№ 12-97/2017
РЕШЕНИЕ
20 декабря 2017 года с. Койгородок
Судья Сысольского районного суда Республики Коми Подорова М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «БиоХимЗавод» Агалакова Д.В. на постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми Королевой М.П. № 211 от 31.08.2017г. о привлечении юридического лица - ООО «БиоХимЗавод» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми Королевой М.П. № 211 от 31.08.2017г., юридическое лицо ООО «БиоХимЗавод» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.31 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде предупреждения.
Оно признано виновным в том, что в кв. 155, 158, 239, 295 Турунъинского участкового лесничества, в нарушение п. 26 Правил санитарной безопасности в лесах, прикрепило к растущим деревьям аншлаги, что было установлено 26.06.2017г. ГУ «Кажимское лесничество» в ходе патрулирования территории лесного фонда.
Генеральный директор ООО «БиоХимЗавод» Агалаков Д.В. обратился в суд с жалобой, не согласен с вынесенным постановлением, считает его незаконным. В жалобе указал, 16.06.2014г. между Комитетом лесов Республики Коми (арендодатель) и ООО «БиоХимЗавод» сроком на 48 лет заключен договор № 1 аренды лесного участка в целях использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, площадью 55385,5 га. Лесной участок расположен на территории МР «Койгородский», Кажимское лесничество, Кажимское, Турунъинское участковые лесничества.
На основании п. 3.3.7 договора аренды, общество вправе устанавливать знаки, ограничивающие территорию охотничьего хозяйства и знаки информационного характера.
В 2015 году знаки, ограничивающие территорию хозяйства, были установлены в квартале 155, 158, 239, 295 Турунъинского участкового лесничества, никаких аншлагов общество не устанавливало. Действующие на тот момент времени правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007г. № 414, не запрещали прикреплять информационные знаки к деревьям. Новые правила вступили в силу только с 06.06.2017г.
Законы, устанавливающие, изменяющие или отменяющие административную ответственность, должны соответствовать конституционным правилам действия закона во времени: согласно ст. 54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (часть 1); никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением; если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2).
Данные правила, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, основанные на общеправовых принципах справедливости, гуманизма и соразмерности ответственности за совершенное деяние его реальной общественной опасности, имеют универсальное для всех видов юридической ответственности значение и являются обязательными и для законодателя, и для правоприменительных органов, в том числе судов (постановление от 20.04.2006г. № 4-П; определения от 16.01.2001г. № 1-О, от 10.10.2013г. № 1485-О и от 21.11.2013г. № 1903-О).
Положения статьи 54 Конституции Российской Федерации, устанавливающие правила действия закона во времени, конкретизируются в отраслевом законодательстве.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. l.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения ООО «БиоХимЗавод» к административной ответственности, имели место в 2015 году, то есть в тот момент, когда они не признавались административно наказуемыми.
С учетом вышеприведенных норм, привлечение лица к административной ответственности за совершение деяния, которое в момент его совершения не признавалось административным правонарушением и не влекло наступление административной ответственности, недопустимо.
Отсутствие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Просит постановление № 211 от 31.08.2017г. отменить, производство по административному делу прекратить.
В судебном заседании представитель ООО «БиоХимЗавод» не участвовал.
Минпром Республики Коми направил возражения на жалобу, просит оставить жалобу без удовлетворения, рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно требованиям ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Частью 1 ст. 8.31 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил санитарной безопасности в лесах.
Согласно п. 26 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением правительства РФ от 20.05.2017г. № 607 (далее - Правила санитарной безопасности в лесах) при развешивании аншлагов не допускается их крепление к деревьям.
Судом установлено, что между Комитетом лесов Республики Коми (арендодатель) и ООО «БиоХимЗавод» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 16.06.2014г. № 1. В соответствии с данным договором аренды арендатору передан в аренду лесной участок площадью 55385,5 га, расположенный на территории ГУ «Кажимское лесничество» в кварталах: 106-110, 136-140, 167-179, 206-217, 237-242, 262-267, 289-291, 315 Кажымского участкового лесничества, в кварталах ч117, ч118, ч119, ч120.121-123, ч155, ч156, ч157, 158-166, 198-209, 239-253, ч264, ч265, ч266, ч267, 268-285, ч294, ч295, 296-317, ч322, ч323, ч324, ч325, ч32, 327-349, ч352, ч353, ч354, 355-382, 383-425 Турунъинского участкового лесничества с целью ведения охотничьего хозяйства.
Согласно п.26 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607, вступивших в силу 06.06.2017 года, при развешивании аншлагов не допускается их крепление к деревьям.
Частью 1 ст.8.31 КоАП установлена административная ответственность за нарушение правил санитарной безопасности в лесах в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
26.06.2017г. ГУ «Кажимское лесничество» в ходе патрулирования территории лесного фонда было выявлено нарушение п. 26 Правил санитарной безопасности в лесах, выразившееся в прикреплении к растущим деревьям аншлагов, принадлежащих ООО «БиоХимЗавод», в кв. 155, 158, 239, 295 Турунъинского участкового лесничества.
11.07.2017г. за нарушение правил санитарной безопасности в лесах в отношении юридического лица - ООО «БиоХимЗавод» ГУ «Кажимское лесничество» был составлен протокол № 1 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ.
Постановлением должностного лица федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми Королевой М.П. № 211 от 31.08.2017г., юридическое лицо ООО «БиоХимЗавод» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.31 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде предупреждения.
Оценив собранные по делу доказательства, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, суд приходит к выводу, что постановление о наложении на юридическое лицо ООО «БиоХимЗавод» административного наказания в виде предупреждения, то есть в пределах санкции данной статьи, является справедливым, соответствующим характеру и степени общественной опасности совершенного правонарушения, обстоятельствам его совершения.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что Общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения Правил санитарной безопасности в лесах в материалы дела не представлено. Доказательств невозможности соблюдения Обществом приведенных правил в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Каких-либо нарушений при составлении административного материала и при разрешении дела, способных повлечь отмену постановления, равно как и неустранимых сомнений в виновности, суд по делу не усматривает, так как обстоятельства, перечисленные в ст. 26.1 КоАП РФ и подлежащие выяснению, при рассмотрении дела установлены полно, все собранные по делу доказательства, получили оценку в соответствии с требованиями ст. 29.11 КоАП РФ. Действия ООО «БиоХимЗавод» квалифицированы по ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ правильно.
Доводы жалобы судом во внимание не принимаются, поскольку при вступлении в силу новых правил санитарной безопасности в лесах, запрещающих прикрепление аншлагов к растущим деревьям, указанные аншлаги должны были быть сняты. Патрулирование и обнаружение правонарушения было осуществлено в период действия новых правил.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение вынесенного по делу постановления, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении, судьей не установлено.
Учитывая изложенное, и, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми Королевой М.П. № 211 от 31.08.2017г. о привлечении ООО «БиоХимЗавод» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «БиоХимЗавод» Агалакова Д.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня его получения.
Судья Подорова М.И.