УИД 66RS0008-01-2023-003119-32
Дело № 33-12964/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 03.09.2024
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Зоновой А.Е.,
судей Мурашовой Ж.А., Редозубовой Т.Л.,
при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания помощником судьи Ещенко Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района города Нижнего Тагила в интересах Веретенниковой Алены Анатольевны к государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области «Городская больница №1 город Нижний Тагил» о возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционному представлению прокурора на решение Дзержинского районного суда города Нижнего Тагила Свердловской области от 19.04.2024 (дело № 2-670/2024)
Заслушав доклад судьи Зоновой А.Е., объяснения прокурора Беловой К.С., истца Веретенниковой А.А., представителя ответчика по доверенности Ляпцевой М.Н., судебная коллегия
установила:
прокурор Дзержинского района города Нижнего Тагила в интересах Веретенниковой А.А. обратился с иском к ГАУЗ СО «ГБ №1 г. Нижний Тагил», в обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Дзержинского района г. Нижнего Тагила проведена проверка по обращению Веретенниковой А.А. Проверкой установлено, что вопреки требованиям законодательства установленная постановлением Правительства РФ № 2568 специальная социальная выплата Веретенниковой А.А., занимающей должность старшей акушерки женской консультации ГАУЗ СО «ГБ № 1 г. Нижний Тагил» (в соответствии с дополнительным соглашением в трудовому договору от 11.01.2021, имеющей соответствующее среднее профессиональное медицинское образование (диплом <№>), в период с января 2023 года по декабрь 2023 года (включительно) не выплачена, в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты ГАУЗ СО «ГБ № 1 г. Нижний Тагил» она не была включена, что существенно ограничило право Веретенниковой А.А. на получение социальной выплаты. Должность Веретенниковой А.А. соответствует Приказу Минздрава России от 02.05.2023 № 205н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» и Постановлению Правительства РФ № 2568 от 31.12.2022, последняя участвует в оказании акушерско-гинекологической помощи в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи. Как следует из объяснений Веретенниковой А.А., она, как старшая акушерка, состоит в составе врачебно-акушерской комиссии, где оказывает первичную медико-санитарную помощь населению в амбулаторных условиях. Во время приема пациентов выполняет все получения врача (выписывает рецепты, направления). В связи с чем, полагал, что имеются основания для назначения Веретенниковой А.А. специальной социальной выплаты и ее включения в реестр работников ГАУЗ СО «ГБ № 1 г. Нижний Тагил», имеющих право на получение специальной социальной выплаты, с момента установления Постановлением Правительства РФ № 2568 от 31.12.2022, то есть с 01.01.2023.
На основании изложенного просил о возложении обязанности на ответчика: в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда установить работнику Веретенниковой А.А. специальную социальную выплату, предусмотренную Постановлением Правительства РФ № 2568 от 31.12.2022, с 01.01.2023 из расчета 6 500 рублей в месяц, исходя из исполнения ею трудовой функции, установленной трудовым договором, а также суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце; в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда включить работника Веретенникову А.А. в реестр работников ГАУЗ СО «Городская больница № 1 г. Нижний Тагил», имеющих право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной Постановлением Правительства РФ № 2568 от 31.12.2022, который направить в отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области.
Решением Дзержинского районного суда города Нижнего Тагила Свердловской области от 19.04.2024 в удовлетворении исковых требований прокурора, действующего в интересах Веретенниковой А.А., отказано.
В апелляционном представлении прокурор в интересах Веретенниковой А.А. просит решение суда отменить, требования удовлетворить. Полагает, что судом не принято во внимание, что из п.15 должностной инструкции истца как старшей акушерки женской консультации ГАУЗ СО «Городская больница №1 г. Нижний Тагил» следует, что в обязанности истца входит обеспечение подготовки документации и инструментария к работе ВКК и консультативному приему заведующей женской консультацией. Осуществление Веретенниковой А.А. первичной медико-санитарной помощи (прием и осмотр пациентов с целью диагностики, лечения) подтверждается выписками из амбулаторных карт пациентов, талонами приемов, сведениями журнала учета пациентов. Должность Веретенниковой А.А. относится к должности среднего медицинского персонала, совокупность условий, необходимых для установления ей ежемесячной социальной выплаты, соблюдена.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика указывает на согласие с вынесенным решением суда, отсутствие оснований для его отмены по доводам апелляционного представления прокурора.
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Белова К.С. настаивала на удовлетворении апелляционного представления по изложенным в нем основаниям, истец Веретенникова А.А., участвовавшая в судебном заседании до перерыва, поддержала представление прокурора, представив судебной коллегии должностную инструкцию старшей акушерки 10.01.2023, в которой полагала закреплены ее обязанности по осуществлению первичной медико-санитарной помощи. Представитель ответчика Ляпцева М.Н. в заседании суда апелляционной инстанции полагала доводы представления не подлежащими удовлетворению, представленную истцом должностную инструкцию не подлежащей принятию во внимание в виду того, что она не была утверждена приказом главного врача, а истец как старшая акушерка обязанности по оказанию первичной медико-санитарной помощи населению не осуществляет.
В заседание суда апелляционной инстанции представители третьих лиц Министерства здравоохранения Свердловской области, Отделения фонда пенсионного и социального страхования России по Свердловской области, ТФОМС Свердловской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, также путем размещения информации на официальном сайте Свердловского областного суда 04.07.2024, 09.08.2024, о наличии уважительных причин неявки судебную коллегию не уведомили, с ходатайством об отложении дела не обращались. С учетом положений ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения согласно требованиям ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Веретенникова А.А. на основании приказа (распоряжения) о переводе работника на другую работу № 31 от 26.01.2021 состоит в должности старшей акушерки женской консультации ГАУЗ СО «ГБ № 1 г. Нижний Тагил».
ГАУЗ CO «ГБ № 1 г. Нижний Тагил» входит в государственную и муниципальную систему здравоохранения и участвует в базовой программе обязательного медицинского страхования.
В соответствии с п. 9.38 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 02.05.2023 № 205н, должность Веретенниковой А.А. относится к специалистам со средним профессиональным медицинским образованием (средний медицинский персонал).
Согласно уставу ГАУЗ СО «ГБ №1 г. Нижний Тагил» создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере здравоохранения. Предметом деятельности является оказание медицинской помощи населению.
ГБАУЗ СО «ГБ №1 г. Нижний Тагил» относится к медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях.
ГАУЗ СО «ГБ №1 г. Нижний Тагил» осуществляется лицензируемый вид деятельности - медицинская деятельность, включая первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях. При этом в выписке указано, что лицензируемая деятельность осуществляется в том числе, в здании женской консультации, по адресу: <адрес>, а также по иным адресам.
Женская консультация входит в структуру ГАУЗ СО «ГБ №1 г. Нижний Тагил», то есть является структурным подразделением ответчика, что не оспаривалось сторонами.
Разделом I должностной инструкции старшей акушерки от 12.05.2012 установлено, что старшая акушерка женской консультации непосредственно подчиняется заведующей женской консультации.
Как следует из должностной инструкции от 12.05.2012, основными функциями Веретенниковой А.А. по основной должности входит: руководство, организация и контроль за работой среднего медицинского персонала, а также функции учета и хранения ТМЦ, учета рабочего времени медицинского персонала женской консультации.
Разрешая заявленные требования прокурора о признании за истцом права на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной Постановлением Правительства РФ № 2568 от 31.12.2022, руководствуясь положениями Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 N 2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования", приняв во внимание показания свидетеля ( / / )7, являющейся заведующей женской консультации ГАУЗ СО «ГБ №1 г.Нижний Тагил» и руководителем истца, исследовав должностные обязанности истца как старшей акушерки, изложенные в должностной инструкции от 12.05.2012, а также фактическую выполняемую истцом трудовую функцию по основному месту работы, за исключением трудовой функции выполняемой на условиях внутреннего совместительства по должности акушерки, которая не дает право на получение выплат, поскольку учитывается именно занимаемая основная должность и иск заявлен о право на выплату Веретенниковой А.А. именно как старшей акушерки, суд пришел к выводу, что поскольку старшая акушерка Веретенникова А.А., не относится к той категории медицинских работников, к которым обращаются граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, также она не оказывает первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, не включена в состав врачебной комиссии по ЭВН истец, права на специальную социальную выплату не имеет, в связи с чем заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным обстоятельствам дела.
