дело № 2а-128/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Воркута, Республика Коми 25 января 2018 года
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Машковцевой ЕВ.,
при секретаре Зайцевой Я.О.,
с участием административного истца Скицко Е.В.,
её представителя Троцан А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Скицко Е.В. к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о признании незаконным бездействия по не проведению оценки и обследования многоквартирного дома; организации деятельности межведомственной комиссии; непринятия необходимых мер по обращению в межведомственную комиссию с заявлением о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; не включения многоквартирного жилого дома в адресную программу сноса на 2008-2012, либо в Республиканскую адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, обязании произвести определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО ГО «Воркута» о признании незаконным бездействия ответчика по: не проведению оценки и обследованию многоквартирного дома; не организации деятельности межведомственной комиссии; непринятии необходимых мер администрацией по обращению в межведомственную комиссию с заявлением о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; не включению многоквартирного жилого дома по адресу: г. Воркута, ул. Стасовой. д. 1 «б» в адресную программу сноса на 2008-2012, либо в Республиканскую адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда; обязать ответчика признать жилой дом по ул. Стасовой, д. 1 «б», мкр-н Советский г. Воркуты аварийным, для чего обратиться в межведомственную комиссию с заявлением о признании данного жилого дома аварийным и подлежащим сносу; обязать ответчика включить жилой дом ул. Стасовой, д. 1 «б», мкр-н Советский г. Воркуты в адресную программу сноса «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО ГО «Воркута» на 2008-2012 годы», либо в Республиканскую программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Определением Воркутинского городского суда Республики Коми от 05.12.2017 к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц председатель межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; Управление городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО «Воркута»; Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, до судебного заседания представил письменный отзыв на иск, из которого следует, что исковые требования не признают, выводы административного истца о бездействии администрации МО ГО «Воркута» по не проведению оценки и обследованию МКД находят необоснованными.
Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела не заявили.
Представитель заинтересованного лица Министерства строительства и дорожного хозяйства РК направил отзыв на исковое заявление, из которого следует, что поскольку дом, по адресу: г. Воркута, мкр-н Советский, ул. Стасовой, д. 1 «б» не был признан в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации до 1 января 2012, следовательно, в силу ч.2 ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ, этот дом не мог быть включен в Республиканские адресные программы.
В соответствии со ст.ст. 150, 151 КАС РФ дело рассмотрено при имеющейся явке.
В судебном заседании административный истец и его представитель исковые требования поддержали по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Выслушав явившихся участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, обозрев материалы гражданского дела № 2-1561/2016. материалы гражданского дела № 2-1938/2017, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Скицко Е.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: г. Воркута, мкр-н Советский, ул. Стасовой, д.1 «б» <адрес>, общей площадью 44,7 кв.м, что подтверждается материалами дела.
Решением Воркутинского городского суд Республики Коми от 09.11.2016 в удовлетворении исковых требований Скицко Е.В. к администрации МО ГО «Воркута» о предоставлении жилого помещения равнозначного по площади признанному непригодным для проживания, с зачетом выкупной цены в стоимости жилья отказано.
Приведенным судебным решением установлено, что многоквартирный дом, в котором расположена квартира истца, аварийным и непригодным для проживания не признан, ни в одну из программ по переселению граждан не включен.
Указанный дом включен под № 703 в Перечень многоквартирных домов, расположенных в Республике Коми, подлежащих капитальному ремонту, утвержденный Постановление Правительства Республики Коми от 30.12.2013 № 572 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2014-2043 годы».
Обстоятельства, установленные при рассмотрении данного дела, на момент рассмотрения настоящего дела не изменились.
Кроме того, в рамках рассмотрения указанного гражданского дела (№2-1561/2016) ООО «Модулор» проведена судебная строительно-техническая экспертиза.
В материалах дела имеется техническое заключение экспертов от 20.10.2016, согласно выводам которого, несущие конструкции жилого дома по ул. Стасовой, д. 1 «б» мкр. Советский г. Воркуты находятся в недопустимом техническом состоянии.
На момент обследования визуальным осмотром угроза внезапного обрушения несущих конструкций не установлена, но зафиксированы неравномерные крены несущих железобетонных плит перекрытий и лестничных маршей и площадок вдоль продольных осей, причиной которых являются взрывные работы на угольном резерве.
В <адрес> установлены нарушения строительных, санитарно-гигиенических и противопожарных норм, не обеспечивающих комфортное проживание и негативно влияющих на здоровье граждан.
Из-за низкой заселенности жилого дома по ул. Стасовой, 1 «б», отсутствия источников финансирования, проведение в нем капитального ремонта не целесообразно. Все граждане подлежат переселению из жилого дома.
