Решение по делу № 2а-76/2018 от 18.06.2018

Дело № 2а-76/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Молоково 10 июля 2018 года

Молоковский районный суд Тверской области в составе

председательствующего федерального судьи

Молоковского районного суда Глебова С.А.

с участием процессуального административного истца

помощника прокурора Молоковского района Лебедевой А.Г.

при секретаре Марченко М.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Молоковского района, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования "Обросовское сельское поселение" Молоковского района Тверской области о возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оформить правоустанавливающую и землеустроительную документацию на земельный участок (кладбище) в с.Ахматово Молоковского района Тверской области, в соответствии с нормами земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Молоковского района, в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя тем, что в ходе проверки исполнения администрацией муниципального образования "Обросовское сельское поселение" Молоковского района Тверской области требований законодательства при организации похоронного дела и оказания услуг по погребению, установлено, что на территории муниципального образования имеется действующее кладбище в с.Ахматово Молоковского района, которое, в нарушение требований ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.1 Закона Тверской области от 19.11.2014 № 92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселения Тверской области», ч.1 ст.4, ч.4 ст.16, ст.17, п.1 ст.18, ч.2 ст.25, Федерального закона «О погребении и похоронном деле», на балансе муниципального образования не состоит, в реестре муниципальной собственности не числится, правоустанавливающая и землеустроительная документация на земельный участок отсутствует, межевание не проведено, тем самым администрация поселения не выполняет обязанность по организации мест захоронения, отвечающих требованиям законодательства.

Ссылаясь на положения ч.3 ст.35 Градостроительного кодекса РФ, ст.209,215 ГК РФ, общий классификатор продукции по видам экономической деятельности, Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (СанПиН 2.1.2882-11), утвержденные постановлением № 84 от 28.06.2011 Главного государственного врача РФ, ст.41,42 Конституции РФ, п.2 ст.8, ч.2 ст.11, ч.1 ст.19, ч.1 ст.79 Земельного кодекса РФ, п.2 ст.1,ч.1 ст.2, п.2 ч.3 ст.3, ч.1, 2 ст.5, ч.2 ст.7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» просят возложить на административного ответчика обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оформить правоустанавливающую и землеустроительную документацию на земельный участок (кладбище) в с.Ахматово Молоковского района Тверской области, в соответствии с нормами земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства.

Обращение в суд в порядке ст. 39 КАС РФ мотивировано невозможностью определить конкретное количество лиц, права которых нарушены.

Процессуальный административный истец – помощник прокурора Молоковского района Лебедева А.Г. в судебном заседании предъявленные требования поддержала и просила их удовлетворить, подтвердив доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Административный ответчик - представитель администрации муниципального образования "Обросовское сельское поселение" надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В представленном заявлении административные исковые требования признал и просил о рассмотрении дела без его участия.

В соответствии со ст.150 КАС РФ, и принимая во внимание, что участие административного ответчика в судебном заседании, судом не признано обязательным, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся.

Заслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании ч.1 ст.19 Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

В соответствии с ч. 1 ст.4 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее Федеральный закон № 8-ФЗ) местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

Согласно ст.18 Федерального закона № 8-ФЗ общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 ст. 16 настоящего Федерального закона.

Исходя из положений пунктов 4 и 5 ст.16 Федерального закона № 8-ФЗ, предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.

Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 137-ФЗ) (пункт 3 статьи 3.1) установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся "иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки".

В силу положений п. 2 ст.3. Федерального закона № 137-ФЗ, с 1 января 2017 года предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

В соответствии с ч.3, 4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ), ст1 закона Тверской области от 19.11.2014 № 92-30 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» к вопросам местного значения сельского поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Таким образом, исходя из системного толкования п.1 ст.19 Земельного кодекса РФ, Федерального закона № 137-ФЗ, Федерального закона № 131-ФЗ, Федерального закона № 8-ФЗ, земельные участки, занимаемые общественными кладбищами, не являются разграниченными в силу закона.

На основании п. 1 ч. 2 ст.39.9 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В силу ч. 4 ст.39.9.Земельного кодекса РФ не допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указанным в настоящей статье лицам на других правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с п.3, 5 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Федеральный закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В силу ст.8 Федерального закона № 218-ФЗ в отношении земельных участков осуществляется кадастровый учет. В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным и дополнительным сведениям, в частности, относятся кадастровый номер, описание местоположении границ земельного участка, его площадь, категория земель, к которой отнесен земельный участок и его разрешенное использование.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года № 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно п. п. 3 и 4 ст. Федерального закона № 8-ФЗ для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

Согласно ст.42 Конституции РФ, ч. 1 ст.11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2001 года "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

Проверкой установлено, что на территории муниципального образования Обросовское сельское поселение Молоковского района имеется земельный участок, расположенный в с.Ахматово Молоковского района Тверской области, занятый действующим кладбищем.

Согласно сведений ТУ Росимущества в Тверской области, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, администрации муниципального образования «Молоковский район» Тверской области, сведения о земельном участке, занятом кладбищем, расположенном в с.Ахматово района Тверской области, в информационной базе федерального имущества отсутствуют, в государственную собственность Тверской области не зарегистрированы, в реестре муниципальной собственности Молоковского района и Обросовского сельского поселения Молоковского района не числится. В ЕГРН сведения о правах на данный земельный участок отсутствует.

Исходя из положений ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, ст1 закона Тверской области от 19.11.2014 № 92-30 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» и принятым в соответствии с ними уставом сельского поселения, указанный вопрос может быть закреплен за сельскими поселениями.

Из п.24 ст.8 Устава муниципального образования Обросовское сельское поселение Молоковского района следует, что к вопросам местного значения поселения отнесены организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Следовательно, предоставление мест под захоронение может рассматриваться как составная часть услуг кладбищ по захоронению. При отсутствии оформленных прав муниципального образования на земельные участки, занятыми кладбищами, услуга по предоставлению гражданам земельных участков на этом кладбище для захоронения осуществляется без имеющихся на то полномочий.

Таким образом, судом установлено и административным ответчиком не оспаривается, что в с.Ахматово Молоковского района Тверской области, входящего в состав Обросовкого сельского поселения Молоковского района расположено кладбище, являющееся действующим, общественным. Однако, администрацией Обросовского сельского поселения, к полномочиям которой отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, земельный участок, не значащийся в реестрах муниципальной, федеральной собственности и государственной собственности Тверской области, на котором расположены места захоронения на кадастровый учет не поставлен, право постоянного (бессрочного) пользования не оформлено, межевание его не проведено, то есть услуга по предоставлению гражданам земельных участков на данном кладбище для захоронения осуществляется без соответствующих на то полномочий.

Указанное бездействие административного ответчика, не выполняющего возложенные на него действующим законодательством обязанности, по оформлению правоустанавливающих документов на занятый кладбищем земельный участок, не приведение территории кладбища в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, не постановка его на кадастровый учет, при осуществлении захоронений умерших может привести к нарушению границ смежных с указанным участком земель, влекущее возможность нарушения санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду.

Отсутствие определенных границ земельного участка и права муниципальной собственности на земельный участок, занятый кладбищем, и как следствие, на само кладбище, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения, в целях безопасности жизни и здоровья населения и проведению предусмотренных законом мероприятий по содержанию кладбища, контролю за его состоянием с использованием финансирования за счет средств местного бюджета. Нарушаются права неопределенного круга лиц на получение установленных законом гарантий погребения умерших на отведенных и предоставленных для этих целей земельных участков лицом, обладающим такими полномочиями.

Оценив по правилам ст.84 КАС РФ представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что предъявленные прокурором района требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Решая вопрос о сроке исполнения решения суда, суд принимает во внимание, объем предстоящих работ и полагает разумным срок, испрашиваемый административным ответчиком.

В соответствии с положениями ст.333.36 Налогового кодекса РФ по данному делу обе стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, поэтому в силу ч. 3 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, подлежат возмещению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Молоковского района удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образования "Обросовское сельское поселение" Молоковского района Тверской области обязанность, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, оформить правоустанавливающую и землеустроительную документацию на земельный участок (кладбище) в с.Ахматово Молоковского района Тверской области, в соответствии с нормами земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Молоковский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 10 июля 2018 года.

Председательствующий С.А. Глебов

2а-76/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Молоковского района
Другие
Администрация МО "Обросовское сельское поселение"
Суд
Молоковский районный суд Тверской области
Судья
Глебов С.А.
Дело на сайте суда
molokovsky.twr.sudrf.ru
18.06.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
18.06.2018[Адм.] Передача материалов судье
19.06.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
19.06.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.06.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.07.2018[Адм.] Судебное заседание
10.07.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.07.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее