Дело № 2а-2633/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волжский 24 мая 2021 года
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Миловановой Ю.В.,
при секретаре Сафаровой Л.В.,
с участием представителя административного истца администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области – Ильченко Н.Ю., административного ответчика судебного пристава-исполнителя Волжского ГОСП № 1 УФССП по Волгоградской области Филипповой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области к судебному приставу-исполнителю Волжского ГОСП № 1 УФССП по Волгоградской области Филипповой А.Ю. начальнику Волжского ГОСП № 1 УФССП России по Волгоградской области Борисову А.П., Управлению ФССП России по Волгоградской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа – город Волжский Волгоградской области обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Волжского ГОСП № 1 УФССП по Волгоградской области Филипповой А.Ю. об освобождении от взыскания исполнительского сбора, в обоснование требований указав, что решением <...> по делу №..., вступившим в законную силу "."..г., на администрацию городского округа – <адрес> была возложена обязанность предоставить <...> вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, с учетом права на дополнительную площадь в границах городского округа – <адрес>, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не менее нормы предоставления общей площади жилого помещения. "."..г., на основании исполнительного документа, по вышеуказанному решению суда, было возбуждено исполнительное производство №...-ИП. "."..г. судебным приставом-исполнителем Волжского ГОСП № 1 УФССП России по Волгоградской области Филипповой А.Ю. было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Административный истец считает данное постановление необоснованным, поскольку в постановлении о взыскании исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем указано, что исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. Однако, в адрес судебного пристава-исполнителя неоднократно направлялась информация о мерах, принимаемых во исполнение указанного решения суда. Кроме того, исполнение решения суда возможно только с соблюдением требований ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Административный истец принимает все необходимые меры для исполнения решения суда, содержащиеся в исполнительном документе. Администрация городского округа – город Волжский Волгоградской области просит суд освободить её от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Волжского ГОСП № 1 УФССП России по Волгоградской области Филипповой А.Ю. от "."..г. по исполнительному производству №...-ИП.
Определением судьи от "."..г. к участию в деле в качестве административных соответчиков были привлечены начальник Волжского ГОСП № 1 УФССП России по Волгоградской области Борисов А.П., Управление ФССП России по Волгоградской области.
Представитель административного истца в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Волжского ГОСП № 1 УФССП по Волгоградской области Филиппова А.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Административный ответчик начальник Волжского ГОСП № 1 УФССП России по Волгоградской области Борисов А.П., представитель административного ответчика Управления ФССП России по Волгоградской области в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены.
Суд, выслушав стороны и их представителей, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Аналогичные положения содержатся в ч.1 ст.121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В силу статей 12, 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов и обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом, не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ч.1 ст.64 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Одним из исполнительных действий, которые судебный пристав-исполнитель применяет в целях понуждения должника исполнить требования исполнительного документа, является взыскание исполнительского сбора (пункт 13 части 1 статьи 64 названного закона).
На основании ч.11 ст.30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.12 ст.30 Закона об исполнительном производстве).
Исходя из ч.1 ст.105 названного Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ч.1 ст.112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (часть 3 ).
В силу части 6 названной статьи должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ).
В судебном заседании установлено, что решением <...> от <...> на администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области была возложена обязанность предоставить <...>. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма с учетом права на дополнительную жилую площадь в границах городского округа – <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не менее нормы предоставления общей площади жилого помещения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам <...> от "."..г. решение <...> <адрес> от "."..г. оставлено без изменений, а апелляционная жалоба администрации городского округа – <адрес> – без удовлетворения.
На основании исполнительного листа, выданного Волжским городским судом Волгоградской области по указанному делу, предъявленного взыскателем к принудительному исполнению, "."..г. судебным приставом-исполнителем Волжского ГОСП № 1 УФССП России по Волгоградской области Филипповой А.Ю. в отношении администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области было возбуждено исполнительное производство №...-ИП.
Указанным постановлением должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления. При этом должник предупрежден судебным приставом-исполнителем, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
Письмом администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области от "."..г. в адрес судебного пристава-исполнителя Волжского ГОСП № 1 УФССП России по Волгоградской области Филипповой А.Ю. сообщалось, что жилые помещения в технически исправном состоянии в свободном муниципальном жилищном фонде городского округа – г.Волжский Волгоградской области, необходимые для предоставления гражданам во исполнение судебных решений в настоящее время отсутствуют. Решение суда будет исполняться администрацией в соответствии с ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Поскольку в установленный судебным приставом-исполнителем срок должником – администрацией городского округа – город Волжский Волгоградской области требования, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнены, "."..г. судебным приставом-исполнителем Волжского ГОСП № 1 УФССП России по Волгоградской области Филипповой А.Ю. вынесено постановление о взыскании с должника – администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п.1 ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
При этом по смыслу п.2 ст.401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п.3 ст.401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
По смыслу приведенных норм и разъяснений, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора подлежат выяснению вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства.
Как следует из материалов дела, для исполнения требований исполнительного документа администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области необходимо за счет собственных средств и с учетом проведения мероприятий, предусмотренных ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» приобрести <...> благоустроенное жилое помещение.
Однако, как следует из ответа администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области, жилые помещения в технически исправном состоянии в свободном муниципальном жилищном фонде городского округа – город Волжский Волгоградской области, необходимые для предоставления гражданам во исполнение судебного решения в настоящее время отсутствуют.
Вместе с тем, проводятся работы по выявлению свободных жилых помещений.
Так в муниципальной собственности числятся незаселенные муниципальные жилые помещения, требующие проведение текущего ремонта.
Мероприятия по проведению технического ремонта предусмотрены муниципальной программой «Жилищно-коммунальное хозяйство в городском округе – город Волжский Волгоградской области» на 2020 – 2024 годы, утвержденной постановлением администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области от "."..г. №....
В текущем году были заключены муниципальные контракты на выполнение текущего ремонта незаселенных муниципальных жилых помещений.
После проведения муниципальных жилых помещений в надлежащее состояние, жилые помещения будут предоставлены во исполнение судебных решений.
На основании изложенного, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что администрация городского округа – город Волжский Волгоградской области не уклоняется от исполнения решения суда, в предоставленный срок реально исполнить решение суда не могла вследствие объективных причин, поскольку исполнение решения суда возможно только при соблюдении соответствующих требований, необходимости соблюдения определенной процедуры и заключения соответствующих документов, что в свою очередь требует значительного времени, при этом, должником предпринимаются все зависящие от неё меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.
Доказательств, свидетельствующих о виновности действий администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области, суду не представлено.
Таким образом, суд полагает заявленные администрацией городского округа – город Волжский Волгоградской области требования об освобождении от исполнительского сбора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ № 1 ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ "."..░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №...-░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 4 ░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░