Дело № 2-138/2022
УИД: 91RS0022-01-2021-002569-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 апреля 2022 года город Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Ярошенко Г.А.,
при секретаре судебного заседания Шишеня Г.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Садовому некоммерческому товариществу «Море», ФИО4, ФИО2, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании приказа и договора купли-продажи ничтожными, исключении записи о праве собственности, третьи лица - Администрация <адрес> Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Союз садоводческих некоммерческих товариществ массива «Степной», Феодосийский городской совет Республики Крым,-
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Садовому некоммерческому товариществу «Море», ФИО4, ФИО2, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, неоднократно уточнив который просит признать приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, массив <адрес> <адрес>, бесплатно в собственность ФИО4 ничтожным и недействительным; признать договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, массив <адрес> <адрес>, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и ФИО2, ничтожным и не порождающим правовых последствий; исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о праве собственности на земельный участок с кадастровым номером № за ФИО2
В обоснование требований истец указала, что на основании поданного заявления ДД.ММ.ГГГГ ей были выделены земельные участки по <адрес> № ?, № в <данные изъяты>», которые до настоящего времени находятся в ее постоянном пользовании. Вместе с тем, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, превысив свои полномочия, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ предоставило ФИО4 бесплатно в собственность земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>. В дальнейшем на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 продал ФИО2 спорный земельный участок. Полагает приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ и договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и ФИО2, ничтожными.
Определением Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, в порядке статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФИО2, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Определением Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, в порядке статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Феодосийский городской совет Республики Крым.
В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель ФИО9, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержали в полном объеме и дали суду пояснения, аналогичные, изложенным в иске.
Представители ответчика Садового некоммерческого товарищества «Море» председатель ФИО10 и ФИО11, действующий на основании доверенности, возражали против удовлетворения исковых требований в полном объеме, предоставили письменные возражения на исковые требования, указав, что решение общего собрания членов СНТ «Море» от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании которого приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО4 предоставлен в собственность бесплатно спорный земельный участок, никем не оспорен и не отменен. На общем собрании членов СПК «Море» от ДД.ММ.ГГГГ истец принимала участие, однако до настоящего времени о его незаконности не заявляла.
Ответчик ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание при надлежащем извещении не явилась, подала отзыв на иск, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в удовлетворении иска ФИО1 отказать в полном объеме, указав, что является добросовестным приобретателем спорного земельного участка.
Ответчик Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым при надлежащем извещении своего представителя в судебное заседание не направило, представитель ФИО12, действующий на основании доверенности, представил письменные возражения, в которых просил рассмотреть дело без участия представителя, в удовлетворении исковых требований ФИО1 просил отказать, ссылаясь на их необоснованность.
Третье лицо Феодосийский городской совет Республики Крым при надлежащем извещении своего представителя в судебное заседание не направил, представитель ФИО13, действующая на основании доверенности, подала ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, представила письменные возражения, в которых просила в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.
Информация о дне и времени проведения судебного заседания заблаговременно размещена на официальном сайте Феодосийского городского суда в Интернет-портале.
Частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Принимая во внимание, что реализация участниками гражданского оборота своих прав не должна нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц и должна соответствовать принципу добросовестности, поскольку ответчики ФИО2, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым и третьи лица в силу своего волеизъявления не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании, суд приходит к выводу о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заслушав истца ФИО1 и ее представителя ФИО9, представителей ответчика СНТ «Море» ФИО10 и ФИО11, ответчика ФИО3, исследовав материалы гражданского дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела и разрешения спора по сути, суд полагает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, на основании представленных сторонами в порядке статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и оцененных судом в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствах.
В силу статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предмет и основания иска определяет истец. При этом к основаниям иска относятся не только нормы права, на которые указывает истец, но и фактические обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих требований.
В соответствии с требованиями статей 148, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нормы материального закона, подлежащего применению по делу, определяются судом.
В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.
В силу статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующей право на обращение в суд, установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Положения части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации предусматривают каждому гарантии на судебную защиту его прав и свобод. Право на судебную защиту и доступ к правосудию относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, оно признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статьи 17, 18; части 1, 2 статьи 46, статья 52 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из решений собраний в случаях, предусмотренных законом; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; вследствие иных действий граждан и юридических лиц.
В статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено положение о судебной защите нарушенных или оспоренных гражданских прав.
В статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены способы защиты гражданских прав, а также содержится указание на возможность применения иных способов, предусмотренных законом.
Выбор способа защиты нарушенного права должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса, а не быть декларативным.
По смыслу указанных норм защите подлежат лишь нарушенные или оспоренные права, при этом обязанность по доказыванию самого наличия такого права и его нарушения кем-либо, лежит на лице, обратившемся в суд.
При этом необходимо отметить то, что избираемый гражданином способ защиты права, которое лицо считает нарушенными, должен соответствовать нарушенному или оспариваемому праву, а также отвечать требованиям закона.
Следовательно, обращение в суд должно быть обусловлено необходимостью защиты (восстановления) нарушенных прав, должно обеспечивать восстановление нарушенного права обращающегося в суд с заявлением лица.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением общего собрания членов СПК «Море» от ДД.ММ.ГГГГ по второму вопросу повестки дня земельный участок по <адрес>, в соответствии с Проектом межевания территории СПК «Море», утвержденного постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проекта межевания территории садоводческого потребительского кооператива «Море», распределен ФИО4
Сведений о том, что решение общего собрания членов СПК «Море» от ДД.ММ.ГГГГ признано недействительным либо оспорено, в материалы дела не представлено и в ходе рассмотрения дела не добыто, что подтвердили стороны в судебном заседании.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка по <адрес>, площадью 498 кв.м., кадастровый №, для ведения садоводства, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, бесплатно в собственность в соответствии со статьями 39.5, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 20 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений». Также в заявлении указано, что земельный участок образован в соответствии с Проектом межевания территории, утвержденным постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проекта межевания территории садоводческого потребительского кооператива «Море».
К указанному заявлению ФИО3 были представлены: копия паспорта; выписка из протокола общего собрания членов Садоводческого потребительского кооператива «Море» № от ДД.ММ.ГГГГ; справка, выданная председателем правления СПК «Море» ФИО10, о том, что ФИО4 является членов СПК «Море» и ему распределен и за ним закреплен земельный участок по <адрес> № площадью 498 кв.м. на территории СПК «Море», кадастровый номер земельного участка №; выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости – земельный участок с кадастровым номером №, площадью 498 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, массив «Степной», СПК «Море», <адрес>, право собственности зарегистрировано за Республикой Крым, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение садоводства, сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные».
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка бесплатно в собственность», в соответствии со статьями 10, 39.2, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 83 Конституции Республики Крым, статьями 2, 28, 29, 42 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», статьей 20 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об уполномоченном органе», постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым», рассмотрев заявление ФИО3 о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, ФИО4 предоставлен в собственность бесплатно земельный участок, находящийся в государственной собственности Республики Крым, с кадастровым номером №, площадью 498 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение садоводства (код 13.2); ФИО4 обеспечить государственную регистрацию права собственности на земельный участок в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлен главой V.1. Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктами 1, 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации установлены требования к заявлению о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, а также перечень документов, которые прилагаются к заявлению.
Так, к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя; заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; подготовленный садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом реестр членов такого товарищества в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование такому товариществу.
Приказом Минэкономразвития России от 12 января 2015 года N 1 утвержден перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов (Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 N 36258).
Пунктом 3 вышеуказанного перечня установлено, что документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и прилагаемые к заявлению о приобретении прав на земельный участок являются: документ о предоставлении исходного земельного участка СНТ или ОНТ, за исключением случаев, если право на исходный земельный участок зарегистрировано в ЕГРН; документ, подтверждающий членство заявителя в СНТ или ОНТ; решение общего собрания членов СНТ или ОНТ о распределении садового или огородного земельного участка заявителю; утвержденный проект межевания территории; выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке); выписка из ЕГРЮЛ в отношении СНТ или ОНТ.
В соответствии с положениями части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» устанавливает особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.
Статьей 1 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Согласно статье 3.2 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан устанавливаются законом Республики Крым.
В силу статьи 1 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
В соответствии с положениями части 1 статьи 20 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (в редакции, действовавшей в спорный период) до 31 декабря 2020 года земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются без проведения торгов в собственность бесплатно, за плату или в аренду:
1) членам садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, созданных до вступления в силу Федерального конституционного закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, которые привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также сведения о которых внесены в Единый государственный реестр юридических лиц;
2) членам садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 2 Закона Республики Крым от 23 ноября 2016 года N 320-ЗРК/2016 «Об особенностях предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на территории Республики Крым и о внесении изменений в некоторые законы Республики Крым».
Земельный участок предоставляется членам объединений граждан, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части, независимо от даты вступления в члены указанных объединений в ранее определенных границах или размерах, если данный земельный участок по решению общего собрания членов объединения граждан о распределении земельных участков между его членами распределен данному лицу (члену указанного объединения).
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование (подпункт 1 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1.1. Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 157, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию, контролю в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, которое находится в его ведении, а также координирующим в установленных случаях деятельность в этой сфере исполнительных органов государственной власти Республики Крым.
В соответствии с положениями пунктов 4.2, 4.48, 4.72 вышеуказанного Положения, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет полномочия: осуществляет управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Республики Крым, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Крым; осуществляет от имени Республики Крым управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Республики Крым, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Республики Крым. Также, принимает решения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, в собственность или пользование физическим или юридическим лицам, в случаях и порядке, установленных Советом министров Республики Крым.
Права Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым предусмотрены в разделе 5 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N 157.
Исходя из вышеуказанных положений Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Крым на рассмотрение заявлений о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, и принятие решений о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, в собственность физическим лицам, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Крым
В силу пунктов 1, 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 Земельного кодекса Российской Федерации не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления, а также восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, для признания судом оспариваемого приказа незаконным, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов истца.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 498 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>», <адрес>, было зарегистрировано за Республикой Крым на основании Проекта межевания территории садоводческого потребительского кооператива «Море», утвержденного постановлением Администрации <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО4 обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в установленном законом порядке, представил полный пакет документов, в том числе протокол общего собрания членов Садоводческого потребительского кооператива «Море» от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому по второму вопросу повестки дня принято решение о распределении указанного земельного участка заявителю в соответствии с Проектом межевания территории садоводческого потребительского кооператива «Море», утвержденного постановлением Администрации <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 498 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, на момент издания приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ относился к собственности Республики Крым, спорный земельный участок на основании решения общего собрания членов Садоводческого потребительского кооператива «Море» от ДД.ММ.ГГГГ был распределен ФИО4, и доказательств обратного суду не представлено и в ходе рассмотрения дела не добыто, ФИО4 обратился с заявлением о предоставлении земельного участка бесплатно в собственность в установленном законом порядке, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, как исполнительный орган государственной власти Республики Крым, к полномочиям которого отнесены функции по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, а также принятию решений о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, в собственность физическим лицам, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Крым, действовало правомерно и в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», в связи с чем, суд полагает исковые требования ФИО1 о признании ничтожным приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельного участка бесплатно в собственность» не основанными на законе, и, как следствие, не подлежащими удовлетворению.
Что касается требований ФИО1 о признании договора купли-продажи земельного участка, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и ФИО2, ничтожным, то суд исходит из следующего.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3, как продавцом, и ФИО2, как покупателем, был заключен договор купли-продажи земельного участка, по условиям которого ФИО4 передал в собственность ФИО2 земельный участок с кадастровым номером №, площадью 498 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, категория земель: земли населенных сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: ведение садоводства, а ФИО2 приняла земельный участок, уплатив за него денежную сумму согласно условиям договора (пункт 1 договора).
В пункте 2 договора купли-продажи земельного участка указано, что земельный участок принадлежит ФИО4 на праве собственности на основании приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельного участка бесплатно в собственность»; право собственности на земельный участок зарегистрировано за ФИО3 в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, о чем сделана запись регистрации №.
Пунктом 9 договора купли-продажи земельного участка определено, что в соответствии со статьей 556 Гражданского кодекса Российской Федерации передача земельного участка продавцом и принятие его покупателем осуществляется путем подписания сторонами настоящего договора; при этом продавец передал, а покупатель принял земельный участок и подтверждает отсутствие претензий по передаваемому земельному участка; риск случайной гибели или случайного повреждения земельного участка и ответственность за его сохранность переходит к покупателю с момента передачи ему земельного участка.
По сведениям Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 498 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>», <адрес>, зарегистрировано за ФИО2
В Конституции Российской Федерации закреплено, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (части 1 и 3 статьи 35).
В силу пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Гражданский кодекс Российской Федерации в соответствии с вытекающими из Конституции Российской Федерации основными началами гражданского законодательства (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации) не ограничивает гражданина в выборе способа защиты нарушенного права и не ставит использование общих гражданско-правовых способов защиты в зависимость от наличия специальных, вещно-правовых, способов; граждане и юридические лица в силу статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению.
Пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно положениям статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
В силу статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
На основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно положениям статьи 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Статей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующей основания приобретения права собственности, предусмотрено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов гражданского законодательства является принцип свободы договора, согласно которому граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Согласно пункту 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
На основании статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
В пункте 1 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Как следует из материалов дела, ФИО4 являлся собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 498 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>», <адрес>, и как собственник распорядился данным имуществом, продав его ФИО2 на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ заключен в предусмотренной законом форме с согласованием всех существенных условий, переход права собственности зарегистрирован в установленном законом порядке, указанный договор сторонами исполнен. Доказательств обратного суду не представлено и в ходе рассмотрения дела не добыто.
В обоснованием своих требований истцом ФИО1, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, подтверждающих о ничтожности договора купли-продажи земельного участка, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и ФИО2, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1
Также суд отказывает истцу в удовлетворении требований об исключении из Единого государственного реестра недвижимости записи о праве собственности на указанный земельный участок за ФИО2, учитывая, что указанное требование является производным от первоначальных требований.
Частью 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Частью 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года № 566-О-О, от 18 декабря 2007 года № 888-О-О, от 15 июля 2008 года № 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Из приведенных положений закона следует, что суд оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обуславливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделение равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности. То есть, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
Проанализировав вышеизложенное, приняв во внимание вышеприведенные правовые нормы и их системное толкование, руководящие разъяснения Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимосвязь в их совокупности, установив фактические обстоятельства дела, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым при обстоятельствах, установленных в настоящем деле, действовало в пределах предоставленных полномочий, в отсутствие нарушений норм действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, правомерно приняло оспариваемый приказ № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка бесплатно в собственность», ФИО4, как собственник спорного земельного участка, на законных основаниях распорядился своим имуществом, продав его ФИО2 на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, и доказательств обратного суду не представлено и в ходе рассмотрения дела не добыто, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 в полном объеме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Садовому некоммерческому товариществу «Море», ФИО4, ФИО2, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании приказа и договора купли-продажи ничтожными, исключении записи о праве собственности, третьи лица - Администрация города Феодосии Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Союз садоводческих некоммерческих товариществ массива «Степной», Феодосийский городской совет Республики Крым – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: /подпись/ Г.А. Ярошенко
Копия верна:
Судья: Секретарь: