Дело № 2-774/2020
Мотивированное решение изготовлено 19.10.2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 октября 2020 года пгт. Славянка
Хасанский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Воробьева В.А.,
при секретаре Грязевой С.С.,
с участием:
помощника прокурора Пономаренко Я.Е.,
Хасанского района
представителя ответчика
администрации Хасанского муниципального района Лепехиной В.А.,
Приморского края
представителя ответчика МБОУ «СОШ № 2 п. Славянка» Ореховой С.В.,
представителя третьего лица – Ключенко Е.А.,
МКУ «Управление образования
Хасанского муниципального района»
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хасанского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Хасанского муниципального района Приморского края, МБОУ «СОШ № 2 п. Славянка», с участием третьих лиц Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, МКУ «Управление образования Хасанского муниципального района» о возложении обязанности,
установил:
прокурор Хасанского района обратился в суд с данным иском, указав, что по итогам проведения проверки соблюдения в МБОУ СОШ № 2 п. Славянка требований санитарно – эпидемиологического законодательства установлено, что на потолке в коридоре третьего этажа здания МБОУ СОШ № 2 п. Славянка протекает кровля, в местах протечки имеются тёмные влажные пятна, покрытие потолка в местах течи деформировано.
В соответствии с информацией, предоставленной администрацией МБОУ СОШ № 2 п. Славянка, образовательное учреждение своими силами принимало меры для приведения в соответствие действующему санитарно - эпидемиологическому законодательству потолка третьего этажа здания школы в местах протечки кровли, при этом неоднократно, а именно: 26.11.2013 года за исх. № 304, 22.03.2016 года за исх. № 83, 12.03.2018 года за исх. № 66, 08.05.2018 года за исх. № 156, 16.05.2018 года за исх. № 653, 17.07.2019 года за исх. № 336, 20.04.2020 года за исх. № 142, 26.05.2020 года за исх. № 3545 директор МБОУ СОШ № 2 п. Славянка обращалась с заявками о необходимости проведения ремонта кровли школы к главе администрации Хасанского муниципального района, МКУ «Управление образования Хасанского муниципального района», однако до настоящего времени ремонт не произведён.
Постановлением Администрации Хасанского муниципального района № 348-па от 09.09.2016 утверждён Устав МКУ «Управления образования Хасанского муниципального района».
В соответствии с п. 1.6 Устава МКУ «Управления образования Хасанского муниципального района» является главным распорядителем бюджетных средств муниципальных образовательных организаций.
В соответствии с Уставом МБОУ СОШ № 2 п. Славянка учредителем школы и собственником её имущества является Хасанский муниципальный район в лице администрации Хасанского муниципального района Приморского края.
Выявленные нарушения законодательства об образовании, санитарно - эпидемиологического законодательства влекут негативные последствия в виде угрозы жизни и здоровью несовершеннолетних обучающихся.
Данные нарушения стали возможны по причине ненадлежащего исполнения должностными лицами администрации Хасанского муниципального района своих обязанностей по организации предоставления образования, обеспечению содержания здания муниципального образовательного учреждения, а также по созданию соответствующих социально-экономических условий для его получения, в том числе, в связи с недостаточным финансированием образовательного учреждения.
10.07.2020 года по данному факту прокуратурой Хасанского района в адрес администрации Хасанского муниципального района вносилось представление об устранении выявленных нарушений, необходимости капитального ремонта крыши.
Согласно ответу на указанное представление срок эксплуатации крыши составляет более 34 лет, износ шиферного покрытия - 90 %. Распределение бюджетных ассигнований на 2020 год производилось в зависимости от приоритета расходов, в первую очередь на оплату труда работников и коммунальных услуг, провести ремонтные работы по устранению недостатков не представляется возможным.
Таким образом, на протяжении длительного периода времени администрации района известно о нарушениях санитарно-эпидемиологического законодательства в МБОУ СОШ № 2 п. Славянка, в том числе, при неоднократной приёмке образовательного учреждения к новому учебному году, однако до настоящего времени мер к их устранению принято не было, фактически нарушения не устранены.
Просит: 1. возложить на администрацию Хасанского муниципального района обязанность обеспечить финансирование для устранения выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в здании МБОУ «СОШ № 2 п. Славянка» (филиал с. Занадворовка) не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; 2. возложить на МБОУ «СОШ № 2 п. Славянка» обязанность по мере поступления финансовых средств устранить выявленные нарушения, произвести капитальный ремонт крыши здания образовательного учреждения.
В судебном заседании помощник прокурора Хасанского района поддержал заявленные требования по доводам изложенным в исковом заявлении.
Представитель администрации Хасанского муниципального района в судебном заседании не согласилась с предъявленными требованиями в части шестимесячного срока, представила письменный отзыв, в соответствии с которым администрация Хасанского муниципального района является учредителем 27 общеобразовательных учреждений, из них 12 школ, 13 дошкольных учреждений. 2 досуговых объединения. При этом у некоторых школ и детских садом имеются филиалы, расположенные в соседних населенных пунктах.
Действующим законодательством к полномочиям муниципального района отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, на администрацию Хасанского муниципального района возложена обязанность по содержанию зданий и сооружений 27 образовательных организаций, это более 30 объектов.
Хасанский муниципальный район включен в Перечень муниципальных образований Приморского края, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов собственных доходов местного бюджета, утвержденный приказом Департамента финансов Приморского края от 27.09.2019 г. № 224.
Как показывает анализ всей финансово-хозяйственной деятельности администрации Хасанского муниципального района, в целях решения вопросов местного значения, закрепленных статьей 15 Федеральным законом № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальному району не хватает имеющихся в его распоряжении материально- финансовых ресурсов. Также следует отметить, что в бюджете Хасанского муниципального района на 2020 год бюджетные ассигнования на осуществление первоочередных расходов (заработная плата, начисления на оплату труда, коммунальные услуги) предусмотрены не в полном объеме.
Финансирование муниципальных учреждений производится в пределах поступающих доходов, которых не хватает на исполнение предусмотренных законодательством расходных полномочий, в том числе на осуществление первоочередных расходов в полном объеме.
При этом, в условиях ограниченности бюджета района в денежных средствах, не позволяющую покрывать текущие расходы в полном объеме (в том числе первоочередные), в 2019 году администрация Хасанского муниципального района проделала большую работу по вхождению на условиях софинансирования в краевые программы предусматривающие ремонт образовательных учреждений. На ремонт школ в соответствии с законом Приморского края от 19.12.2019 года № 664 - КЗ «О краевом бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» из бюджета Приморского края в местный бюджет Хасанского муниципального района было предусмотрено 12 402,43 тысяч рублей, на ремонт детских садов 5 828,468 тысяч рублей. Эти деньги были запланированы на ремонтные работы в 9 учреждениях по замене окон, ремонту кровли, благоустройству территории. На 2021 год администрация так же подала заявки на вхождение в краевые программы предусматривающие ремонт образовательных учреждений, по замене окон в образовательных учреждениях. МБОУ СОШ №2 пгт Славянка в указанные программы не вошла. Для того чтобы войти в краевую программу по капитальному ремонту крыши на условиях софинансирования, администрации необходимо предусмотреть в бюджете на 2021 года денежные средства на Проект по ремонту крыши, так как этот документ необходим для направления заявки в Министерство Образования Приморского края. Срок подачи заявки до 15 июля. Далее заявка рассматривается и в случае положительного результата, администрация может войти в программу на 2022 год, для чего в бюджете Приморского края будут предусмотрены денежные средства. Так же в бюджете района на 2022 год должны будут быть предусмотрены денежные средства на софинансирование ремонта. Таким образом исполнить решение суда в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, как заявлено в исковом заявлении не представляется возможным. Отремонтировать крышу на здании МБОУ СОШ №2 пгт Славянка возможно только в рамках вхождения в краевую программу по ремонту образовательных учреждений, для чего необходимо не менее 2 лет.
Директор МБОУ СОШ № 2 п. Славянка поддержала позицию истца.
Представитель МКУ «Управление образования Хасанского муниципального района» в судебном заседании пояснила, что для участия в краевой программе софинансирования, необходимо 20% собственных доходов местного бюджета. Капитальный ремонт необходимо произвести, но в этом году дорогая проектная документация, необходима соответствующая смета, чтобы подать документы на проект.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, поскольку ходатайств об отложении от Учреждения не поступало.
Выслушав стороны, изучив отзыв, материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Постановлением администрации Хасанского муниципального района от 09.09.2016 года № 348-па утвержден Устав МКУ «Управление образования Хасанского муниципального района», в соответствии с п. 1.6 которого, МКУ является главным распорядителем бюджетных средств муниципальных образовательных организаций.
В соответствии с Уставом МБОУ СОШ № 2 п. Славянка учредителем школы и собственником её имущества является Хасанский муниципальный район в лице администрации Хасанского муниципального района Приморского края.
В ходе прокурорской проверки установлено, в том числе, что на потолке в коридоре третьего этажа здания МБОУ СОШ № 2 п. Славянка протекает кровля, в местах протечки имеются тёмные влажные пятна, покрытие потолка в местах течи деформировано.
В соответствии с информацией, предоставленной администрацией МБОУ СОШ № 2 п. Славянка, образовательное учреждение своими силами принимало меры для приведения в соответствие действующему санитарно - эпидемиологическому законодательству потолка третьего этажа здания школы в местах протечки кровли, при этом неоднократно, а именно: 26.11.2013 года за исх. № 304, 22.03.2016 года за исх. № 83, 12.03.2018 года за исх. № 66, 08.05.2018 года за исх. № 156, 16.05.2018 года за исх. № 653, 17.07.2019 года за исх. № 336, 20.04.2020 года за исх. № 142, 26.05.2020 года за исх. № 3545 директор МБОУ СОШ № 2 п. Славянка обращалась с заявками о необходимости проведения ремонта кровли школы к главе администрации Хасанского муниципального района, МКУ «Управление образования Хасанского муниципального района», однако до настоящего времени ремонт не произведён.
10.07.2020 года по данному факту прокуратурой Хасанского района в адрес администрации Хасанского муниципального района вносилось представление об устранении выявленных нарушений, необходимости капитального ремонта крыши.
Согласно ответу на указанное представление срок эксплуатации крыши составляет более 34 лет, износ шиферного покрытия - 90 %. Распределение бюджетных ассигнований на 2020 год производилось в зависимости от приоритета расходов, в первую очередь на оплату труда работников и коммунальных услуг, провести ремонтные работы по устранению недостатков не представляется возможным.
Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон) право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения.
В соответствии со ст. 9 вышеназванного Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Из пункта 8 части 1 статьи 41 Закона следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Статьей 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств.
Судом установлено, подтверждается прокурорской проверкой и не оспаривалось сторонами, что на потолке в коридоре третьего этажа здания МБОУ СОШ № 2 п. Славянка протекает кровля, в местах протечки имеются тёмные влажные пятна, покрытие потолка в местах течи деформировано.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что выявленные нарушения законодательства об образовании, санитарно-эпидемиологического законодательства недопустимы и влекут негативные последствия в виде угрозы жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних обучающихся.
Таким образом, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Решая вопрос об установлении срока устранения выявленных в МБОУ СОШ № 2 п. Славянка нарушений, суд приходит к следующим выводам.
Одной из основных задач образовательного учреждения является создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья. Нахождение учащихся во время образовательного процесса в условиях, не отвечающим требованиям санитарного законодательства, является одной из причин заболеваний и травм.
Таким образом, учитывая значимость разрешаемого спора, а также принимая во внимание, что на протяжении длительного периода времени администрации района известно о нарушениях санитарно-эпидемиологического законодательства в МБОУ СОШ № 2 п. Славянка, в том числе, при неоднократной приёмке образовательного учреждения к новому учебному году, однако на день принятия решения судом выявленные нарушения не устранены, сведений о том, что администрацией Хасанского муниципального района приняты эффективные меры для их устранения, в материалы дела не представлены, суд соглашается с заявленным прокурором сроком для устранения выявленных нарушений.
Суд признает указанный срок соразмерным заявленным прокурором требованиям, направленным на устранение нарушения Конституционных прав учащихся.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Хасанского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Хасанского муниципального района Приморского края, МБОУ «СОШ № 2 п. Славянка», с участием третьих лиц Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, МКУ «Управление образования Хасанского муниципального района» о возложении обязанности - удовлетворить.
Возложить на администрацию Хасанского муниципального района (ОГРН 1022501194286, ИНН 2531003540, КПП 253101001, дата регистрации 07.04.1998 года, адрес: Хасанский район, пгт. Славянка, ул. Молодежная, д. 1) обязанность обеспечить финансирование для устранения выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в здании МБОУ «СОШ № 2 п. Славянка» (филиал с. Занадворовка) не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложить на МБОУ «СОШ № 2 п. Славянка» обязанность по мере поступления финансовых средств устранить выявленные нарушения, произвести капитальный ремонт крыши здания образовательного учреждения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Хасанский районный суд Приморского края в течение одного месяца со дня изготовления решения в мотивированном виде.
Судья В.А. Воробьев