Решение по делу № 2-4968/2023 от 15.09.2023

Производство №<номер>

(уникальный идентификатор дела

91RS0№<номер>-37)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 ноября 2023 года                            <адрес>

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Дацюка В.П., при помощнике Власенко О.А.,

с участием прокурора Редок А.В., истцов Тимошенковой О.А., Тимошенковой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> Республики Крым в интересах Тимошенковой О. А., Тимошенковой А. С., Тимошенковой А. С. к администрации <адрес> Республики Крым о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение,

третьи лица: Департамент социальной политики администрации <адрес> Республики Крым, Управление жилищной политики администрации <адрес> Республики Крым,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора <адрес> Республики Крым, действуя в интересах Тимошенковой О. А., Тимошенковой А. С., Тимошенковой А. С., обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с настоящим исковым заявлением, в котором просит возложить на ответчика обязанность предоставить истцам в черте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 56 кв.м., с учетом права на дополнительную жилую площадь, на состав семьи из трех человек.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой города на основании обращения Тимошенковой О. А. проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства администрацией <адрес> Республики Крым, в ходе которой установлено следующее. Установлено, что Тимошенкова О.А., <дата> г.р., а также ее дети: Тимошенкова А.С., <дата> г.р., Тимошенкова А.С., <дата> г.р. зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>. Постановлением администрации <адрес> от <дата> №<номер>-п Тимошенкова О. А. и члены ее семьи (Тимошенкова А.С., <дата> г.р., Тимошенкова А.С., <дата> г.р.) приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и признана малоимущей в целях принятия ее на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Постановлением администрации <адрес> от <дата> №<номер>-п Тимошенкова О.А. включена в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем. Кроме того, Тимошенкова А. С. имеет статус ребенок - инвалид, согласно справки МСЭ-2019 №<номер>, выданной ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>». Согласно справке о <дата> №<номер>, выданной Филиалом ФГБУ ФНКЦ ФМБА России в Крыму Тимошенкова А. С., <дата> г.р. наблюдается в Филиале ФГБУ ФНКЦ ФМБА России в Крыму с диагнозом: О 40.1, О 80.8 (симптоматическая эпилепсия с частыми парциальными приступами, детский церебральный паралич, спастический тетрапарез с грубым нарушением функции движения ОМРС8 5 уровень). Является инвалидом с детства. Тимошенкова А. С. согласно приказа М3 РФ от <дата> №<номер>н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» имеет тяжелую форму заболевания, указанную в данном перечне (пункт 8). Согласно приказу М3 РФ от <дата> №<номер>н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», имеет тяжелую форму заболевания, указанную в данном перечне (пункт 4). Постановлением администрации <адрес> от <дата> №<номер>-п установлена норма предоставления площади жилого помещения в размере 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что жилое помещение по договору социального найма Тимошенковой А.С., <дата> г.р. должно быть предоставлено незамедлительно вне очереди с учетом дополнительной площади, а также с учетом площади, необходимой для проживания её законного представителя. Обеспечение вне очереди жилыми помещениями инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списках на получение жилого помещения вне очереди.

В судебном заседании прокурор, истец Тимошенкова О.А. поддержали заявленные требования, просили удовлетворить в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание явку представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом, заблаговременно.

Под надлежащим извещением судом принимается возвращение почтовой корреспонденции, направленной по адресу регистрации, за истечением срока хранения, вручение извещения представителю (ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Информация о дате и месте рассмотрения дела была своевременно размещена на официальном сайте Ялтинского городского суда Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии со ст. ст. 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц и в порядке заочного производства.

Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы настоящего гражданского дела и представленные доказательства, оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности как в отдельности, так и их взаимной связи в совокупности, а установленные судом обстоятельства с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.

В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой статьи случаев.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Такой перечень утвержден приказом Минздрава России от 29.11.2012 №987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» (зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2013 №27154).

При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в названном Перечне, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне.

Таким образом, реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным в Перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным пунктом 3 частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления.

Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Судом установлено и следует из материалов дела, Тишенкова О. А., <дата> года рождения, является гражданином Российской Федерации, документирована паспортом серии №<номер> №<номер>. Она же является матерью Тимошенковой А. С., <дата> года рождения, документированной паспортом гражданина Российской Федерации серии 6021 №<номер>, и Тимошенковой А. С., <дата> года рождения, документированной паспортом гражданина Российской Федерации серии №<номер>.

Заявители зарегистрированы по месту пребывания по адресу: <адрес>, по <дата>.

При этом как установлено судом, собственником названного жилого помещения является Погромов-Крестовский П.В., с которым истцом Тимошенковой О.А. заключен договора найма квартиры <дата> на срок до <дата>.

Из материалов дела следует, что истцам какие-либо жилые помещения на праве собственности не принадлежат (согласно данным ЕГРН).

Как следует из материалов дела, Тимошенкова Ал.С., <дата> года рождения, согласно справке от <дата> серии №<номер> является ребенком-инвалидом. Дата очередного переосвидетельствования – <дата>.

Согласно справке серии №<номер>, выданной <дата>, Тимошенковой Ал.С. установлена первая группа инвалидности, инвалидность с детства, бессрочно, причина переосвидетельствования за период с <дата> по <дата> признана уважительной.

В соответствии со справками Филиала ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий ФМБА» в Крыму от <дата> №<номер> и от <дата> №<номер> Тимошенкова Ал.С. наблюдается в Филиале ФГБУ ФНКЦ ФМБА России в Крыму с диагнозом: G 40.1, G 80.8. (Симптоматическая эпилепсия с частыми парциальными приступами, детский церебральный паралич, спастический тетрапарез с грубым нарушением функции движения. ОМРС8 5 уровень). Является инвалидом с детства.

Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от <дата> №<номер>н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилую площадь», Тимошенкова А.С. имеет тяжелую форму заболевания, указанную в данном перечне (пункт 8).

Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от <дата> №<номер>н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», имеет тяжелую форму заболевания, указанную в данном перечне (пункт 4).

Наличие названных диагнозов подтверждено и справкой того же Филиала от <дата> №<номер>, предоставленной по запросу суда.

Также, согласно справке ГБУЗ РК «Ялтинская городская больница №<номер>» от <дата> №<номер> Тимошенкова Ал.С., <дата> года рождения, состоит на диспансерном наблюдении у врача психиатра с диагнозом: Умственная отсталость умеренная с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения F71.0.

Постановлением администрации <адрес> Республики Крым от <дата> №<номер>-п признана Тимошенкова О.А. с составом семьи из трех человек (Тимошенкова О.А., <дата> года рождения, - заявитель, дочь – Тимошенкова Ал.С., <дата> года рождения, дочь – Тимошенкова Анас.С., <дата> года рождения) малоимущей в целях принятия её на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Пунктом 2 постановления Тимошенкова О.А. с составом семьи из трех человек признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Пунктом 3 названного постановления Тимошенкова О.А. с составом семьи из трех человек принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Постановлением администрации <адрес> Республики Крым от <дата> №<номер>-п включена Тимошенкова О.А. с составом семьи из трех человек (Тимошенкова О.А., <дата> года рождения, - заявитель, дочь – Тимошенкова Ал.С., <дата> года рождения, дочь – Тимошенкова Анас.С., <дата> года рождения) в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем.

Согласно справке ответчика от <дата> №<номер>.1-40/2 Тимошенкова О.А. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в общей очереди под №<номер>, а в списке граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем под №<номер>.

Как следует из материалов дела, сторона истцов жилым помещением не обеспечена, таковое по договору социального найма им не предоставлено.

Судом учитывается, что порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и которые указаны в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, установлен Жилищным кодексом Российской Федерации.

При этом дополнительных условий реализации прав на предоставление жилья в установленном законом порядке указанной категории граждан, таких как фактическое финансирование и наличие в жилищном фонде субъекта Российской Федерации или в муниципальном жилищном фонде жилья, федеральное законодательство не содержит, соответственно, указанные граждане не могут быть лишены права на обеспечение жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.

Действующее жилищное законодательство (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников).

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение гражданам указанной категории должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди.

Судом также учитывается правовая позиция, изложенная в Постановлении Конституционного Суда РФ от 01.02.2021 №3-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и части третьей статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Г.», согласно которой совершеннолетние граждане, страдающие заболеваниями, указанными в утвержденном приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 года N 987н перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в том числе являющиеся инвалидами, определенно нуждаются в том, чтобы им были обеспечены специальные условия для удовлетворения их особых нужд и потребностей, притом что многим из них по состоянию здоровья необходимы постоянный уход, присутствие и помощь других лиц. Обязанность совместно проживать с подопечными установлена для опекунов несовершеннолетних граждан пунктом 2 статьи 36 ГК Российской Федерации. В то же время в силу ее пункта 3 опекуны обязаны не только защищать права и интересы подопечных, но и заботиться об их содержании и обеспечении их уходом и лечением, опекуны заботятся о развитии (восстановлении) способности гражданина, признанного недееспособным, понимать значение своих действий или руководить ими (абзацы первый и третий). Соответственно, граждане, страдающие тяжелой формой упомянутых заболеваний и признанные судом недееспособными, тем более могут нуждаться в таком уходе с постоянным присутствием опекуна, не считая случаев, когда они помещены под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или в иные организации, на которые возлагается исполнение обязанностей опекунов согласно пункту 4 статьи 35 данного Кодекса. На это указывает и закрепление в части 4 статьи 16 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" возможности опекуна безвозмездно пользоваться жилым помещением, принадлежащим подопечному, в порядке и на условиях, которые установлены ее частью 3, при удаленности места жительства опекуна от места жительства подопечного, а также при наличии других исключительных обстоятельств.

При обстоятельствах, в которые поставлены такие граждане, в том числе инвалиды, и в силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации относительно обязанности социального государства оказывать инвалидам поддержку и охранять достоинство личности Конституционный Суд Российской Федерации находит, что предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в расчете лишь на самого гражданина, страдающего тяжелой формой хронического заболевания из числа указанных в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 этого Кодекса, когда он признан недееспособным и нуждается по состоянию здоровья в постоянном уходе, который осуществляет опекун, способно привести к нарушению названных конституционных установлений и правовых позиций. Их нарушение может быть выражено в предоставлении гражданину жилого помещения на таких условиях, которые вынуждают обоих - гражданина и опекуна - вселиться в помещение, пригодное по размеру для проживания одного лишь страдающего тяжелой формой упомянутого хронического заболевания гражданина, хотя согласно законодательству проживание с ним в одном жилом помещении считается невозможным, либо заставляют исполнять опекунские обязанности в заведомо непригодных жилищных условиях с вероятным или неизбежным нарушением прав и законных интересов недееспособного подопечного и самого опекуна.

Это во многом лишало бы смысла закрепление права на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма и противоречило бы статьям 7, 21 (часть 1), 40 и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Сказанное, однако, не предрешает обязательного получения недееспособным совершеннолетним гражданином, страдающим заболеванием указанной категории, жилого помещения на таких условиях, когда и его опекуну было бы обеспечено право социального найма того же помещения при соблюдении нормы предоставления в отношении их обоих. Так, если сам опекун не принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то по общему правилу другое жилое помещение не может быть ему предоставлено на условиях социального найма даже для проживания вместе с подопечным. Более того, не исключено, что при определенных жилищных условиях опекуна подопечный, который является членом его семьи, может проживать и в его жилище.

Опекун, по смыслу пункта 3 статьи 35 ГК Российской Федерации, может быть назначен только с его согласия, при этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке, а если это возможно - и желание подопечного. Назначение может быть оспорено в суде согласно пункту 1 той же статьи, притом что пункты 2 и 3 статьи 39 этого Кодекса предусматривают и возможность освобождения от опекунских обязанностей при возникновении противоречий между интересами опекуна и подопечного, а равно отстранение опекунов от исполнения ими своих обязанностей при ненадлежащем исполнении таковых. Следовательно, разногласия по соответствующим поводам или противоречия между интересами опекуна и подопечного - как затрагивающие исполнение опекуном его обязанностей - исключают (по крайней мере, до их разрешения) предоставление жилого помещения признанному недееспособным гражданину, страдающему тяжелой формой соответствующего заболевания, для совместного проживания с опекуном на основании договора социального найма. Не может участвовать в получении такого жилья и опекун, временно назначенный в порядке предварительной опеки, предусмотренной статьей 12 Федерального закона "Об опеке и попечительстве", а также одновременно лица, назначенные вместе опекунами одному подопечному, как это допускают части 6 и 7 статьи 10 того же Федерального закона в исключение из того общего правила, что у каждого гражданина, нуждающегося в опеке, может быть один опекун. Предоставление на указанных льготных условиях общего жилья опекуну и подопечному лишается оснований, когда постоянный уход в отношении недееспособного гражданина, страдающего тяжелой формой соответствующего хронического заболевания, осуществляет не опекун, а иное лицо.

Таким образом, в силу закона и вследствие разнообразия условий установления и реализации опеки существенное значение имеют отношения, сложившиеся между опекуном и подопечным. Эти обстоятельства могут в некоторых случаях исключать предоставление недееспособному совершеннолетнему гражданину, страдающему тяжелой формой соответствующего хронического заболевания, жилого помещения для постоянного проживания там совместно с опекуном, в том числе с применением пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Такое предоставление не имеет необходимых оснований, если опекун и подопечный не являются членами семьи по смыслу семейного законодательства, в частности не являются супругами и не состоят в близком родстве.

Изложенное соотносится по смыслу с частью 5 статьи 10 Федерального закона "Об опеке и попечительстве", согласно которой преимущественное право быть опекунами совершеннолетнего подопечного имеют перед прочими лицами его бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры. Презюмируемая законом предпочтительность опеки супругов и близких родственников сообразуется и с тем условием, что по общему правилу обязанности по опеке исполняются безвозмездно, как это следует из пункта 1 статьи 36 ГК Российской Федерации и части 1 статьи 16 Федерального закона "Об опеке и попечительстве". Тем не менее частью 2 той же статьи допускается осуществление опеки на возмездных условиях по договору, заключенному с органом опеки и попечительства, и с выплатой вознаграждения опекуну за счет доходов от имущества подопечного, за счет средств третьих лиц или бюджета субъекта Российской Федерации, притом что вместо выплаты вознаграждения опекуну может быть разрешено пользоваться жилым помещением как имуществом, принадлежащим подопечному, при условиях, предусмотренных частями 3 и 4 той же статьи. При этом, как в ситуации, когда опекуном является член семьи (супруг или близкий родственник подопечного), так и при осуществлении опеки по договору иными лицами в установленных законом случаях допускается прекращение ими опеки и возложение соответствующих обязанностей и прав на других субъектов (в том числе на медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги и т.п.). Это лишает достаточных оснований конституционно обусловленную обязанность социального государства во всех случаях обеспечивать за счет государственного или муниципального жилищного фонда предоставление жилого помещения на условиях социального найма опекуну вместе с его подопечным для их постоянного там проживания.

Вместе с тем обстоятельства, исключающие предоставление жилого помещения на условиях социального найма опекуну недееспособного гражданина, а равно и обеспеченность такого опекуна жильем не могут отменить право самого подопечного, как оно следует из пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Предоставление жилого помещения гражданину, страдающему тяжелой формой соответствующего хронического заболевания и признанному недееспособным, в размере, превышающем соответствующую норму в расчете на одно лицо, возможно при неодинаковых условиях и с разными правовыми последствиями, с тем чтобы обеспечить проживание такого гражданина вместе с его опекуном.

Интересы граждан могут быть обеспечены, в частности, предоставлением жилого помещения такому гражданину, в том числе инвалиду, в пределах двойной нормы предоставления, в том числе с учетом части третьей статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пункта 3 части 2 статьи 57 и части 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, с тем чтобы было возможным осуществление постоянного ухода за нуждающимся в нем недееспособным гражданином с присутствием опекуна по месту жительства подопечного без вселения по договору социального найма. Если же опекун является членом семьи подопечного по смыслу семейного законодательства (супругом или близким родственником), осуществляющим за ним постоянный уход, требующий совместного проживания, предоставление жилого помещения с учетом упомянутых правил должно обеспечивать возможность вселения опекуна как члена семьи нанимателя с соблюдением требований жилищного законодательства, в частности статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом компетентным органам и судам необходимо учитывать все обстоятельства, имеющие значение для решения вопроса о том, позволяют ли характеристики конкретного жилого помещения обеспечить учет интересов граждан в случае проживания опекуна с таким недееспособным гражданином.

В исключительных ситуациях, если предоставление жилого помещения с превышением нормы предоставления не более чем в два раза, с тем чтобы опекун осуществлял постоянный уход за подопечным без вселения в жилое помещение или, напротив, в качестве члена семьи нанимателя, невозможно, в частности в связи с отсутствием помещений подходящего размера, и если опекун недееспособного гражданина, страдающего тяжелой формой соответствующего хронического заболевания, является - в понимании семейного законодательства - членом его семьи (супругом или близким родственником), осуществляющим за подопечным постоянный уход, и принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то страдающему тяжелой формой соответствующего хронического заболевания гражданину не может быть отказано в обеспечении жильем вне очереди на основании оспариваемой в настоящем деле нормы только в силу того, что осуществляющий за ним постоянный уход такой опекун сам не относится к лицам, обеспечиваемым жилыми помещениями по договору социального найма вне очереди. Конституционно значимым целям отвечало бы предоставление жилого помещения по договору социального найма такому гражданину и опекуну, в том числе с учетом положений статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации. В этом случае, поскольку жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в соответствующем перечне, также возможно превышение нормы предоставления на одного человека, но не более чем в два раза (часть 2 данной статьи).

Таким образом, пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании которого гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 этого Кодекса, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования обязывает правоприменительные органы, в том числе суды, учитывать, принимая соответствующие решения, все заслуживающие внимания обстоятельства, обеспечивая справедливое соотношение прав и законных интересов таких граждан с правами, законными интересами и обязанностями их опекунов, а также граждан, включенных органами публичной власти в список нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Это означает, что пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, подлежащий применению во взаимосвязи с положениями части 2 статьи 58 этого Кодекса и статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предполагает принятие решения о предоставлении вне очереди жилого помещения гражданину, имеющему статус инвалида, страдающему соответствующим хроническим заболеванием, признанному недееспособным и нуждающемуся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе, с учетом площади, которая была бы достаточна, чтобы обеспечить ему, помимо отдельного проживания, возможность получать такой уход и должное содействие в удовлетворении особых его потребностей, когда требуется постоянное нахождение с ним в предоставляемом ему жилом помещении опекуна или проживание с ним опекуна, являющегося по смыслу семейного законодательства членом его семьи (супругом или близким родственником), в качестве члена семьи нанимателя.

Если же предоставление жилого помещения гражданину, страдающему тяжелой формой соответствующего хронического заболевания, на таких условиях невозможно, реализация им права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма возможна в рамках предоставления жилого помещения по договору социального найма ему и его принятому на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий опекуну - члену его семьи по смыслу семейного законодательства (супругу или близкому родственнику), осуществляющему за ним постоянный уход.

В связи с указанным Конституционным Судом Российской Федерации признан пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования он:

предполагает принятие решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания из числа указанных в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 этого Кодекса, признанному недееспособным и нуждающемуся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе, с учетом площади, которая была бы достаточна, чтобы обеспечить ему, помимо отдельного проживания, возможность получать такой уход и должное содействие в удовлетворении особых его потребностей, когда требуется постоянное нахождение с ним в предоставляемом ему жилом помещении опекуна или вселение опекуна - члена семьи подопечного по смыслу семейного законодательства (супруга или близкого родственника) в качестве члена семьи нанимателя на основе реализации предусмотренной частью 2 статьи 58 данного Кодекса возможности предоставить жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека;

не препятствует предоставлению в исключительных случаях, если иным образом обеспечить внеочередное предоставление жилого помещения такому гражданину невозможно, жилого помещения по договору социального найма такому гражданину и его принятому на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий опекуну - члену семьи подопечного по смыслу семейного законодательства (супругу или близкому родственнику), осуществляющему за ним постоянный уход;

сам по себе не может служить основанием для отказа в предоставлении жилого помещения такому гражданину с учетом необходимости проживания в нем членов его семьи (включая опекуна), если, исходя из обстоятельств конкретного дела, они совместно осуществляют уход за ним, и при наличии у публичного образования фактических возможностей для предоставления жилого помещения соответствующей площади.

При таком положении суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения исковых требований с возложением на администрацию <адрес> Республики Крым предоставить Тимошенковой О. А., <дата> года рождения, паспорт серии №<номер>, Тимошенковой А. С., <дата> года рождения, паспорт серии №<номер>, Тимошенковой А. С., <дата> года рождения, паспорт серии №<номер>, вне очереди по договору социального найма благоустроенное (применительно к условиям муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым) жилое помещение на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым общей площадью не менее нормы предоставления на семью, состоящую из трех человек, с учетом права на дополнительную площадь.

При этом указания на общую площадь жилого помещения является излишним, поскольку жилое помещение должно быть предоставлено общей площадью не менее нормы предоставления на соответствующую семью с учетом права на дополнительную площадь.

Согласно же ч. 2 ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Следовательно, конкретные параметры жилого помещения определяются при его предоставлении и с учетом соответствующей нормы (пределов её превышения).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования заместителя прокурора <адрес> Республики Крым в интересах Тимошенковой О. А., Тимошенковой А. С., Тимошенковой А. С. к администрации <адрес> Республики Крым о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение – удовлетворить частично.

Обязать администрацию <адрес> Республики Крым предоставить Тимошенковой О. А., <дата> года рождения, паспорт серии №<номер> Тимошенковой А. С., <дата> года рождения, паспорт серии №<номер>, Тимошенковой А. С., <дата> года рождения, паспорт серии №<номер>, вне очереди по договору социального найма благоустроенное (применительно к условиям муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым) жилое помещение на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым общей площадью не менее нормы предоставления на семью, состоящую из трех человек, с учетом права на дополнительную площадь.

В остальной части исковые требования – оставить без удовлетворения.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, – в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий судья                    В.П. Дацюк

Мотивированное решение составлено в окончательной форме 22 ноября 2023 года

2-4968/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Тимошенкова Алина Сергеевна
Тимошенкова Оксана Алексеевна
Заместитель прокурора г. Ялты РК Мерзляков И.В.
Тимошенкова Анастасия Сергеевна
Ответчики
Администрация города Ялта Республики Крым
Другие
Управление жилищной политики администрации города Ялта Республики Крым
Департамент социальной политики администрации города Ялта Республики Крым
Суд
Ялтинский городской суд Республики Крым
Судья
Дацюк Вадим Петрович
Дело на странице суда
yalta.krm.sudrf.ru
15.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.09.2023Передача материалов судье
19.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.11.2023Судебное заседание
22.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.11.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
28.11.2023Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
07.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее