УИД 91RS0024-01-2024-005741-21
№2-3779/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15.08.2024 г. Ялта
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Тимошенко И.А.,
при секретаре Ченгарь Л.А.,
с участием прокурора Редок А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. заместителя прокурора г. Ялты, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации города Ялта Республики Крым, третье лицо: Департамент социальной политики администрации города Ялта Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
<дата> и.о. заместителя прокурора города Ялты, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации города Ялта Республики Крым о возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу привести пешеходный переход по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями п. <дата> СП №<номер> путем установки тактильно-контрастных наземных указателей (тактильные полосы), нанести дорожную разметку п. 1.14.1 приложения 2 Положения Правительства РФ от <дата> №<номер> «О Правилах дорожного движения».
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и социальной защите инвалидов в данной сфере. По результатам проведённой проверки выявлены нарушения данных требований в части отсутствия тактильно-контрастных наземных указателей (тактильных полос) на участке тротуара и разметки п. 1.14.1 приложения 2 Положения Правительства РФ от <дата> №<номер> «О Правилах дорожного движения».
Возражения на исковое заявление от ответчика не поступили.
Определением Ялтинского городского суда Республики Крым от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Департамент социальной политики администрации города Ялта Республики Крым.
В судебном заседании прокурор иск поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, от представителя третьего лица поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, решение просят вынести с учетом действующего законодательства.
Информация о дате и месте судебного заседания была своевременно размещена на официальном сайте Ялтинского городского суда Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства в деле, оценив их с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности, а также установленные судом обстоятельства с учетом характера правоотношений сторон, суд приходит к следующему.
Рассмотрением дела установлено, что в ходе обследования общественной территории пешеходного перехода Департаментом социальной политики администрации г. Ялта Республики Крым составлен акт №<номер>. Из указанного акта следует, что пешеходный переход, расположенный по адресу: <адрес> не оборудован ограждением, рельефной (тактильной) полосой, светофором со звуковым сопровождением разрешающего сигнала, дорожной разметкой, что подтверждается также фототаблицей.
<дата> истцом в адрес ответчика направлено требование о выполнении требований законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа, наличия съездов для инвалидов – колясочников.
До настоящего времени указанное требование не исполнено, иного материалы дела не содержат.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан об обеспечении права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
В силу пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от <дата> №<номер> «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от <дата> №<номер> «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, которые создают реальную угрозу жизни и здоровья граждан и как следствие могут повлечь дорожно-транспортные происшествия, связанные с травмами и гибелью граждан.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от <дата> №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе дорожная деятельность и обеспечение безопасности дорожного движения.
Статьей 13 Федерального закона от <дата> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от <дата> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к дорожной деятельности относятся мероприятия по ремонту и содержанию автомобильных дорог. Под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от <дата> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к дорожной деятельности относятся мероприятия по ремонту, и содержанию автомобильных дорог. Под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состоя автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
На основании статьи 2 Федерального закона от <дата> № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения представляет собой деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно статьям 3, 6 Федерального закона от <дата> № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одним из основных принципе обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, а к полномочия органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в граница городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
Одними из направлений осуществления профилактики правонарушений в соответствии с пунктом 5 статьи 6 Федерального закона от <дата> №<номер>-Ф «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» является обеспечение общественной безопасности, в том числе безопасности дорожного движения и транспортной безопасности.
Согласно статьям 2, 13 Федерального закона от <дата> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» одной из целей вышеуказанной закона является обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния. К полномочиям органов местной самоуправления городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Аналогичные требования содержатся в статье 16 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципа: организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В Российской Федерации не допускается дискриминация по признаю инвалидности. Под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области (статья 3.1 Федерального закона от <дата> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Согласно статье 2 данного закона социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от <дата> № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.
Свод правил 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от <дата> №<номер>пр предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения – маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).
В соответствии с пунктом <дата> СП 59.13330.2020 информацию для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности (отдельно стоящим опорам, стойкам и другим препятствиям, лестницам, пешеходным переходам и т.д.) следует обеспечивать устройством тактильно-контрастных наземных указателей по ГОСТ Р №<номер> или изменением фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками.
Согласно пункту 5.4.7 СП 59.13330.2020 перед пересечением пешеходных путей с транспортными должны предусматриваться тактильно-контрастные наземные указатели по ГОСТ Р №<номер> или изменение фактуры поверхности пешеходного пути.
Пунктом 4 Паспорта национального проекта «Безопасные качественные дороги» предусмотрена реализация программ региональной и местной дорожной сети, обеспечение безопасности дорожного движения. Также, указанный национальный проект предусматривает реализацию федерального проекта «Дорожная сеть» по повышению качества дорожной сети, в том числе уличной сети, городской агломерации, ее приведение в нормативное состояние. Указанными мероприятиями обеспечивается увеличение количества дорожных объектов, доступных для людей с ограниченными возможностями здоровья, а также для маломобильных групп населения, повышается доступность объектов дорожной инфраструктуры.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от <дата> № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Частью 2 указанной статьи регламентировано, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог.
При этом приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, является одним из принципов обеспечения безопасности дорожного движения (статья 3 Федерального закона от <дата> № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Поскольку Администрацией города Ялта Республики Крым не приняты меры по полному и надлежащему устранению выявленных нарушений требований законодательства, а также правил СНиП, исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В данном случае суд считает целесообразным установить ответчику срок на исполнение решения суда – в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
иск удовлетворить.
Возложить обязанность на Администрацию города Ялта Республики Крым №<номер> в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу привести пешеходный переход по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями п. <дата> СП 59.13330.2020 путем установки тактильно-контрастных наземных указателей (тактильные полосы), нанести дорожную разметку п. 1.14.1 приложения 2 Положения Правительства РФ от <дата> №<номер> «О Правилах дорожного движения».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Мотивированное решение изготовлено и подписано <дата>.
Судья И.А. Тимошенко