24RS0011-01 -2022-000471 -24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Дзержинское 17 января 2023 года
Дзержинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Бояркиной И.И.
при секретаре Высоцкой Ю.А.,
с участием истца - заместителя прокурора Дзержинского района И.В. Ворсина, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2 - 25/2023 по иску прокурора Дзержинского района Красноярского края действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Благородному И.В. о взыскании ущерба причиненного охотничьим ресурсам и среде их обитания, вследствие незаконной рубки лесных насаждений в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Дзержинского района Красноярского края в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Благородному И.В. о взыскании ущерба причиненного охотничьим ресурсам и среде их обитания, вследствие незаконной рубки лесных насаждений в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов, мотивируя свои требования тем, что Благородный И.В. с конца июля по 23.08.2021 года незаконно произвел рубку 763 деревьев породы сосна, 2 дерева породы осина, 20 деревьев породы береза, 22 дерева породы лиственница в лесном массиве расположенного в квартале № … выдела № … У… участкового лесничества, Дзержинского лесничества Дзержинского района Красноярского края, расположенного в 3 км в западном направлении от д.К… Дзержинского района Красноярского края причинив государственному лесному фонду РФ в лице Министерства лесного хозяйства Красноярского края ущерб в размере … рублей. Приговором Дзержинского районного суда Красноярского края от 09.12.2021 года Благородный И.В. признан виновным в совершении преступления предусмотренного ч.З ст.260 УК РФ с назначением наказания в виде лишения свободы сроком в 2 года, условно с испытательным сроком в 2 года, таким образом вследствие незаконной рубки лесных насаждений ответчиком, среда обитания охотничьих ресурсов под воздействием сильного, среднего и слабого воздействия подверглась факторам беспокойства работы техники и бензопил, которая со временем восстанавливается, в результате незаконных действий Благородного И.В. причинен вред охотничьим ресурсам, просит суд взыскать с ответчика в пользу бюджета муниципального района - муниципального образования Дзержинский район ущерб, причиненный ресурсам и среде их обитания вследствие незаконной рубки лесных насаждений в результате уничтожения среды обитания охотничьи ресурсов на участке охотничьих угодий в квартале № … выдела № … У… участкового лесничества, Дзержинского лесничества Дзержинского района Красноярского края, расположенного в 3 км в западном направлении от д. К… Дзержинского района Красноярского края в размере 112 582 рубля 89 копеек.
В судебном заседании заместитель прокурора Дзержинского района Красноярского края И.В. Ворсин заявленные требования поддержал, по изложенным в иске основаниям.
Представитель третьего лица на стороне истца - Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о месте, дате и времени судебного заседания, об отложении судебного заседания не просил.
В судебное заседание ответчик Благородный И.В. не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом путем получения судебного извещения лично, что подтверждается корешком повестки, ранее в судебное заседание представил письменный отзыв согласно которого возражает против удовлетворения исковых требований в части размера причиненного ущерба, не согласившись с определенным сроком и площадью незаконной рубки при расчете размера ущерба, расчет суммы ущерба ответчиком не предоставлен.
Выслушав процессуального истца, исследовав доказательства, содержащиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 4 ст. 27, пунктом 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» определено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст.58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со ст. 45 ГПК Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как установлено в п. п. 6, 8 ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации, лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения охраны и защиты лесов, а также использования лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
На основании ст. 77 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 78 вышеуказанного закона, компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Понятие охотничьих ресурсов закреплено в ст.1 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», под которым понимается объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты.
Согласно ст. 58 вышеуказанного закона, возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.
В соответствии со статьей 56 Федерального закона «О животном мире» юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Применению при определении ущерба подлежит Методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденная Приказом Минприроды РФ от 8 декабря 2011 г. № 948 в соответствии с которой при расчете размера вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов учитываются: территория, в границах которой нанесен вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания; численность или плотность (показатель плотности) охотничьих ресурсов на территории воздействия, которая определяются на основании данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды, их обитания (в случае, если воздействие на среду обитания охотничьих ресурсов оказано ранее, чем были предоставлены данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, используются данные государственного мониторинга на смежной территории со сходными ландшафтными и физико-географическим характеристиками); допустимый объем добычи каждого вида ресурсов; период, в течение которого наносится вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания.
Согласно подпункту «б» пункта 5 Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Минприроды России от 8 декабря 2011 г. № 948. при расчете размера вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов учитываются: территория, в границах которой нанесен вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания; численность или плотность (показатель плотности) охотничьих ресурсов на территории воздействия, которая определяются на основании данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (в случае, если воздействие на среду обитания охотничьих ресурсов оказано ранее, чем были предоставлены данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, используются данные государственного мониторинга на смежной территории со сходными ландшафтными и физико-географическим характеристиками); допустимый объем добычи каждого вида охотничьих ресурсов; период, в течение которого наносится вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания.
Частью 1 статьи 36 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяется, что государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания представляет собой систему регулярных наблюдений за численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам, за состоянием среды обитания охотничьих ресурсов и охотничьих угодий.
Данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания применяются для организации рационального использования охотничьих ресурсов, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания (часть 3 настоящей статьи Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ).
Приказ Минприроды России от 27.07.2021 № 512 утвержден Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 статьи 77, пункт 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, части 3, 4 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 69 Водного кодекса Российской Федерации, статья 51 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»).
На основании ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу ч. 4 ст. 61 ГПК РФ, вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, вступившим в законную силу, приговором Дзержинского районного суда Красноярского края от 09.12.2021 года Благородный И.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.З ст.260 УК РФ с назначением наказания в виде двух лет лишения свободы с применением ст.73 УК РФ назначенное наказание считать условным с испытательным сроком в два года. Из описательно-мотивировочной части приговора следует, что Благородный И.В. в период с конца июля по 23 августа 2021 года незаконно произвел порубку 763 деревьев породы сосна, 2 дерева породы осина, 20 деревьев породы береза, 22 дерева породы лиственница в лесном массиве расположенного в квартале № … выдела № … У… участкового лесничества, Дзержинского лесничества Дзержинского района Красноярского края, расположенного в 3 км в западном направлении от д. К… Дзержинского района Красноярского края причинив государственному лесному фонду РФ в лице Министерства лесного хозяйства Красноярского края ущерб в размере … рублей.
Территория, на которой ответчиком произведена незаконная порубка лесных насаждений, является охотничьими угодьями, средой обитания животного мира. Специалистом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края с применением «Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам», утвержденной Приказом Министерства природы Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 948, выполнен расчет ущерба объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты, причиненного в результате незаконной вырубки Благородным И.В. лесных насаждений. Из расчёта следует, что общий размер ущерба, причиненного Благородным И.В. объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты, составил 112 582 рубля 89 копеек.
Расчет, произведённый специалистом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, из расчета минимального по приговору суда периода воздействия, который равен 23 дням, то есть времени, в течение которого осуществлялось негативное воздействие на охотничьи ресурсы и среду их обитания, а именно работы техники и бензопил согласно приговора суда, в котором указан период с конца июля по 23.08.2021 года, и площади необратимого воздействия нарушения среды обитания принятой при расчете ущерба от незаконной рубки деревьев с нарушением заготовки - 11,4 га судом проверен, сомнений в своей достоверности не вызывает.
При этом доводы ответчика о невозможности установить точное количество дней, в течении которых причинялся ущерб охотничьим ресурсам и среде их обитания, а также размер площади, на которой причинен ущерб охотничьим ресурсам и среде их обитания суд признает не состоятельными и не обоснованными, основанными на неверном толковании норм законодательства. При этом ответчиком не предоставлен самостоятельный расчет ущерба, который может быть проверен судом.
Таким образом, в результате преступных действий Благородного И.В. причинен ущерб охотничьим ресурсам и среде их обитания, нарушены права и интересы иных граждан и Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд полагает целесообразным взыскать с ответчика Благородного И.В. в пользу Российской Федерации в счет возмещения материального ущерба 112 582 рубля 89 копеек.
В силу ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Дзержинского района Красноярского края действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Благородному И.В. о взыскании ущерба причиненного охотничьим ресурсам и среде их обитания, вследствие незаконной рубки лесных насаждений в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов - удовлетворить.
Взыскать с Благородного И.В. в пользу Российской Федерации (в лице Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края) ущерб, причиненный охотничьим ресурсам и среде их обитания, вследствие незаконной рубки лесных насаждений в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов, в размере 112 582 (сто двенадцать тысяч пятьсот восемьдесят два) рубля 89 копеек, с зачислением ущерба в бюджет муниципального района - Муниципального образования Дзержинский район Красноярского края.
Взыскать с Благородного И.В. в доход бюджета государственную пошлину в размере 3 451 рубль 66 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в Красноярский краевой суд через Дзержинский районный суд Красноярского края.
Судья И.И. Бояркина