Дело № 2а-4344/2018 <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пермь 04 октября 2018 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Оплетиной Е.С.,
при секретаре судебного заседания Дворниковой М.А.,
с участием административного истца Шеромова В.Н.,
представителя административного ответчика администрации города Перми – Сторожевой Н.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шеромова Валентина Николаевича к администрации города Перми о признании действий незаконными,
у с т а н о в и л:
Шеромов В.Н. обратился в суд с требованиями о признании незаконными действий администрации города Перми об отказе в согласовании и проведении публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ с 09:00 час. до 21:00 час. на площадке, в границах специально отведенного места «Парк камней».
Требования мотивированы тем, что административный истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию города Перми с уведомлениями о проведении публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 09:00 до 21:00 часов в виде митинга с местом проведения: «в границах специально отведенного места «Парк камней». Администрацией направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ, которое получено ДД.ММ.ГГГГ, с отказом в согласовании проведения публичного мероприятия в указанном месте и времени, по причине запланированного проведения ремонтно-восстановительных работ с установкой ограждения, а также в связи с отсутствием иных мест на территории г. Перми приспособленных для массового пребывания граждан. Исходя из того, что указанная административным истцом площадка в границах специально отведенного места «Парк камней» содержит достаточно обширную площадь и не исключает возможность маневра, а от администрации г. Перми в свою очередь не поступило предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, Шеромов В.Н. полагает, что фактически письмом № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в проведении публичного мероприятия. Кроме того, в ответе на уведомление указано, что проведение публичного мероприятия не допускается по причине не согласования мотивированного предложения об ином месте и времени его проведения, тогда как, в ответе отсутствует какое-либо мотивированное предложение об изменении места и времени публичного мероприятия, то есть дан отказ на реализацию права административного истца на проведение публичного мероприятия в нарушение п. 3 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», положения, которого содержат исчерпывающий перечень оснований для отказа в проведении публичного мероприятия. Считает, что действия администрации г. Перми об отказе в согласовании места и времени проведения публичного мероприятия в форме митинга ДД.ММ.ГГГГ является незаконными.
В судебном заседании административный истец поддержал требования в полном объеме, указав, что площадь Парка камней обширна и достаточна как для проведения ремонтных работ, так и для проведения заявленного им мероприятия, при этом ответ не содержит конкретизации места, где будут проводится ремонтные работы. Кроме того, административным ответчиком не были предложены иные места, пусть и не оборудованные для проведения массовых мероприятий.
Представитель административного ответчика администрации города Перми с требованиями, изложенными в заявлении, в судебном заседании не согласилась по доводам, изложенным в письменных возражениях, поскольку на заявленной площадке запланированы ремонтно-восстановительные работы с применением специальной техники, в отношении иных мест по ранее поданному уведомлению было заявлено о проведении иных массовых мероприятий. Действия администрации г. Перми законны и обоснованы.
Представитель административного ответчика Управление по вопросам общественного самоуправления и межнациональным отношениям администрации города Перми, привлеченного определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ о времени месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, представителя для участия не направило.
Выслушав стороны, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 1 ст. 218).
Конституцией Российской Федерации (ст. 31) гарантировано право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации и добровольности участия.
На основании ст. 7 названного Федерального закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Положениями ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Согласно ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах установлено, что пользование правом на мирные собрания не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Осуществление свободы на выражение мнения, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия (п. 2 ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) и «Всеобщей декларации прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)).
Осуществление права на свободу мирных собраний не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (п. 2 ст. 11 Конвенции).
Ничто в настоящей Конвенции не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, какая-либо группа лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод, признанных в настоящей Конвенции, или на их ограничение в большей мере, чем это предусматривается в Конвенции (ст. 17).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона Пермской области от 10.10.2005 № 2538-560 «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и местах проведения публичного мероприятия на территории Пермского края», уведомление о проведении публичного мероприятия подается в органы местного самоуправления муниципального района или городского округа - в случае проведения публичного мероприятия на территории соответствующего муниципального образования.В соответствии ч. 1 ст. 7 Закона Пермской области от 10.10.2005 № 2538-560 «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и местах проведения публичного мероприятия на территории Пермского края» органы местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия доводят до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Перечень единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Пермского края определен постановлением Правительства Пермского края от 29.12.2012 № 1610-п:
- территория Сада имени Н.В.Гоголя (в границах улиц Окулова и Попова);
- площадка в Сквере Победителей (в границах улиц Гусарова, Лодыгина и Академика Курчатова);
- Парк камней (площадка в Парке камней, расположенном на пересечении ул. Ленина и ул. Окулова);
- пешеходная аллея ул. Крупской от здания по ул. Макаренко, д. 31, до пересечения с ул. Патриса Лумумбы
- площадка в сквере у клуба имени С.М.Кирова (сквер расположен в границах улиц Автозаводской, Гальперина и Маршала Рыбалко)
- площадка на нечетной стороне ул. Академика Веденеева, прилегающая к зданию по ул. Академика Веденеева, д. 87.
Из письменных доказательств, представленных сторонами, следует, что ДД.ММ.ГГГГ организатором публичного мероприятия Шеромовым В.Н. подано уведомление о проведении публичного мероприятия – митинга, ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 9:00 до 21:00, с числом участников до 300 человек с местом проведения: в границах специально отведенного места «Парк камней».
Из указанного уведомления следует, что целью мероприятия является публичное выражение мнения по широкому кругу общественно-политических и социально-экономических вопросов.
Уведомление, поданное Шеромовым В.Н. зарегистрировано Управлением по вопросам общественного самоуправления и межнациональным отношениям в Журнале поступающих уведомлений за входящим номером № в 09:12 (л.д. 5).
ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком, организатору публичного мероприятия Шеромову В.Н. сообщено о невозможности согласования митинга в указанном административном истцом месте, в связи с планируемым проведением ремонтно-восстановительных работ с установкой ограждений, а также отсутствием иных свободных мест, утвержденных постановлением Правительства Пермского края от 29.12.2012 №1610-п.
Также ДД.ММ.ГГГГ в 09:30 от группы граждан в администрацию г. Перми было подано уведомление о проведении публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ с 07:00 до 22:00, организатором публичного мероприятия в форме пикетирования указан ФИО1, заявлено 33 площадки для проведения пикетирования, в том числе специально оборудованные места, предусмотренные постановлением Правительства Пермского края от 29.12.2012 № 1610-п.
ДД.ММ.ГГГГ в 09:00 МАУ «Дворец молодежи» г. Перми подано уведомление о проведении культурно-массового мероприятия на площадке около монумента «Героям фронта и тыла» (участок ограничен <Адрес>) ДД.ММ.ГГГГ с 08:00 до 21:30 (мероприятие «Воскресные встречи народов Прикамья»).
ДД.ММ.ГГГГ НО «Фонд социальных проектов «Вертикаль» подало уведомление о проведении культурно-массового мероприятия ДД.ММ.ГГГГ с 07:00 до 22:00 на площадке у скульптуры «Легенда о пермском медведе» (концертно-интерактивная программа «Праздник урожая»).
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными суду копиями уведомлений, Журнала регистрации уведомлений, Журнала учета поступающих уведомлений Управления по вопросам общественного самоуправления и межнациональным отношениям за ДД.ММ.ГГГГ Том 1, начатого ДД.ММ.ГГГГ
Кроме того, административным ответчиком представлены письма Управления внешнего благоустройства администрации г. Перми о проведении на объекте озеленения «Сад им. 250-летия города Перми» (Парк камней) ремонтно-восстановительных работ с использованием техники в период с 08:00 до полного устранения причин проведения данных работ, а также работ для обеспечения бесперебойной работой фонтана ввиду выявления наличия воды в колодцах коммуникаций, обеспечивающих подачу воды в фонтан, также с использованием техники – экскаватора, самосвала, автомобиля с откачивающей установкой, вахтовым автомобилем для обогрева людей, в утренние часы ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленных доказательств судом установлено, что заявленное место проведения публичного мероприятия не могло быть предоставлено ввиду проведения ремонтно-восстановительных работ, поскольку это не отвечало бы принципам безопасности проводимого публичного мероприятия, принимая во внимание, что административным истцом к участию в митинге предполагалось привлечение большого количества людей – до 300 человек.
Также суд считает установленным то обстоятельство, что в отношении оставшихся мест, специально отведенных для проведения публичных мероприятий с массовым пребыванием граждан, ранее истца (ДД.ММ.ГГГГ) были поданы уведомления о проведении культурно-массовых мероприятий, и публичных мероприятий в форме пикета на 33 площадках г. Перми с 07:00 до 22:00.
Оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, по правилам, установленным ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое действие не имеет признаков незаконного характера, поскольку административный ответчик с учетом соблюдения прав граждан при проведении публичных мероприятий, гарантий их безопасности, действуя из интересов неопределенного круга лиц, руководствуясь положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», не имел правовых оснований и объективной возможности предложить Шеромову В.Н. для проведения митинга ДД.ММ.ГГГГ с 09:00 до 21:00 иное место проведения публичного мероприятия.
Оценивая доводы истца о нарушении его прав действием, выразившимся в том, что ответчиком не предложено иное время проведения публичного мероприятия, суд считает также несостоятельными по изложенным выше обстоятельствам.
Совокупность положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, позволяет сделать суду вывод о том, что доведение до сведения организатора публичного мероприятия обоснованного предложения о необходимости изменить время его проведения является одним из возможных вариантов действий органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 12 Федерального закона № 54-ФЗ.
Доводы административного истца в судебном заседании о том, что администрация г. Перми не предложила альтернативные места проведения публичных мероприятий, не могут быть приняты, поскольку пункт 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», не содержит положения о том, что орган местного самоуправления обязан предложить конкретный адрес для проведения публичных мероприятий. При этом как установлено в судебном заседании возможные альтернативные места были заявлены к проведению иного публичного мероприятия.
Конституционный Суд Российской Федерации разъяснял, что использование в части 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» таких понятий, как «мотивированное предложение» и «согласование», свидетельствует о том, что орган публичной власти вправе лишь предложить изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.
Как следует из ответа о невозможности согласования заявленного в уведомлении места и времени проведения публичного мероприятия, административный ответчик лишь проинформировал организатора публичного мероприятия о проведении ремонтно-восстановительных работ на заявленной площадке, и отсутствии иных свободных мест, предусмотренных постановлением правительства Пермского края от 29.12.2012 №1610-п, что в совокупности с приведенными выше положениями закона, позволяет суду прийти к выводу, что оспариваемое действие не носит незаконного характера, не свидетельствует о фактическом отказе в проведении публичного мероприятия, а отсутствие предложения об изменении места и времени проведения публичного мероприятия не накладывает запрет на проведение публичного мероприятия, либо отказ в его проведении в иной день в любом специально отведенном месте.
Кроме того, разрешая заявленные требования, судом не установлено нарушения прав административного истца оспариваемым ответом, поскольку письмо от ДД.ММ.ГГГГ не указывает на невозможность проведения публичного мероприятия в иное время, в ином специально отведенном месте, в связи с чем, каких-либо негативных правовых последствий для административного истца оспариваемый ответ не влечет, не ограничивает его право на проведение публичного мероприятия.
То обстоятельство, что административным ответчиком не предложено административному истцу изменить место и время проведения публичного мероприятия, не является безусловным основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку судом достоверно установлено отсутствие свободных мест, специально отведенных для проведения заявленного публичного мероприятия в указанное административным истцом время.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявленных требований, следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
административные исковые требования Шеромова Валентина Николаевича к администрации г. Перми о признании незаконными действия администрации города Перми об отказе в согласовании в проведении публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ с 09:00 часов до 21:00 часа на специально отведенном месте – «Сад им. 250-летия города Перми» (Парк камней), оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись Е.С. Оплетина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Мотивированное решение изготовлено 04.10.2018