Дело № 5-1/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
п. Глушково 20 января 2021 г.
Судья Глушковского районного суда Курской области Сумщенко О.П.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, в отношении
Николаенко Натальи Николаевны, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженки и жительницы <адрес>, гражданки РФ, имеющей высшее образование, замужней, работающей продавцом магазина «Продукты» (<адрес>), принадлежащий ИП ФИО, невоеннообязанной, к административной ответственности не привлекавшейся,
УСТАНОВИЛ:
10 декабря 2020 г. в Глушковский районный суд Курской области поступил на рассмотрение протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, № от 7 декабря 2020 г., согласно которому 7 декабря 2020 г., в 13 часов 50 минут, Николаенко Н.Н., находясь в помещении магазина по адресу: <адрес>, где она работает продавцом у ИП ФИО, в нарушение п.п. «в, г» п.4 постановления Правительства РФ от 02.04.2020 года №417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации», п.13.4 Распоряжения Губернатора Курской области от 10.03.2020г. № 60-рг «О введении режима повышенной готовности», допустила в торговое помещение без средств индивидуальной защиты органов дыхания (повязок, масок, респираторов) и не обеспечила контроль за их использованием гражданами, а именно отпустила (продала) товар несовершеннолетней Логаевой К.Д., тем самым не выполнила правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Николаенко Н.Н., виновной себя в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, не признала, пояснив, что она 7 декабря 2020 г. никакого товара в магазине «Продукты», принадлежащего ИП Николаенко А.А., несовершеннолетней ФИО1. не продавала. Когда ФИО1. зашла в коридор магазина без средств индивидуальной защиты органов дыхания, она её дальше на территорию магазина, то есть в торговый зал, не пустила, девочка попросила продать ей фольгу для изготовления елочных игрушек, на что она ей ответила, что не может ей ничего продать, так как она зашла без гигиенической маски, отдала ей свою фольгу, достав её из женской сумки, фольга была распечатана, то есть уже использовалась. Денег за фольгу она у несовершеннолетней ФИО1 не брала. Она потребовала, чтобы ФИО1 немедленно покинула магазин. Сотрудники полиции в магазин не заходили, факта продажи ею товара несовершеннолетней ФИО1 не видели. Кроме того, в магазине имеется кассовый аппарат, она обязана была выдать кассовый чек, если бы покупка ФИО1 была осуществлена. При составлении протокола об административном правонарушении 7 декабря 2020 г. ею была сделана запись о признании вины, с указанием на то, что она осуществила продажу товара покупателю без маски ввиду того, что сотрудники полиции, зашедшие в магазин сразу после того, как ФИО1 его покинула, обвинили её в том, что она совершила административное правонарушение, поскольку допустила в торговое помещение человека без средств индивидуальной защиты органов дыхания и продала ему товар, нарушив тем самым правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Допрошенный в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Глушковскому району ФИО2, составивший протокол об административном правонарушении, пояснил, что он составил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП 7 декабря 2020 г. в отношении Николаенко Н.Н., согласно которому 7 декабря 2020 г., в 13 часов 50 минут, Николаенко Н.Н., находясь в помещении магазина по адресу: <адрес>, где она работает продавцом у ИП ФИО, в нарушение п.п. «в, г» п.4 постановления Правительства РФ от 02.04.2020 года №417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации», п.13.4 Распоряжения Губернатора Курской области от 10.03.2020г. № 60-рг «О введении режима повышенной готовности», допустила в торговое помещение без средств индивидуальной защиты органов дыхания (повязок, масок, респираторов) и не обеспечила контроль за их использованием гражданами, а именно отпустила (продала) товар несовершеннолетней ФИО1, тем самым не выполнила правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС.
При составлении протокола об административном правонарушении им не были исследованы документы, подтверждающие от обстоятельство, что Николаенко Н.Н. действительно является сотрудником магазина «Продукты», расположенного по адресу: <адрес>, кто является её работодателем, не изучил должностную инструкцию продавца Николаенко Н.Н., не выяснил, наделена ли продавец Николаенко Н.Н. организационно-распорядительными либо административно-хозяйственными функциями. Им не был исследован товар, который, согласно составленному им протоколу об административном правонарушении, был отпущен Николаенко Н.Н. несовершеннолетней ФИО1 и о нем также нет сведений в протоколе об административном правонарушении, не приобщен к делу об административном правонарушении товарный либо кассовый чек, фотоснимка проданного товара, не подтвержден документально факт наличия проданного товара в магазине на момент совершения покупки.
Исследовав материалы настоящего дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Согласно ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Из содержания частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
В соответствии с ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 41, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в Курской области приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: Распоряжение Губернатора Курской области от 10.03.2020г. № 60-рг «О введении режима повышенной готовности» (в ред. от 06.11.2020 № 441).
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Так, по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, подлежат квалификации действия организации и индивидуальных предпринимателей, выразившиеся в нарушении п.13.4 Распоряжения Губернатора Курской области от 10.03.2020 № 60-рг «О введении режима повышенной готовности» (в ред. от 20.11.2020), согласно которому организации и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, в том числе реализующих товары, выполняющих работы, оказывающих услуги, обязаны не допускать в используемые для осуществления их деятельности здания, строения, сооружения (помещения в них) граждан без средств индивидуальной защиты органов дыхания (повязок, масок, респираторов) и обеспечить контроль за их использованием гражданами (в том числе работниками).
Как следует из материалов дела: протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ в отношении Николаенко Н.Н. от 07.12.2020, рапортов инспектора ИАЗ ОМВД России по Глушковскому району ФИО3. от 07.12.2020, УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Глушковскому району Иванова А.И., 7 декабря 2020 г., в 13 часов 50 минут, Николаенко Н.Н., находясь в помещении магазина по адресу: <адрес> где она работает продавцом ИП Николаенко А.А., допустила в торговое помещение без средств индивидуальной защиты органов дыхания (повязок, масок, респираторов) и не обеспечила контроль за их использованием гражданами, а именно отпустила (продала) товар несовершеннолетней ФИО1
Протокол об административном правонарушении от 07.12.2020 в отношении Николаенко Н.Н. соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ, в нем указано место, время совершения и событие административного правонарушения.
При составлении протокола об административном правонарушении Николаенко Н.Н. были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ч.1 ст.25.1 КоАП РФ, ст.51 Конституции РФ, о чем свидетельствуют ее подписи.
В качестве субъектов административной ответственности положения ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
П.13.4 Распоряжения Губернатора Курской области от 10.03.2020 № 60-рг «О введении режима повышенной готовности» (в ред. от 20.11.2020) предусматривает ответственность организаций и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан.
Доказательств, свидетельствующих, о том, что Николаенко Н.Н., является продавцом ИП «ФИО» наделена как должностное лицо организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, материалы дела не содержат. Согласно должностной инструкции продавца магазина «Продукты» Николаенко Н.Н., продавец подчиняется непосредственно индивидуальному предпринимателю, подотчетен и подконтролен им. Таким образом, Николаенко Н.Н. должностным лицом, наделенным организационно-распорядительными либо административно-хозяйственными функциями, не является.
Кроме того, непосредственно факт продажи продавцом Николаенко Н.Н. 7 декабря 2020 г. в 13 часов 50 минут товара в помещении магазина «Продукты», расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего индивидуальному предпринимателю ФИО, несовершеннолетней ФИО1 конкретного товара лицом, составившим протокол об административном правонарушении, ФИО2, не зафиксирован, о товаре в протоколе об административном правонарушении сведений не содержится. Данных о несовершеннолетней ФИО1 в материалах дела об административном правонарушении не имеется, она в порядке ст.25.6 КоАП РФ не опрошена, в том числе и о её законном представителе (в случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля - ч.4 ст.25.6 КоАП РФ).
Поэтому, с учетом положений статьи 1.5 КоАП РФ, сделать вывод о доказанности вины продавца ИП ФИО – Николаенко Н.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, не представляется возможным, что является основанием для прекращения производства по делу в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 24.5 ч.1 п.2,29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, в отношении Николаенко Натальи Николаевны прекратить по основанию, предусмотренном п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Курский областной суд через Глушковский районный суд Курской области в течение десяти суток со дня получения его копии.
Судья: Сумщенко О.П.