В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абз. 7 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Понятие заработной платы сформулировано в ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой она определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 N 2568 отдельным категориям медицинских работников медучреждений государственной системы здравоохранения, участвующих в программах ОМС с 01.01.2023 установлена ежемесячная специальная социальная выплата.
В пункте 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 N 2568 (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.03.2024 N 343) с 1 января 2023 года установлена специальная социальная выплата следующим категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области
а) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием центральных районных, районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. N 1156-р;
б) врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);
в) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, осуществляющие прижизненные гистологические и цитологические исследования по направлениям медицинских работников, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта;
г) врачи станций (отделений) скорой медицинской помощи;
д) средний медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. N 1156-р;
е) средний медицинский персонал, работающий с врачами, указанными в подпункте "б" настоящего пункта, а также оказывающий первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющий диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);
ж) фельдшеры и медицинские сестры станций (отделений) скорой медицинской помощи;
з) младший медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. N 1156-р;
и) младший медицинский персонал медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь гражданам по территориально-участковому принципу;
к) младший медицинский персонал станций (отделений) скорой медицинской помощи;
л) медицинские сестры (фельдшеры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.
На момент принятия данного постановления, в числе категорий работников, имеющих право на указанную социальную выплату были указаны в том числе:
д) специалисты со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц;
е) специалисты со средним медицинским образованием, работающие с врачами, указанными в подпункте "б" настоящего пункта, а также оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию).
Порядок осуществления указанной выплаты разъяснен в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 N 2568.
Пунктом 2 Правил установлено, что выплата осуществляется работникам, занимающим штатные должности по состоянию на 01.01.2023, в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также вновь пришедшим на вакантные должности в медицинские организации.
Выплата перечисляется медработникам ежемесячно на основе данных медицинских организаций (п. 3 Правил).
Начисление выплаты производится за календарный месяц, исходя из исполнения работником трудовой функции, установленной трудовым договором, а также суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце. Расчет отработанного времени ведется с округлением до десятой части числа в большую сторону.
В соответствии с п. 4 Правил для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган СФР по своему местонахождению реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. В декабре реестр представляется до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.
Обращаясь с иском в суд, прокурор указывал на право истца на получение указанной социальной выплаты в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 Постановления, в том числе с учетом того, что ГАУЗ СО «Городская больница № 1 г. Нижнего Тагила», в которой работает истец, не отнесена к центральным районным, районным и участковым больницам.
В соответствии с Разъяснениями по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 N 2568, утвержденными Приказом Минздрава России от 10.03.2023 N 99н, при осуществлении специальной социальной выплаты в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам:
указанным в подпунктах "а", "д" и "з" пункта 2 постановления N 2568, работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций;
указанным в подпунктах "б", "е" и "и" пункта 2 постановления N 2568, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (ст.33 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации") по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи (ст.37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ), включая врачей акушеров-гинекологов в женских консультациях (в том числе созданных как структурные подразделения медицинских организаций);
указанным в подпунктах "б" и "е" пункта 2 постановления N 2568 в случае осуществления ими диспансерного наблюдения по основному заболеванию (состоянию) (ст.46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ), включая врачей-онкологов онкологических диспансеров и больниц, врачей-кардиологов кардиологических диспансеров.
Согласно ч. 2 ст. 32 и ч.ч. 1 - 4 ст. 33 Федерального закона N 323-ФЗ к видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь.
В ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 323-ФЗ указано, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь (п. 5 ст. 33 Федерального закона N 323-ФЗ).
В соответствии с ч. 6 ст.33 Федерального закона N 323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
В ч.1 и ч.2 ст.34 Федерального закона N 323-ФЗ установлено, что специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний).
В соответствии с п. 10 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н, первичная медико-санитарная помощь включает следующие виды:
первичная доврачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами, другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, отделений (кабинетов) медицинской профилактики, центров здоровья;
первичная врачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, кабинетов и центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), центров здоровья и отделений (кабинетов) медицинской профилактики;
первичная специализированная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-специалистами разного профиля поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, в том числе оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
Из письма Минздрава России от 10.02.2023 №16-3/И/2-2050 «Об осуществлении специальных социальных выплат в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568» следует, что при осуществлении специальной социальной выплаты рекомендуется, в том числе производить специальную социальную выплату медицинским работникам указанным в подпунктах «б», «е» и «и» пункта 2 постановления № 2568, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в соответствии со ст. 33 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи в соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, включая врачей акушеров-гинекологов в женских консультациях (в том числе созданных как структурные подразделения медицинских организаций).
Таким образом, для установления ежемесячной специальной социальной выплаты по п. «е» пункта 2 Постановления необходимы следующие условия:
во-первых, медицинский работник должен осуществлять работу в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях,
во-вторых, должность работника должна быть отнесена к среднему медицинскому персоналу, работающему с врачами, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);
или в-третьих, работник должен сам по занимаемой должности оказывать первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществлять диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию).
Судом верно установлено и сторонами не оспорено, что ГАУЗ СО «Городская больница № 1 г. Нижнего Тагила» как медицинская организация, в которой работает истец, в принципе относится к числу организаций, работники которых имеют право на получение указанной социальной выплаты, равно как и факт отнесения должности старшей акушерки к среднему медицинскому персоналу, но при доказанности факта отнесения ее к определенным категориям работников, поименованных в Постановлении.
Отказывая в удовлетворении требований суд, первой инстанции проанализировал положения должностной инструкции старшей акушерки женской консультации ГБУЗ СО ЦГБ № 1 г. Нижнего Тагила от 12.05.2012 (л.д.15-16) и пришел к выводу, что Веретенникова Е.А. как старшая акушерка не относится к числу среднего медицинского персонала, подпадающего под критерии предоставления спорной выплаты в соответствии с п.п. «е» пункта 2 Постановления, приходя к выводу, что истец как старшая акушерка выполняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.
Данные выводы судом основаны были на должностной инструкции от 12.05.2012, представленной в материалы дела.
Вместе с тем в заседании судебной коллегии истцом представлена копия должностной инструкции старшей акушерки женской консультации ГАУЗ СО ГБ № 1 г. Нижний Тагил, утвержденной главным врачом 10.01.2023, со слов истца направленной ей для ознакомления и полписания сотрудниками ответчика уже после вынесения решения суда, что подтверждено представленным скриншотом.
Принимая во внимание обстоятельства того, что в ходе рассмотрения дела ответчиком как работодателем в принципе не указывалось на наличие должностной инструкции старшей акушерки в иной редакции кроме как 2012 года, учитывая, что определение права на получение социальной выплаты зависит от анализа должностных обязанностей работника, а должностная инструкция 2023 года сторонами суду первой инстанции представлена не была, судебной коллегией для проверки доводов представления прокурора в качестве дополнительных доказательств приняты: требование прокурора, ответ ГАУЗ СО «Демидовская городская больница», приказ о приеме на работу старшей акушерки, должностная инструкция старшей акушерки, штатные расписания, приказ о дополнительной социальной поддержке от 10.01.2023, порядок предоставления выплаты, перечень категорий персонала с правом специальных социальных выплат, табели учета рабочего времени, приказ о дополнительной социальной поддержке 13.04.2023, перечень категорий персонала с правом специальных социальных выплат, приказ о дополнительной социальной поддержке 10.04.2024, перечень категорий персонала с правом специальных социальных выплат; документы из ГАУЗ СО «ГБ № 4 г. Нижний Тагил»: приказ о приеме на работу старшей акушерки, должностная инструкция старшей акушерки, штатные расписания, сведения о предоставлении выплаты, приказ о внесении изменений в перечень должностей от 09.10.2023, должностная инструкция старшей акушерки ГАУЗ СО «Городская больница №1 город Нижний Тагил» от 10.01.2023, скриншот о направлении, письменные пояснения истца, пояснения ответчика, приказ об утверждении должностных инструкций от 01.09.2023, приказ об утверждении должностных инструкции от 10.01.2023, служебная записка от 27.01.2023, пояснения ответчика, план прививок на 2024-2025.
Оценив представленные дополнительные доказательства, судебная коллегия тем не менее не находит оснований для отмены постановленного решения суда в силу следующего.
Судебная коллегия отклоняет доводы ответчика об отсутствии оснований для принятия во внимания должностной инструкции от 10.01.2023 в виду того, что она не была утверждена приказом главного врача, поскольку была разработана, но не была впоследствии согласована заместителем главного врача по ОМР ( / / )9 согласно представленной служебной записке от 27.01.2023.
Данные доводы подлежат критической оценке, поскольку они противоречат содержанию представленной должностной инструкции, направленной истцу стороной ответчика для ознакомления. В данном документе имеются отметки о его согласовании начальником кадрово-юридического отдела, главной медицинской сестрой и заместителем главного врача по ОМР ( / / )9 – 10.01.2023. Тогда как в представленной служебной записке ( / / )9 указывает на представление ему инструкции на согласование 23.01.2023.
Действительно, в соответствии с приказом от 10.01.2023 №01-02к главным врачом утверждены и введены в действие должностные инструкции работников, в число которых не входит старшая акушерка. Однако при этом в представленной должностной инструкции указано на ее утверждение главным врачом 10.01.2023, стоит подпись и оттиск печати организации, что противоречит утверждениям об обратном.
Из пояснений стороны ответчика следовало, что представленная инструкция являлась только проектом и не была утверждена, 01.09.2023 принято распоряжение о необходимости разработать новую должностную инструкцию, в том числе старшей акушерки, чего до настоящего времени не было.
Принимая во внимание противоречия в представленных документах, судебная коллегия полагает необходимым произвести оценку права истца на получение спорной выплаты в том числе на основании инструкции от 10.01.2023.
Анализ представленной инструкции от 10.01.2023 также не позволяет прийти к выводу о том, что Веретенникова А.А. как старшая акушерка относится к среднему медицинскому персоналу, работающему с врачами, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющему диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию); или по занимаемой должности оказывает первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию).
Раздел 2 должностной инструкции 10.01.2023 о наличии у истца данных обязанностей не свидетельствует, перечень обязанностей в основанной массе также содержит организационные и административно-хозяйственные функции старшей акушерки, не связанные с непосредственным оказанием первичной медико-санитарной помощи, к которой не может быть отнесено оказание экстренной медицинской помощи, при состояниях, представляющих угрозу жизни гражданина, поскольку данная обязанность отнесена может быть ко всем медицинским работникам в силу специфики их деятельности.
Пункт 26 инструкции содержит обязанность по организации и проведению диспансерного наблюдения по группам населения в соответствии со служебными обязанностями. Однако судебная коллегия отмечает, что проведение диспансерного наблюдения возложено именно в рамках служебных обязанностей старшей акушерки, которые в данном пункте не раскрыты.
Вместе с тем в соответствии со ст.46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ диспансерное наблюдение представляет собой проводимое с определенной периодичностью необходимое обследование лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Порядком проведения диспансерного наблюдения за взрослыми, утвержденным Приказом Минздрава России от 15.03.2022 N 168н диспансерное наблюдение осуществляют следующие медицинские работники медицинской организации (структурного подразделения иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность), где пациент получает первичную медико-санитарную помощь:
1) врач-терапевт (врач-терапевт участковый, врач-терапевт участковый цехового врачебного участка, врач общей практики (семейный врач) (далее - врач-терапевт);
2) врачи-специалисты (по отдельным заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний);
3) врач по медицинской профилактике (фельдшер) отделения (кабинета) медицинской профилактики или центра здоровья;
4) фельдшер (акушер) фельдшерско-акушерского пункта, фельдшер фельдшерского здравпункта в случае возложения на них руководителем медицинской организации отдельных функций лечащего врача, в том числе по проведению диспансерного наблюдения, в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 марта 2012 г. N 252н "Об утверждении Порядка возложения на фельдшера, акушерку руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты".
Из указанного следует, что старшие акушерки женских консультаций в силу нормативных актов не отнесены к медицинским работникам, проводящим диспансерное наблюдение непосредственно. Выполнение некоторых технических и организационных функций по данному направлению не может быть отнесено к условиям назначения выплаты по подпункту «е» пункта 2 – осуществление именно данным работником диспансерного наблюдения граждан по основному заболеванию (состоянию).
Пункт 27 инструкции содержит обязанность по организации проведения профилактических прививок взрослым, беременным. Однако организация проведения не означает непосредственно проведения данных мероприятий, вакцинацию пациентов старшей акушеркой, доказательств обратного не представлено. Более того, в соответствии с представленными стороной ответчика пояснениями следует, что в ГАУЗ СО ГБ № 1 г. Нижний Тагил женская консультация входит в состав поликлиники. Прививочная компания осуществляется непосредственно в поликлинике в кабинете 317, в том числе и беременных женщин, в самой женской консультации прививочная компания не осуществляется, помещение для проведения вакцинации отсутствует.
Пункт 29 инструкции предусматривает работу в составе врачебно-акушерской комиссии по оказанию первичной медико-санитарной помощи населению в амбулаторных условиях. Однако сходные обязанности имелись и в должностной инструкции 2012 года, им дана надлежащая оценка судом первой инстанции.
В соответствии с п.12 Приказа Минздравсоцразвитпя РФ от 05.05.2012 №502-н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации», установлено, что в состав врачебной комиссии и ее подкомиссий включаются заведующие структурными подразделениями медицинской организации, врачи-специалисты из числа работников медицинской организации. То есть, членами врачебной комиссии могут быть только медицинские работники с высшим медицинским образованием, поскольку для решения возложенных задач, необходимы специальные познания в той или иной области медицины. Членами врачебной комиссии могут быть назначены заведующие структурными подразделениями медицинской организации, а также врачи-специалисты из числа работников медицинской организации. Таким образом, медицинский работник со средним медицинским образованием в состав врачебной, комиссии входить не может.
Суд первой инстанции не установил того, что Веретенникова Е.А. включена в принципе в состав врачебной комиссии женской консультации, поскольку данные доводы противоречат представленному приказу об утверждении состава врачебной комиссии от 13.01.2023 (л.д.83-87), а также не подтверждены показаниями допрошенной в качестве свидетеля ( / / )7, заведующей женской консультацией, подтвердившей по сути выполнение истцом при работе комиссии только организационных, технических функций, по оформлению документации, но не работы с пациентами непосредственно вместе с врачами. Доказательств обратного не представлено.
В медицинских картах, представленных в суд, есть отметки о проведении врачебной комиссии, в которых нет отметок и подписи истца. Судебная коллегия отмечает, что основными функциями указанных комиссий является контроль организации и проведения экспертизы временной нетрудоспособности, оценка эффективности реабилитации, экспертной деятельности лечащих врачей, контроль обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособности, контроль ведения медицинских документов, осуществление взаимодействия с бюро МСЭ, принятие управленческих решений по результатам анализов.
С учетом изложенного, участие истца во врачебных комиссиях также обусловлено выполнением функций организационно-распорядительного характера, что следует из должностной инструкции.
Ссылки прокурора и истца на осуществление истцом работы совместно с заведующим консультацией на приемах пациентов также подлежат отклонению, поскольку из показаний самой ( / / )7, заведующей консультацией, данное обстоятельство непосредственно не подтверждено (указано, что может истец в присутствии самого свидетеля консультировать акушерку (не пациента), как и не подтверждается материалами дела. Также свидетель показала, что Веретенникова А.А. непосредственно сама диспансерное наблюдение пациентов не ведет.
В соответствии с представленными пояснениями ответчика также следует, что Веретенникова А.А. амбулаторный прием, диспансерный прием и вакцинацию как старшая акушерка не ведет.
Представленные в материалы дела медицинские документы названные обстоятельства не опровергают, поскольку в них имеются отметки Веретенниковой А.А., но не как старшей акушерки, а как участковой акушерки (л.д.124).
Судом установлено и не оспаривалось стороной истца, что Веретенникова А.А. в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором по основной должности, выполняет дополнительную работу по другой или такой же профессии (должности), без освобождения от основной работы, определенной трудовым договором, по оказанию первичной медико-санитарной помощи за дополнительную плату, а именно в порядке внутреннего совмещения: должность психолога на 0,5 ставки, на основании приказа № 121 от 09.01.2023; должность акушерки на 0,5 ставки, на основании приказа №109 от 09.01.2023 в школе матери и ребенка; должность акушерки на 0,75 ставки, на основании приказа № 108 от 09.01.2023 при проведении доврачебного приема.
То есть из материалов дела следует, что обязанность акушерки истцом выполняются в порядке совмещения, основная должность истца – старшая акушерка и именно по данной должности прокурор просил признать за истцом право на получение социальной выплаты, не оспаривая выводы суда о том, что специальная социальная выплата устанавливается только по основной занимаемой должности, и не может быть установлена по внутреннему или внешнему совместительству с учетом положений пункта 2 Постановления № 2568.
Ссылка прокурора на наличие права на получение социальной выплаты в иных учреждениях здравоохранения г.Нижнего Тагила (ГАУЗ СО «Демидовская больница», ГАУЗ СО «Городская больница № 4 г. Нижний Тагил»), что следует из представленных должностных инструкций старшей акушерки данных учреждений, штатных расписаний, положений и приказов о выплате, подлежит отклонению.
Из анализа представленных документов по иным учреждениями здравоохранения г.Нижнего Тагила следует, что содержание должностных инструкций старшей акушерки в данных учреждениях отличается от должностной инструкции истца, представленной в материалы дела. Более того, в должностной инструкции старшей акушерки женской консультации ГАУЗ СО «Демидовская ГБ» прямо предусмотрены обязанности по предоставлению акушерской помощи пациентам во время амбулаторных приемов врача-акушера-гинеколога, при этом включение должности старшей акушерки в перечень для осуществления выплаты по учреждению (с 01.04.2023 в соответствии с уточняющим приказом) произведено с условием наличия фактически оказанной первичной медико-санитарной помощи.
Кроме того, установление обоснованности и оснований выплат старшей акушерке в других медицинских учреждениях не входит в предмет спора по настоящему делу.
В целом, учитывая обстоятельства дела и совокупность нормативных актов, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истец Веретенникова А.А., работая в должности старшей акушерки женской консультации, не относится к специалистам со средним медицинским образованием, к которым (или к врачам, с которыми они работают) обращаются граждане по поводу заболеваний или с профилактической целью, включая проведение исследований и диспансерного наблюдения, в связи с чем, не относится к лицам, указанных в п. п. "е" п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 N 2568, которым подлежит установлению ежемесячная специальная социальная выплата в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 N 2568.
В связи с указанным доводы апелляционного представления судебная коллегия признает необоснованными, поскольку они не опровергают выводов суда, а также не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Дзержинского районного суда города Нижнего Тагила Свердловской области от 19.04.2024 оставить без изменения, апелляционное представление прокурора – без удовлетворения.
Председательствующий А.Е. Зонова
Судьи Ж.А. Мурашова
Т.Л. Редозубова