Решение по делу № 2а-2622/2020 от 30.01.2020

Дело № 2-2622/20                          14 сентября 2020 года

Мотивированное решение изготовлено 14.09.2020 года.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Гринь О.А.

при секретаре              Евстафьеве Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Соловьева ФИО6 об оспаривании решения Комитета по социальной политике Правительства Санкт-Петербурга,

У с т а н о в и л:

Административный истец обратился в суд с требованиями об оспаривании решения Комитета по социальной политике Правительства Санкт-Петербурга и просит признать незаконным решение об отказе во включении в реестр участников долевого строительства от 13.12.2019 года, просит обязать ответчика включить истца в реестр граждан участников долевого строительства нуждающихся в защите в Санкт-Петербурге.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что 28.02.2000 года между истцом и ЗАО «СМУ Энергоспецстрой» был заключен договор долевого участия в строительстве жилого дома. В то же время данная организация обязательства не исполнила, не предоставила ему жилое помещение. По причине двойной продажи квартиры право собственности на нее было зарегистрировано за иным лицом. 08.04.2014 года на основании определения Арбитражного суда по Санкт-Петербургу и Ленинградской области требование истца было включено в реестр требований к должнику в третью очередь удовлетворения. Право требования к застройщику ЗАО «СМУ Энергоспецстрой» на сумму 2833110 рублей было подтверждено решениями судов. 24.10.2019 года истец обратился к ответчику с заявлением о включении в реестр граждан участников долевого строительства нуждающихся в защите в Санкт-Петербурге, однако ему было отказано по причине отсутствия разрешения на строительство ЗАО «СМУ Энергоспецстрой» что является обязательным условием для включения в реестр. Истец полагает данное решение незаконным, так как документы необходимые для включения его в реестр были представлены в полном объеме.

Административным ответчиком был представлен письменный отзыв на иск, согласно которому они просили отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что положениями Закона Санкт-Петербурга № 307-62 от 06.07.2009 года установлено, что в реестр включаются лица, факт недобросовестного отношения к которым застройщиком установлен на основании решения суда, осуществляющем деятельность при наличии разрешения на строительство, выданное до введения в действие ФЗ № 214-ФЗ от 30.12.2004 года. Обязательным является предоставление документа от ФССП о невозможности взыскания суммы по решению суда с застройщика. По информации размещенной на сайте Госстройнадзора Санкт-Петербурга разрешение на строительство указанного жилого дома ЗАО «СМУ Энергоспецстрой» не выдавалось, также истцом не представлены документы от судебного пристава указывающие на невозможности получения денежных средств в порядке исполнительного производства.

Административный истец в суд явился, его представитель на иске настаивает.

Представитель административного ответчика в суд явилась, иск не признает по основаниям, указанных в отзыве на иск.

     Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает заявление не подлежащим удовлетворению, по основаниям приведенным ниже.

    28.02.2000 года между истцом и ЗАО «СМУ Энергоспецстрой» был заключен договор долевого участия в строительстве жилого дома. (л.д. 52).

24.10.2019 года истец обратился к ответчику с заявлением о включении в реестр граждан участников долевого строительства нуждающихся в защите в Санкт-Петербурге, однако ему было отказано по причине отсутствия разрешения на строительство ЗАО «СМУ Энергоспецстрой» (л.д. 26-27).

08.04.2014 года на основании определения Арбитражного суда по Санкт-Петербургу и Ленинградской области требование истца было включено в реестр требований к должнику в третью очередь удовлетворения. (л.д. 28).

На основании решения Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 24.12.2008 года указанный договор от 28.02.2000 года между истцом и ЗАО «СМУ Энергоспецстрой» был расторгнут, взысканы денежные средства (л.д. 54-56).

По информации размещенной на сайте Госстройнадзора Санкт-Петербурга разрешение на строительство указанного жилого дома ЗАО «СМУ Энергоспецстрой» не выдавалось

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.

Порядок применения мер по защите участников долевого строительства многоквартирных домов в Санкт-Петербурге определен Законом Санкт-Петербурга от 06 июля 2009 года N 307-62.

Для целей настоящего Закона Санкт-Петербурга используются следующие основные понятия (статья 1): 1) недобросовестный застройщик, инвестор - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, в том числе жилищно-строительный кооператив, или индивидуальный предприниматель, привлекавшие денежные средства и(или) имущество граждан для строительства (реконструкции) многоквартирных домов и не исполнившие свои обязательства перед гражданами по передаче им жилого помещения в таком многоквартирном доме в собственность; 2) участник долевого строительства, нуждающийся в защите, в Санкт-Петербурге - гражданин Российской Федерации, сведения о котором внесены в установленном порядке в реестр участников долевого строительства, нуждающихся в защите, в Санкт-Петербурге, проживающий в Санкт-Петербурге на день вступления в силу настоящего Закона Санкт-Петербурга в общей сложности не менее пяти лет и соответствующий одному из следующих критериев: имеющий к недобросовестному застройщику, инвестору право требования, подтвержденное вступившим в законную силу решением суда, исполнение которого невозможно недобросовестным застройщиком, инвестором, либо имеющий вступившее в законную силу решение суда, установившее факт привлечения денежных средств указанного гражданина для строительства (реконструкции) многоквартирного дома недобросовестным застройщиком, инвестором, удовлетворение которым права требования невозможно, при этом разрешение на строительство многоквартирного дома, для строительства (реконструкции) которого были привлечены денежные средства указанного гражданина, получено до введения в действие Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"; 3) право требования - право гражданина требовать передачи жилых помещений или денежных средств в следующих случаях: - заключение договора участия в долевом строительстве; - заключение договора купли-продажи жилого помещения в объекте строительства (реконструкции); - заключение предварительного договора участия в долевом строительстве или предварительного договора купли-продажи жилого помещения в объекте строительства (реконструкции); - заключение договора займа, обязательства по которому в части возврата суммы займа прекращаются с передачей жилого помещения в многоквартирном доме после завершения его строительства (реконструкции) в собственность; - внесение денежных средств и(или) иного имущества в качестве вклада в складочный капитал товарищества на вере (коммандитного товарищества) с последующей передачей жилого помещения в многоквартирном доме после завершения его строительства (реконструкции) в собственность; - заключение договора простого товарищества в целях осуществления строительства (реконструкции) многоквартирного дома с последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме в собственность; - выдача векселя для последующей оплаты им жилого помещения в многоквартирном доме; - внесение денежных средств в жилищно-строительный кооператив в целях участия в строительстве (реконструкции) многоквартирного дома; - заключение иных сделок, связанных с передачей денежных средств и(или) иного имущества в целях строительства (реконструкции) многоквартирного дома и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме в собственность, за исключением договоров, заключенных в целях приобретения квартир в многоквартирном доме на земельном участке, предназначенном для индивидуальной жилой застройки.

В целях создания единой информационной системы учета сведений об участниках долевого строительства, нуждающихся в защите, в Санкт-Петербурге, согласно части 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 06 июля 2009 года N 307-62 "О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов в Санкт-Петербурге" исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченный Правительством Санкт-Петербурга, формирует и ведет Реестр.

Порядок формирования и ведения Реестра участников долевого строительства, нуждающихся в защите, в Санкт-Петербурге (далее - Порядок) утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 декабря 2014 года N 1114.

В соответствии с пунктом 1 названного постановления функции по формированию и ведению Реестра участников долевого строительства, нуждающихся в защите, в Санкт-Петербурге осуществляет Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 года N 560/пр утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (приложение N 1) и правила ведения реестра пострадавших граждан (приложение N 2).

Пунктом 2 приложения N 1 к приказу от 12 августа 2016 года N 560/пр предусмотрено, что критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан являются:

1) неисполнение застройщиком обязательств по договору участия в долевом строительстве жилого помещения, заключенному в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ, в течение более 6 месяцев с даты, установленной в таком договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство объекта строительства в течение двух последовательных отчетных периодов или введение в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика (за исключением следующих объектов строительства:

а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов;

б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект;

в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных названным федеральным законом;

г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома);

2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с указанным федеральным законом;

3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;

4) неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства;

5) отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;

6) необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду введения одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве и (или) ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;

7) отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта;

8) отсутствие факта привлечения денежных средств двух и более лиц в отношении одного и того же жилого помещения, расположенного в составе проблемного объекта.

Гражданин - участник долевого строительства проблемного объекта, чьи денежные средства привлечены по договору участия в долевом строительстве многоквартирных домов, после исполнения которого у гражданина возникает право собственности на жилое помещение и право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, и чьи права нарушены, соответствующий критериям, установленным пунктом 2 приложения N 1, относится к числу пострадавших граждан (пункт 3 приложения N 1 к приказу от 12 августа 2016 года N 560/пр).

Подпунктом 1 пункта 10 раздела III Правил ведения реестра пострадавших граждан установлено, что заявитель не подлежит включению в реестр при его несоответствии одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к названному приказу.

Согласно пунктам 2.1 и 2.2 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16 декабря 2014 года N 1114 включение сведений об участнике долевого строительства в Реестр осуществляется на основании заявления участника долевого строительства или его представителя по форме согласно приложению N 4 к Порядку, к которому прилагаются документы, перечисленные в пункте 2.2 Постановления, в том числе:

- вступившее в законную силу решение суда об удовлетворении исковых требований участника долевого строительства, исполнение которого невозможно недобросовестным застройщиком, с приложением документа, выданного конкурсным управляющим, о невозможности удовлетворения требований участника долевого строительства;

- документы, подтверждающие право требования, установленное в пункте 3 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 06 июля 2009 года N 307-62.

При рассмотрении дела судом установлено, что 28.02.2000 года между истцом и ЗАО «СМУ Энергоспецстрой» был заключен договор долевого участия в строительстве жилого дома. В то же время данная организация обязательства не исполнила, не предоставила ему жилое помещение, однако разрешения на строительство на момент заключения данного договора организация не имела, а потому ответчик принял законное решение об отказе во включении истца в реестр при наличии правовых оснований предусмотренных ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 06 июля 2009 года N 307-62 не подлежащих расширительному толкованию.

Кроме того денежные средства на основании решения суда были взысканы с застройщика в то же время при обращении в комитет не было представлено постановление судебного пристава об окончании исполнительного производства по причине невозможности взыскания суммы.

Таким образом административный иск Соловьева ФИО7 об оспаривании решения Комитета по социальной политике Правительства Санкт-Петербурга не подлежит удовлетворению, так как застройщик не имел разрешения на строительство указанного многоквартирного дома, а также истцом не было представлено в комитет документов, подтверждающих невозможность получения денежных средств в порядке исполнительного производства в виде постановления судебного пристава об окончании исполнительного производства по причине невозможности взыскания суммы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска Соловьева ФИО8 об оспаривании решения Комитета по социальной политике Правительства Санкт-Петербурга – отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд.

Судья                                         Гринь О.А.

2а-2622/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Соловьев Виктор Григорьевич
Ответчики
Комитет по социальной политике СПб
Другие
Нярги Ольга Леонидовна
Суд
Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Гринь Олег Александрович
Дело на сайте суда
frn.spb.sudrf.ru
30.01.2020Регистрация административного искового заявления
31.01.2020Передача материалов судье
03.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.03.2020Судебное заседание
31.03.2020Судебное заседание
15.06.2020Судебное заседание
22.07.2020Судебное заседание
14.09.2020Судебное заседание
14.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее