№ 16-1723/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Владивосток 7 июня 2021 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу Меньшиковой Е.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Дальнереченского районного суда Приморского края от 6 ноября 2020 года и решение судьи Приморского краевого суда от 14 декабря 2020 года в отношении Меньшиковой Елены Александровны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а:
постановлением судьи Дальнереченского районного суда Приморского края от 6 ноября 2020 года (резолютивная часть постановления объявлена 3 ноября 2020 года), оставленным без изменения решением судьи Приморского краевого суда от 14 декабря 2020 года, Меньшикова Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, Меньшикова Е.А. просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучив представленные материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Инфекционные заболевания - инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку (статья 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», далее – Федеральный закон № 52-ФЗ).
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Подпунктами «а», «у», «ф» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ предусмотрено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Постановлением Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года № 21-пг «О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)» (далее- постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года № 21-пг) на территории Приморского края введен режим повышенной готовности.
Пунктом 2 указанного постановления (в том числе в редакции, действующей и на день вынесения настоящего постановления) установлено, что гражданам, проживающим и временно находящимся на территории Приморского края, необходимо использовать при посещении мест приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с действующим законодательством, иных общественных мест, а также при пользовании транспортом общего пользования, в том числе такси, средства индивидуальной защиты (маски медицинские, маски лицевые гигиенические (в том числе изготовленные самостоятельно), респираторы).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года №417 (далее – Правила поведения № 417), при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации (далее - уполномоченные должностные лица).
Из представленных материалов следует, что 16 октября 2020 года в 09 часов 48 минут по адресу: дом 59 «а» по улице Дальнереченской в городе Дальнереченске Приморского края Меньшикова Е.А. не выполнила требования пункта 3 Правил поведения № 417, пункта 2 постановления Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года № 21-пг, а именно находилась в общественном месте в магазине «<данные изъяты> без использования средств индивидуальной защиты (маски, респиратора и иных средств защиты органов дыхания).
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы Меньшиковой Е.А. о том, что она подлежит освобождению от административной ответственности, поскольку организация торговли не исполнила обязанность предоставить средство индивидуальной защиты бесплатно, обоснованными признать нельзя в силу следующего.
Подпункт «в» пункта 3 Правил поведения № 417 не возлагает на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления и организации обязанность при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации обеспечивать граждан территории средствами индивидуальной защиты, равно как и не ставит обязанность использовать медицинские маски под условие их предоставления населению указанными органами, организациями, в том числе торговли, бесплатно.
В силу абзаца 3 части 2 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Положениями пункта 3 статьи 29 Федерального закона № 52-ФЗ на граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц возложена обязанность проводить в обязательном порядке санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Ношение гражданином при посещении мест приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с действующим законодательством, иных общественных мест, а также при пользовании транспортом общего пользования, в том числе такси, в период действия режима повышенной готовности индивидуальных средств защиты относится к профилактическому мероприятию, направленному на предупреждение чрезвычайной ситуации, и подлежит обязательному выполнению.
Право компетентного органа субъекта Российской Федерации устанавливать ограничительные мероприятия подтверждено Конституционным Судом РФ в постановлении от 25 декабря 2020 года № 49-П «По делу о проверке конституционности подпункта 3 пункта 5 постановления Губернатора Московской области «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области» в связи с запросом Протвинского городского суда Московской области».
Губернатор Приморского края в соответствии со статьей 8 Устава Приморского края, принятого Думой Приморского края 12 сентября 1995 года, входит в систему органов государственной власти Приморского края и является высшим должностным лицом Приморского края, осуществляющим государственную власть на условиях и в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Приморского края, договорами с федеральными органами государственной власти, если эти договоры относятся к осуществлению исполнительной власти (часть 1 статьи 34 Устава).
Таким образом, установление дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями Приморского края правил поведения при введении режима готовности или чрезвычайной ситуации входит в компетенцию Губернатора Приморского края.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Проведение административного расследования по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ, не является обязательным, а вопрос о проведении такого расследования решается лицами, указанными в части 2 статьи 28.7 КоАП РФ, при возбуждении дела об административном правонарушении в зависимости от необходимости осуществления процессуальных действий, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление (Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 апреля 2020 года).
По делу, возбужденному в отношении Меньшиковой Е.А., компетентным должностным лицом необходимость в проведении административного расследования не установлена.
Административное наказание назначено Меньшиковой Е.А. в пределах санкции части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Постановление о привлечении Меньшиковой Е.А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л а:
постановление судьи Дальнереченского районного суда Приморского края от 6 ноября 2020 года и решение судьи Приморского краевого суда от 14 декабря 2020 года в отношении Меньшиковой Елены Александровны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Меньшиковой Е.А. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева