Решение по делу № 2-918/2024 от 07.02.2024

УИД 16RS0-46

Дело

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

16 мая 2024 года                                                                                                                 <адрес>

Лаишевский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Ахмадеевой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Гордеевой Т.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерство экологии и природных ресурсов РТ к Шигапову Ф. Д. о возмещении вреда, причиненного окружающей среде,

УСТАНОВИЛ:

Министерство экологии и природных ресурсов РТ обратилось с исковым заявлением в суд к Шигапову Ф. Д. о взыскании суммы 1 496 107 руб. 31 коп.

В обоснование иска указано, что в адрес Министерства экологии и природных ресурсов РТ поступило требование Татарского природоохранного межрайонного прокурора о проведении выездных обследований на постоянной основе до устранения нарушения несанкционированной свалки отходов, расположенной по адресу: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером . Осуществлен выезд на земельный участок, в ходе которого выявлено несанкционированное складирование отходов производства и потребления, а именно сброс отходов 4 класса опасности – отходы (мусор) от сноса и разборки зданий несортированный с грузового транспортного средства с гос.регитрационными номерами С258НТ 116 rus.

Данное нарушение причинило вред окружающей среде на сумму 1 496 107 руб. 31 коп.

Представитель истца явку обеспечил, исковые требования просил удовлетворить, против рассмотрения дела в заочном порядке не возражал.

Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

С учетом позиции истца, содержащейся в иске, дело рассмотрено в заочном порядке.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ специалистом 3 разряда Центрального территориального управления Министерства Хайрутдиновым И.И. в рамках выездного задания осуществлен выезд по адресу: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером , в ходе которого выявлено несанкционированное складирование отходов производства и потребления, а именно сброс отходов 4 класса опасности – отходы (мусор) от сноса и разборки зданий несортированный на площади 18 кв.м. в объеме 27 куб.м. с грузового транспортного средства с гос.регистрационными номерами rus, чем нарушены требования ст.51 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст.42 Земельного кодекса РФ. На месте произведена видеосъемка, замеры производились с помощью мерной ленты Р10У2К ГОСТ 7502-98.

Согласно карточки учета транспортного средства собственником грузового автотранспортного средства с гос.регистрационными номерами С258 НТ116 rus является Шигапов Ф. Д..

Согласно сведениям из выписки единого государственного реестра прав правообладателем земельного участка с кадастровым номером является муниципальное образование <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – природный ландшафт.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика направлялась претензия о возмещении вреда, причиненного окружающей среде на сумму 1 496 107 руб. 31 коп., согласно которой гр.Шигапову Ф.Д. предоставлялся в срок 30 дней на добровольную оплату ущерба. Претензия не получена, ответ не представлен.

Ссылаясь на не возмещение ответчиком в добровольном порядке ущерба, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, Истец обратился с рассматриваемым иском в суд.

В силу статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ, Закон об охране окружающей среды) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится в том числе предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

В силу статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Общие положения о возмещении вреда содержатся в параграфе 1 главы 59 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации.

Обязательства вследствие причинения вреда относятся к деликтным и являются ответственностью причинителя вреда перед потерпевшим.

Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В частности, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

В соответствии со статьей 75 Закона об охране окружающей среды за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

При этом в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» (далее – постановление Пленума ) указано, что не привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъяснено, что вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Закона об охране окружающей среды).

В пункте 5 постановления Пленума разъяснено, что нахождение земельного участка в собственности лица, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, само по себе не может служить основанием для освобождения этого лица от обязанности привести земельный участок в первоначальное состояние и возместить вред, причиненный окружающей среде (статья 1064 ГК РФ, пункт 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды).

Основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды) (пункт 6 постановления Пленума ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» благоустройство территории поселения (городского округа) представляет собой комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории, и относится к вопросам местного значения, предусмотренных статьей 14 названного Закона.

В силу части 1 статьи 76 Земельного кодекса РФ юридические лица обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

По смыслу приведенных норм материального права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации сам факт нахождения на почвах отходов производства предполагает причинение вреда почве как сложному объекту окружающей среды, включающему множество взаимодействующих между собой компонентов, в том числе воздуха, воды и живых организмов, а значит, в любом случае нарушает естественные плодородные и иные свойства почвы. Освобождение почвы от отходов производства в силу природных особенностей само по себе не означает восстановление нарушенного состояния окружающей среды. На лице, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, лежат обязанности как привести земельный участок в первоначальное состояние, так и возместить вред, причиненный окружающей среде. Объективная сложность доказывания убытков и их размера, равно как и причинно-следственной связи, не должна снижать уровень правовой защищенности участников гражданских правоотношений при необоснованном посягательстве на их права. Размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципа справедливости и соразмерности ответственности. Полный отказ в иске нарушает конституционный принцип справедливости и лишает истца возможности восстановления его нарушенных прав.

Данная правовая позиция приведена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ . Данный подход в полной мере применим к обязательству из причинения вреда окружающей среде.

Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Также на основании части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма уплаченной истцом при обращении в суд государственной пошлины в размере 15 680 руб. 54 коп.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Министерства экологии и природных ресурсов РТ к Шигапову Ф. Д. о возмещении вреда, причиненного окружающей среде удовлетворить.

Взыскать с Шигапова Ф. Д. (ИНН ) в пользу Министерства экологии и природных ресурсов РТ (ИНН ), возместив вред причиненный окружающей среде, в сумме 1 496 107 руб. 54 коп.

Взыскать с Шигапова Ф. Д. в бюджет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан государственную пошлину в сумме 15 680 руб. 54 коп.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                                                                                             Н.Н.Ахмадеева

2-918/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство экологии и природных ресурсов РТ
Ответчики
Шигапов Фаниль Динмухамматович
Суд
Лаишевский районный суд Республики Татарстан
Судья
Ахмадеева Наиля Нафисовна
Дело на странице суда
laishevsky.tat.sudrf.ru
07.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.02.2024Передача материалов судье
07.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.03.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.05.2024Судебное заседание
16.05.2024Судебное заседание
16.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.05.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
22.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.06.2024Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
01.07.2024Регистрация заявления об отмене заочного решения
11.07.2024Рассмотрение заявления об отмене заочного решения
16.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее