Дело № 2а-1316/2020
УИД 25RS0039-01-2020-001808-98
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 декабря 2020 года с. Вольно-Надеждинское
Надеждинский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Мерзляковой Д.С.,
при секретаре Крыловой А.А.,
с участием представителя административного истца Тычкивской И.Ю.,
представителя административного ответчика Осиповой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Хлудневой М.К. к администрации Надеждинского муниципального района, должностному лицу начальнику Управления земельных и имущественных отношений администрации Надеждинского муниципального района Петренко Н.С., заинтересованное лицо Управление Росреестра по Приморскому краю, о признании незаконным решения и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Хлуднева М.К. обратилась в суд с административным иском, указав, что ей на праве собственности принадлежит часть жилого дома по адресу: ................ Часть жилого дома сформирована как самостоятельный объект недвижимости, поставлена на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера ..............., назначение "жилой дом", общая площадь 28,7 кв.м.
В ................ году с целью получения земельного участка, на котором расположено здание, Хлуднева М.К. обратилась в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
................ Департамент земельных и имущественных отношений предварительно согласовал предоставление Хлудневой М.К. земельного участка по адресу: ..............., что подтверждается распоряжением от ................ ...............
................ на основании распоряжения о предварительном согласовании и межевого плана, земельный участок под частью жилого дома сформирован как объект земельных правоотношений, поставлен на государственный кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера ................ Площадь земельного участка составляет 1499 кв.м., вид разрешенного использования: малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство).
................ Хлуднева М.К. обратилась в администрацию Надеждинского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка.
................ начальник управления имущественных и земельных отношений администрации Надеждинского муниципального района в предоставлении Хлудневой М.К. земельного участка отказала, ссылаясь на п. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.
Не согласившись с данным решением Хлуднева М.К. просит суд признать незаконным решение начальника управления имущественных и земельных отношений администрации Надеждинского района от ................ ............... об отказе в предоставлении в собственность Хлудневой М.К. земельного участка с кадастровым номером ..............., общей площадью 1499 кв.м., расположенного по адресу: ..............., л. 15/4; возложить обязанность на администрацию Надеждинского муниципального района в десятидневный срок повторно рассмотреть заявление Хлудневой М.К. о предоставлении в собственность земельного участка и принять решение в соответствии с законом.
Административный истец Хлуднева М.К. в судебное заседание не явилась, извещена о дате и времени слушания дела надлежащим образом. Направила в суд представителя.
Представитель административного истца Тычкивская И.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется администрацией района, поскольку администрация устанавливает вид разрешенного использования земельного участка либо его собственник. Хлуднева М.К. не является собственником земельного участка, а значит не может изменить вид разрешенного использования земельного участка. Не разграниченные земли находятся в публичной собственности, а значит администрация самостоятельно в порядке информационного взаимодействия должна была обратиться в орган регистрации недвижимости и внести изменения относительно вида разрешенного использования земельного участка, если они считали, что это необходимо. Администрация ссылается на новые доводы об изменении вида разрешенного использования земельного участка, которые не содержит отказ начальника управления имущественных и земельных отношений администрации Надеждинского муниципального района в предоставлении Хлудневой М.К. земельного участка. Ссылка на новые обстоятельства не допустима, поскольку в данном случае может быть изменено основание принятого администрацией района решение, это указано в абзаце 2 п. 61 постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.09.2016 № 36.
Представитель административного ответчика администрации Надеждинского муниципального района Осипова Н.А. в судебном заседании возражала против заявленных административных исковых требований, полагала, что требования не подлежат удовлетворению, так как решение администрации Надеждинского муниципального района является законными и обоснованными. Дополнительно указала, что для получения в собственность указанного земельного участка необходимо изменить вид его разрешенного использования. Администрация Надеждинского муниципального района не может самостоятельно изменить вид разрешенного использования земельного участка.
Административный ответчик начальник Управления земельных и имущественных отношений администрации Надеждинского муниципального района Петренко Н.С. в судебное заседание не явилась, извещена о дате и времени его проведения надлежащим образом. Посредством телефонограммы просила рассмотреть дело в ее отсутствии, против удовлетворения административных исковых требований возражала.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Приморскому краю в судебное заседание не явился, извещен о дате и времени слушания дела надлежащим образом.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела и оценив юридически значимые по делу обстоятельства, суд считает, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, к решениям органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке административного судопроизводства, относятся решения, в результате которых, в том числе: нарушены права, свободы и законные интересы гражданина. При этом частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений органов местного самоуправления возлагается на орган, принявший оспариваемые решения.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, Хлудневой М.К. на праве собственности (............... от ................) принадлежит часть жилого дома, расположенная по адресу: ..............., площадью 28,7 кв.м., с кадастровым номером ............... что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ................ ................
Под указанной частью жилого дома расположен земельный участок площадью 1499 кв.м., с кадастровым номером ..............., адрес: ..............., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство), сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные", право собственности на указанный объект недвижимости не зарегистрировано, что следует из выписки Единого государственного реестра недвижимости от ................ ................
В соответствии с п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 ст. 39.20 ЗК РФ предусмотрено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду граждан, юридических лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статья 39.14 ЗК РФ определяет порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Реализуя свое право, предусмотренное ст. 39.20 ЗК РФ, Хлуднева М.К., в соответствии со ст. 39.15 ЗК РФ, которая устанавливает порядок предварительного согласования предоставления земельного участка, подала заявление в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Распоряжением Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края № 172-нр от 14.12.2016 " О предварительном согласовании предоставления Хлудневой М.К. земельного участка, местоположение участка: ..............." Хлудневой М.К. предварительно согласовано предоставление указанного земельного участка; утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 1499 кв.м., местоположение участка: ..............., из земель населенных пунктов в границах зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), согласно приложению, являющемуся неотъемлемой частью настоящего распоряжения; установлен вид разрешенного использования земельного участка: малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство).
Далее, реализуя свое право, предусмотренное ст. 39.20 ЗК РФ, Хлуднева М.К. обратилась в администрацию Надеждинского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером ..............., площадью 1499 кв.м., местоположение: ..............., для эксплуатации части жилого дома, в чем ответом администрации Надеждинского муниципального района ............... от ................ ей было отказано в связи с тем, что в соответствии с п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ, разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка.
Как следует из административного искового заявления, права и законные интересы Хлудневой М.К. нарушены, так как решение администрации Надеждинского муниципального района об отказе в предоставлении земельного участка ............... от ................ препятствует ей реализовать свое право, предусмотренное ст. 39.20 ЗК РФ.
В соответствии с п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков установлен Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 (ред. от 04.02.2019) "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.09.2014 № 33995).
Согласно указанному классификатору, код 2.0, объекты с видом разрешенного использования "жилая застройка" используются для размещения жилых помещений различного вида и обеспечения проживания в них. К жилой застройке относятся здания (помещения в них), предназначенные для проживания человека, за исключением зданий (помещений), используемых:
- с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них (гостиницы, дома отдыха);
- для проживания с одновременным осуществлением лечения или социального обслуживания населения (санатории, дома ребенка, дома престарелых, больницы);
- как способ обеспечения непрерывности производства (вахтовые помещения, служебные жилые помещения на производственных объектах);
- как способ обеспечения деятельности режимного учреждения (казармы, караульные помещения, места лишения свободы, содержания под стражей). Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 2.1 - 2.3, 2.5 - 2.7.1
Вид разрешенного использования с кодом 2.1 «для индивидуального жилищного строительства» предусматривает размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.
Исходя из анализа приведенных нормативных положений, цель использования земельного участка «для эксплуатации жилого дома» (части жилого дома) не противоречит виду разрешенного использования, поскольку описание видов использования отнесенных к жилой застройке, предусматривают размещение жилых помещений и их эксплуатацию.
Довод представителя административного ответчика администрации Надеждинского муниципального района об изменении вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка является ссылкой на новое обстоятельство, обосновывающее принятое решение, на которое в оспариваемом решении администрация Надеждинского района не ссылалась. Однако в силу абзаца 2 п. 61 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 36 от 27.09.2016 " О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ" суд не вправе ссылаться на это новое обстоятельство при разрешении дела, поскольку в этом случае будет иметь место изменение основания принятого решения.
Кроме того, указание администрация Надеждинского района в оспариваемом решении на то обстоятельство, что часть жилого дома не поименована в гражданском законодательстве в качестве объекта недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации, основано на ошибочном применением норм права.
Так, согласно ч. 1 ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ ).
Перечень видов жилых помещений и признаки каждого из них определены статьей 16 Жилищного кодекса РФ.
К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната (пункты 1 - 3 части 1 статьи 16 Жилищного кодекса РФ).
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (часть 2 статьи 16 Жилищного кодекса РФ ).
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 3 статьи 16 Жилищного кодекса РФ).
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (часть 4 статьи 16 Жилищного кодекса РФ).
Из изложенного следует, что часть жилого дома, являющаяся изолированным жилым помещением, которое пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства), представляет собой самостоятельный объект жилищных прав наряду с жилым домом.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При таких обстоятельствах решение начальника управления имущественных и земельных отношений Администрации Надеждинского муниципального района Приморского края от ................г. ............... об отказе в предоставлении в собственность Хлудневой М.К. земельного участка с кадастровым номером ..............., общей площадью 1499 кв.м., расположенного по адресу: ............... по заявлению Хлудневой М.К. от ................, нельзя признать законным и обоснованным, и потому административные исковые требования Хлудневой М.К. следует удовлетворить.
Во исполнение ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на администрацию Надеждинского муниципального района подлежит возложению обязанность повторно рассмотреть заявление Хлудневой М.К. о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 1499 кв.м., с кадастровым номером ..............., адрес: ..............., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 179-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Хлудневой М.К. к администрации Надеждинского муниципального района, должностному лицу начальнику Управления земельных и имущественных отношений администрации Надеждинского муниципального района Петренко Н.С., заинтересованное лицо Управление Росреестра по Приморскому краю, о признании незаконным решения и возложении обязанности, удовлетворить.
Признать решение администрации Надеждинского муниципального района Приморского края от ................ ............... об отказе в предоставлении в собственность Хлудневой М.К. земельного участка с кадастровым номером ..............., адрес: ..............., незаконным.
Возложить на администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края обязанность в течении 10 дней повторно рассмотреть заявление Хлудневой М.К. о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 1499 кв.м., с кадастровым номером ..............., адрес: ...............,
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд, через Надеждинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16.12.2020.
Судья Д.С. Мерзлякова