Решение по делу № 33-1547/2023 от 07.04.2023

Судья Копин С.А. № 33-1547/2023

УИД10RS0015-01-2022-001474-63

Дело №2-366/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 сентября 2023 г. г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Степановой Т.Г.,

судей Маловой Н.Б., Курчавовой Н.Л.,

при секретаре Павловой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия на решение Пудожского районного суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ по иску Шахова Ю. В. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Васильеву В. И., администрации Пудожского муниципального района об оспаривании отказа в перераспределении земельного участка, об утверждении схемы расположения земельного участка.

Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Шахов Ю.В. обратился в суд с заявлением к ответчику по тем основаниям, что истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: (.....), д.(.....), площадью 900 кв.м, с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, имеющего кадастровый . Границы утверждены в соответствии с требованиями законодательства. На земельном участке расположен жилой дом, принадлежащий истцу на праве собственности. К земельному участку истца примыкает земельный участок из земель неразграниченной государственной собственности площадью 316 кв.м, расположенный между землями общего пользования (дорогой) и участком истца, по которому истец осуществляет проезд и проход к своему участку. ХХ.ХХ.ХХ истец обратился к ответчику с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым и земель, государственная собственность на которые не разграничена, и об утверждении схемы расположения данного земельного участка. Письмом от ХХ.ХХ.ХХ истцу отказано в удовлетворении заявления ввиду того, что при проведении аналитическо-правовой экспертизы по рассмотрению представленной с заявлением схемы, а именно при внесении сведений о границах испрашиваемого земельного участка в программный комплекс ГИС «ИнГео» было выявлено, что границы образуемого земельного участка совпадают с границами земельного участка с кадастровым номером , сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее также – ЕГРН). Истец полагает отказ ответчика незаконным, поскольку по сведениям ЕГРН граница земельного участка с кадастровым не установлена. По схеме расположения проектируемая площадь земельного участка 1216 кв.м, площадь земельного участка с кадастровым – 770 кв.м. Образуемый земельный участок больше земельного участка с кадастровым на 446 кв.м, тогда как ответчик утверждает о полном совпадении границ, а не о пересечении, которое также невозможно из-за отсутствия границ участка с кадастровым в ЕГРН. Образуемый участок находится в северной части кадастрового квартала , а земельный участок с кадастровым - в южной части. На основании распоряжения ответчика одновременно с заявлением истца поставлено на кадастровый учет несколько земельных участков для ИЖС и ЛПХ с кадастровыми (многодетная семья), (поставлен на учет за счет Министерства для аукциона). На основании изложенного истец просил признать незаконным отказ ответчика в перераспределении земельного участка с кадастровым и земель, государственная собственность на которые не разграничена, и об утверждении схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории, оформленный письмом от ХХ.ХХ.ХХ; обязать ответчика повторно рассмотреть заявление о перераспределении земельного участка.

Судом к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Северный кадастр», ГКУ РК «Управление земельными ресурсами», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, в качестве соответчиков - Администрация Пудожского муниципального района, Васильев И.Ф. (л.д.187 т.1).

Определением суда от ХХ.ХХ.ХХ соответчик Васильев И.Ф. в связи со смертью заменен правопреемником – Васильевым В. И. (л.д.206 т.1).

Решением суда исковые требования Шахова Ю.В. удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в перераспределении земельного участка с кадастровым и земель, государственная собственность на которые не разграничена, и об утверждении схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории, оформленный письмом от ХХ.ХХ.ХХ; обязал Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия повторно рассмотреть заявление Шахова Ю.В. о перераспределении земельного участка. С Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Шахова Ю. В. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

С принятым судебным постановлением не согласен ответчик - Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее также – Министерство), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что решение принято с нарушением норм материального права. Основанием для отказа истцу в перераспределении земельного участка с кадастровым является несоответствие схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории пп.2 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ), Приказу Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 г. №762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков накадастровом плане территории формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в формате электронного документа», в связи с обнаруженными совпадениями границ вновь образуемого земельного участка с границами ранее учтенного земельного участка с кадастровым . Решением суда установлено, что границы земельных участков с кадастровыми и не могут пересекаться, поскольку находятся на удалении друг от друга. Такие выводы суда, основанные на пояснениях истца, соответчика Васильева В.И. и свидетеля, податель жалобы полагает необоснованными. Указанные лица не являются специалистами в области землепользования, не обладают специальными познаниями в данной области. Кадастровый инженер, проводивший работы по межеванию земельного участка с кадастровым , незнаком с программным обеспечением, находящимся в распоряжении Министерства, а значит его пояснения о наличии в программном комплексе Министерства неверных данных о местоположении и границах земельных участков в кадастровом квартале , не обоснованы. Полагает, что у суда не имелось достаточных оснований для вывода о невозможности пересечения границ земельных участков, поскольку без проведения работ по межеванию земельного участка с кадастровым невозможно установить его местоположение на территории кадастрового квартала, а значит и выявить возможное пересечение его границ с границами других земельных участков.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчика (.....) Республики Карелия полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, а отказ Министерства в перераспределении земельного участка -неправомерным. Полагает, что решение суда первой инстанции принято с соблюдением норм материального и процессуального права.

