УИД № 57RS0022-01-2024-001503-14 Производство № 2-1733/2024
Решение
Именем Российской Федерации
25 сентября 2024 г. г. Орёл
Заводской районный суд г. Орла в составе
председательствующего судьи Богданчиковой М.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Фадеевой И.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Орловского природоохранного межрайонного прокурора Орловской области к Федеральному государственному учреждению «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Орловской области» о понуждении к выполнению мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения,
установил:
Орловский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Орловской области» о понуждении к выполнению мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения.
В обоснование требований указано, что в рамках надзора за исполнением законодательства о безопасности гидротехнических сооружений (далее - ГТС) Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка, по результатам которой установлено, что со стороны ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Орловской области» имеются нарушения федерального законодательства в области безопасности в отношении гидротехнического сооружения, расположенного по адресу: Орловская область, (адрес обезличен), (адрес обезличен), с кадастровым номером (номер обезличен). В ходе прокурорской проверки установлено, что ГТС, расположенное по адресу: Орловская область, (адрес обезличен), (адрес обезличен), с кадастровым номером (номер обезличен) находится в собственности Российской Федерации. Эксплуатирующей организацией данного ГТС является ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Орловской области». Помимо этого, учреждение владеет указанным ГТС на праве оперативного управления. Согласно сведениям, содержащимся в Российском регистре гидротехнических сооружений, (дата обезличена) утверждена декларация безопасности в отношении вышеуказанного ГТС, со сроком действия декларации 3 года. Класс комплекса ГТС: III. Следовательно, срок действия декларации безопасности в отношении рассматриваемого ГТС истек (дата обезличена). Таким образом, ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Орловской области» нарушены требования законодательства Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений. ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Орловской области», являясь эксплуатирующей организацией ГТС, не обеспечило своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, правил его эксплуатации, не обеспечило проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения, не представило в уполномоченный федеральный, орган исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Считают, что данное бездействие ответчика может повлечь непредсказуемые последствия для окружающей среды, а также нарушает гарантированные ст. 42 Конституции РФ, ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» права, граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на безопасную среду обитания и условия жизнедеятельности, на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения природных и техногенных происшествий. С учетом уточненных исковых требований, истец просил суд обязать ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Орловской области» течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести расчет вероятного вреда в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области безопасности гидротехнических сооружений; обеспечить разработку и уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; обеспечить проведение преддекларационного обследования гидротехнического сооружения; по результатам проведенного комиссией обследования гидротехнического сооружения обеспечить разработку и утверждение декларации безопасности гидротехнического сооружения, расположенного по адресу: Орловская область, (адрес обезличен), (адрес обезличен), с кадастровым номером (номер обезличен), в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2020 №1892 «О декларировании безопасности гидротехнического сооружения», представить ее в Приокское управление Ростехнадзора для внесения сведений о ГТС в Российский регистр гидротехнических сооружений.
Для участия в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области, МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях.
В судебном заседании помощник прокурора Раков Д.А. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
В судебном заседании представитель ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Орловской области» Воловикова О.В., а также руководитель ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Орловской области» Грязнов А.С. просили в иске отказать. Приводили доводы о том, что на вышеуказанное гидротехническое сооружение имеется «Расчет размера максимального вреда который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооруженияна (адрес обезличен) у д. (адрес обезличен) Орловской области», согласованный Департаментом надзорной и контрольной деятельности Орловской области (дата обезличена), который был представлен в Приокское управление Ростехнадзора письмом исх. (номер обезличен) от (дата обезличена) Указывали, что выполненный расчет свидетельствует об отсутствии возможности возникновения чрезвычайной ситуации на объекте. Ссылались на то, что в настоящее время решение Департамента о согласовании Расчета вероятного не оспорено в установленном порядке. Считали, что возможность возникновения чрезвычайной ситуации на ГТС не доказана. Полагали, что в этом случае владелец ГТС может требовать снятия сооружения с надзора согласно нормам Закона 117-ФЗ. Считали, что данная ГТС не подлежит надзору.
Представители третьих лиц Приокского управления Ростехнадзора, Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области, МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Ранее в судебном заседании представитель МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях Рагулина М.В. полагала, что требования прокурора подлежат удовлетворению, указывала на то, что ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Орловской области», являющееся эксплуатирующей организацией спорного ГТС, не осуществляются предусмотренные федеральным законодательством меры, направленные на соблюдение требований Закона №117-ФЗ. Ссылалась на то, что несмотря на то, что ответчиком разработана и (дата обезличена) утверждена декларация безопасности спорного ГТС, срок действия которой истек (дата обезличена), указанное ГТС внесено в Российский регистр ГТС, как ГТС III класса, о чем представила письменный отзыв.
Представитель Приокского управления Ростехнадзора Бегунова Л.В. ранее в судебном заседании полагала требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области в ходатайстве о рассмотрении дела в отсутствии их представителя, указывали о том, что при вынесении решения полагаются на усмотрение суда.
Исследовав материалы дела, заслушав позицию участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Аналогичные права закреплены в ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечении безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений урегулированы Федеральным законом от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Закон о безопасности ГТС).
Также Законом о безопасности ГТС установлены обязанности органов государственной власти, собственников ГТС и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности ГТС.
В соответствии со ст. 3 Закона о безопасности ГТС к гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", и портовых гидротехнических сооружений (абз. 2); эксплуатирующая организация - юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, владеющие гидротехническим сооружением на праве собственности или ином законном основании (абз. 3); собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением (абз 4); безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и хозяйственных объектов (абз.6); декларация безопасности гидротехнического сооружения - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения или гидроузла и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения или гидроузла (абз. 7); критерии безопасности гидротехнического сооружения - предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в составе декларации безопасности гидротехнического сооружения (абз. 8); оценка безопасности гидротехнического сооружения - определение соответствия состояния гидротехнического сооружения и квалификации работников эксплуатирующей организации требованиям к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленным законодательством Российской Федерации (далее - обязательные требования) (абз. 9); допустимый уровень риска аварии гидротехнического сооружения - значение риска аварии гидротехнического сооружения, установленное нормативными документами (абз. 10); территория гидротехнического сооружения - земельный участок и (или) акватория в границах, устанавливаемых в соответствии с земельным законодательством и водным законодательством (абз. 11); обеспечение безопасности гидротехнического сооружения - разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения (абз. 12); вероятный вред - оцененный в рублях размер максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц при аварии гидротехнического сооружении (абз. 16).
Как следует из ст. 7 Закона о безопасности ГТС сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр) и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения. Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении ему присваивается один из следующих четырех классов, применяемых в целях организации и осуществления федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений, установленными Правительством Российской Федерации: I класс - гидротехническое сооружение чрезвычайно высокой опасности; II класс - гидротехническое сооружение высокой опасности; III класс - гидротехническое сооружение средней опасности; IV класс - гидротехническое сооружение низкой опасности. Присвоение (изменение) класса производится по результатам очередного декларирования безопасности гидротехнического сооружения.
Согласно ст. 8 Закона о безопасности ГТС обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; проектирование, строительство и реконструкция гидротехнических сооружений в соответствии с проектной документацией, разработанной с учетом класса ответственности гидротехнических сооружений, устанавливаемого в соответствии с законодательством о техническом регулировании.
В соответствии со ст. 9 Закона о безопасности ГТС собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку декларации безопасности гидротехнического сооружения, содержащей критерии безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных и преддекларационных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, регламентирующими требования к надежности и безопасности зданий и сооружений, федеральными нормами и правилами в области безопасности гидротехнических сооружений и иными нормативными правовыми актами, устанавливающими требования к безопасности гидротехнических сооружений, и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении; обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со ст. 16 и 16.1 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
В соответствии со ст. 10 Закона о безопасности ГТС декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности и обоснование уровня безопасности гидротехнического сооружения (нормальный, пониженный, неудовлетворительный, опасный). Уровень безопасности гидротехнического сооружения устанавливается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при утверждении декларации безопасности гидротехнического сооружения.
Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, а также критерии установления уровня безопасности гидротехнического сооружения устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса. При консервации и ликвидации гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется и представляется в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти исполнительным органом субъекта Российской Федерации.
При проектировании гидротехнического сооружения декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется в составе проектной документации.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация, а в случае, если гидротехническое сооружение не имеет собственника или собственник гидротехнического сооружения неизвестен либо от права собственности на гидротехническое сооружение собственник отказался, исполнительный орган субъекта Российской Федерации при составлении декларации безопасности гидротехнического сооружения обеспечивают определение вероятного вреда и проведение преддекларационного обследования гидротехнического сооружения.
Форму акта преддекларационного обследования гидротехнического сооружения устанавливают федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области безопасности гидротехнических сооружений.
Методику определения вероятного вреда утверждают федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области безопасности гидротехнических сооружений, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст. 4 Закона о безопасности ГТС Правительство Российской Федерации: разрабатывает и реализует государственную политику в области безопасности гидротехнических сооружений; утверждает положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений; организует и обеспечивает безопасность гидротехнических сооружений, находящихся в федеральной собственности; устанавливает порядок эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечения безопасности гидротехнического сооружения, в отношении которого отсутствует декларация безопасности, гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался; устанавливает критерии классификации гидротехнических сооружений.
Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2020 N 1892 (далее - Положение N 1892) устанавливает содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления на утверждение в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений.
В п. 7 вышеуказанного Положения указано, что декларация безопасности представляется декларантом в орган государственного надзора не реже одного раза в 5 лет. Декларация безопасности также представляется в течение 6 месяцев со дня обнаружения (фиксации) одного из следующих обстоятельств: получение разрешения на ввод гидротехнического сооружения в эксплуатацию; смена эксплуатирующей гидротехническое сооружение организации; превышение одного или более значений критериев безопасности предельного уровня, установленных в декларации безопасности гидротехнического сооружения в соответствии с федеральными нормами и правилами в области безопасности гидротехнических сооружений. Действие положений настоящего пункта не распространяется на декларации безопасности гидротехнических сооружений IV класса.
Согласно абз. 8, 9 п. 8 вышеуказанного Положения при утверждении декларации безопасности орган государственного надзора определяет срок ее действия с учетом уровня безопасности гидротехнического сооружения, установленного в соответствии с критериями согласно приложению: при нормальном уровне безопасности - на 5 лет; при пониженном уровне безопасности - на 4 года; при неудовлетворительном уровне безопасности - на 3 года; при опасном уровне безопасности - на 1 год. При утверждении декларации безопасности гидротехнического сооружения IV класса срок действия такой декларации безопасности не устанавливается.
Орган государственного надзора в день принятия решения об утверждении декларации безопасности вносит сведения о ней в реестр деклараций безопасности гидротехнических сооружений (далее - реестр деклараций). Запись в реестре деклараций является подтверждением наличия у декларанта утвержденной декларации безопасности. Декларант может обратиться в орган государственного надзора для получения выписки из реестра деклараций. Декларация безопасности, утвержденная органом государственного надзора, является основанием для внесения сведений о гидротехническом сооружении в Российский регистр гидротехнических сооружений (п.11 Порядка).
Статьями 76, 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что споры в области охраны окружающей среды рассматриваются судом в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием организаций о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из экологических правоотношений.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд в этом же решении устанавливает срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Судом установлено, что в собственности Российской Федерации находится гидротехническое сооружение, с кадастровым номером (номер обезличен), расположенное по адресу: Орловская область, (адрес обезличен), (адрес обезличен), что подтверждается выпиской ЕГРН и свидетельством о государственной регистрации права серия (номер обезличен) (номер обезличен).
Эксплуатирующей организацией данного ГТС является ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Орловской области». Помимо этого, учреждение владеет указанным ГТС на праве оперативного управления.
В рамках надзора за исполнением законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка, в результате которой установлено, что со стороны ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Орловской области» имеются нарушения федерального законодательства в области безопасности в отношении гидротехнического сооружения, расположенного по адресу: Орловская область, (адрес обезличен), (адрес обезличен), с кадастровым номером (номер обезличен)
Судом установлено, что согласно сведениям, содержащимся в Российском регистре гидротехнических сооружений, (дата обезличена) утверждена декларация безопасности в отношении ГТС, расположенного по адресу: Орловская область, (адрес обезличен), (адрес обезличен), с кадастровым номером (номер обезличен) со сроком действия декларации 3 года. Класс комплекса ГТС: III.
Следовательно, срок действия декларации безопасности в отношении рассматриваемого ГТС истек (дата обезличена).
Согласно информации Приокского управления Ростехнадзора, представленной в адрес Орловской природоохранной межрайонной прокуратуры, по состоянию на (дата обезличена) ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Орловской области», не представило декларацию безопасности гидротехнического сооружения III класса, расположенного по адресу: Орловская область, (адрес обезличен), (адрес обезличен) с кадастровым номером (номер обезличен).
В ходе рассмотрения дела установлено, что ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Орловской области» до настоящего времени не устранены указанные нарушения федерального законодательства в области безопасности в отношении гидротехнического сооружения, расположенного по адресу: Орловская область, (адрес обезличен), (адрес обезличен), с кадастровым номером (номер обезличен).
Установив указанные по делу обстоятельства, с учетом вышеприведенных норм закона, суд приходит к выводу, что именно на ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Орловской области» как на эксплуатирующую ГТС организацию должна быть возложена обязанность произвести расчет вероятного вреда в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области безопасности гидротехнических сооружений; обеспечить разработку и уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; обеспечить проведение преддекларационного обследования гидротехнического сооружения; по результатам проведенного комиссией обследования гидротехнического сооружения обеспечить разработку и утверждение декларации безопасности гидротехнического сооружения, расположенного по адресу: Орловская область, (адрес обезличен), (адрес обезличен), с кадастровым номером (номер обезличен), в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2020 №1892 «О декларировании безопасности гидротехнического сооружения», представить ее в Приокское управление Ростехнадзора для внесения сведений о ГТС в Российский регистр гидротехнических сооружений.
Представленный стороной ответчика в материалы дела расчет вероятного вреда, не опровергает факта того, что в настоящее время ГТС, расположенное по адресу: Орловская область, (адрес обезличен), (адрес обезличен), с кадастровым номером (номер обезличен) внесено в Российский регистр гидротехнических сооружений, как класс комплекса ГТС: III.
Довод стороны ответчика о том, что спорное ГТС относится к IV классу, опровергается материалами дела. Кроме того, суд отмечает, что в соответствии с требованиями закона присвоение (изменение) класса опасности производится по результатам очередного декларирования безопасности гидротехнического сооружения.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Орловского природоохранного межрайонного прокурора Орловской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Орловского природоохранного межрайонного прокурора Орловской области к Федеральному государственному учреждению «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Орловской области» о понуждении к выполнению мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения – удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Орловской области» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести расчет вероятного вреда в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области безопасности гидротехнических сооружений; обеспечить разработку и уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; обеспечить проведение преддекларационного обследования гидротехнического сооружения; по результатам проведенного комиссией обследования гидротехнического сооружения обеспечить разработку и утверждение декларации безопасности гидротехнического сооружения, расположенного по адресу: Орловская область, (адрес обезличен), с(адрес обезличен), с кадастровым номером (номер обезличен), в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2020 №1892 «О декларировании безопасности гидротехнического сооружения», представить ее в Приокское управление Ростехнадзора для внесения сведений о ГТС в Российский регистр гидротехнических сооружений.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 09.10.2024.
Судья М.В. Богданчикова