Дело №а-2540/2021
№УИД-91RS0№-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2021 года <адрес>
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Быстряковой Д.С., при секретаре ФИО3, с участием представителей административного истца ФИО2 – ФИО18, ФИО17, представителей административных ответчиков – ФИО8, ФИО4, ФИО9, ФИО5, ФИО6, прокурора ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску кандидата в депутаты в Государственную Думу России по Симферопольскому одномандатному округу №, члена Коммунистической партии Российской Федерации ФИО2 ФИО2 к Территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Крым, Территориальной избирательной комиссии центрального района <адрес> Республики Крым с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу Республики Крым – Симферопольский одномандатный избирательный округ №, Участковой избирательной комиссии избирательного участка №, Участковой избирательной комиссии избирательного участка №, Участковой избирательной комиссии избирательного участка № Участковой избирательной комиссии избирательного участка №, об отмене решений, протоколов, сводных таблиц избирательной комиссии <адрес> Республики Крым об итогах голосования по одномандатному и федеральным избирательным округам, протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования по одномандатному и федеральному избирательным округам, признании незаконными действий, бездействия, заинтересованное лицо политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации», -
УСТАНОВИЛ:
Кандидат в депутаты в Государственную Думу России по Симферопольскому одномандатному округу №, член Коммунистической партии Российской Федерации ФИО2 ФИО2) обратился в Феодосийский городской суд <адрес> с административным иском об отмене решений, протоколов, сводных таблиц территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Крым (далее – ТИК <адрес>) об итогах голосования по одномандатному и федеральному избирательным округам, протоколов участковых избирательных комиссий (далее – УИК) №№, № об итогах голосования по одномандатному и федеральному избирательным округам Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ; о признании незаконным бездействия ТИК <адрес> о неосуществлении надлежащего контроля за УИК №№, № непринятию мер по недопущению нарушения законодательства о выборах в Российской Федерации УИК №№,458; о признании незаконными действий УИК №№ о нарушении правил составления списков избирателей голосующих вне помещения для голосования, о нарушении порядка голосования и установления итогов голосования, о воспрепятствовании наблюдению за проведением голосования и подсчетом голосов избирателей.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ административным истцом подано заявление об уточнении исковых требований, в котором он просит об отмене решений, протоколов, сводных таблиц территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Крым (далее – ТИК <адрес>) об итогах голосования по одномандатному и федеральному избирательным округам, протоколов участковых избирательных комиссий (далее – УИК) №№, № итогах голосования по одномандатному и федеральному избирательным округам Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ; о признании незаконными действий УИК №№, № о нарушении правил составления списков избирателей голосующих вне помещения для голосования, о нарушении порядка голосования и установления итогов голосования, о воспрепятствовании наблюдению за проведением голосования и подсчетом голосов избирателей незаконными.
Заявление об уточнении исковых требований принято к производству суда, и рассмотрено с учетом новых исковых требований.
Исковые требования мотивированы тем, что, по мнению административного истца ФИО2, являвшегося депутатом в Государственную Думу России по Симферопольскому одномандатному округу №, члена Коммунистической партии Российской Федерации, участковыми избирательными комиссиями №, №, №, № в период проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному и федеральному избирательным округам <адрес> на территории муниципального образования городской округ в сентябре 2021 года были допущены нарушения требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ), Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 20-ФЗ), а также требования Инструкции по составлению, уточнению и использованию списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденной постановлением ЦИК России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Инструкция) на участковых избирательных участках.
Так, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ участковой избирательной комиссии (далее – УИК №) выдано 300 избирательных бюллетеней вне помещения для голосования, в переносных ящиках для голосования содержалось № бюллетеней. Всего проголосовало <данные изъяты>
Однако, физически в течении 12 часов предоставить возможность проголосовать более 30 человек не представляется возможным (не более 90 человек за три дня).
Также были допущены следующие нарушения:
- бюллетени выдавались избирателям, не включенным в список избирателей» - нарушение пункта 5 статьи 64 Федерального закона № 67-ФЗ;
- отметки в графе списка избирателей, где предусмотрена подпись избирателя за полученный бюллетень, напротив данных избирателей не внесены» - нарушение абз. 1 п. 4.1.8 Инструкции;
- заявления о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования от избирателей не принимались» - нарушение абз. 2 п. 4.1.8 Инструкции;
- после прибытия в помещение для голосования не перенесены из письменных заявлений избирателей в соответствующую графу списка избирателей серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, избирателя, проголосовавшего вне помещения для голосования. Отметки «Голосовал вне помещения для голосования», номер переносного ящика, дата голосования, подписи соответствующих членов участковой комиссии не проставлены» - нарушение абз.3 п. 4.1.8 Инструкции;
- заявления о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования не приложены к списку избирателей - нарушение абз. 5 п.4.1.8 Инструкции;
- после окончания работы со списком избирателей перед непосредственным подсчетом голосов титульный лист книги списка избирателей, книги списка избирателей по порядку нумерации, книга (книги) списка избирателей со сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту нахождения, а вкладные листы списка избирателей, а также последний лист списка избирателей с итоговыми данными в перечисленном порядке в один том не сброшюрованы (не прошиты), печатью участковой комиссии и подписью ее председателя не скреплены - нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ Инструкции;
- работа со списком избирателей проводилась в момент подсчета голосов до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол участковой комиссии об итогах голосования. Список избирателей на это время в сейф либо в металлический шкаф в помещении, где ведется подсчет голосов, не убирался. Хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, не обеспечено - нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ Инструкции;
- объявление о том, что члены участковой избирательной комиссии буду проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем через 30 минут до предстоящих вызовов (выходов) для проведения такого голосования не сообщались - нарушение части 5 статьи 83 Федерального закона № 20-ФЗ.
Аналогичные нарушения были допущены в УИК №, 460, 466.
По мнению административного истца, вышеуказанные нарушения, допущенные участковыми избирательными комиссиями, не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Административный истец полагает, что ТИК <адрес>, в нарушение части 1 статьи 86 Федерального закона № 20-ФЗ, не проведены предварительные проверки правильности составления протоколов участковыми избирательными комиссиями об итогах голосования, в связи с чем, установленные итоги голосования не соответствуют волеизъявлению избирателей, что не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Так, Административный истец указывает, что согласно итогов голосования по федеральному избирательному округу ТИК <адрес> выдано <данные изъяты>
Также Административный истец указывает, что согласно сводной таблицы итогов голосования по федеральному округу ТИК <адрес> получено <данные изъяты>
Учитывая вышеизложенное, административный истец считает, что допущенные нарушения законодательства Российской Федерации о выборах влекут нарушение его права и право политической партии Коммунистической партии Российской Федерации быть избранными, предусмотренное п. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации.
Определением Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом определения об исправлении описки от ДД.ММ.ГГГГ, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Территориальная избирательная комиссия центрального района <адрес> Республики Крым с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу Республики Крым – Симферопольский одномандатный избирательный округ №, политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации».
Определением Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Участковая избирательная комиссия избирательного участка №, Участковая избирательная комиссия избирательного участка №.
Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о причинах неявки не уведомил, об отложении судебного заседания не просил.
В судебном заседании представители административного истца - ФИО18, ФИО17, действующие на основании доверенностей, исковые требования поддержал по основаниям, указанным в административном иске с учетом уточненного административного иска.
Представитель административного ответчика ТИК – ФИО8, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, дала пояснения, исходя из которых, в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва ТИК <адрес>, УИК №№,№ не было допущено нарушений законодательства о выборах Российской Федерации, правил составления списков избирателей, порядка голосования и установления итогов голосования. Жалоб на такие нарушения не поступало.
Представитель административного ответчика УИК № – ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, УИК № не было допущено нарушений законодательства о выборах Российской Федерации, правил составления списков избирателей, порядка голосования и установления итогов голосования. Жалоб на такие нарушения не поступало.
Представитель административного ответчика УИК № – ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва УИК № не было допущено нарушений законодательства о выборах Российской Федерации, правил составления списков избирателей, порядка голосования и установления итогов голосования. Жалоб на такие нарушения не поступало.
Представитель административного ответчика УИК № – ФИО9 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, УИК № не было допущено нарушений законодательства о выборах Российской Федерации, правил составления списков избирателей, порядка голосования и установления итогов голосования. Жалоб на такие нарушения не поступало.
Представитель административного ответчика УИК № – ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, УИК № не было допущено нарушений законодательства о выборах Российской Федерации, правил составления списков избирателей, порядка голосования и установления итогов голосования. Жалоб на такие нарушения не поступало.
Заинтересованное лицо Территориальная избирательная комиссия центрального района <адрес> Республики Крым с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу Республики Крым – Симферопольский одномандатный избирательный округ №, при надлежащем извещении, представителя в судебное заседание не направила, предоставила заявление о рассмотрение дела в отсутствие ее представителя и возражения.
Заинтересованное лицо политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации», при надлежащем извещении, представителя в судебное заседание не направила, о причинах неявки не сообщила, об отложении судебного разбирательства не просила.
Извещение о времени и месте рассмотрения административного дела размещено на интернет-портале Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие».
В соответствии со статьей 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных судом надлежащим образом.
Суд, заслушав пояснения представителей административного истца, представителей административных ответчиков, получив заключение прокурора, полагавшего, что административный иск не подлежит удовлетворению, исследовав материалы административного дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 75 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: а) оставить жалобу без удовлетворения; б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу; в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие) (п.6 ст.75 Федерального закона №67-ФЗ).
Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», к решениям избирательной комиссии, комиссии референдума исходя из положений, содержащихся в подпунктах 21 и 38 статьи 2, пункте 1 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ, относятся облеченные в установленную форму (постановление, решение) или закрепленные в соответствующих протоколах окончательные решения по рассматриваемым вопросам, принятые комиссией коллегиально.
К действиям избирательной комиссии, комиссии референдума, которые могут быть оспорены в суде, относится волеизъявление комиссии, не облеченное в форму постановления или решения и не закрепленное в соответствующем протоколе, а также распоряжение или иное волеизъявление уполномоченных (в силу закона или специального поручения) членов соответствующей комиссии, совершенное ими в целях реализации полномочий комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума и других возложенных на комиссию полномочий.
Под бездействием избирательной комиссии, комиссии референдума следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии.
Под уклонением от принятия решения, являющимся одной из форм бездействия избирательной комиссии, комиссии референдума, следует понимать случаи, когда избирательная комиссия, комиссия референдума в силу закона обязаны были рассмотреть вопрос на своем заседании в коллегиальном составе и принять по нему решение, облеченное в соответствующую форму или закрепленное в соответствующем протоколе (в частности, по вопросам, указанным в пункте 13 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ), однако свою обязанность не выполнили.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 367 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва" на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
Выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VIII созыва прошли 17—19 сентября, завершились в единый день голосования ДД.ММ.ГГГГ.
Одномандатный избирательный округ «<адрес> – Симферопольский одномандатный избирательный округ №» (далее – одномандатный округ №) образован Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ № 300-ФЗ «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания российской Федерации».
В одномандатный округ № входят следующие муниципальные образования и населенные пункты:
1. городской округ Симферополь – <адрес>;
2. городской округ Алушта;
3. городской округ Судак;
4. городской округ Феодосия;
5. городской округ Ялта;
6. <адрес>;
7. <адрес>;
8. <адрес> – сельские поселения: - Добровское;
- Кольчугинское;
- Новоселовское;
- Перовское;
- Пожарское;
- Чистенское.
Полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному округу № возложены на территориальную избирательную комиссию <адрес> Республики Крым постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии».
ФИО2 был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты и принимал участие в выборах депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого политической партией «Коммунистическая партия Российской Федерации» по Симферопольскому одномандатному округу №.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Статья 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 20-ФЗ) устанавливает систему и статус избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы.
Положениями вышеуказанной статьи установлено, что подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, обеспечение реализации и защиту избирательных прав граждан осуществляют следующие избирательные комиссии, перечисленные в порядке от вышестоящих к нижестоящим:
1) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
2) избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
3) окружные избирательные комиссии;
4) территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований, на которые в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" возложены полномочия территориальных избирательных комиссий;
5) участковые избирательные комиссии.
Решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий (ч.2 ст.19 Федерально закона № 20-ФЗ).
Решение избирательной комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить нижестоящей избирательной комиссии, решение которой было отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение. В случае, если нижестоящая избирательная комиссия повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая избирательная комиссия (ч.3 ст.19 Федерально закона № 20-ФЗ).
Федеральным законом № 20-ФЗ строго регламентированы полномочия избирательных комиссий всех уровней, участвующих в подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы.
Так, в силу частей 26 и 27 статьи 27 Федерального закона № 20-ФЗ Центральная избирательная комиссия Российской Федерации устанавливает, кто из зарегистрированных кандидатов, включенных в федеральные списки кандидатов, избран депутатами Государственной Думы, и выдает им удостоверения об избрании, определяет общие результаты выборов депутатов Государственной Думы в целом по Российской Федерации и осуществляет их официальное опубликование.
Согласно пункту 9 статьи 31 Федерального закона № 20-ФЗ участковая избирательная комиссия проводит подсчет голосов избирателей, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, а также составляет протоколы об итогах голосования и передает их в территориальную избирательную комиссию.
Согласно пункту 14 части 1 статьи 30 Федерального закона № 20-ФЗ территориальная избирательная комиссия устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, сообщает их средствам массовой информации и передает протоколы об итогах голосования в окружную избирательную комиссию.
В соответствии с частью 14 статьи 29 Федерального закона № 20-ФЗ окружная избирательная комиссия определяет результаты выборов по одномандатному избирательному округу и итоги голосования по федеральному избирательному округу на территории одномандатного избирательного округа, направляет данные о результатах выборов по одномандатному избирательному округу и об итогах голосования по федеральному избирательному округу на территории одномандатного избирательного округа в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
Глава 11 Федерального закона № 20-ФЗ регламентирует установление итогов голосования и определение результатов выборов депутатов Государственной Думы.
Порядок принятия решения об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, оформленного протоколами участковой избирательной комиссии, регламентирован статьей 84 Федерального закона № 20-ФЗ.
Статья 85 Федерального закона № 20-ФЗ устанавливает порядок подсчета голосов избирателей и составления протоколов об итогах голосования участковой избирательной комиссией.
Статья 86 Федерального закона № 20-ФЗ регламентирует установление итогов голосования территориальной избирательной комиссией.
На основании данных, содержащихся в первых экземплярах протоколов территориальных избирательных комиссий об итогах голосования, окружная избирательная комиссия после предварительной проверки правильности их составления, не позднее чем на пятый день со дня голосования путем суммирования этих данных определяет результаты выборов по одномандатному избирательному округу и устанавливает итоги голосования по федеральному избирательному округу на территории одномандатного избирательного округа. Суммирование данных, содержащихся в указанных протоколах, осуществляют непосредственно члены окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса (часть 1 статьи 87 Федерального закона № 20-ФЗ).
В обоснование заявленных исковых требований, административный истец ссылается на то, что, по его мнению, участковыми избирательными комиссиями №, №, №, № были допущены нарушения порядка голосования избирателей вне помещения для голосования, и указанные нарушения, допущенные участковыми избирательными комиссиями, не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Однако, данные доводы не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
По общему правилу голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования (п. 2 ст. 66 Закона N 67-ФЗ).
Голосование проводят не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса (при наличии не менее двух членов комиссии с правом совещательного голоса или наблюдателей голосование может проводить один член участковой комиссии с правом решающего голоса), которые должны иметь при себе, в частности (п. 9 ст. 66 Закона N 67-ФЗ):
- предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой комиссии переносной ящик для голосования;
- необходимое количество бюллетеней установленной формы;
- специальный реестр поданных заявлений (устных обращений) либо заверенную выписку из него, содержащую необходимые данные об избирателе и о поступившем заявлении (устном обращении) о - предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования;
- заявления избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования;
- необходимые письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения избирателем бюллетеня.
При проведении выборов высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) члены участковой комиссии с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования, также должны иметь при себе информационные материалы, содержащие сведения о фамилии, имени и отчестве избираемых; дате рождения; наименовании субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства данного лица; основном месте работы или службы, занимаемой должности (рода занятий) (п. 9 ст. 66 Закона N 67-ФЗ).
В список избирателей вносится отметка о том, что к соответствующему избирателю выехали (вышли) члены участковой комиссии (п. 9 ст. 66 Закона N 67-ФЗ).
Голосование на выборах вне помещения для голосования проводится с соблюдением требований, установленных для голосования на выборах (п. 10 ст. 66 Закона N 67-ФЗ).
На заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель проставляет серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и своей подписью удостоверяет получение бюллетеня, а члены участковой комиссии с правом решающего голоса своими подписями на заявлении удостоверяют факт выдачи бюллетеня. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в заявление членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, избирателя, проголосовавшего вне помещения для голосования, вносятся в список избирателей членами участковой комиссии с правом решающего голоса, выезжавшими по заявлениям (устным обращениям) избирателей, и делается особая отметка: "Голосовал вне помещения для голосования" (п. п. 11, 13 ст. 66 Закона N 67-ФЗ).
Если избиратель вследствие инвалидности или по состоянию здоровья не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, устно известив комиссию о своем намерении. При этом в соответствующей графе списка избирателей указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, лица, оказывающего помощь избирателю (п. 10 ст. 64, п. 11.1 ст. 66 Закона N 67-ФЗ).
При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать члены комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели (п. 14 ст. 66 Закона N 67-ФЗ).
Организация голосования на выборах на дому должна исключать возможность нарушения избирательных прав избирателя, а также возможность искажения его волеизъявления (п. 15 ст. 66 Закона N 67-ФЗ).
Если избиратель, от которого поступило заявление (устное обращение) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение для голосования после направления к нему членов участковой комиссии для проведения голосования, то бюллетень ему не выдается до возвращения членов комиссии, выезжавших по заявлению (устному обращению) данного избирателя, и установления факта, что указанный избиратель не проголосовал вне помещения для голосования (п. 16 ст. 66 Закона N 67-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.
Названной нормой права определены основания для отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования. В соответствии с пунктом 1.2 суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 100 Федерального закона от Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 20-ФЗ) после установления итогов голосования, определения результатов выборов депутатов Государственной Думы вышестоящей избирательной комиссией решение нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.
Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования в случае:
1) нарушения правил составления списков избирателей, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
2) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
3) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчетом голосов избирателей, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
4) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
5) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах депутатов Государственной Думы, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П, судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.
Вместе с тем судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.
Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Согласно Протокола № участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу <адрес> – Симферопольский одномандатный избирательный округ № Избирательный участок №, подписанному ДД.ММ.ГГГГ, участковая избирательная комиссия установила: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещений для голосования в день голосования – <данные изъяты> число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования – <данные изъяты>
Согласно Протокола № участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу <адрес> – Симферопольский одномандатный избирательный округ № Избирательный участок №, подписанному ДД.ММ.ГГГГ, участковая избирательная комиссия установила: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещений для голосования в день голосования – <данные изъяты>, число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования – <данные изъяты>
Согласно Протокола № участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу <адрес> – Симферопольский одномандатный избирательный округ № Избирательный участок №, подписанному ДД.ММ.ГГГГ, участковая избирательная комиссия установила: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещений для голосования в день голосования – <данные изъяты>, число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования – <данные изъяты>.
Согласно Протокола № участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу <адрес> – Симферопольский одномандатный избирательный округ № Избирательный участок №, подписанному ДД.ММ.ГГГГ, участковая избирательная комиссия установила: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещений для голосования в день голосования – <данные изъяты> число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования – <данные изъяты>.
Согласно Протокола № территориальной избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу <адрес> – Симферопольский одномандатный избирательный округ № на территории городской округ Феодосия, подписанному ДД.ММ.ГГГГ, после предварительной проверки правильности составления протоколов № участковых избирательных комиссий об итогах голосования территориальная избирательная комиссия путем суммирования данных, содержащихся в указанных протоколах участковых избирательных комиссий, установила: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещений для голосования в день голосования – 2521, число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования – <данные изъяты>
Сведения о том, что присутствовавшие при голосовании и подсчете голосов участники избирательного процесса – члены с правом совещательного голоса, наблюдатели, а также избиратели фиксировали какие-либо нарушения, отсутствуют.
Также отсутствуют данные о том, что в адрес административных ответчиков поступили жалобы административного истца, как и том, что они не были рассмотрены ответчиками.
То обстоятельство, что никаких жалоб ни от избирателей, ни от иных участников избирательного процесса в участковые комиссии, ТИК <адрес> не поступало, подтверждает соблюдение участковыми избирательными комиссиями всех требований законодательства и процедур, связанных с организацией и проведением голосования в течение трех дней голосования 17, 18 и ДД.ММ.ГГГГ, как в помещении для голосования, так и вне помещения для голосования. Протоколы УИК №№, № об итогах голосования во всех случаях подписаны всеми присутствующими на итоговых заседаниях членами соответствующих избирательных комиссий, в том числе от КПРФ.
Кроме того, отсутствуют нормативные акты, регламентирующие количество проголосовавших в единицу времени как в вне помещения для голосования, так и в помещении для голосования.
Также Административный истец указывает, что согласно итогов голосования по федеральному избирательному округу ТИК <адрес> выдано <данные изъяты>
Однако, указанные обстоятельства не свидетельствуют о наличии нарушений, поскольку указанные бюллетени учтены в протоколе как выданные. Возможно, данные бюллетени избиратели по каким-то причинам унесли из помещений для голосования, и поэтому они не были обнаружены в стационарных ящиках, и, соответственно, не учтены. Об отсутствии нарушений свидетельствует то, что количество бюллетеней, находящихся в стационарных ящиках для голосования не превышает количество выданных бюллетеней.
Аналогичная ситуация, описываемая Административным истцом по одномандатному избирательному округу, также не имеет под собой доказательной базы.
<данные изъяты>
Однако, в соответствии с частями 1, 3 статьи 86 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в территориальной избирательной комиссии данные, содержащиеся в протоколах № участковых избирательных комиссий об итогах голосования по федеральному избирательному округу, вводятся в ГАС "Выборы", производится проверка выполнения контрольных соотношений данных, внесенных в указанные протоколы, суммирование данных, содержащихся в протоколах № участковых избирательных комиссий. В соответствии с пунктом 3.6 Инструкции по организации единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, утвержденной постановлением ЦИК РФ от ДД.ММ.ГГГГ № после осуществления подсчета голосов избирателей до подписания протоколов УИК проводится проверка контрольных и иных соотношений данных, внесенных в указанные протоколы, а также данные протоколов УИК сравниваются с соответствующими данными, содержащимися в актах о передаче бюллетеней. Секретарь УИК проверяет контрольные соотношения данных:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Таким образом, производимые административным истцом арифметические действия не имеют ни какого смысла, и не указывают на то, что итоговые протоколы участковых избирательных комиссий составлены неправильно. В тоже время, необходимые контрольные соотношения выполнены.
Аналогичная ситуация, описываемая Административным истцом по одномандатному избирательному округу, также не имеет под собой доказательной базы.
Утверждение Административного истца о том, что ТИК <адрес> не проведена предварительная проверка правильности составления протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования не соответствуют действительности, и противоречат данным, которые содержатся в протоколах № и № территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Крым на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
В силу части 16 статьи 86 Федерального закона № 20-ФЗ при выявлении ошибок, несоответствий в протоколе об итогах голосования, поступившем из участковой избирательной комиссии, или возникновении сомнений в правильности его составления территориальная избирательная комиссия как в ходе предварительной проверки правильности составления протокола, так и после его приема вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей участковой избирательной комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке. Указанный повторный подсчет может проводиться до установления территориальной избирательной комиссией итогов голосования и составления ею протокола об итогах голосования.
Согласно протоколу заседания ТИК <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, осуществив предварительную проверку правильности составления протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования по федеральному и одномандатному избирательному округу на соответствующих территориях, ТИК <адрес> не выявила ошибок, несоответствий в протоколах и у нее не возникли сомнения в правильности их составления, а также в достоверности определения участковыми избирательными комиссиями результатов выборов по избирательным участкам.
Административный истец не обращался в ТИК <адрес> с жалобой на ошибки или несоответствия конкретных протоколов участковых избирательных комиссий № или №. На день принятия оспариваемых протоколов № и № в производстве ТИК <адрес> не имелось нерассмотренных жалоб с таким содержанием и от других лиц. Более того, в ТИК <адрес> и в УИК №№, № жалоб не поступало вообще, что указывает на то, что процесс голосования и подсчет голосов избирателей проходил в соответствии с действующим законодательством.
Административный истец утверждает, что ТИК <адрес> не осуществляла надлежащего контроля за проведением выборов и соблюдением избирательных прав граждан, не принимала меры по недопущению нарушения законодательства о выборах, при этом Административный истец не приводит достоверных доводов о конкретных ошибках или неточностях проверенных протоколов участковых избирательных комиссий.
Следовательно, у ТИК <адрес> не имелось правового основания для принятия решения о проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке или принятия каких-либо иных мер реагирования в рамках полномочий.
Как следует из содержания административного иска и устных объяснений представителей истца в суде, требуя признать бездействия ответчиков незаконными, истец не указывает на не рассмотрение ответчиками конкретных жалоб, не указывает какие конкретные действия не выполнили ответчики по соблюдению порядка голосования избирателей и осуществлению контроля за соблюдением избирательных прав граждан или по соблюдению единого порядка подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования, а также по осуществлению контроля за соблюдением данного порядка.
Доводы административного истца о допущенных административными ответчиками нарушениях основаны на предположениях об их возможном наличии, а не на конкретных фактах.
Также, в содержании административного иска не приведены основания утверждения истца о нарушении его избирательных прав ответчиками, в том, числе, когда административный истец, являясь кандидатом в депутаты в Государственную Думу России по одномандатному округу, оспаривает итоги голосования и незаконность действий ответчиков при проведении голосования и установления итогов голосования по федеральному избирательному округу.
Судом установлено и не оспаривалось административным истцом, что истец не обращался в Избирательную комиссию Республики Крым с жалобой на ошибки или несоответствия конкретных протоколов, решений, принятых указанными в иске участковыми или территориальными избирательными комиссиями, как и с жалобами на неверное составления ими списков избирателей.
Согласно пункту 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах "б", "в", "г" пункта 2, пункта 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте "а" пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен названным кодексом. Часть 2 этой статьи, устанавливая, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо, вместе с тем предусматривает обязанность административного истца по таким административным делам подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.
Административным истцом по настоящему административному делу вопреки приведенному законоположению не были подтверждены сведения о нарушении административными ответчиками каких-либо прав, свобод и законных интересов истца, либо о возникновении реальной угрозы их нарушения.
Административное исковое заявление не содержит доводов, которые указывали бы на наличие правовых оснований для признания бездействий, действий административных ответчиков незаконными.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Кроме изложенного, основанием для отказа удовлетворения административного иска является следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» заявление об отмене решения комиссии об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования. Указанный процессуальный срок восстановлению не подлежат.
Согласно части 2 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования.
В силу части 7 статьи 240 КАС РФ срок, указанный в части 2 настоящей статьи, не подлежат восстановлению независимо от причины его пропуска. При этом согласно части 9 статьи 240 КАС РФ пропущенный по уважительным причинам срок подачи административного искового заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть восстановлен судом, за исключением сроков, которые установлены частями 2 - 6 настоящей статьи и восстановление которых невозможно.
Таким образом, пропущенный процессуальный срок по административному исковому заявлению об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
В силу части 4 статьи 93 КАС РФ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ) процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным, за исключением процессуальных сроков, установленных статьей 240, частями 3 и 3.1 статьи 298, частью 2 статьи 314 настоящего Кодекса.
Таким образом, административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования, и до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. То есть такое административное исковое заявление должно поступить в суд в указанный срок.
Согласно части 10 статьи 240 КАС РФ пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.
В соответствии с частью 5 статьи 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
В силу части 1 статьи 84 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Федеральный закон № 20-ФЗ) участковая избирательная комиссия оформляет свои решения об итогах голосования на соответствующем избирательном участке двумя протоколами: протоколом № - об итогах голосования по одномандатному избирательному округу и протоколом № - об итогах голосования по федеральному избирательному округу.
В соответствии с частью 7 статьи 86 Федерального закона № 20-ФЗ территориальная избирательная комиссия оформляет свои решения об итогах голосования на соответствующей территории двумя протоколами: протоколом № - об итогах голосования по одномандатному избирательному округу и протоколом № - об итогах голосования по федеральному избирательному округу.
В соответствии с частью 2 статьи 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Протоколы УИК № подписаны ДД.ММ.ГГГГ. Протоколы УИК №№, № подписаны ДД.ММ.ГГГГ.
Протоколы № и № территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Крым подписаны ДД.ММ.ГГГГ.
Административный иск поступил в Феодосийский городской суд Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении десятидневного срока обжалования решения избирательной комиссии об итогах голосования, исчисляемого со дня его принятия.
Таким образом, Административным истцом пропущен процессуальный срок на обжалование, что является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Также суд приходит к выводу о том, что административным истцом пропущен срок на обжалования действий, бездействия ответчиков, поскольку требования о признании действий, бездействия ответчиков незаконными, являются производными от требований об отмене решений избирательных комиссий об итогах голосования, для обжалования которых предусмотрен десятидневный срок подачи иска в суд со дня принятия решения об итогах голосования.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с отказом в удовлетворении исковых требований государственная пошлина взысканию с административного ответчика не подлежит.
Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 181, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований по административному иску кандидата в депутаты в Государственную Думу России по Симферопольскому одномандатному округу №, члена Коммунистической партии Российской Федерации ФИО2 ФИО2 к Территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Крым, Территориальной избирательной комиссии центрального района <адрес> Республики Крым с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу Республики Крым – Симферопольский одномандатный избирательный округ №, участковой избирательной комиссии избирательного участка №, Участковой избирательной комиссии избирательного участка №, Участковой избирательной комиссии избирательного участка № Участковой избирательной комиссии избирательного участка №, об отмене решений, протоколов, сводных таблиц избирательной комиссии <адрес> Республики Крым об итогах голосования по одномандатному и федеральным избирательным округам, протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования по одномандатному и федеральному избирательным округам, признании незаконными действий, бездействия, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий /подпись/ Быстрякова Д.С.
Копия верна –
Судья: Секретарь: