РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июня 2023 года г.о. Самара
Советский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Абушмановой Г.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокуратуры <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к АО «Самарская кабельная компания», Территориальному управлению Росимущества по <адрес>, об устранении нарушений,
УСТАНОВИЛА:
<адрес> обратилась в суд в интересах неопределенного круга лиц к АО «Самарская кабельная компания», Территориальному управлению Росимущества по <адрес> об устранении нарушений законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса при использовании объектов гражданской обороны, учетом уточнений просит возложить на ответчиков обязанность в срок не свыше трех месяцев со дня вступления решения суда по данному гражданскому делу в законную силу устранить выявленные нарушения требований законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса, а именно:
привести в исправное состояние фильтровентиляционную систему (произвести ремонт герметичного клапана, установить фильтры-поглотители);
проводить осмотры, проверки средств радиационной и химической защиты в соответствии с правилами использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля;
организовать проведение проверки внутреннего водопровода противопожарного водоснабжения в части водоотдачи не реже 2 раз в год.
В обоснование требований указав, что <адрес> во исполнение поручения прокуратуры <адрес> проверено исполнение АО «Самарская кабельная компания» требований законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса при использовании объектов гражданской обороны на территории <адрес>.
Согласно п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, укрытия и иные объекты.
Установлено, что на территории района расположено защитное сооружение гражданской обороны - склад №, тип ВУ, класс А – II, принадлежащие на праве собственности АО «Самарская кабельная компания».
На основании п. 3.5.1 Правил при эксплуатации ЗС ГО в части соблюдения противопожарных требований надлежит руководствоваться Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», в зависимости от назначения помещений ЗС ГО в мирное время.
В нарушение указанных норм в данном ЗС ГО не обеспечена сохранность аварийных выходов № 1 и № 2 (заблокированы металлическими листами); элементы инженерных систем внутри ЗС ГО (воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции, воздуховоды внутри помещений для укрываемых, воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции, емкости хранения горюче-смазочных материалов для дизельной электростанции, трубы системы отопления) не окрашены в разные цвета в соответствии с действующими нормами; фильтровентиляционная система находится в неисправном состоянии (требуют ремонта герметичные клапана, отсутствуют фильтра-поглотители); помещение ДЭС не укомплектовано асбестовым покрывалом; на воздуховодах фильтровентиляционной системы не обозначено направление движения воздуха; при эксплуатации ЗС ГО дверь, ведущая в корпус-склад, не открывается/закрывается усилием одного человека; не производится восстановление лакокрасочного покрытия дверей ЗС ГО, подвергшихся воздействию влаги и агрессивной среды; в ЗС ГО отсутствуют инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; не проводится техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем ЗС ГО в соответствии с п. 5.1.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны; не проведены лабораторные испытания средств индивидуальной защиты (2003-2005 г. выпуска): первый раз за шесть месяцев до истечения гарантийного срока хранения, второй раз через пять лет после истечения гарантийного срока хранения, далее – один раз в два года; не проводятся осмотры, проверки средств радиационной и химической защиты в соответствии с приложением № Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля; в ЗС ГО не организовано проведение проверки внутреннего водопровода противопожарного водоснабжения в части водоотдачи не реже 2 раза в год.
Для устранения выявленных нарушений Самарской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах руководителю АО «Самарская кабельная компания» внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ №/Прдп6-21-120360049. По результатам рассмотрения представления сотрудниками АО «Самарская кабельная компания» приняты меры, направленные на их устранение. Акт прокурорского реагирования удовлетворен. Нарушения частично устранены.
В соответствии с п.4 ст.27, п.3 ст.35 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Обращение прокуратуры с настоящим иском обусловлено необходимостью защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц в случае возникновения опасности введения военных действий.
Представитель истца помощник прокурора ФИО2 в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика АО "Самарская кабельная компания" ФИО3 просил отказать в удовлетворении требований истца, указав, что не являются надлежащими ответчиками по делу, собственником объекта является Российская Федерация, считает, что согласно договора объект передан на хранение. АО "Самарская кабельная компания" помещением не пользуются, помимо этого отсутствует у предприятия возможность финансирования объекта, считает, данные обязанности должны быть возложены на территориальное управление Росимущества по <адрес>. Кроме того пояснил, что обществом устранены нарушения после проведения проверки, данные нарушения не требовали тяжелых материальных затрат.
В судебном заседании представитель ответчика территориального управления Росимущества по <адрес> ФИО4 возражал против удовлетворения исковых требований, указал, что согласно нормативно –правовым актам обязанность по содержанию защитных сооружений возлагается на органы территориальные и органы местного самоуправления. Указал на невозможность исполнения судебного решения в случае удовлетворения требований, так как не имеется денежных средств на содержание имущества.
В судебное заседание представители третьих лиц отдела надзорной деятельности г.о.Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес>, Администрации Советского внутригородского района <адрес>, администрации г.о. Самара не явились, извещены надлежаще, о причинах неявки суду не известно, ходатайств об отложении не заявлено.
Проверив материалы дела, выслушав представителей ответчиков, прокурора, суд полагает, что требования подлежат удовлетворению частично, исходя из следующего.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на территории <адрес> расположено защитное сооружение гражданской обороны - склад №, тип ВУ, класс А – II, принадлежащие на праве собственности АО «Самарская кабельная компания».
Как следует из выписки ЕГРН собственником указанного защитного сооружения гражданской обороны является Российская Федерация, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа Администрации Советского внутригородского района г.о.Самара следует, что в администрации района в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № ведется учет защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Советского внутригородского района городского округа Самара. В журнале учета защитных сооружений гражданской обороны Администрации Советского внутригородского района городского округа Самара, расположенных на территории Советского внутригородского района городского округа Самара значится и защитное сооружение гражданской обороны АО «Самарская кабельная компания», находящееся по адресу: <адрес>, литер 29, с инвентарным номером 295-63, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа ГКУ <адрес> «Центр по делам ГО, ПБ и ЧС» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что защитное сооружение гражданской обороны «убежище», по адресу: <адрес>, в ведении государственного казенного учреждения <адрес> «Центр по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям» не находится.
В соответствии с приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатаций защитных сооружений гражданской обороны» (Зарегистрировано в Минюст России ДД.ММ.ГГГГ №) на Учреждение возложена задача по учету защитных сооружений гражданской обороны на территории <адрес>, все остальные вопросы находятся в компетенции Главного управления МЧС России по <адрес> и Территориального управления Росимущества в <адрес>.
Самарской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах руководителю АО «Самарская кабельная компания» внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ № /Прдпб-21 -120360049. По результатам рассмотрения представления сотрудниками АО «Самарская кабельная компания» приняты меры, направленные на их устранение. Акт прокурорского реагирования удовлетворен. Однако повторным выходом установлено, что выявленные нарушения не устранены.
Согласно акта проверки <адрес> во исполнение поручения прокуратуры <адрес> проверено исполнение АО «Самарская кабельная компания» требований законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса при использовании объектов гражданской обороны на территории <адрес>.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты, обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Согласно п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, укрытия и иные объекты.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.
В соответствии с п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.11.1999 № 1309 Организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
На основании п. 3.2.10 действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 стены и потолки в помещениях фильтровентиляционных камер окрашиваются поливинилацетатными красками.
Металлические двери и ставни окрашиваются синтетическими красками (глифталевыми, алкидно-стирольными и др.). Не допускается окрашивать резиновые детали уплотнения, резиновые амортизаторы, хлопчатобумажные, прорезиненные и резиновые гибкие вставки, металлические рукава, таблички с наименованием завода-изготовителя и техническими данными инженерно- технического оборудования.
Элементы инженерных систем внутри ЗС ГО должны быть окрашены в разные цвета:
в белый - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых;
в желтый - воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции (до фильтров-поглотителей), емкости хранения горюче-смазочных материалов для ДЭС;
в красный - трубы режима регенерации (до теплоемкого фильтра) и системы пожаротушения;
в черный - трубы электропроводки и канализационные трубы, емкости для сбора фекальных вод;
в зеленый - водопроводные трубы, баки запаса воды;
в коричневый - трубы системы отопления;
в серый - ЗГД, ГД, ставни, ворота, КИДы.
Пунктом 3.3.2 Правил установлено, что снабжение убежищ воздухом осуществляется фильтровентиляционной системой по режиму чистой вентиляции (режим I), фильтровентиляции (режим II) и режиму полной или частичной изоляции убежища (режим III).
Согласно п. 3.4.4 Правил при режиме повседневной деятельности в выполняется комплекс требований, обеспечивающих сохранность и техническую готовность конструкций и оборудования ЗС ГО.
Важнейшими из этих требований являются:
исправность несущих ограждающих конструкций и защитных устройств, воспринимающих нагрузки от избыточного давления;
надежная герметичность сооружения и исправное состояние фильтровентиляционной системы, обеспечивающие нормативную длительность пребывания укрываемых в зараженной зоне, в зоне пожара, а также, при соответствующем оборудовании, в зоне катастрофического затопления;
исправность санитарно-технического и другого оборудования и готовность его к работе, наличие нормативных аварийных запасов воды, горючих и смазочных материалов, а также имущества, необходимого для жизнеобеспечения укрываемых;
подготовленность обслуживающего персонала (групп и звеньев по обслуживанию ЗС ГО).
В соответствии с п. 3.5.2 Правил помещения защищенных ДЭС (в мирное время не эксплуатируются) укомплектовываются ручными пенными или углекислотными огнетушителями, асбестовыми покрывалами и ящиками с песком.
Согласно п. 4.3.9 Правил все герметические клапаны, вентиляторы и пускатели к ним должны быть промаркированы, а на воздуховодах обозначено направление движения воздуха.
В соответствии с п. 4.2.4 Правил состояние полотен защитных устройств и их навесов проверяется закрытием на все затворы. При этом затворы должны прижимать полотно примерно с одинаковым усилием. Двери и ставни должны закрываться усилием одного человека.
На основании п. 5.1.5 Правил текущий ремонт осуществляется в процессе эксплуатации для гарантированного обеспечения работоспособности технических систем. Он состоит в замене и восстановлении отдельных частей их регулировке.
При текущем ремонте технических систем производятся:
работы, предусмотренные ТО № 3;
разборка некоторых узлов для замены быстроизнашивающихся деталей, состояние которых не обеспечивает работу технических систем до очередного ремонта;
восстановление посадок, регулировка люфтов и зазоров изношенных деталей;
притирка пробок кранов, клапанов или их замена;
замена прокладок трубопроводов; подтяжка крепежных деталей;
замена, при необходимости, электрических контактов, пусковых кнопок, выключателей, участков кабелей и проводов;
чистка и промывка трубопроводов и магистралей;
осмотр и, при необходимости, мелкий ремонт редукторов и соединительных муфт;
замена неисправных контрольно-измерительных приборов;
замена смазки;
выявление дефектов и их устранение;
восстановление лакокрасочного покрытия;
регулировка и испытание оборудования.
Согласно п. 3.6 Правил в ЗС ГО должна быть следующая документация:
Паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений.
Журнал оценки технического состояния ЗС ГО.
Сигналы оповещения гражданской обороны.
План перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых.
План ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации.
Планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием : тключающих устройств.
Список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО.
Эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО.
Эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО.
Эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО.
Утратил силу. - Приказ МЧС России от 26.06.2018 № 258.
Инструкции по использованию средств индивидуальной защиты.
Инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами.
Инструкция по обслуживанию ДЭС.
Инструкция о мерах пожарной безопасности.
(подпункт в ред. Приказа МЧС России от 26.06.2018 № 258)
Правила поведения укрываемых в ЗС ГО.
Журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ).
Журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью.
Журнал учета работы ДЭС.
Журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования.
Схема эвакуации укрываемых из очага поражения.
Список телефонов.
Согласно п. 5.1.1 Правил Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем включают: ТО № 1; ТО № 2; ТО № 3; текущий ремонт; средний ремонт; капитальный ремонт.
Согласно п. 2.9.12 Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утвержденных Приказом МЧС России от 27.05.2003 № 285 при осмотре средств индивидуальной защиты проверяются: противогазовые коробки и дополнительные патроны - качество покраски; отсутствие коррозии, помятостей, пересыпания и высыпания шихты; плотность завертывания колпачков и правильность установки пробок; лицевые части - состояние резины (отсутствие трещин, порывов), наличие и состояние клапанов, переговорных устройств и мембран в них, плотность крепления клапанной коробки, состояние очковых стекол, очковых и монтажных обойм; соединительные трубки - отсутствие повреждений, отслоений трикотажа и постороннего налета на поверхности; сумки - целостность ткани, наличие и исправность фурнитуры (петель, ремешков, лямок и т.п.); камеры защитные детские - отсутствие проколов, надрывов и сдиров резинового слоя на прорезиненной ткани оболочки, а также отсутствие отслаивания проклеечной ленты шва и прорезиненной ткани по контуру приклейки окна, разрыва плечевой тесьмы, отрыва ее крепления к скобе, деформации деталей каркаса, поломок планок герметизирующего замка, проколов и других повреждений диффузионно-сорбирующих элементов.
В соответствии с п. 2.9.10 Приказа № 285 Средства радиационной и химической защиты при приеме на хранение и в процессе хранения (периодически) должны подвергаться осмотру.
В соответствии с п. 3.2.11 Правил Инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.
На основании п. 3.5.1 Правил при эксплуатации ЗС ГО в части соблюдения противопожарных требований надлежит руководствоваться Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», в зависимости от назначения помещений ЗС ГО в мирное время.В нарушение указанных норм в данном ЗС ГО не обеспечена сохранность аварийных выходов № 1 и № 2 (заблокированы металлическими листами); элементы инженерных систем внутри ЗС ГО (воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции, воздуховоды внутри помещений для укрываемых, воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции, емкости хранения горюче-смазочных материалов для дизельной электростанции, трубы системы отопления) не окрашены в разные цвета в соответствии с действующими нормами; фильтровентиляционная система находится в неисправном состоянии (требуют ремонта герметичные клапана, отсутствуют фильтра-поглотители); помещение ДЭС не укомплектовано асбестовым покрывалом; на воздуховодах фильтровентиляционной системы не обозначено направление движения воздуха; при эксплуатации ЗС ГО дверь, ведущая в корпус-склад, не открывается/закрывается усилием одного человека; не производится восстановление лакокрасочного покрытия дверей ЗС ГО, подвергшихся воздействию влаги и агрессивной среды; в ЗС ГО отсутствуют инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; не проводится техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем ЗС ГО в соответствии с п. 5.1.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны; не проведены лабораторные испытания средств индивидуальной защиты (2003-2005 г. выпуска): первый раз за шесть месяцев до истечения гарантийного срока хранения, второй раз через пять лет после истечения гарантийного срока хранения, далее – один раз в два года; не проводятся осмотры, проверки средств радиационной и химической защиты в соответствии с приложением № Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля; в ЗС ГО не организовано проведение проверки внутреннего водопровода противопожарного водоснабжения в части водоотдачи не реже 2 раза в год.
Для устранения выявленных нарушений Самарской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах руководителю АО «Самарская кабельная компания» внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ №/Прдп6-21-120360049. По результатам рассмотрения представления сотрудниками АО «Самарская кабельная компания» приняты меры, направленные на их устранение. Акт прокурорского реагирования удовлетворен.
В материалах дела имеется постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому АО «СКК» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением по делу об административном правонарушении № постановление мирового судьи судебного участка № Советского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении АО «Самарская кабельная Компания» о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ оставлено без изменения, жалоба АО «СКК» без удовлетворения.
Постановлением Шестого кассационного суда общей юрисдикции № от ДД.ММ.ГГГГ постановление мирового судьи судебного участка № Советского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ решение судьи Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении АО «СКК» оставлены без изменения, а жалоба генерального директора АО «СКК» без удовлетворения.
Из ответа Администрации Советского внутригородского района г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ следует, что руководством АО «Самарская кабельная компания» в лице генерального директора АО «Самарская кабельная компания» ФИО5, в соответствии с договором о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ № приняло на ответственное хранение и в безвозмездное пользование накопленные средства коллективной защиты и индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны, включая защитное сооружение гражданской обороны № 295-63 (411 старый номер), расположенный по адресу: <адрес>, литер-29 от Комитета по управлению имуществом <адрес> в лице Председателя комитета ФИО6
В соответствии с договором о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны АО «Самарская кабельная компания» обязуется сохранять защитное сооружение, принимать меры по поддержанию его в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию, в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений.
Согласно договора о правах и обязанностях от ДД.ММ.ГГГГ № (т.1 л.д. 69-71) объект гражданской обороны передан ответчику на ответственное хранение и в безвозмездное пользование, п.1 договора содержит список передаваемых ценностей, в том числе само встроенное защитное сооружение, 3 радиостанции Р-109, 2 радиостанции Карат-2м, сирена централизованная С-28, противогазы ГП-5 в количестве 2500 шт., защитные костюмы Л-1 в количестве 75 шт., устройства радиационной, химической разведки ДП-5, ДП-22, ДП-24, ВНАР, телефонные аппараты, спецодежда.
Согласно данному договору установлена обязанность АО «СКК» по поддержанию защитного сооружения в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию, а также обязанность органа государственной власти по оказанию методической помощи в проведении соответствующих мероприятий гражданской обороны, оказанию помощи в приобретении имущества гражданской обороны, необходимой технической, проектной, нормативно-технической и другой документации, но не установлен вид помощи (финансовый, консультативный и т.д.), оказываемой Комитетом по управлению имуществом <адрес> - ТУ <адрес>.
В соответствии с п. 1 главы II Договора № АО «СКК» обязалось сохранить защитное сооружение, принять меры по поддержанию его в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений.
Требования по эксплуатации защитных сооружений установлены в Правилах эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Главой III Договора № предусмотрена обязанность государственной власти через штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в целях выполнения предприятием взятых на себя обязательств оказывать методическую помощь в проведении соответствующих мероприятий гражданской обороны, оказывать помощь в приобретении имущества гражданской обороны, однако данными условиями договора не определено, что такая помощь должна быть именно финансовой.
Согласно договора № за нарушение условий договора стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Приняв на себя обязанности по хранению защитного сооружения, ответчик обязался принять меры для поддержания его в состоянии готовности для использования по назначению, однако своевременно такие меры в части поддержания исправности фильтровентиляционной системы, а также проверки средств радиационной и химической зашиты не принял, что подтверждается материалами дела, в том числе, актом проверки, составленным в ходе рассмотрения дела (т.1 л.д. 141-142).
Удовлетворяя исковые требования частично, суд, руководствуясь положениями ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 3020-I «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходит из доказанности нарушения требований законодательства о государственной собственности, о гражданской обороне в отношении защитного сооружения гражданской обороны, нахождения указанного сооружения в федеральной собственности.
Статьей 7 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на территории АО «СКК» по адресу: <адрес>, находится защитное сооружение гражданской обороны склад №, тип ВУ, класс А-II, является федеральной собственностью.
Указанное защитное сооружение передано по договору № от ДД.ММ.ГГГГ АО «СКК» на ответственное хранение и безвозмездное пользование. Однако на балансе учреждения не состоит, на праве оперативного управления либо хозяйственного ведения учреждению не принадлежит.
Пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусмотрено, что объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности. Объекты в виде «защитных сооружений гражданской обороны» прямо не указаны. Следовательно, защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. № 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности.
Управление и распоряжение указанным имуществом согласно пункту 15 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 3020-I осуществляет Правительство Российской Федерации.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Обязанность по содержанию связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведению текущего и капитального ремонта зданий, сооружений и т.п.), перенесение собственником бремени содержания имущества (полностью или частично) на других лиц возможно в случаях, указанных в законе или договоре.
Данное положение реализуется посредством принятия ведомственных нормативно-методических документов и нормативов, регламентирующих порядок содержания федерального имущества, находящегося в ведении соответствующего министерства и подведомственных ему служб и агентств, в том числе в части определения стоимости эксплуатационных затрат.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 05.06.2008 г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно Положению о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденному приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 г. № 278, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - Территориальное управление) осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений (пункт 1).
В соответствии с пунктом 4 указанного положения территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном данным положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с этим положением.
Таким образом, полномочия собственника в отношении расположенного на территории <адрес> федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, выполняет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>.
Установив, что защитное сооружение гражданской обороны склад № является федеральной собственностью, что в отношении него не соблюдаются правила эксплуатации и содержания защитного сооружения, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы представителя ответчика ТУ Росимущества, что ответственность должны нести органы местного самоуправления, судом не принимаются во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм гражданского законодательства.
Кроме того, спорное защитное сооружение является собственностью Российской Федерации, однако данное обстоятельство не освобождает АО «СКК» ответственности в части хранения, переданной ему объекта, т.е. предпринимать меры по предупреждению собственника о возникших неисправностях.
Таким образом, полномочия собственника в отношении расположенного на территории <адрес> федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, выполняет территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>.
Вместе с тем, суд полагает необходимым возложить на АО «Самарская кабельная компания», обязанность по предупреждению собственника о возникших неисправностях вверенного на хранение защитного сооружения гражданской обороны №, расположенного по адресу: <адрес>.
Возложить на Территориальное управление Росимущества по <адрес> обязанность в срок не свыше трех месяцев со дня вступления решения суда по данному гражданскому делу в законную силу устранить выявленные нарушения требований законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса, а именно:
привести в исправное состояние фильтровентиляционную систему защитного сооружения гражданской обороны №, расположенного по адресу: <адрес> (произвести ремонт герметичного клапана, установить фильтры-поглотители) в полном объеме,
Возложить на Территориальное управление Росимущества по <адрес> совместно с АО «Самарская кабельная компания»:
проводить осмотры, проверки средств радиационной и химической защиты в соответствии с Правилами использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля,
проводить проверки внутреннего водопровода противопожарного водоснабжения в части водоотдачи не реже 2 раз в год, утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ №.
На основании изложенного и руководствуюсь нормами 194-199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к АО «Самарская кабельная компания», Территориальному управлению Росимущества по <адрес> – удовлетворить частично.
Возложить на Территориальное управление Росимущества по <адрес> обязанность в срок не свыше трех месяцев со дня вступления решения суда по данному гражданскому делу в законную силу устранить выявленные нарушения требований законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса, а именно:
привести в исправное состояние фильтровентиляционную систему защитного сооружения гражданской обороны №, расположенного по адресу: <адрес> (произвести ремонт герметичного клапана, установить фильтры-поглотители) в полном объеме.
Возложить на Территориальное управление Росимущества по <адрес> совместно с АО «Самарская кабельная компания»:
проводить осмотры, проверки средств радиационной и химической защиты в соответствии с Правилами использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля;
проводить проверки внутреннего водопровода противопожарного водоснабжения в части водоотдачи не реже 2 раз в год, утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд в порядке статьи 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: /подпись/ Г.В. Абушманова
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна:
Судья:
Секретарь: