66а-1178/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Сочи 28 сентября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Солдатовой С.В.,
судей Капориной Е.Е., Фофонова А.С.,
при секретаре Дораевой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Волгоградского областного суда, Ленинского районного суда Волгоградской области административное дело № 3а-23/2021 (УИД 34RS0026-01-2020-000014-27) по административному исковому заявлению Яковлева Романа Николаевича о признании недействующим решения Совета депутатов городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области № 6/32 от 13 декабря 2019 г. «О бюджете городского поселения город Ленинск на 2020 год и на период 2021-2022 годы» по апелляционной жалобе административного истца Яковлева Р.Н. на решение Волгоградского областного суда от 18 мая 2021 г., которым в удовлетворении административного искового требования отказано.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Солдатовой С.В., объяснения административного истца Яковлева Р.Н., его представителя Семенова Д.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Совета депутатов городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области Селезнева Е.А., представителя заинтересованного лица администрации городского поселения г. Ленинск Сасовой М.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Калиниченко А.В., полагавшего, что решение суда не подлежит отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением Совета депутатов городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области от 13 декабря 2019 г. № 6/32 принят во втором чтении проект решения Совета депутатов городского поселения город Ленинск Волгоградской области (далее - Совет депутатов) «О бюджете городского поселения г. Ленинска на 2020 год и на период 2021-2022 года», внесенного 8 ноября 2019 г. администрацией городского поселения город Ленинск Волгоградской области.
Яковлев Р.Н., являясь жителем г. Ленинск и депутатом Совета депутатов городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области, обратился с административным исковым заявлением, с учетом его уточнения, с требованием о признании недействующим указанного решения со дня его принятия.
В обоснование заявленного требования сослался на нарушения процедуры подготовки и принятия проекта оспариваемого решения, предусмотренной положениями части 6 статьи 52 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», утверждая о том, что решение о проведении публичных слушаний по проекту оспариваемого решения и сам проект решения не были опубликованы в официальном печатном издании муниципального образования – газете «Знамя»; администрация городского поселения г. Ленинск проект решения после его возвращения - не доработала, в представительный орган доработанный проект в установленном порядке - не внесла.
Решением Волгоградского областного суда от 18 мая 2021 г. в удовлетворении административного искового требования отказано.
В апелляционной жалобе административный истец, приводя доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении о нарушении требования законодательства об опубликовании решения о проведении публичных слушаний и проекта оспариваемого решения, просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение.
Относительно доводов апелляционной жалобы участвовавшим в деле прокурором, администрацией городского поселения г. Ленинск представлены письменные возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец и его представитель просили апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель административного ответчика Совета депутатов городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области, представитель заинтересованного лица администрации городского поселения г. Ленинск просили оставить обжалуемое решение суда без изменения.
Председатель Совета депутатов городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области в судебном заседании суда апелляционной инстанции участия не принимал, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается материалами дела, ходатайств об отложении судебного разбирательства – не заявлял.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Отказывая в удовлетворении заявленного административным истцом требования, суд обоснованно исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий представительного органа муниципального образования с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, в отсутствие нарушений требований, предъявляемых к порядку его принятия и опубликования, влекущих его признание недействующим.
Позиция суда основана на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, подробно изложена в судебном решении, соответствует установленным обстоятельствам.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации).
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), его бюджетные полномочия устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации (части 1 и 3 статьи 52 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).
Утверждение местного бюджета находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, исполнительно-распорядительные органы обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение представительных органов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение представительных органов, осуществляют иные полномочия, определенные БК РФ и (или) принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения (пункт 2 части 10 статьи 35 и части 1 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ, пункт 1 статьи 153 и пункт 1 статьи 154 БК РФ).
Органы местного самоуправления принимают правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с поименованным кодексом (пункт 5 статьи 3 БК РФ).
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 20 Устава городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области, в редакции, подлежащей применению (далее – Устав), предусмотрено, что к компетенции Совета депутатов городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области, в том числе относится утверждение бюджета городского поселения г. Ленинск и отчета о его исполнении.
К компетенции администрации городского поселения г. Ленинск относится составление проекта бюджета городского поселения г. Ленинск (пункт 1 статьи 24 Устава); проект бюджета городского поселения г. Ленинск, решение об утверждении бюджета городского поселения г. Ленинск подлежат официальному опубликованию (пункт 8 статьи 34).
Согласно статье 28 Федерального закона № 131-ФЗ для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
В силу пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ на публичные слушания должны выноситься, в том числе проект местного бюджета и отчет о его исполнении.
В силу части 4 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ, в редакции, действовавшей в период подготовки проекта оспариваемого решения, порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
В силу части 3 статьи 12 Устава порядок организации и проведения публичных слушаний определяется нормативными правовыми актами Совета депутатов городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области и должен предусматривать опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.
В период возникновения спорных отношений порядок проведения публичных слушаний на территории города Ленинск был урегулирован Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний на территории городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области, утверждённым решением Совета депутатов городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области от 29 марта 2018 г. 3/220 (далее – Положение о публичных слушаниях).
Признавая доводы административного истца о наличии оснований для признания оспариваемого решения недействующим ввиду неопубликования как постановления о проведении публичных слушаний по проекту решения, так и самого проекта в официальном печатном издании, в котором подлежат опубликованию муниципальные правовые акты муниципального образования – газете «Знамя», указанном в качестве такового в Уставе, несостоятельными, суд первой инстанции, установив фактические обстоятельства дела, правильно исходил из того, что решение о проведении публичных слушаний и проект оспариваемого решения о местном бюджете были обнародованы в установленном порядке, равно как и протокол проведенных публичных слушаний, что указывает на соблюдение процедуры их проведения, на обеспечение лицам, права и свободы которых затрагивает вынесенное на обсуждение решение, возможности ознакомления с содержанием проекта решения, принять в них участие, а также - с результатами публичных слушаний.
В силу положений пунктов 3.2, 5.2 Положения о публичных слушаниях проект местного бюджета и отчет о его исполнении являются предметом обсуждении на публичных слушания, решение о проведении которых подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
В силу пункта 1.1 статьи 32 Устава официальное опубликование муниципальных правовых актов осуществляется в газете Ленинского муниципального района Волгоградской области «Знамя» в течение пяти дней со дня их принятия (издания), если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно пункту 2.1 статьи 32 Устава официальному обнародованию подлежат Устав, решение Совета депутатов городского поселения г.Ленинск о внесении изменений и дополнений в устав; муниципальные нормативные правовые акты городского поселения г. Ленинск, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (пункт 2).
Официальное обнародование муниципальных правовых актов осуществляется в течение пяти дней со дня их принятия (издания), если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обнародование муниципального правового акта осуществляется путем доведения на территории городского поселения до всеобщего сведения граждан посредством размещения их в специально установленных местах, обеспечивающих беспрепятственный доступ к текстам муниципальных правовых акта в органах местного самоуправления.
Тексты муниципальных правовых актов должны находиться в специально установленных для обнародования местах в течение 30 календарных дней с момента их обнародования.
Специально установленными местами для обнародования муниципальных правовых актов являются информационные стенды:
- на прилегающей к зданию администрации городского поселения г. Ленинск;
- информационные стенды в здании администрации городского поселения г. Ленинск.
В подтверждение соблюдения процедуры обнародования муниципального правового акта составляется акт об обнародовании, в котором должны содержаться сведения об обнародованном муниципальном правовом акте, дате начала и окончания его обнародования.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением администрации городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области №311/1 от 21 октября 2019 г. в соответствии с Положением о публичных слушаниях назначены публичные слушания по проекту решения Совета депутатов городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области «О бюджете городского поселения город Ленинск на 2020 год и на плановый период 2021-2022 годы» на 7 ноября 2019г. по адресу: <адрес> на 14 часов.
21 октября 2019 г. вышеуказанное постановление и проект решения размещены на административном портале городского поселения Ленинск, то есть, обнародованы, что подтверждается скриншотом с сайта администрации. Согласно акту об обнародовании, постановление размещено (обнародовано) на доске объявлений у здания городского поселения город Ленинск по адресу: <адрес>, а также на информационных стендах в здании администрации.
Согласно протоколу от 7 ноября 2019 г., по вышеуказанному адресу с участием 19 человек проведено общественное обсуждение проекта решения «О бюджете городского поселения город Ленинск на 2020 год и на плановый период 2021-2022 годы», при этом в ходе обсуждения решено принять проект решения.
Указанный протокол обнародован путем размещения на административном портале городского поселения город Ленинск 7 ноября 2019 г., что подтверждается скриншотом с сайта администрации городского поселения, а также актом об обнародовании путем размещения на доске объявлений у здания администрации по вышеуказанному адресу; на информационных стендах в здании администрации.
Судебная коллегия не усматривает оснований для исключения из числа доказательств тех из них, которые доказывают факт обнародования соответствующих документов, о чем ходатайствовала сторона административного истца, поскольку, вопреки требованиям части 3 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суду апелляционной инстанции не представлено доказательств, свидетельствующих о недопустимости указанного доказательства.
Фактических данных, указывающих на необеспечение лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются как решением о проведении соответствующих публичных слушаний, так и решением о местном бюджете, проект которого был вынесен на обсуждение, доступа к ознакомлению с соответствующими документами и возможности принятия участия в обсуждении проекта местного бюджета, судами обеих инстанций не установлено.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам административного истца у суда первой инстанции не было оснований для выводов о нарушении процедуры проведения публичных слушаний, которое могло бы повлечь признание оспариваемого решения недействующим.
Признание вышестоящими судебными инстанциями, рассмотревшими административное дело № 2а-387/2020 по административному исковому заявлению Яковлева Р.Н. к администрации городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области, главе городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области о признании неправомерным бездействие администрации городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в непринятии мер для официального опубликования постановления администрации о проведении публичных слушаний по проекту решения «О бюджете городского поселения город Ленинск на 2020 год и на период 2021-2022 годы» и проекта решения «О бюджете городского поселения город Ленинск на 2020 год и на период 2021-2022 годы» в печатном органе - газете «Знамя», заслуживающими внимание доводов административного истца о незаконности оспариваемого бездействия (апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 4 февраля 2021 г., кассационное определение Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 1 июня 2021 г.), с учетом приведенного анализа фактических обстоятельств обнародования соответствующих постановления и проекта местного бюджета, в отсутствие доказательств того, что организатором был ограничен доступ заинтересованных лиц или их представителей либо запрещалось высказывать свое мнение и вносить предложения и замечания по вопросу, вынесенному на публичные слушания, не влечет вывода о признании недействующим оспариваемого нормативного правого акта по мотиву нарушения порядка опубликования его проекта и решения о проведении публичных слушаний по его обсуждению.
Позиция стороны административного истца об отсутствии оснований для квалификации официального интернет сайта органа местного самоуправления в качестве сетевого средства массовой информации не имеет правового значения для разрешения настоящего спора.
Суд первой инстанции, проанализировав процедуру принятия оспариваемого решения представительным органом муниципального образования и приведя ее подробное изложение, установив основание для возврата проекта местного бюджета в администрацию городского поселения – в целях получения дополнительных пояснений, пришел к обоснованному выводу о несостоятельности соответствующих доводов административного истца о ее нарушении, отметив, что возврат документов по приведенному основанию не входит в противоречие с требованиями закона, не нарушает прав, свобод человека и гражданина.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу воспроизводят позицию, изложенную в суде первой инстанции, получившую надлежащую судебную оценку в обжалуемом решении.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Волгоградского областного суда от 18 мая 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Яковлева Романа Николаевича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 12 октября 2021 г.
Председательствующий
Судьи