Решение по делу № 12-418/2022 от 12.04.2022

Дело № 12 - 418/2022

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление об административном правонарушении

г. Йошкар-Ола 17 мая 2022 года

Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Иванова Н.В., с участием представителя административной комиссии Гусева А.М., рассмотрев в открытом заседании протест прокурора города Йошкар-Олы на постановление административной комиссии в г. Йошкар-оле от 22 марта 2022 года о привлечении индивидуального предпринимателя Сергеевой Ольги Борисовны к административной ответственности по ч. 2 ст. 9 Закона Республики Марий Эл «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением административной комиссии в городе Йошкар-Оле № 200 от 22 марта 2022 года индивидуальный предприниматель Сергеева О.Б. привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 9 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002 № 43-З «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл».

Не согласившись с постановлением, прокурор города Йошкар-Олы обратился в суд с протестом, в котором просит постановление отменить, производство по делу прекратить по основанию, предусмотренному п. 9 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Требование мотивировано тем, что существенно нарушена процедура привлечения к административной ответственности. Так, с учётом правового регулирования, оценка достаточности данных для решения вопроса о привлечении к административной ответственности могла быть осуществлена только по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в ходе которого допускается взаимодействие с контролируемым лицом. С учетом положений постановления Правительства РФ от 10.03.2022 г. № 336 (п. 9) возбуждение дела об административном правонарушении без проведения соответствующих мероприятий не допускается. После вступления в силу указанного постановления дело об административном правонарушении не могло быть возбуждено по результатам мероприятий муниципального контроля, проведенных без взаимодействия с Сергеевой О.Б.

В судебное заседание прокурор, Сергеева О.Б. не явились, извещены надлежаще, о причинах неявки не сообщили, ходатайства не заявляли.

При данных обстоятельствах заседание проведено без их участия.

Представитель административной комиссии Г.А.М. просил протест оставить без удовлетворения, полагая, что административной комиссией нарушения при производстве по делу об административном правонарушении не допущены. Мероприятия муниципального контроля в отношении Сергеевой О.Б. не проводились. Нарушение выявлено в ходе муниципального рейда. Данные рейды проводятся постоянно в качестве наблюдения за соблюдением обязательных требований. В законе отсутствует запрет на возбуждение дела об административном правонарушении в данном случае, что согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в определении от 25 января 2019 по делу № А46-11114/2018.

Выслушав представителя административной комиссии, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы протеста, законность и обоснованность постановления, судья приходит к следующему.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Указанный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера (пункты 2 и 5 статьи 2).

Пунктом 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрено, что обязательной является следующая информация, подлежащая размещению на вывеске - фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы.

Также изготовитель (продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование), место нахождения (адрес) и режим работы уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя.

Следовательно, согласно буквальному содержанию закона, вывеской является информационная конструкция, расположенная при входе и содержащая информацию для неопределенного круга лиц, предоставление которой является обязательной.

Информация, не относящаяся к категории обязательной и направленная на привлечение внимания к объекту, товарам (услугам), преследует цели, связанные с рекламой.

Частью 2 статьи 9 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2012 №43-З «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл» установлена административная ответственность за самовольное нанесение надписей, рисунков, размещение объявлений, плакатов, вывесок, выносных щитовых конструкций (штендеров) и печатной продукции в местах, не отведенных для этих целей органами местного самоуправления, или с нарушением порядка размещения в виде предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц – от пятнадцати тысяч рублей до двадцати пяти тысяч рублей.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2.8 Правил благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-ола», утвержденных решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 22.11.2017 N 569-VI (ред. от 27.02.2019), юридическим и физическим лицам запрещается самовольно размещать и расклеивать объявления, плакаты, вывески, рекламу, печатную продукцию и информацию в неустановленных местах.

Не допускается размещение (установка) средств наружной рекламы и информации, в том числе вывесок и печатной продукции в местах, не отведенных для этих целей органами местного самоуправления или с нарушением порядка размещения (п. 8.1 Правил).

При эксплуатации фасадов не допускается размещение и эксплуатация на фасаде и (или) крыше здания, сооружения средств размещения наружной информации без дизайн-проекта, согласованного с уполномоченным органом, за исключением учрежденческих досок, табличек "Режим работы" и вывесок (подпункт 10 пункта 11.9 Правил).

Согласно постановлению по делу об административном правонарушении 21 февраля 2022 г. ИП Сергеева О.Б. самовольно на фасаде здания, расположенного по адресу: <адрес>, разместила с нарушением установленного порядка плакат «<иные данные>».

Совершение данного действия без согласования с уполномоченным органом – Управлением архитектуры и градостроительства администрации ГО «Город Йошкар-ола» подтверждается протоколом об административном правонарушении, письмом Управления от 21 марта 2022 г. и не оспариваются Сергеевой О.Б.

В объяснения Сергеева О.Б. указала, что баннер демонтирован.

С учетом изложенного административная комиссия, исследовав и оценив имеющиеся доказательства, пришла к обоснованному выводу о том, что у ИП Сергеевой О.Б., согласно данным ЕГРЮЛ оказывающей предоставление услуг парикмахерскими и салонами красота и разместившей указанный баннер, имелась обязанность и возможность для соблюдения Правил, однако они были нарушены.

Из акта обнаружения от 21 февраля 2022 г. следует, что нарушение выявлено в ходе систематического наблюдения (мероприятия муниципального контроля).

Наблюдение за соблюдением обязательных требований в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 56 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" выступает видом контрольного (надзорного) мероприятия, производимым без взаимодействия с контролируемым лицом.

Согласно доводу, приведенному в протесте, с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 г. № 336 (п. 9), дело об административном правонарушении могло быть возбуждено только по итогам проверки, проведенной при взаимодействии с лицом, в отношении которого мероприятия по контролю проводились.

Пунктом 9 указанного постановления предусмотрено, что должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ ", при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков административного правонарушения контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.

Таким образом, из буквального содержания закона и подзаконного акта не следует, что лицо, допустившее административное правонарушение, может быть привлечено к административной ответственности по результатам государственного либо муниципального контроля (надзора), проведенного только в форме взаимодействия с контролируемым лицом.

Постановление административным органом вынесено в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену либо изменение постановления, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление административной комиссии в г. Йошкар-Оле № 200 от 22 марта 2022 года о привлечении индивидуального предпринимателя Сергеевой Ольги Борисовны к административной ответственности по ч. 2 ст. 98 Закона Республики Марий Эл «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл» оставить без изменения, протест прокурора - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья - Н.В. Иванова

Дело № 12 - 418/2022

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление об административном правонарушении

г. Йошкар-Ола 17 мая 2022 года

Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Иванова Н.В., с участием представителя административной комиссии Гусева А.М., рассмотрев в открытом заседании протест прокурора города Йошкар-Олы на постановление административной комиссии в г. Йошкар-оле от 22 марта 2022 года о привлечении индивидуального предпринимателя Сергеевой Ольги Борисовны к административной ответственности по ч. 2 ст. 9 Закона Республики Марий Эл «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением административной комиссии в городе Йошкар-Оле № 200 от 22 марта 2022 года индивидуальный предприниматель Сергеева О.Б. привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 9 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002 № 43-З «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл».

Не согласившись с постановлением, прокурор города Йошкар-Олы обратился в суд с протестом, в котором просит постановление отменить, производство по делу прекратить по основанию, предусмотренному п. 9 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Требование мотивировано тем, что существенно нарушена процедура привлечения к административной ответственности. Так, с учётом правового регулирования, оценка достаточности данных для решения вопроса о привлечении к административной ответственности могла быть осуществлена только по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в ходе которого допускается взаимодействие с контролируемым лицом. С учетом положений постановления Правительства РФ от 10.03.2022 г. № 336 (п. 9) возбуждение дела об административном правонарушении без проведения соответствующих мероприятий не допускается. После вступления в силу указанного постановления дело об административном правонарушении не могло быть возбуждено по результатам мероприятий муниципального контроля, проведенных без взаимодействия с Сергеевой О.Б.

В судебное заседание прокурор, Сергеева О.Б. не явились, извещены надлежаще, о причинах неявки не сообщили, ходатайства не заявляли.

При данных обстоятельствах заседание проведено без их участия.

Представитель административной комиссии Г.А.М. просил протест оставить без удовлетворения, полагая, что административной комиссией нарушения при производстве по делу об административном правонарушении не допущены. Мероприятия муниципального контроля в отношении Сергеевой О.Б. не проводились. Нарушение выявлено в ходе муниципального рейда. Данные рейды проводятся постоянно в качестве наблюдения за соблюдением обязательных требований. В законе отсутствует запрет на возбуждение дела об административном правонарушении в данном случае, что согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в определении от 25 января 2019 по делу № А46-11114/2018.

Выслушав представителя административной комиссии, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы протеста, законность и обоснованность постановления, судья приходит к следующему.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Указанный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера (пункты 2 и 5 статьи 2).

Пунктом 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрено, что обязательной является следующая информация, подлежащая размещению на вывеске - фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы.

Также изготовитель (продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование), место нахождения (адрес) и режим работы уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя.

Следовательно, согласно буквальному содержанию закона, вывеской является информационная конструкция, расположенная при входе и содержащая информацию для неопределенного круга лиц, предоставление которой является обязательной.

Информация, не относящаяся к категории обязательной и направленная на привлечение внимания к объекту, товарам (услугам), преследует цели, связанные с рекламой.

Частью 2 статьи 9 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2012 №43-З «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл» установлена административная ответственность за самовольное нанесение надписей, рисунков, размещение объявлений, плакатов, вывесок, выносных щитовых конструкций (штендеров) и печатной продукции в местах, не отведенных для этих целей органами местного самоуправления, или с нарушением порядка размещения в виде предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц – от пятнадцати тысяч рублей до двадцати пяти тысяч рублей.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2.8 Правил благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-ола», утвержденных решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 22.11.2017 N 569-VI (ред. от 27.02.2019), юридическим и физическим лицам запрещается самовольно размещать и расклеивать объявления, плакаты, вывески, рекламу, печатную продукцию и информацию в неустановленных местах.

Не допускается размещение (установка) средств наружной рекламы и информации, в том числе вывесок и печатной продукции в местах, не отведенных для этих целей органами местного самоуправления или с нарушением порядка размещения (п. 8.1 Правил).

При эксплуатации фасадов не допускается размещение и эксплуатация на фасаде и (или) крыше здания, сооружения средств размещения наружной информации без дизайн-проекта, согласованного с уполномоченным органом, за исключением учрежденческих досок, табличек "Режим работы" и вывесок (подпункт 10 пункта 11.9 Правил).

Согласно постановлению по делу об административном правонарушении 21 февраля 2022 г. ИП Сергеева О.Б. самовольно на фасаде здания, расположенного по адресу: <адрес>, разместила с нарушением установленного порядка плакат «<иные данные>».

Совершение данного действия без согласования с уполномоченным органом – Управлением архитектуры и градостроительства администрации ГО «Город Йошкар-ола» подтверждается протоколом об административном правонарушении, письмом Управления от 21 марта 2022 г. и не оспариваются Сергеевой О.Б.

В объяснения Сергеева О.Б. указала, что баннер демонтирован.

С учетом изложенного административная комиссия, исследовав и оценив имеющиеся доказательства, пришла к обоснованному выводу о том, что у ИП Сергеевой О.Б., согласно данным ЕГРЮЛ оказывающей предоставление услуг парикмахерскими и салонами красота и разместившей указанный баннер, имелась обязанность и возможность для соблюдения Правил, однако они были нарушены.

Из акта обнаружения от 21 февраля 2022 г. следует, что нарушение выявлено в ходе систематического наблюдения (мероприятия муниципального контроля).

Наблюдение за соблюдением обязательных требований в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 56 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" выступает видом контрольного (надзорного) мероприятия, производимым без взаимодействия с контролируемым лицом.

Согласно доводу, приведенному в протесте, с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 г. № 336 (п. 9), дело об административном правонарушении могло быть возбуждено только по итогам проверки, проведенной при взаимодействии с лицом, в отношении которого мероприятия по контролю проводились.

Пунктом 9 указанного постановления предусмотрено, что должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ ", при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков административного правонарушения контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.

Таким образом, из буквального содержания закона и подзаконного акта не следует, что лицо, допустившее административное правонарушение, может быть привлечено к административной ответственности по результатам государственного либо муниципального контроля (надзора), проведенного только в форме взаимодействия с контролируемым лицом.

Постановление административным органом вынесено в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену либо изменение постановления, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление административной комиссии в г. Йошкар-Оле № 200 от 22 марта 2022 года о привлечении индивидуального предпринимателя Сергеевой Ольги Борисовны к административной ответственности по ч. 2 ст. 98 Закона Республики Марий Эл «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл» оставить без изменения, протест прокурора - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья - Н.В. Иванова

12-418/2022

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Истцы
Прокуратура г. Йошкар-Олы
Ответчики
Сергеева Ольга Борисовна
Суд
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл
Судья
Иванова Н.В.
Статьи

12.20

Дело на странице суда
yoshkarolinsky.mari.sudrf.ru
12.04.2022Материалы переданы в производство судье
13.04.2022Истребованы материалы
18.04.2022Поступили истребованные материалы
29.04.2022Судебное заседание
17.05.2022Судебное заседание
31.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее