Дело № 2-1869/19
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 декабря 2019 года город Иваново
Октябрьский районный суд г. Иваново в составе:
председательствующего судьи Борисовой Н.А.,
при секретаре Абраменковой А.С.,
с участиемистца Листопадова Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Листопадова Ю.Г. к обществу с ограниченной ответственностью « Мост» о защите прав потребителя,
установил:
Листопадов Ю.Г. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью « Мост» о защите прав потребителя.
Требования обоснованы тем, что истец является собственником квартиры по адресу: <адрес>. Управляющей организацией дома является ответчик. Ответчик начислял плату за электрическую энергию для общедомовых нужд согласно норматива, в связи с тем, что общедомовой прибор учета электрической энергии не был введен. Тарифы для расчета норматива по оплате ОДН утверждены Постановлением Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области № 144-н2 от 31.05.2017. Ответчик нарушил права истца, поскольку в декабре 2017 начислял завышенные суммы на оплату ОДН-Э, а именно ответчик использовал при расчете норматив потребления 0,89 квт/кв.м., мотивируя это тем, что в подвале дома установлены лампы накаливания, в то время как в подвале дома были установлены энергосберегающие лампы. В обращении от 27.11.2017 истец указал на это ответчику, который ответ на обращение не дал, перерасчет не произвел. На основании изложенного, истец просит признать незаконным применение ответчиком для дома по адресу: <адрес>, норматива 0,89 квт/кв.м. в декабре 2017 года, обязать ответчика дать ответ на обращение от 27.11.2017, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.
Истец Листопадов Ю.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ООО «Мост» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом судебной повесткой, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие суду не представлено. Ранее в судебном заседании представитель ответчика по доверенности Перфильев Б.Е. иск не признал, пояснил, что в соответствии с актом от 09.10.2017 на лестничных площадках и в подвальном помещении многоквартирного дома энергосберегающие светильники установлены не в полном объеме, в связи с чем начисление за ОДН по энергоснабжению производилось с применением норматива 0,8853, установленного Постановлением Департамента энергетики и природных ресурсов Ивановской области от 31.05.2017 № 144-н/2.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Установлено, что истец с сентября 2017 года является собственником <адрес>, в подтверждение чего представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д. 3).
Многоквартирный дом по адресу: <адрес>, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 15.12.2015 находится в управлении ООО «Мост», ранее имевшее наименование ООО «МПЖХ№ 6», о чем свидетельствует протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, от 15.12.2015г. (л.д. 15, 55-71)...
Из материалов дела следует, что общедомовой прибор учета электрической энергии МКД по адресу: <адрес>, был введен в эксплуатацию 29.12.2017г., что подтверждается Актом допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию (л.д. 77).
Установлено, что при отсутствии общедомового прибора учета в декабре 2017 года расчёт электроэнергии на общедомовые нужды осуществлялся по нормативу, утвержденному Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 31.05.2017 № 144-н/2 для многоквартирного домане оборудованного лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения оснащенногоосветительными установками - 0,8853 кВт. час. в мес. на кв.м.
Согласно счета – квитанции и расчета ответчика в декабре 2017г. плата за ОДН-Э для истца составила 51 руб. 28 коп. (л.д.75).
Истец не согласен с использованием в расчете потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества МКД в декабре 2017г. указанного выше норматива, применяемого для МКД оборудованного осветительными установками, указывая, что в подъездах и подвальном помещении дома были установлены энергосберегающие лампочки, в связи с чем подлежит применению норматив 0,2265кВт. час. в мес. на кв.м.
В силу ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2017 года в состав платы за содержание жилого помещения включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу п. 9.3. ст. 156 ЖК РФ при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Пунктом 3 Правил № 306 предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (уполномоченные органы).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года № 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано не позднее 1 июня 2017 года утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления.
В соответствии с пунктом 11 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к настоящим Правилам.
Согласно пунктам 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяются с применением расчетного метода с использованием формул согласно приложению N 1.
Формула расчета норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме закреплена в пункте 37 раздела II приложения N 1 (формула 34).
Пунктом 37 Правил N 306 также предусмотрено, что норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме рассчитывается на основании расхода электрической энергии по следующим группам оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома:
осветительные установки - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленных осветительных приборов, количества часов работы в году и коэффициента, учитывающего наличие перегоревших ламп, находящихся в стадии замены;
силовое оборудование лифтов, включая схемы управления и сигнализации, освещение кабин лифтов и лифтовых шахт, - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме работы (подъем и спуск кабины), а также суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме ожидания;
системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления и другое оборудование - исходя из мощности установленного оборудования и определяемых уполномоченным органом количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности.
Нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Ивановской области утверждены Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 31.05.2017 № 144-н/2.
Приложением к оспариваемому постановлению утверждены нормативы потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, не оборудованном лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения оборудованные: осветительными установками - 0,8853 кВт.час в месяц на кв.м., осветительными установками с использованием энергосберегающих ламп и ( или) с применением датчиков движения, акустических выключателей или аналогичного оборудования – 0,2265 кВт.час в месяц на кв.м.
Установлено, что за декабрь 2017г. начисление платы за электроэнергию, потребленную на содержание общего имущества дома, происходило с применением норматива 0,8853 кВт. ч в мес. на кв.м., т.е. для МКД, оборудованного осветительными установками.
В подтверждение обоснованности применения данного норматива, ответчиком в материалы дела представлен Акт, составленный сотрудниками ООО « ЖЭК №3» от 09.10.2017, согласно которому в ходе осмотра дома установлено, что на лестничных площадках и в подвальном помещении установлены энергосберегающие светильники не в полном объеме (л.д. 17).
Из материалов дела следует, что в рамках договора № 31/2017/13 от 15.05.2017 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов <адрес> ООО «Жилстройцентр» проведен капитальный ремонт инженерных сетей МКД по адресу: <адрес>. Работы были выполнены и приняты комиссией 15.09.2017. Согласно проектно-сметной документации и актов в ходе капительного ремонта для экономии электроэнергии в доме произведен демонтаж ламп накаливания, установлено автоматическое управление освещением и использованы энергоэкономичные источники света ( светодиодные лампы мощностью 8 Вт). В ходе капитального ремонта произведен монтаж 28 светодиодных ламп, из них 24 в подвальном помещении и 4 над входами в подъезды без датчиков ( позиция 34 в КС -2) (л.д. 31-46, 93).
В соответствии с Актом о приемки выполненных работ от 15.09.2017 в доме были демонтированы светильники с лампами накаливания в количестве 15 штук и установлены 52 светодиодных светильника LEDЖКХ 1301 1000 ЛМ 8ВТ, из них с датчиком – 24 шт. (л.д. 46).
Данный акт был подписан представителем управляющей компании и представителем собственников МКД Лебедевым В.Ю. (л.д. 51), который на общем собрании собственников МКД 21.11.2017 подтвердил факт установки светодиодных светильников во всем доме (л.д. 94).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда от 28 июня 2012 г. N 17, при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).
Оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, суд приходит к выводу, что факт установки энергосберегающих лампочек в подъездах и подвальном помещении многоквартирного дома по адресу: <адрес> ходе капитального ремонта в сентябре 2017 года подтверждается совокупностью доказательств по делу, в связи с чем расчет платы за электроэнергию на содержание общего имущества МКД с применением норматива для МКД, оборудованного осветительными установками- 0,8853 кВт. ч в мес. на кв.м., за декабрь 2017 года является незаконным.
Из материалов дела следует, что 27.11.2017 истец посредством электронной почты обращался к ответчику с заявлением с просьбой произвести перерасчет платежей за электроэнергию на освещение мест общего пользования исходя из норматива 0,2265 кВТ.ч в месяц на кв. м., указывая что в ходе осмотра было установлено, что в помещении технического подвала установлены энергосберегающие лампы (л.д. 5).
Данное обращение поступило в ООО « Мост» и было ответчиком зарегистрировано 27.11.2017 (л.д. 78), однако ответа на него истцу не последовало.
Согласно п. 3.1.9 Договора управления МКД Управляющая организация обязана, в том числе, рассматривать предложения, заявления и жалобы собственника и иных лиц, пользующихся помещением собственника на законных основаниях, вести их учет, принимать меры, необходимые для устранения указанных в них недостатков в установленные сроки, вести учет устранения указанных недостатков. Не позднее 20 рабочих дней со дня получения письменного заявления информировать заявителя о решении, принятом по заявленному вопросу.
Учитывая, что вопрос о перерасчете платы за электроснабжение на содержание общего имущества МКД разрешен в судебном порядке, суд приходит к выводу, что удовлетворение требования истца об обязании ответчика дать ответ на заявление от 27.11.2017 по существу не приведет к восстановлению нарушенных прав истца, в связи с чем оснований для его удовлетворения суд не усматривает. Суд также учитывает, что ответы на иные обращения истца по данному вопросу ООО « Мост» давались, в том числе с разъяснениями о порядке расчета.
Согласно пункту 1 статьи 15ФЗ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 45Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Принимая во внимание то обстоятельство, что судом установлен факт нарушения ответчиком прав истца как потребителя, суд полагает, что с ответчика в пользу истцадолжна быть взыскана сумма компенсации морального вреда в размере 500 руб., которая является разумной, справедливой и соответствующей обстоятельствам дела, характеру и степени испытанных данным истцом нравственных переживаний, а также степени вины ответчика.
В соответствии с ч.6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей» с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя.Принимая во внимание, что ответчик в добровольном порядке в полном объеме не исполнил требования истца как потребителя, суд приходит к выводу о взыскании с него в пользу истца штрафа в размере 250 руб. (500 руб. x 50%).
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета городского округа Иваново подлежит взысканию государственная пошлина в размере 600 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199, 233 ГПК РФ,
решил:
Иск Листопадова Ю.Г. к обществу с ограниченной ответственностью « Мост» о защите прав потребителя удовлетворить частично.
Признать незаконным применение при расчете платы за потребление электроэнергии на общедомовые нужды в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, за декабрь 2017 года норматива потребления для многоквартирного дома,не оборудованного лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, оснащенногоосветительными установками в размере 0,8853 квт/час в месяц на кв. метр.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью « Мост» в пользу Листопадова Ю.Г. компенсацию морального вреда в размере 500 руб., штраф в размере 250 руб.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Мост»в бюджет муниципального образования г.Иваново государственную пошлину в размере 600 руб.
В остальной части иска отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное заочное решение изготовлено 18.12.2019.
Судья подпись Борисова Н.А.
КОПИЯ ВЕРНА. Судья:
Секретарь: