности министра Министерства труда и социальной защиты Алтайского края поступил отзыв на исковое заявление.
На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителя ответчика Администрации Петропавловского района Алтайского края, представителей третьих лиц: Управления социальной защиты населения по Петропавловскому району, Министерства труда и социальной защиты Алтайского края, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.
Свидетель ФИО4 в судебном заседании пояснил, что истец является его односельчанином, ему известно, что он длительное время, в том числе и в период паводка, проживает вместе с родителями по указанному адресу, в марте 2018 года вода затопила усадьбу Поликарповых. Воды было много, к дому Поликарповых не возможно было подъехать, по территории домовладения было затруднено перемещение из-за воды.
Свидетель ФИО5 в судебном заседании пояснил, что истец проживает с ним в одном селе, в результате паводка в марте 2018 года дорога возле домовладения истца была затоплена, вода стояла в ограде их усадьбы, по которой истец мог передвигаться только в броднях, однако, это было достаточно затруднительно, вода стояла везде, она прибывала из ровка, который находится неподалеку от дома истца.
Суд, выслушав пояснения лиц участвующих в деле, показания свидетелей, изучив письменные доводы Министерства труда и социальной защиты Алтайского края, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что собственником жилого <адрес>, распложенном по переулку <данные изъяты> в <адрес> является ФИО6 (отец истца), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 22АГ 289350.
Истец Поликарпов Н.В. с 26.03.2008 имеет регистрацию по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, что подтверждается соответствующими записями в паспорте истца и в домовой книге.
В суде установлено и подтверждено материалами дела, что в период паводка, произошедшего в марте 2018 года, истец фактически проживал по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, что подтверждается отметкой в паспорте о регистрации, сведениями, содержащимися в домовой книге, свидетельскими показаниями о фактическом проживании истца.
Постановлением Администрации Петропавловского района Алтайского края от 26.03.2018 №78 на территории муниципального образования Петропавловский район введен режим чрезвычайной ситуации, в связи с повышением уровня талых вод.
Режим чрезвычайной ситуации и ликвидации ее последствий введен на территории Алтайского края постановлением Администрации Алтайского края № 103 от 27.03.2018.
В силу ст. 18 Федерального Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ (далее – Закон) граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст.1 Федерального Закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 18 вышеуказанного Закона порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно подп. «л» п. 1 ст. 11 указанного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Аналогичные положения закреплены в Законе Алтайского края от 17.03.1998 №15-ЗС «О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее-Закон Алтайского края).
На основании ст. 25 закона Алтайского края граждане, проживающие и пребывающие на территории края, имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу, вследствие чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 года № 110 (в редакции от 30.05.2018 года) утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее-Правила), которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Постановлением Правительства РФ от 30.05.2018 N 627 внесен ряд изменений в Правила.
В соответствии с п. 2 Правил, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека (подп. «г»).
В соответствии с п. 2(1) Правил, выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации;
На основании распоряжения Правительства РФ от 24.05.2018 г. № 969-р выделены Правительству Алтайского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 г. на территории Алтайского края, бюджетные ассигнования.
Администрацией Алтайского края разработан Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края, утвержденный Постановлением №179 от 25.05.2018 (далее - Порядок).
Данный Порядок предусматривает:
а) оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека.
Согласно п. 1.2 Порядка, единовременные денежные выплаты, предоставляются за счет средств, полученных из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Из утвержденного Порядка следует, что получателями единовременной материальной помощи являются граждане, нуждающиеся в получении денежных выплат в результате чрезвычайной ситуации. К категории нуждающихся в получении денежных выплат относятся граждане, проживающие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации (п.2.1). Денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства в зоне затопления, подтвержденному регистрацией. При отсутствии регистрации по месту жительства факт постоянного проживания гражданина по конкретному адресу в целях получения денежных выплат устанавливается в судебном порядке (п.2.2.). Единовременная материальная помощь предоставляется на основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации (п. 2.3.). Списки граждан, указанных п.2.3 настоящего порядка, формируются межведомственными комиссиями, создаваемыми в муниципальных районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и оформляются в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». Указанные списки утверждаются руководителями межведомственных комиссиями или их заместителями (п.д.2.5). Основанием для отказа в предоставлении денежных выплат является: отсутствие одного или несколько документов, предусмотренных п.2.9 Порядка; недостоверность предоставленных документов или содержания в заявлении или документах сведений; предоставление гражданину денежной выплаты по аналогичному основанию; отсутствие сведений о гражданине в списках, указанных в пунктах 2.3, 2.4 Порядка (п. 2.11).
Таким образом, для включения в списки граждан, которые имеют право на получение вышеуказанной единовременной материальной помощи в связи с наводнением в марте 2018 года на территории Петропавловского района Алтайского края необходимо наличие одновременно следующих условий:
-постоянно проживать в жилом помещении, которое находилось в зоне затопления, где были нарушены условия жизнедеятельности гражданина, в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Постановлением Администрации Петропавловского района Алтайского края от 09.04.2018 (в редакции от 13.07.2018 № 220) были утверждены границы и зоны затопления в границах муниципального района, образовавшихся в результате паводка в марте 2018 года, согласно которому домовладение, расположенное по <данные изъяты> в <адрес>, в котором истец проживал на момент наводнения, вошло в зону затопления.
Постановлением Правительства Алтайского края от 06.08.2018 № 311 режим чрезвычайной ситуации, обусловленный паводковой обстановкой, на территории Алтайского края был отменен.
Акт обследования домовладения Администрацией Петропавловского района Алтайского края не составлялся.
Как следует из пояснения сторон, родители истца, с которыми он проживает по данному адресу, были включены в соответствующие списки и получили выплаты в размере 10 000 рублей на человека.
Из пояснений истца, свидетелей, следует, что земельный участок, расположенный по <данные изъяты>, в <адрес>, полностью был покрыт водой, затоплены надворные постройки, вода зашла в подпол и уничтожила, находящиеся там овощи, перемещение по территории домовладения было затруднено, уровень воды на территории домовладения был высоким, затопило уголь и дрова, затрудняло отопление дома, так как дом отапливается печным отоплением.
Как следует из информации, предоставленной <адрес>, домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, было подтоплено талыми и дождевыми водами, расположено вблизи «ровка» и было подтоплено водами, вышедшими из его берегов, сведений об утрате истцом имущества в период наводнения не имеется.
В судебном заседании установлено, что во время чрезвычайной ситуации в марте 2018 года, в результате паводка, в том числе и выхода из берегов «ровка», были нарушены условия жизнедеятельности истца, он был лишен возможности свободно передвигаться по участку, в связи с чем, истец не имел возможности отапливать жилье, овощи, находящиеся в погребе, были утрачены. В связи с чем, суд приходит к выводу, что у истца имелись нарушения условий нормальной жизнедеятельности, что явилось последствием природного явления-наводнения. Кроме того, судом принято во внимание своевременное получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей родителя истца, проживающими совместно с ним.
Условия, предусмотренные п.2(1) Постановления Правительства РФ от 15.02.2014 года №110 (в ред. от 30.05.2018 года) «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» соблюдены.
При таких обстоятельствах, с учетом включения домовладения, в котором проживает истец, в зону затопления, суд полагает требования истца правомерными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, районный суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Поликарпова Николая Васильевича к Администрации Петропавловского района Алтайского края о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации - паводка, признании права на получение единовременной материальной помощи, возложении обязанности по включению в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации удовлетворить.
Признать Поликарпова Николая Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального образования Петропавловский район в марте 2018 года.
Признать за Поликарповым Николаем Васильевичем право на получение единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в размере 10000 рублей 00 копеек на человека в соответствии с подпунктом «г» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
Обязать Администрацию Петропавловского района Алтайского края включить Поликарпова Николая Васильевича в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края, с целью получения выплат за счет средств резервного фонда правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Петропавловский районный суд Алтайского края.
Судья Е.А. Шкурупий
Решение суда в окончательной форме принято 29 декабря 2018 года.