Экспертами рекомендовано для исключения несчастных случаев в период переселения и до полного выселения людей из дома: полностью исключить проведение взрывных работ на угольном карьере с направлением ударной волны в сторону дома; управляющей организации регулярно вести наблюдения за перекрытиями внутри квартир (жилых и нежилых) и лестничных маршей и площадок, других конструкций и сетей, осмотры производить не реже 1 раза в месяц; в случае резкого раскрытия стыков между плитами перекрытия, между лестничными маршами и стеновыми панелями лестниц либо резких сдвигов данных конструкций, грозящим обрушением, в срочном порядке выполнять страховочные мероприятия, обращаться в администрацию МО ГО «Воркута» для сбора компетентной комиссии и принятии срочных мер.
Кроме того, из исследовательской части указанного экспертного заключения следует, что ранее указанный жилой дом неоднократно обследовался различными комиссиями, в том числе и межведомственной при администрации МО ГО «Воркута», и специализированной организацией ООО «Модулор». По результатам обследований межведомственной комиссией были признаны непригодными для проживания квартиры: ... (по суду), ... (постановление администрации МО ГО «Воркуты» № 931 от 12.06.2011), №..., ... (постановление № 2044 от 24.05.2013), ... (постановление № 2610 от 01.08.2013), ... (постановление №3624 от 19.12.2013), ..., ... (постановление № 1253 от 22.07.2013), ... (заключение № 253 от 21.07.2016).
По сведениям межведомственной комиссии в настоящий момент по обращению граждан непригодными для проживания признаны все квартиры, в том числе и <адрес>. Фактически, ориентировочно проживают в 13-ти квартирах, остальные квартиры брошены. Общий процент заселенности – 16,46%, что относит дом к низкой заселенности.
Отвечая на вопросы, поставленные на разрешение экспертов, эксперты указали на то, что поскольку перечень ремонтных работ требует значительных финансовых вложений, учитывая действующее законодательство, в проведении капитальных ремонтов многоквартирных домом за счет собственников жилых помещений и малую заселенность жилого дома по ул. Стасовой, 1 «б», проведение капитального ремонта жилого дома не целесообразно и не возможно. При этом экспертом учтено, что по Генеральному плану г. Воркуты микрорайон Советский подлежит закрытию с полным переселением граждан, поэтому финансирование капремонтов жилых домов в мкр. Советский не предусматривается. Экспертами установлено, что <адрес> дома по ул. Стасовой, 1 «б» г. Воркуты не пригодна для проживания. На момент обследования угроза внезапного обрушения несущих строительных конструкций не установлена. Это означает, что угроза жизни жильцов от обрушения или обвалов конструкций в квартире на момент обследования отсутствует, но общее техническое состояние несущих строительных конструкций жилого дома установлено как недопустимое.
Решением Воркутинского городского суда Республики Коми от 04.10.2017 (№2-1938/2017) Скицко Е.В. отказано в удовлетворении исковых требований об обязании администрацию МО ГО «Воркута» выплатить выкупную цену жилого помещения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским дела Верховного суда Республики Коми от 25.12.2017 решение Воркутинского городского суда от 04.10.2017 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Скицко Е.В. без удовлетворения.
Как следует из решения Воркутинского городского суда от 04.10.2017 и апелляционного определения от 25.12.2017, основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Скицко Е.В. к органу местного самоуправления о выкупе жилого помещения послужило несоблюдение ею процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника. Судами первой и апелляционной инстанции указано о праве истца, как собственника жилого помещения, признанного непригодным для проживания, в целях защиты своих прав и свобод, на понуждение администрации муниципального образования, к осуществлению регламентированной ст. 32 Жилищного кодекса РФ процедуры изъятия земельного участка и принадлежащего ей жилого помещения, поскольку само по себе бездействие органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ч.10 ст. 32 ЖК РФ, не влечет за собой возможности возложения на муниципальный орган обязанности о принятии решения об изъятии квартиры истца.
Из системного анализа норм КАС РФ следует, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Пунктом 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В силу части 4 статьи 15 ЖК РФ, пунктов 7, 42, 51, 52 Положения решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания отнесено к исключительной компетенции межведомственных комиссий, принятие решения производится в порядке, установленном Положением.
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», постановлением руководителя администрации МО ГО «Воркута» от 21.03.2016 № 493 «О создании межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и утверждении положения о межведомственной комиссии» создана межведомственная комиссия о признании помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при администрации МО ГО «Воркута» и утвержден ее состав.
В судебном заседании установлено, что межведомственной комиссией 20.06.2014 было проведено обследование жилого помещения по адресу: <адрес>, по результатам обследования принято заключение, что указанное жилое помещение находится в непригодном для проживания состоянии, не подлежит капремонту.
29.06.2016 межведомственной комиссией было проведено обследование жилого помещения по адресу: <адрес>, по результатам обследования принято заключение, что проведение капитального ремонта общедомового имущества экономически нецелесообразно, в доме проживают 13 семей, дом подлежит расселению, указанное жилое помещение находится в непригодном для проживания состоянии, не подлежит капремонту.
Из заключения межведомственной комиссии № 253 от 21.07.2016 также следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания.
Вместе с тем, указанный дом аварийным и подлежащим сносу в установленном законом порядке не признавался, что сторонами не оспаривается.
Таким образом, в рассматриваемом случае, признав все жилые помещения многоквартирного дома непригодными для проживания, межведомственная комиссия и администрация МО ГО «Воркута» не приняли решения о соответствии многоквартирного дома по ул. Стасовой, д. 1 «б» г. Воркуты установленным в постановлении Правительства от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» требованиям.
Доказательств, что администрация МО ГО «Воркута» обращалась в межведомственную комиссию с заявлением в установленном порядке суду не представлено.
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что жилой многоквартирный дом по ул. Стасовой,1 «б» г. Воркуты имеет жилые помещения, находящиеся и в муниципальной собственности муниципального образования городского округа «Воркута».
В силу ст.2, 14, 57, 87, 89 ЖК РФ, ст.40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ст.8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
В соответствии с ч.1 ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.
В силу ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Как следует из п.8, 9 ч.1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся в числе прочих: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.
Положениями ч.4 ст.15 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, а многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», которым утверждено и действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение).
Пункт 1 названного Положения предусматривает, что данный нормативный акт устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. На основании п. 2 Положения его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В силу п.7 Положения Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее – комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также иных жилых помещений в случаях, установленных настоящим Положением. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости – представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
При этом в соответствии с п.8 Положения орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии.
Таким образом, в силу прямого указания закона вопросы признания непригодными жилых помещений для проживания граждан и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции как муниципального, так и частного жилищного фонда отнесены к компетенции органов местного самоуправления, которые создают в этих целях межведомственную комиссию, к исключительной компетенции которой относится оценка и обследования помещения в целях признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Порядок признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу носит заявительный характер, в соответствии с которым заявление о проведении межведомственной комиссией оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям подает собственник, правообладатель или наниматель жилого помещения.
В соответствии с п.33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Оценку соответствия жилых домов (жилых помещений) установленным требованиям проводит межведомственная комиссия, которая по результатам своей работы принимает решение в виде заключения о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 47 Положения).
Согласно п.7, 49 Положения к работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо). На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абз.7 п.7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В соответствии с п.45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением – проект реконструкции нежилого помещения; заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, – в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения – в случае, если в соответствии с абз.3 п.44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания – по усмотрению заявителя.
Обязанность по представлению в комиссию необходимых документов возложена как на собственников, так и на нанимателей жилых помещений. Комиссия признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в указанном Положении требованиям. Представление документов является обязательным условием для проведения комиссией оценки соответствия помещений установленным требованиям.
Согласно ст.2, 14 ЖК РФ ответственность за сохранность жилого фонда муниципального образования возлагается на администрацию города, которая создает условия для сохранности и содержанию муниципального жилищного фонда.
Согласно Устава г.Воркуты муниципальным образованием решаются вопросы по обеспечению жильем граждан, в том числе, в случае отселения из ветхого и аварийного жилого фонда.
Во исполнение п.6 ст.13 ЖК РФ, постановления Правительства РФ от 28.01.2006 №47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" постановлением руководителя администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от 21.03.2016 создана межведомственная комиссия по оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции требованиям и утверждено Положение о межведомственной комиссии.
Комиссия образована в целях оценки соответствия помещения и многоквартирного дома установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, требованиям в целях признания соответствующим органом помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.1.2 Положения).
В соответствии с п.5.3, 5.4 Положения комиссия проводит работу по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения. Принимает по результатам работы комиссии решение (в виде заключения) об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в Положении требованиям.
В соответствии с п. 5.4 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения, установленным п. 44 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 требованиям включает в себя, в том числе работу межведомственной комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление акта обследования помещения и составления Межведомственной комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение Межведомственной комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятия администрацией муниципального образования городского округа «Воркута» решения по итогам работы Межведомственной комиссии.
Указанная в п.7, 8, 49 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, правовая норма, устанавливающая право органа местного самоуправления принимать решения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не предусматривает возможность произвольного принятия органом местного самоуправления решения, так как указанное решение принимается на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям, проведенной межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях.
Согласно ст.210 ГК РФ, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник.
В связи с этим, суд считает, что как собственник жилого фонда и части помещений многоквартирного дома администрация муниципального образования городского округа «Воркута» одновременно несет ответственность за сохранность и ремонт муниципального имущества жилого дома по данному адресу.
Суд полагает обоснованным довод истца о наличии со стороны администрации муниципального образования городского округа «Воркута» бездействия по осуществлению контроля за использованием и сохранностью жилого фонда, расположенного по адресу: г. Воркута, мкр-н Советский, ул. Стасовой, д. 1 «б», выразившегося в непринятии мер по оценке и обследованию технического состояния жилого дома, имеющего даже внешние признаки физического износа в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В соответствии с п.47-52 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, по результатам рассмотрения обращения заинтересованного лица могут быть приняты решения, направленные на сохранение, ремонт дома, либо его снос с последующим обеспечением граждан жильем.
Неправомерно бездействуя, администрация муниципального образования городского округа «Воркута» не обращалась в межведомственную комиссию с соответствующим заявлением, на основании которого данная комиссия, орган местного самоуправления принимают решения, связанные с признанием жилого помещения непригодным для проживания, дома аварийным и подлежащим сносу, дальнейшим использованием помещения, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, и которые являются основанием для реализации прав этих лиц на предоставление вне очереди других благоустроенных жилых помещений по договору социального найма.
Суд учитывает, что непринятие мер по оценке технического состояния дома и принятия решения о его пригодности для дальнейшего проживания на настоящий момент создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, являющихся как жильцами многоквартирного дома, так и иных граждан, в связи с чем истец, как собственник жилого помещения, вправе в данном случае обратиться в суд с исковым заявлением в порядке ст. 218 КАС РФ.
На собственника жилого помещения возложена обязанность по капитальному ремонту сданного в наем жилого помещения в соответствии со ч.2 ст.681 ГК РФ.
Из материалов дела следует, что администрация муниципального образования городского округа «Воркута» до настоящего времени не предпринимает надлежащих мер к устранению выявленных нарушений технической эксплуатации жилого дома по адресу: г. Воркута, микрорайон Советский, ул. Стасовой, д. 1 «б» для признания его аварийными. Помимо лиц, непосредственно проживающих в доме, техническое состояние дома затрагивает права и законные интересы лиц, находящихся в доме временно, и в непосредственной близости от него.
Как собственник муниципального фонда по данному адресу, несущий обязанность, предусмотренную ст.2, 14 ЖК РФ, администрация муниципального образования обязана инициировать процедуру, установленную п.42-52 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006, подготовить и представить документы, указанные п.45-45(3) Положения для принятия решения по вопросу о возможности дальнейшей эксплуатации жилого фонда.
В этой связи суд находит, что на администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» должна быть возложена обязанность по организации деятельности межведомственной комиссии по обследованию многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Воркута, микрорайон Советский, ул. Стасовой, д. 1 «б», установленной Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, подготовке и представлению документов на межведомственную комиссию для рассмотрения вопроса об оценке соответствия указанного жилого дома требованиям, установленным в названном Положении в целях последующего принятия решения о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в том числе инициирование процедуры на проведение оценки и обследования многоквартирного дома на предмет его соответствия установленным требованиям.
Вместе с тем, исковые требования истца по признанию незаконным бездействия администрации МО ГО «Воркута» по не включению многоквартирного жилого дома по адресу: г. Воркута, ул. Стасовой, д. 1 «б» в адресную программу сноса на 2008-2012, либо в Республиканскую адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда; обязании признать жилой дом по ул. Стасовой, д. 1 «б», мкр-н Советский г. Воркуты аварийным и включить его в адресную программу сноса «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО ГО «Воркута» на 2008-2012 годы», либо в Республиканскую программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, удовлетворению не подлежат, поскольку указанный жилой дом не был признан в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу.
До разрешения вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, суд не вправе возлагать на ответчика такую обязанность.
Согласно ст.309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
На основании п.2 ст.314 ГК РФ в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства.
Согласно ч.2 ст.178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
С учетом обстоятельств дела, учитывая объем и характер, необходимость финансирования работ, суд считает возможным определить срок исполнения решения суда – в течение 30 дней, со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, считая данный срок разумным и оправданным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Скицко Е.В. к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования городского округа «Воркута» в части непринятия необходимых мер по оценке и обследованию многоквартирного дома, расположенного по ул. Стасовой, д. 1 «б», г. Воркуты в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Возложить на администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» в течении 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу обязанность по организации деятельности межведомственной комиссии по обследованию многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Воркута, ул. Стасовой, д. 1 «б» с целью признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в том числе провести оценку и обследование многоквартирного дома по ул. Стасовой, д. 1 «б», г. Воркуты на предмет его соответствия установленным требованиям.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца, со дня принятия мотивированного решения.
Судья
Мотивированное решение суда составлено 30.01.2018.