Решение по делу № 2-298/2022 от 12.05.2022

№2-298/2022

55RS0008-01-2022-000333-16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06.07.2022 г.                                с. Азово Омской области

Азовский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Иордан Н.А., при секретаре Демьяновой Е.В., помощнике судьи Логиновой Ю.А., которая осуществляла подготовку и организацию судебного процесса, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению К к Министерству труда и социального развития Омской области и Межрайонному Управлению Министерства труда и социального развития Омской области № 2 о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения и возложении обязанности выдать удостоверение за умершего В, получившего или перенесенного лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом,

у с т а н о в и л :

К обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству труда и социального развития Омской области и Межрайонному Управлению Министерства труда и социального развития Омской области № 2 о признании незаконным решения по отказу в выдаче удостоверения и возложении обязанности выдать удостоверение за умершего В, получившего или перенесенного лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом. В обоснование заявленных требований указав, что является вдовой К (умерший в 2005 году), который участвовал в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и вследствие чего ему назначена 1 группа инвалидности. Инвалидность и смерть В непосредственно связана с ликвидацией последствий на ЧАЭС. Супруг являлся гражданином Республики Беларусь. В январе 2018 г. истец переехала в Россию и с мая 2018 г. получала пенсию по потере кормильца. .... выдано посмертно В удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В последующем, истец обратилась к ответчикам о выдаче ей удостоверения за умершего В, получившего или перенесенного лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом. Однако .... ей было отказано в выдаче указанного удостоверения по причине того, что ни на нее, ни на супруга не распространялись меры социальной поддержки, в связи с чем отнести ее к числу лиц, имеющих право на выдачу такого удостоверения, не представилось возможным. Кроме того, ею не представлен документ – удостоверение, выданное ранее. Однако К полагает, что имеет право на получение за умершего соответствующего удостоверения. Просит признать незаконным решение Министерства труда и социального развития .... и возложить на административного ответчика обязанность по выдаче удостоверения за умершего В, получившего или перенесенного лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом.

В судебном заседании истец К уточнила требования, просит признать незаконным отказ в выдаче удостоверения и возложить на ответчиков обязанность по выдаче ей удостоверения за умершего В, получившего или перенесенного лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом.

Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Омской области Фетисова В.М., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признает, ссылаясь на то, что К не имеет права на получение мер социальной поддержки, как вдова умершего инвалида вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку ее супруг В при жизни не являлся гражданином Российской Федерации, не имел удостоверения инвалида ЧАЭС, оформленное в соответствии с российским законодательством, не признавался инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы учреждениями медико-социальной экспертизы Российской Федерации.

Представитель Межрайонного Управления Министерства труда и социального развития Омской области № 2 Твардовская Т.Ф. иск не признает.

Привлеченное в качестве третьего лица Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации просит рассмотреть дело в их отсутствие, представив отзыв, в котором полагает, что правовых оснований для выдачи специального бланка удостоверения «получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС, ставшего инвалидом»» с отметкой «посмертно» члену семьи умершего иностранного гражданина, которому при жизни статус пострадавшего вследствие воздействия радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС был установлен в соответствии с законодательством страны их проживания, не имеется.

Выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", направленным, как указано в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

В статье 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие этого закона, в частности к ним относятся граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы (пункты 1, 2 части первой).

По смыслу части четвертой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", действующей в системной связи с частью пятой той же статьи, для подтверждения правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы - после установления причинной связи повлекшего инвалидность заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы - гражданин должен обратиться за выдачей удостоверения, дающего право на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

Выдача удостоверения, подтверждающего право на возмещение вреда и получение мер социальной поддержки, является завершающим этапом правоприменительной процедуры и представляет собой формальное подтверждение специального правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, установленного на основании документов, подтверждающих наличие юридических фактов, которые обусловливают возмещение вреда и предоставление предусмотренных законом мер социальной поддержки.

Согласно части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12-15 части первой данной статьи, предоставляются семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьям умерших инвалидов, на которых распространялись указанные в данной статье меры социальной поддержки.

Названная норма, по существу, устанавливает в качестве основания для предоставления названным категориям граждан мер социальной поддержки смерть кормильца, который был признан инвалидом вследствие заболевания, связанного с обусловленным чернобыльской катастрофой радиационным воздействием.

Возникновение у членов семьи умершего права на предоставление мер социальной поддержки связано с наличием у кормильца правового статуса лица, здоровью которого был причинен вред в связи с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой, что предопределило возникновение конституционной обязанности государства по его возмещению, а основаниями для выполнения государством названной обязанности перед конкретным лицом, которое оказалось в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья и соответствующей чрезвычайной ситуацией. В связи с этим приобретение специального правового статуса "инвалид вследствие чернобыльской катастрофы" осуществляется в рамках особой правоприменительной процедуры, которая предполагает установление межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями причинной связи между повлекшим инвалидность заболеванием и радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, как это предусмотрено частью седьмой статьи 24 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

По сведениям военного комиссариата Ленинского района города Минска сержант В, ...., принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Убывал в поселок Новошипилевичи для участия в работах в зоне особого контроля с .... по ...., в зоне эвакуации (отчуждения) в составе войсковой части 07288, пункт дислокации .... и .... с .... по ....

Также в материалах дела содержатся сведения об обращении командования войсковой части 07288 в адрес военкома ...., в котором указывается, что просят выслать замену военнообязанному запаса В, проходящему учебно-специальные сборы при в/ч 07288 в связи с получением последним предельной дозы облучения.

Из представленной справки, выданной .... военным комиссариатом .... от ...., следует, что данная справка дана В взамен утерянного (испорченного) удостоверения «Участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС» серии А от ...., он действительно является участником ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и имеет право на льготы по ст. 18 Закона республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Из представленной ксерокопии удостоверения серии 03 от .... следует, что В установлена первая группа инвалидности с .... по .... по общему заболеванию, затем указана первая группа инвалидности по заболеванию, вызванному катастрофой на ЧАЭС.

По выписке из акта освидетельствования от .... В, 1953 года рождения, установлена Центральным МРЭК в .... Беларусь первая группа инвалидности, причина инвалидности – заболевание, вызванное катастрофой на ЧАЭС, степень утраты трудоспособности – 100%, инвалидность установлена до ...., дата очередного переосвидетельствования ....

Указанные обстоятельства также подтверждаются списком участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС по Ленинскому РВК г. Минска, где указано, что В с .... по .... проходил службу в в/ч 07288, делопроизводителем. Имеется удостоверение инвалида 1 группы, выданное ....

.....

Согласно экспертному заключению Минского городского экспертного Совет от .... заболевание, приведшее к смерти В, 1953 года рождения, связано с работами по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.

Из свидетельства о заключении брака следует, что .... .....

Удостоверение участника последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 г. серия Р от ...., выдано на имя В Министерством труда и социального развития Омской области посмертно.

Порядок и условия оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы утвержден Приказом МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ от 8 декабря 2006 г. N 728/832/166н (далее - Порядок).

На основании части второй пункта 5 Порядка для оформления и получения удостоверения члены семьи, потерявшие кормильца, обращаются в уполномоченные органы, указанные в пункте 3 Порядка с письменным заявлением, к которому прилагаются следующие документы:

удостоверение умершего гражданина, выданное ранее или в соответствии с настоящим Порядком (при его утрате удостоверение выдается на основании первичных документов, имеющихся в личном деле умершего гражданина);

- свидетельство о смерти;

- свидетельство о браке;

- паспорт гражданина Российской Федерации (для детей, не достигших 14-летнего возраста, - свидетельство о рождении);

- документы, подтверждающие факт совместного проживания (при необходимости).

.... и .... К обращалась в Министерство труда и социального развития Омской области с заявлениями о выдаче удостоверения инвалида ЧАЭС. Однако истцу было отказано в выдаче указанного удостоверения по причине того, что ни на нее, ни на супруга не распространялись меры социальной поддержки, в связи с чем отнести ее к числу лиц, имеющих право на выдачу такого удостоверения, не представилось возможным. Кроме того, ею не представлен документ – удостоверение, выданное ранее.

В силу ст. 24 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Тем самым, компенсация причиненного вреда здоровью установлена специальным законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предусматривающим обязанность заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебными комиссиями.

Данным законом не предусмотрена возможность установления причины инвалидности на основании заключений экспертных комиссий иных государств. При этом Российская Федерация не имеет международных соглашений о взаимном признании граждан инвалидами.

....

Сведений о наличии у В гражданства Российской Федерации в материалах дела не имеется.

В при жизни с заявлением в российский МЭС не обращался, причинно-следственная связь между имеющимся заболеванием и инвалидностью с воздействием радиационных факторов в результате аварии на Чернобыльской АЭС уполномоченным межведомственным экспертным советом не устанавливалась. Также В меры социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не предоставлялись, за получением соответствующего удостоверения в уполномоченные органы Российской Федерации он не обращался.

Статьей 3 указанного Закона установлено право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

Гражданам Российской Федерации гарантируются установленные Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Следовательно, обязательным необходимым условием для предоставления мер социальной поддержки в рамках действия Закона является наличие гражданства Российской Федерации.

В соответствии с требованиями Конституции РФ, действующих законов Российской Федерации иностранные граждане (граждане бывшего СССР), законно проживающие на территории Российской Федерации, наделяются равным с гражданами Российской Федерации правовым статусом, в том числе и по объему гарантий, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС или принимавшим участие в ликвидации последствий данной аварии. Во избежание нарушения прав указанных категорий лиц, комментируемый Закон предусматривает специальное предписание, уравниваюшее в правах российских граждан и граждан иных республик, входивших в состав СССР, однако данное правило действует лишь в случае переселения такого гражданина на территорию Российской Федерации.

Иным категориям иностранных граждан, обладающим правом на получение мер социальной поддержки, она может быть предоставлена государством, гражданами которого они являются.

Поскольку при жизни умершему В меры социальной поддержки на территории Российской Федерации в соответствии с законом не представлялись, то и истцу указанные меры предоставлены быть не могут.

Данная позиция содержится в Обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации № (2016), утвержденном Президиумом Верховного суда РФ от06.07.2016 г., где указывается, что после смерти инвалида вследствие чернобыльской катастрофы меры социальной поддержки, указанные в ст. 14 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", распространяются на членов его семьи в том случае, если они распространялись на них при жизни получателя социальной поддержки.

При таких обстоятельствах суд полагает, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

    

Отказать К (....) в заявленных исковых требованиях к Министерству труда и социального развития .... (ОГРН 1045504007603, ИНН/КПП 5503079341/550301001) и Межрайонному Управлению Министерства труда и социального развития Омской области № 2 (....) о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения и возложении обязанности выдать удостоверение за умершего В, получившего или перенесенного лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Азовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                            Н.А.Иордан

Мотивированное решение изготовлено 11.07.2022 г.

2-298/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Климович Ирина Владимировна
Ответчики
Министерство труда и социального развития Омской области
Межрайонное управление Министерства труда и социального развития Омсколй области №2
Другие
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Суд
Азовский районный суд Омской области
Судья
Иордан Нина Адамовна
Дело на сайте суда
azovocourt.oms.sudrf.ru
12.05.2022Регистрация административного искового заявления
12.05.2022Передача материалов судье
13.05.2022Решение вопроса о принятии к производству
13.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.05.2022Подготовка дела (собеседование)
26.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.06.2022Судебное заседание
21.06.2022Судебное заседание
21.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.07.2022Судебное заседание
11.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее