Дело № 2-885/2024
УИД 04RS0008-01-2024-001240-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 августа 2024 года п. Заиграево
Заиграевский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Алсагаевой Е.К., при помощнике судьи Битухеевой Ю.Ж., представителя истца – помощника прокурора Заиграевского района Республики Бурятия Плюснина Н.И., представителя ответчиков МБДОУ «Челутаевский детский сад «Елочка», администрации МО «Заиграевский район» Мясникова А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Заиграевского района Республики Бурятия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО «Заиграевский район», МБДОУ «Челутаевский детский сад «Елочка» об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Заиграевского района, обращаясь в суд, просит, с учетом уточнений, возложить обязанность на МБДОУ «Челутаевский детский сад «Елочка» в срок до 1 июня 2026 года устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности путем: оснащения объекта системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии; установки по периметру объекта ограждения, исключающего пребывание на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории); возложить обязанность на администрацию МО «Заиграевский район» в срок до 31.12.2025 обеспечить финансирование мероприятий по: оснащению объекта МБОУ МБДОУ «Челутаевский детский сад «Елочка» системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии; установке по периметру объекта МБДОУ «Челутаевский детский сад «Елочка»ограждения, исключающего пребывание на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории).
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка в МБДОУ «Челутаевский детский сад «Елочка», в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности.
В судебном заседании помощник прокурора Плюснин Н.И. исковые требования поддержал.
Представитель ответчиков МБДОУ «Челутаевский детский сад «Елочка», администрации МО «Заиграевский район» Мясников А.Г. исковые требования признал, о чем представил письменное заявление.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьями 38, 41 Конституции Российской Федерации детство находится под защитой государства, каждый имеет право на охрану здоровья. Государство обязано обеспечить охрану здоровья своих граждан.
В силу пункта «д» статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ от 05.10.2009, одной из задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – ФЗ «О противодействии терроризму») противодействие терроризму основывается на следующих основных принципах, в числе которых, системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
Приоритет мер предупреждения терроризма выражается в заблаговременном принятии профилактических мер, направленных на предупреждение террористической деятельности в различных формах и проявлениях. В первую очередь речь идет о мерах, связанных с выявлением и последующим устранением причин и условий, способствующих терроризму.
На основании части 3.1 статьи 5 ФЗ «О противодействии терроризму» физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с абзацем 2 пункта 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384 - ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Федеральный закон № 384-ФЗ) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования № 1006). Данное Постановление Правительства РФ вступило в силу с 17.08.2019 и установило обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 24 Требований № 1006 в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании») к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно подпункту 2 части 3 статьи 28 ФЗ «Об образовании» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 ФЗ «Об образовании» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу пункта 8 части 1 статьи 41 ФЗ «Об образовании» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Пунктом 7 статьи 28 ФЗ «Об образовании» предусмотрена ответственность образовательной организации в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся.
В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что МБДОУ «Челутаевский детский сад «Елочка», осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от 21.12.2016 № 2701.
В соответствии с п. 1.8, 1.9 Устава МБДОУ «Челутаевский детский сад «Елочка», утвержденного постановлением администрации МО «Заиграевский район» от 28.12.2015 года № 681 (далее – Устав), учреждение может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Согласно пунктам 1.3, 1.3.1 учредителем учреждения является муниципальное образование «Заиграевский район», функции и полномочия учредителя осуществляет администрация муниципального образования «Заиграевский район» в лице управления образования администрации муниципального образования «Заиграевский район».
Согласно паспорту безопасности МБДОУ «Челутаевский детский сад «Елочка» присвоена 4 категория опасности.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой района в июне 2023 года, выявлены следующие нарушения.
В соответствии с подпунктами «г», «и» пункта 24 Требований № 1006 в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия:
- оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии;
- исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории);
В нарушение данных требований в МБДОУ «Челутаевский детский сад «Елочка» отсутствует система передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», на территории объекта не исключено бесконтрольное пребывание посторонних лиц и нахождение транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта.
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района 29.06.2023 года заведующему МБДОУ «Челутаевский детский сад «Елочка», внесено представление об устранении нарушений требований законодательства, неисполнение которого послужило основанием для обращения прокурора в суд.
Кроме того, суд принимает во внимание признание представителем ответчиков требований прокурора об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности.
Отсутствие системы передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», бесконтрольное пребывание посторонних лиц и нахождение транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательной организации, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на ее территории и может способствовать совершению противоправных действий в отношении лиц, находящихся в учреждении, в том числе в отношении несовершеннолетних обучающихся, в силу возраста нуждающихся в особой защите, противоречит принципам государственной власти в области обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан.
Обсуждая доводы относительно сроков исполнения решения суда, суд исходит из следующего.
Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 БК РФ).
Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 БК РФ).
В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по данному делу, именно администрация, обладающая функциями главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отнесенных к ее ведению, производит материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений.
Учитывая финансовое положение администрации МО «Заиграевский район», а также требования разумности, длительность и сложность подлежащих выполнению работ, планирование бюджета, суд, с учетом требований ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, полагает возможным установить сроки исполнения решения суда, для исполнения обязанности МБДОУ «Челутаевский детский сад «Елочка» до 01.06.2026, для администрации МО «Заиграевский район» - до 31.12.2025.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление заместителя прокурора Заиграевского района Республики Бурятия удовлетворить.
Возложить обязанность МБДОУ «Челутаевский детский сад «Елочка» (ИНН 0306011264) в срок до 1 июня 2026 года устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности путем:
- оснащения объекта системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии;
- установки по периметру объекта ограждения, исключающего пребывание на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории).
Возложить обязанность на администрацию МО «Заиграевский район» (ИНН 0306010253) в срок до 31.12.2025 обеспечить финансирование мероприятий по:
- оснащению объекта МБДОУ «Челутаевский детский сад «Елочка» системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии;
- установке по периметру объекта МБОУ МБДОУ «Челутаевский детский сад «Елочка» ограждения, исключающего пребывание на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия через Заиграевский районный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Алсагаева Е.К.
Мотивированное решение составлено 23.08.2024.
Судья Алсагаева Е.К.