Дополнительным решением Пудожского районного суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ по настоящему гражданскому делу отказано в удовлетворении исковых требований Шахова Ю.В. к Администрации Пудожского муниципального района, Васильеву В. И..

Определением судебной коллегии от ХХ.ХХ.ХХ в связи со смертью ответчика Васильева В.И. произведена замена ответчика Васильева В. И. на его правопреемников – Титова С. Н., ХХ.ХХ.ХХ г.р., и Титова А. Н., ХХ.ХХ.ХХ г.р.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили; о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Проверив материалы настоящего гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу пункта 2 статьи 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 25.10.2001 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Законом Республики Карелия от 25.12.2015 №1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственной власти Республики Карелия наделены с 01.01.2016 полномочиями органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В силу ст.3 Закона Республики Карелия от 25.12.2015 №1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» полномочия, указанные в ст.1 настоящего Закона, осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 30.12.2015 №446-П функции в сфере управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.09.2019 №326-П Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок преобразован в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.

Как следует из пп.39 п.9 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 №390-П, Министерство осуществляет, среди прочих, функции в сфере предоставления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Положениями приведенных нормативно-правовых актов Министерство наделено полномочиями по предоставлению земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец является собственником земельного участка с кадастровым , площадью 900 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Республика Карелия, (.....), д.(.....). Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, сведения о них содержатся в ЕГРН. Земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала , дата присвоения кадастрового номера - ХХ.ХХ.ХХ. На земельном участке расположен жилой дом с кадастровым , принадлежащий на праве собственности истцу.

ХХ.ХХ.ХХ Шахов Ю.В. обратился в Министерство имущественных земельных отношений Республики Карелия с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 10:15:0080501:35 и земель, государственная собственность на которые не разграничена, об утверждении схемы расположения вновь образуемого земельного участка.

Шахову Ю.В. Министерством ХХ.ХХ.ХХ было отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на нарушение им при подготовке схемы пункта 4 Требований, установленных Приказом Министерства экономического развития России от ХХ.ХХ.ХХ «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, а также формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе». В ответе Министерство имущественных и земельных отношений РК указало, что при проведении аналитическо-правовой экспертизы по рассмотрению представленной с заявлением схемы, а именно при внесении сведений о границах испрашиваемого земельного участка в программный комплекс ГИС «ИнГео» было выявлено, что границы образуемого земельного участка совпадают с границами земельного участка с кадастровым , сведения о котором внесены в ЕГРН.

Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым , площадью 770 кв.м, расположен в д.(.....) в южной части кадастрового квартала, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения садоводства, является ранее учтенным.

Согласно сведениям ЕГРН границы земельного участка с кадастровым не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала . Ранее находился в собственности Васильева И.Ф. на основании свидетельства о праве собственности на землю от ХХ.ХХ.ХХ .

В соответствии с п.1 ст.11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Порядок, случаи и основания заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрены статьями 39.28, 39.29 ЗК РФ.

В соответствии с пп. 3 п.1 ст.39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Пунктом 3 ст.39.28 ЗК РФ предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Согласно пункту 1 ст.39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

Пунктом 8 ст.39.29 ЗК РФ предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в частности, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (подпункт 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ).

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка предусмотрен пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ, одним из которых является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке (подпункт 1).

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе (пункт 9 статьи 11.10 ЗК РФ).

Приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 г. №762, зарегистрированным в Минюсте России 16 февраля 2015 г. №36018, действовавшим на момент принятия Министерством оспариваемого отказа в перераспределении земельного участка, были утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, а также формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.

На основании пункта 4 указанных Требований схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельного участка, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъектов Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В настоящее время действуют Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утвержденные Приказом Росреестра от 19 апреля 2022 г. №П/0148 (зарегистрировано в Минюсте России 01 июня 2022 г. №68695), пункт 4 которых содержит положения, аналогичные приведенным выше.

Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым находится в противоположной стороне по отношению к земельному участку Шахова Ю.В., их физическое наложение (пересечение границ) невозможно.

Согласно межевому плану, подготовленному в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка истца с кадастровым , уточнение местоположения границы земельного участка проводилось на основании фрагмента планово-картографического материала н.(.....) от 1978 г., выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия от ХХ.ХХ.ХХ, а также с учетом границы, существующей на местности пятнадцать и более лет и закрепленной с использованием объектов искусственного происхождения (забора), а также существующего проезда. При уточнении границ вновь образуемого земельного участка кого-либо наложения с границами земельного участка с кадастровым номером кадастровым инженером не выявлено (т.1. л.д.125-127).

Отрицал в ходе рассмотрения дела факт наложения земельных участков и правообладатель земельного участка с кадастровым Васильев В.И.

С учетом изложенного доказательств обоснованности доводов Министерства о возможном наложении границ вновь образуемого земельного участка в результате перераспределения границ земельного участка с кадастровым на земельный участок с кадастровым по делу не собрано.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований Шахова Ю.В., признании незаконным отказа Министерства в перераспределении земельного участка с кадастровым и земель, государственная собственность на которые не разграничена, и возложении на Министерство обязанности повторно рассмотреть заявление Шахова Ю.В. В удовлетворении исковых требований к иным ответчикам суд первой инстанции обоснованно отказал как к ненадлежащим.

Учитывая, что разрешение исковых требований Шахова Ю.В. требовало оценки факта наличия или отсутствия вещных прав гражданина – собственника земельного участка с кадастровым , суд первой инстанции правомерно рассмотрел настоящее дело в порядке гражданского судопроизводства.

Доводы апелляционной жалобы Министерства являлись предметом рассмотрения судебной инстанции, получили соответствующую правовую оценку и по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела. Доводы не подтверждают существенных нарушений норм права, повлиявших на исход дела.

Выводы суда мотивированы, основаны на полно и всесторонне исследованных обстоятельствах дела, материальный закон применен и истолкован судом правильно.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным, основанным на правильном применении и толковании норм материального и процессуального права. Оснований к отмене или изменению решения по доводам апелляционной жалобы ответчика не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Пудожского районного суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

Судья Копин С.А. № 33-1547/2023

УИД10RS0015-01-2022-001474-63

Дело №2-366/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 сентября 2023 г. г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Степановой Т.Г.,

судей Маловой Н.Б., Курчавовой Н.Л.,

при секретаре Павловой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия на решение Пудожского районного суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ по иску Шахова Ю. В. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Васильеву В. И., администрации Пудожского муниципального района об оспаривании отказа в перераспределении земельного участка, об утверждении схемы расположения земельного участка.

Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Шахов Ю.В. обратился в суд с заявлением к ответчику по тем основаниям, что истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: (.....), д.(.....), площадью 900 кв.м, с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, имеющего кадастровый . Границы утверждены в соответствии с требованиями законодательства. На земельном участке расположен жилой дом, принадлежащий истцу на праве собственности. К земельному участку истца примыкает земельный участок из земель неразграниченной государственной собственности площадью 316 кв.м, расположенный между землями общего пользования (дорогой) и участком истца, по которому истец осуществляет проезд и проход к своему участку. ХХ.ХХ.ХХ истец обратился к ответчику с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым и земель, государственная собственность на которые не разграничена, и об утверждении схемы расположения данного земельного участка. Письмом от ХХ.ХХ.ХХ истцу отказано в удовлетворении заявления ввиду того, что при проведении аналитическо-правовой экспертизы по рассмотрению представленной с заявлением схемы, а именно при внесении сведений о границах испрашиваемого земельного участка в программный комплекс ГИС «ИнГео» было выявлено, что границы образуемого земельного участка совпадают с границами земельного участка с кадастровым номером , сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее также – ЕГРН). Истец полагает отказ ответчика незаконным, поскольку по сведениям ЕГРН граница земельного участка с кадастровым не установлена. По схеме расположения проектируемая площадь земельного участка 1216 кв.м, площадь земельного участка с кадастровым – 770 кв.м. Образуемый земельный участок больше земельного участка с кадастровым на 446 кв.м, тогда как ответчик утверждает о полном совпадении границ, а не о пересечении, которое также невозможно из-за отсутствия границ участка с кадастровым в ЕГРН. Образуемый участок находится в северной части кадастрового квартала , а земельный участок с кадастровым - в южной части. На основании распоряжения ответчика одновременно с заявлением истца поставлено на кадастровый учет несколько земельных участков для ИЖС и ЛПХ с кадастровыми (многодетная семья), (поставлен на учет за счет Министерства для аукциона). На основании изложенного истец просил признать незаконным отказ ответчика в перераспределении земельного участка с кадастровым и земель, государственная собственность на которые не разграничена, и об утверждении схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории, оформленный письмом от ХХ.ХХ.ХХ; обязать ответчика повторно рассмотреть заявление о перераспределении земельного участка.

Судом к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Северный кадастр», ГКУ РК «Управление земельными ресурсами», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, в качестве соответчиков - Администрация Пудожского муниципального района, Васильев И.Ф. (л.д.187 т.1).

Определением суда от ХХ.ХХ.ХХ соответчик Васильев И.Ф. в связи со смертью заменен правопреемником – Васильевым В. И. (л.д.206 т.1).

Решением суда исковые требования Шахова Ю.В. удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в перераспределении земельного участка с кадастровым и земель, государственная собственность на которые не разграничена, и об утверждении схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории, оформленный письмом от ХХ.ХХ.ХХ; обязал Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия повторно рассмотреть заявление Шахова Ю.В. о перераспределении земельного участка. С Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Шахова Ю. В. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

С принятым судебным постановлением не согласен ответчик - Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее также – Министерство), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что решение принято с нарушением норм материального права. Основанием для отказа истцу в перераспределении земельного участка с кадастровым является несоответствие схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории пп.2 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ), Приказу Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 г. №762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков накадастровом плане территории формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в формате электронного документа», в связи с обнаруженными совпадениями границ вновь образуемого земельного участка с границами ранее учтенного земельного участка с кадастровым . Решением суда установлено, что границы земельных участков с кадастровыми и не могут пересекаться, поскольку находятся на удалении друг от друга. Такие выводы суда, основанные на пояснениях истца, соответчика Васильева В.И. и свидетеля, податель жалобы полагает необоснованными. Указанные лица не являются специалистами в области землепользования, не обладают специальными познаниями в данной области. Кадастровый инженер, проводивший работы по межеванию земельного участка с кадастровым , незнаком с программным обеспечением, находящимся в распоряжении Министерства, а значит его пояснения о наличии в программном комплексе Министерства неверных данных о местоположении и границах земельных участков в кадастровом квартале , не обоснованы. Полагает, что у суда не имелось достаточных оснований для вывода о невозможности пересечения границ земельных участков, поскольку без проведения работ по межеванию земельного участка с кадастровым невозможно установить его местоположение на территории кадастрового квартала, а значит и выявить возможное пересечение его границ с границами других земельных участков.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчика (.....) Республики Карелия полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, а отказ Министерства в перераспределении земельного участка -неправомерным. Полагает, что решение суда первой инстанции принято с соблюдением норм материального и процессуального права.

Дополнительным решением Пудожского районного суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ по настоящему гражданскому делу отказано в удовлетворении исковых требований Шахова Ю.В. к Администрации Пудожского муниципального района, Васильеву В. И..

Определением судебной коллегии от ХХ.ХХ.ХХ в связи со смертью ответчика Васильева В.И. произведена замена ответчика Васильева В. И. на его правопреемников – Титова С. Н., ХХ.ХХ.ХХ г.р., и Титова А. Н., ХХ.ХХ.ХХ г.р.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили; о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Проверив материалы настоящего гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу пункта 2 статьи 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 25.10.2001 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Законом Республики Карелия от 25.12.2015 №1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственной власти Республики Карелия наделены с 01.01.2016 полномочиями органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В силу ст.3 Закона Республики Карелия от 25.12.2015 №1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» полномочия, указанные в ст.1 настоящего Закона, осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 30.12.2015 №446-П функции в сфере управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.09.2019 №326-П Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок преобразован в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.

Как следует из пп.39 п.9 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 №390-П, Министерство осуществляет, среди прочих, функции в сфере предоставления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Положениями приведенных нормативно-правовых актов Министерство наделено полномочиями по предоставлению земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец является собственником земельного участка с кадастровым , площадью 900 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Республика Карелия, (.....), д.(.....). Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, сведения о них содержатся в ЕГРН. Земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала , дата присвоения кадастрового номера - ХХ.ХХ.ХХ. На земельном участке расположен жилой дом с кадастровым , принадлежащий на праве собственности истцу.

ХХ.ХХ.ХХ Шахов Ю.В. обратился в Министерство имущественных земельных отношений Республики Карелия с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 10:15:0080501:35 и земель, государственная собственность на которые не разграничена, об утверждении схемы расположения вновь образуемого земельного участка.

Шахову Ю.В. Министерством ХХ.ХХ.ХХ было отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на нарушение им при подготовке схемы пункта 4 Требований, установленных Приказом Министерства экономического развития России от ХХ.ХХ.ХХ «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, а также формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе». В ответе Министерство имущественных и земельных отношений РК указало, что при проведении аналитическо-правовой экспертизы по рассмотрению представленной с заявлением схемы, а именно при внесении сведений о границах испрашиваемого земельного участка в программный комплекс ГИС «ИнГео» было выявлено, что границы образуемого земельного участка совпадают с границами земельного участка с кадастровым , сведения о котором внесены в ЕГРН.

Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым , площадью 770 кв.м, расположен в д.(.....) в южной части кадастрового квартала, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения садоводства, является ранее учтенным.

Согласно сведениям ЕГРН границы земельного участка с кадастровым не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала . Ранее находился в собственности Васильева И.Ф. на основании свидетельства о праве собственности на землю от ХХ.ХХ.ХХ .

В соответствии с п.1 ст.11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Порядок, случаи и основания заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрены статьями 39.28, 39.29 ЗК РФ.

В соответствии с пп. 3 п.1 ст.39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Пунктом 3 ст.39.28 ЗК РФ предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Согласно пункту 1 ст.39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

Пунктом 8 ст.39.29 ЗК РФ предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в частности, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (подпункт 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ).

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка предусмотрен пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ, одним из которых является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке (подпункт 1).

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе (пункт 9 статьи 11.10 ЗК РФ).

Приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 г. №762, зарегистрированным в Минюсте России 16 февраля 2015 г. №36018, действовавшим на момент принятия Министерством оспариваемого отказа в перераспределении земельного участка, были утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, а также формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.

На основании пункта 4 указанных Требований схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельного участка, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъектов Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В настоящее время действуют Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утвержденные Приказом Росреестра от 19 апреля 2022 г. №П/0148 (зарегистрировано в Минюсте России 01 июня 2022 г. №68695), пункт 4 которых содержит положения, аналогичные приведенным выше.

Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым находится в противоположной стороне по отношению к земельному участку Шахова Ю.В., их физическое наложение (пересечение границ) невозможно.

Согласно межевому плану, подготовленному в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка истца с кадастровым , уточнение местоположения границы земельного участка проводилось на основании фрагмента планово-картографического материала н.(.....) от 1978 г., выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия от ХХ.ХХ.ХХ, а также с учетом границы, существующей на местности пятнадцать и более лет и закрепленной с использованием объектов искусственного происхождения (забора), а также существующего проезда. При уточнении границ вновь образуемого земельного участка кого-либо наложения с границами земельного участка с кадастровым номером кадастровым инженером не выявлено (т.1. л.д.125-127).

Отрицал в ходе рассмотрения дела факт наложения земельных участков и правообладатель земельного участка с кадастровым Васильев В.И.

С учетом изложенного доказательств обоснованности доводов Министерства о возможном наложении границ вновь образуемого земельного участка в результате перераспределения границ земельного участка с кадастровым на земельный участок с кадастровым по делу не собрано.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований Шахова Ю.В., признании незаконным отказа Министерства в перераспределении земельного участка с кадастровым и земель, государственная собственность на которые не разграничена, и возложении на Министерство обязанности повторно рассмотреть заявление Шахова Ю.В. В удовлетворении исковых требований к иным ответчикам суд первой инстанции обоснованно отказал как к ненадлежащим.

Учитывая, что разрешение исковых требований Шахова Ю.В. требовало оценки факта наличия или отсутствия вещных прав гражданина – собственника земельного участка с кадастровым , суд первой инстанции правомерно рассмотрел настоящее дело в порядке гражданского судопроизводства.

Доводы апелляционной жалобы Министерства являлись предметом рассмотрения судебной инстанции, получили соответствующую правовую оценку и по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела. Доводы не подтверждают существенных нарушений норм права, повлиявших на исход дела.

Выводы суда мотивированы, основаны на полно и всесторонне исследованных обстоятельствах дела, материальный закон применен и истолкован судом правильно.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным, основанным на правильном применении и толковании норм материального и процессуального права. Оснований к отмене или изменению решения по доводам апелляционной жалобы ответчика не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Пудожского районного суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33-1547/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Шахов Юрий Владимирович
Ответчики
Титов Андрей Николаевич
администрация Пудожского муниципального района
Титов Сергей Николаевич
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Васильев Виктор Иванович
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК
ООО "СЕВЕРНЫЙ КАДАСТР"
ГКУ РК "Управление земельными ресурсами"
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Степанова Татьяна Геннадьевна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
07.04.2023Передача дела судье
10.05.2023Судебное заседание
25.08.2023Производство по делу возобновлено
28.08.2023Судебное заседание
06.09.2023Судебное заседание
18.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.09.2023Передано в экспедицию
06.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее