№12-949/2024
УИД 03RS0012-01-2024-002083-57
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
22 ноября 2024 г. г. Уфа
Судья Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан Габдрахманов Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ... района ... Республики Башкортостан на постановление временно исполняющего обязанности начальника отдела - старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по ... межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов ИЗИ за ...-АП от < дата > о привлечении Администрации сельского ... района ... Республики Башкортостан к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением временно исполняющего обязанности начальника отдела - старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по ... межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов ИЗИ за ...-АП от < дата > по делу об административном правонарушении юридическое лицо – ... муниципального района ... Республики Башкортостан привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанными постановлением, глава ... района ... ... З.М. Р подал жалобу в суд, в которой просит вышеуказанное постановление отменить, производство по делу прекратить, указав, что в настоящее время две свалки ликвидированы, некоторые земельные участки, в отношении которых на администрацию возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов относятся к иным правообладателям. Так же заявитель указывает, что срок привлечения администрации к административной ответственности истек, так как постановление о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока вынесено < дата > и установлен срок до < дата > Кроме того, задача по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов имеет общегосударственное значение, и решение данной проблемы не может быть возложено только на органы местного самоуправления и осуществляться исключительно за счет средств местных бюджетов. Так же заявитель указывает, что постановлением Конституционного суда Российской Федерации от < дата > указано, что впредь до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в случае, когда орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места расположены в границах муниципального образования на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. В таком судебном решении должно быть указано на условия финансового обеспечения в соответствии с п. 1 резолютивной части данного Постановления, в том числе на минимально допустимый, исходя из обстоятельств конкретного дела, объем софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если необходимым является справедливое гарантированное софинансирование. Впредь до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов либо предусматривающих взыскание с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места расположены в границах муниципального образования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, или на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. В таком судебном решении должно быть указано на условия финансового обеспечения в соответствии с пунктом 1 резолютивной части настоящего Постановления, в том числе на минимально допустимый, исходя из обстоятельств конкретного дела, объем софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если необходимым является справедливое гарантированное софинансирование. Неисполнение такого судебного решения до получения из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации соответствующего финансирования или справедливого (в объеме, не менее установленного в судебном решении) софинансирования и до истечения разумного срока на использование соответствующих средств по целевому назначению не должно быть основанием для взыскания с муниципального образования или органа местного самоуправления исполнительского сбора либо для применения ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Следовательно, Администрация сельского поселения безосновательно привлечена к административной ответственности.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены заранее и надлежащим образом.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от < дата > № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» сведения о прохождении дел в суде (назначено к слушаю с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, с учетом особенностей соответствующего судопроизводства) находятся в открытом доступе в сети Интернет.
Считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, прихожу к следующему.
На основании решения Кумертауского межрайонного суда РБ (дело ...) от < дата > на ... район РБ обязанность не позднее 12 месяцев после вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки ...
Решение суда вступило в законную силу < дата > и обращено к исполнению.
Статьей 5 Федерального закона от < дата > № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В своей деятельности судебный пристав-исполнитель исходит из целей и задач исполнительного производства, которыми являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (статья 2).
В соответствии со ст.6 Федерального закона № 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям Федерального закона от < дата > № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнимость требования является одним из элементов его законности, поскольку исходит от государственного гражданского служащего, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. В целях достижения исполнения требования судебного пристава-исполнителя оно должно быть доведено до лица, обязанного его исполнить в разумный для исполнения срок.
На основании имеющихся материалов дела установлено, что в Межрайонном отделе судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по ... находится исполнительное производство ...-ИП от < дата >, возбужденное на основании исполнительного листа ФС ... от < дата >, выданного Кумертауским межрайонным судом РБ по делу ....
Должнику установлен срок для добровольного исполнения – 5 дней со дня получения должником копии вышеуказанного постановления.
Должником требования исполнительного листа не исполнены.
В соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя от < дата > с должника, ... МР ... РБ взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей и установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до < дата >.
< дата > исполнительное производство передано в СОСП по РБ и < дата > принято к исполнению.
Постановлением судебного пристава исполнителя от < дата > установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до < дата >.
В силу ч.1 ст.105 Федерального закона от < дата > № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение 5 суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 2 ст.105 Федерального закона от < дата > № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ.
Должником в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, требования исполнительного документа не выполнены.
< дата > судебным приставом-исполнителем составлен протокол об административном правонарушении ...-АП по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, который получен должником < дата >, ШПИ ....
Следовательно, объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 17.15 КоАП РФ образует неисполнение должником требований исполнительного документа в срок, после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения постановления временно исполняющим обязанности начальника отдела - старшим судебным приставом специализированного отделения судебных приставов по ... межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов ИЗИ ...-АП от < дата > по делу об административном правонарушении, которым ... района ... Республики Башкортостан привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Согласно ч. ч. 1,2 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из Определения Конституционного Суда РФ от < дата > N 556-О следует, что во взаимосвязи со ст.2.1 КоАП РФ, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и ст.26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, ст.24.1 и 26.1 КоАП РФ направлены на обеспечение вытекающих из Конституции РФ общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц), в том числе при отсутствии их вины.
Частью 1 ст.2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из указанных положений, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Сведений о приостановлении исполнительного производства, предоставлении рассрочки, отсрочки исполнения данного исполнительного документа в деле не имеется.
Исполнение судебных актов, вступивших в законную силу, исполнительных документов, а равно исполнение (выполнение) требований, запросов судебных приставов-исполнителей согласно Федеральному закону «Об исполнительном производстве» не ставятся в зависимость от каких-либо условий, установленных иными законами РФ.
В соответствии с ч.1 ст.17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
С объективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть выражено как в разнообразных действиях, так и бездействии, создающих различные препятствия реализации судебным приставом-исполнителем исполнения исполнительных документов по спорам неимущественного характера.
Применительно к данному составу правонарушения виновность субъекта определяется умышленным неисполнением требований исполнительного документа без уважительных причин.
Факт неисполнения заявителем содержащихся в исполнительном документе требований в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, подтвержден материалами дела, а именно:
- исполнительным листом ФС ..., выданным Кумертауским межрайонным судом ... РБ по делу ... от < дата >;
- постановлением о возбуждении исполнительного производства ...-ИП от < дата >;
- постановлением о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера и назначении нового срока исполнения от < дата >;
- постановлением о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа от < дата >;
- протоколом по делу об административном правонарушении ...-АП от < дата > и другими материалами дела.
Оснований полагать, что данные доказательства получены с нарушением закона, у судьи не имеется. Достоверность и допустимость данных доказательств сомнений не вызывает. Оснований для переоценки доказательств по делу так же не имеется.
Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении Администрации сельского поселения Шабагишский сельсовет муниципального района ... Республики Башкортостан составлен в соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ, содержит все данные, необходимые для правильного разрешения настоящего дела, в том числе в нем полно описано событие административного правонарушения.
Таким образом, оснований сомневаться в правильности выводов должностного лица не имеется, постановление мотивировано и соответствует требованиям закона, при вынесении постановления всесторонне, полно и объективно исследованы все обстоятельства дела.
Совокупность имеющихся в материалах дела доказательств являлась достаточной для вывода должностного лица о наличии в действиях Администрации сельского поселения Шабагишский сельсовет муниципального района ... Республики Башкортостан состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
Проверив материалы дела в полном объеме, прихожу к выводу о том, что действия Администрации сельского поселения Шабагишский сельсовет муниципального района ... Республики Башкортостан правильно квалифицированы по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Заявитель указывает, что свалки, расположенные в.100 м. севернее д. Холмогоры, в 100м. юго-восточнее д. Холодный Ключ, в.200 м. Севернее д. Канчура ликвидированы полностью, не подтверждены никакими документами и не нашли своего подтверждения.
Что касается доводов заявителя относительного того, что земельные участки с кадастровыми ... переданы по договорам аренды иным правообладателям, в связи с чем на них лежит ответственность по ликвидации несанкционированных свалок, суд считает необоснованными, поскольку вступившим в законную силу решением суда обязанность по ликвидации этих свалок возложена на Администрацию сельского поселения Шабагишский сельсовет муниципального района ... Республики Башкортостан.
Доводы заявителя о том, что срок привлечения к административной ответственности истёк, необоснованны, так как постановлением судебного пристава от < дата > администрации был установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа, до < дата >, однако в установленный срок решение суда не исполнено.
Доводы заявителя о том, что постановлением Конституционного суда Российской Федерации от < дата > указано, что неисполнение судебного решения до получения из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации соответствующего финансирования или справедливого (в объеме, не менее установленного в судебном решении) софинансирования и до истечения разумного срока на использование соответствующих средств по целевому назначению не должно быть основанием для взыскания с муниципального образования или органа местного самоуправления исполнительского сбора либо для применения ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются несостоятельными, поскольку каких-либо заслуживающих внимания доказательств отсутствия финансирования ни суду, ни при рассмотрении дела должностным лицом, не представлено.
Кроме того, Конституционный суд Российской Федерации в постановлении от < дата > N 27-П указал, что органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований соответствующие обязательства, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения ТКО, из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях), если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Факт размещения несанкционированных свалок на указанных территориях Администрацией сельского поселения Шабагишский сельсовет муниципального района ... Республики Башкортостан не оспаривается.
Таким образом, изложенные в жалобе доводы, влекущие, по мнению Администрации сельского поселения Шабагишский сельсовет муниципального района ... Республики Башкортостан отмену постановления должностного лица, приняты во внимание быть не могут и расцениваются, как избранный способ уйти от ответственности, поскольку опровергаются материалами дела, доказательствами, исследованными в их совокупности в судебном заседании.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в п. 2 Постановления от < дата > N 13-П, защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства, и такая защита не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется.
Следует также иметь в виду, что ст.2, ч.3 ст.17, ст.18, ч.1 ст.45 и ст.46 Конституции РФ гарантируют каждому государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод. При этом защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства.
Неисполнение содержащихся в решении суда требований, в том числе сроков исполнения вступившего в законную силу судебного решения, является нарушением конституционных прав граждан на судебную защиту.
Состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, является формальным, то есть ответственность наступает независимо от того, наступили ли тяжкие последствия вследствие неисполнения требований судебным приставом-исполнителем в предусмотренный срок или нет.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что нарушение законодательства, ... сельсовет муниципального района ... Республики Башкортостан, выразившееся в неисполнении указанных требований судебного пристава-исполнителя в предусмотренный срок, нельзя признать малозначительным административным правонарушением.
Избранная должностным лицом мера ответственности соразмерна характеру совершенного административного правонарушения и установлена исходя из конкретных обстоятельств дела.
При вынесении постановления, решая вопрос о наказании, должностным лицом также правомерно с учетом общественной опасности содеянного, назначено минимальное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Порядок привлечения лица к административной ответственности в пределах срока давности соблюден.
Существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену постановления должностного лица, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ... ░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ...-░░ ░░ < ░░░░ > ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ... ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.1 ░░.17.15 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ... ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ... ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░