Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>                                                                                             ДД.ММ.ГГГГ года

Боханский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Бутуханова А.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Боханского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Середкино» о признании бездействия администрации МО «Середкино» в части не регистрации права муниципальной собственности на общественные кладбища, возложении обязанности оформить регистрацию прав на общественные кладбища,

установил:

Прокурор Боханского района в порядке ст.39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «Середкино» о признании бездействия администрации МО «Середкино» в части не регистрации права муниципальной собственности на общественные кладбища, расположенные в <адрес> и д.<адрес>, возложении обязанности оформить регистрацию прав на указанные общественные кладбища.

В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о решении вопросов местного значения сельского поселения, в части содержания мест захоронения, по результатам которой установлено следующее. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На территории МО «Середкино» имеются общественные кладбища в <адрес> и д.<адрес>, которые являются бесхозяйными и не поставлены на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, в реестре муниципальной собственности муниципального образования кладбища не состоят. В 2014г. прокуратурой района в адрес главы МО «Середкино» было внесено представление об устранении нарушений закона, которое было рассмотрено и удовлетворено, однако до настоящего времени меры по оформлению права муниципальной собственности на 2 общественных кладбища администрацией МО «Середкино» не приняты, что указывает на бездействие со стороны органа местного самоуправления по надлежащему содержанию мест захоронения, исполнению санитарно-эпидемиологического законодательства при их содержании. Бесхозяйные объекты-общественные кладбища создают потенциальную опасность для неопределенного круга лиц, так как нарушаются санитарные, экологические нормы и правила, а результатом нарушения данных норм и правил может быть причинение вреда здоровью людей и окружающей среде. Муниципальное образование «Середкино» фактически осуществляет полномочия собственника места захоронения, без регистрации в установленном законом порядке права собственности, что недопустимо. Отсутствие государственной регистрации права на указанные объекты негативно сказывается на создание финансовых и материальных резервов, предназначенных для содержания мест захоронения в надлежащем состоянии.

По ходатайству административного истца и отсутствии возражений административного ответчика рассмотрение настоящего дела осуществляется в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав представленные доказательства, суд считает необходимым удовлетворить административный иск прокурора <адрес> в полном объеме по следующим основаниям.

Прокурор обратился в суд в соответствии со ст.39 КАС РФ в защиту неопределенного круга лиц.

Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе проверки прокуратурой района установлено, что на территории МО «Середкино» имеются общественные кладбища в <адрес> и д.Картыгей, которые являются бесхозяйными и не поставлены на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, в реестре муниципальной собственности муниципального образования кладбища не состоят.

Из ответа главы администрации МО «Середкино» следует, что документы на право собственности на кладбища в <адрес> и д.Картыгей не оформлено.

В соответствии с п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно ч.1 ст.17 ФЗ от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

В силу ч.1 ст.18 названного закона Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом из волеизъявления или по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011г. утверждены СанПин ДД.ММ.ГГГГ-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организацонно-правовых форм и форм собственности.

Согласно ч.4 ст.17 ФЗ от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения орган местного самоуправления обязан, в том числе, принять меры по устранению допущенных нарушений.

В соответствии со ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

Какие-либо документы, свидетельствующие о наличии собственника общественного кладбища материалы дела не содержат, и ответчиком не представлены.

Пунктом 1 ст.130 ГК РФ предусматривает, что к недвижимым относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

Общественные кладбища, расположенные на территории МО «Середкино» относятся к недвижимому имуществу, поскольку прочно связаны с землей, перемещение этого объекта невозможно без несоразмерного ущерба его назначению. Невыполнение действий по государственной регистрации кладбища препятствует дальнейшему определению его балансовой принадлежности и надлежащему содержанию.

Непринятие должных мер по содержанию кладбища может привести к загрязнению окружающей среды, созданию антисанитарных условий, способствующих в дальнейшем распространению различных видов заболеваний и нарушению прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ч.1 ст.215 ГК РФ).

В судебном заседании установлено, что кладбище эксплуатируется на протяжении длительного времени, но правоустанавливающих документов на него не имеется, земельный участок под размещение данного места погребения в соответствии с требованиями законодательства не отводился. Отсутствие собственника и надлежащего содержания и контроля за состоянием места захоронения, отсутствие мер по обеспечению его безопасности влечет невозможность обеспечения сохранности не только данного объекта недвижимости, но и обеспечения безопасности жизни и здоровья населения, поскольку оно оказывает экологическую нагрузку на окружающую среду.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства (ст.38 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Поскольку отсутствие государственной регистрации права собственности на объект недвижимости кладбище, препятствует выделению бюджетных средств на содержание указанного объекта недвижимости, так как расходные обязательства бюджета могут быть предназначены только для содержания имущества, находящегося в муниципальной собственности, причем право на это имущество должно быть оформлено в соответствии с действующим законодательством. В противном случае будет иметь место нецелевое использование бюджетных средств.

Основными принципами земельного законодательства являются приоритет охраны земли, как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде; осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека пли предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат (п.1 ст.1 ЗК РФ).

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми с ними нормативными правовыми актами органом местного самоуправления. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

В собственности муниципальных образований может находится имущество, предназначенное для решения, установленных настоящим ФЗ вопросов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования; имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), переход или прекращение прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством осуществления зарегистрированного права.

Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.164 ГК РФ. При отсутствии права собственности, распоряжение этим имуществом является неправомерным.

Вместе с тем, муниципальное образование «Середкино» фактически осуществляет полномочия собственника места захоронения, без регистрации в установленном законом порядке права собственности, что недопустимо.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что заявленные прокурором требования обеспечивают защиту прав и свобод неопределенного круга лиц.

Учитывая, что в течение длительного времени регистрация права собственности на кладбище не проводится, суд считает административное исковое заявление прокурора района подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст.227 ч.3 КАС РФ при принятии решения суда, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд находит разумным установить срок для регистрации прав на общественные кладбища в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 294 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░ ░.<░░░░░>, ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░ ░.<░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░                                 ░.░.░░░░░░░░░

2а-432/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Боханского района
Ответчики
администрация МО "Середкино"
Суд
Боханский районный суд Иркутской области
Судья
Бутуханов А.В.
Дело на сайте суда
bohalinsky.uso.sudrf.ru
23.10.2017Регистрация административного искового заявления
23.10.2017Передача материалов судье
23.10.2017Решение вопроса о принятии к производству
23.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.11.2017Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
13.11.2017Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее