Дело № 12-148/2024
25RS0001-01-2024-000086-67
Р Е Ш Е Н И Е
19 апреля 2024 года город Владивосток
Судья Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края Костюк З.В.,
с участием индивидуального предпринимателя Бушиной С.В.,,
заместителя главного государственного инспектора г. Владивостока по пожарному надзору Каменевой К.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя Бушиной Светланы Васильевны на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Владивостока по пожарному надзору Каменевой К.Р. от 21 декабря 2023 года № 375 о привлечении индивидуального предпринимателя Бушиной Светланы Васильевны к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л :
постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Владивостока по пожарному надзору Каменевой К.Р. от 21 декабря 2023 года № 375 индивидуальный предприниматель Бушина С.В. привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ( далее – КоАП РФ), и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Индивидуальный предприниматель Бушина С.В. не согласилась с указанным постановлением, обратилась с жалобой, просит отменить постановление заместителя главного государственного инспектора г. Владивостока по пожарному надзору Каменевой К.Р. от 21 декабря 2023 года № 375 о привлечении индивидуального предпринимателя Бушиной С.В. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ и прекратить производство по делу в отношении ИП Бушиной С.В. по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы заявитель указала, что в мотивировочной части постановления указано, что в соответствии со ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций. Однако, при рассмотрении дела административным органом не учтено, что 01.07.2017 между ИП Бушиной С.В. (Арендатор) и ООО «Центр Снабжения» (Арендодатель) заключен договор аренды недвижимого имущества № 5-ЦН, предметом которого является передача в аренду недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, в том числе, складских помещений, в которых 20.04.2023 произошел пожар. Из пункта 2.2.7 договора аренды недвижимого имущества № 5-ЦН от 01.07.2017 следует, что арендатор обязан соблюдать правила пожарной безопасности и техники безопасности. 25.09.2018 между ООО «Склад ВЛ» (Субарендатор) и ИП Бушиной С.В. (Арендатор) заключен договор передачи недвижимого имущества № СУ-1, в том числе, вышеуказанных складских помещений. В соответствии с п.п. 2.2.6 и 2.2.7 указанного Договора, Субарендатор обязуется следить за нормальным функционированием и техническим состоянием имущества, а также соблюдать правила пожарной безопасности и техники безопасности. Таким образом, лицом, уполномоченным владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, а, следовательно, подлежащим привлечению к административной ответственности в соответствии со ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994, являлось ООО «Склад ВЛ», поскольку ИП Бушина С.В. передала ему права по владению, пользованию и распоряжению имуществом, полученным от ООО «Центр Снабжения». Заявитель полагает, что квалификация административного правонарушения предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы:объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона. Указанные элементы состава правонарушения устанавливаются на основании собранных административным органом доказательств (Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.07.2017 N 02АП-3372/2017 по делу N А82-14563/2016). Поскольку, в связи с заключением договора № СУ-1 от 25.09.2018 с ООО «Склад ВЛ»,ИП Бушина С.В. не имела прав по владению, пользованию и распоряжению имуществом - складскими помещениями, расположенными по адресу <адрес>, в которых 20.04.2023 произошел пожар, в действиях ИП Бушиной С.В. отсутствует вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (субъективная сторона). Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в соответствии с ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ.
В судебном заседании ИП Бушина С.В. поддержала доводы жалобы в полном объеме, просила оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Дополнительно пояснила, что никогда не владела, не пользовалась и не распоряжалась данными складским помещениями; всеми правами по владению, пользованию и распоряжению имуществом (складами) было наделено ООО «Склад ВЛ», то есть субарендатор. Следовательно, в соответствии со статьей 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за произошедший пожар лежит на субарендаторе. Указала, что с протоколом об административном правонарушении от 19.12.2023 была ознакомлена, копия протокола была ей вручена» с объяснении написала, что с протоколом согласна, так как не знала, что в дальнейшем в отношении нее будет вынесено постановление и подадут иск на возмещение ущерба.
В судебном заседании заместитель главного государственного инспектора г.Владивостока по пожарному надзору Каменева К.Р. возражала относительно доводов жалобы, сочла их необоснованными; просила в удовлетворении жалобы – отказать, постановление - оставить без изменения. Дополнительно пояснила, что вина ИП Бушиной С.В. доказана, материалами дела подтвержден состав административного правонарушения по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ. С протоколом об административном правонарушении Бушина С.В. была согласна и замечаний не имела.
Выслушав участников процесса, проверив доводы жалобы, исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере пожарной безопасности.
Противоправные деяния могут выражаться как в форме активных действий (нарушение), так и в форме бездействия (невыполнение) должностных лиц и граждан.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - ФЗ «О пожарной безопасности»).
Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности
Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Вышеуказанное следует из положений статьи 1 ФЗ «О пожарной безопасности».
В соответствии с частью 1 статьи 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В силу положений статьи 4 ФЗ «О пожарной безопасности» основными задачами пожарной охраны, в составе которой находится государственная противопожарная служба, являются: организация и осуществление профилактики пожаров; спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи; организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
Согласно статье 5 ФЗ «О пожарной безопасности» государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства. В Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации
В соответствии со статьей 20 ФЗ «О пожарной безопасности» техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
На основании пункта 1 Постановления Правительства РФ от 01.09.2021 N 1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» (далее - Постановление Правительства N 1464), данный нормативный документ содержит требования к оснащению объектов защиты, являющихся зданиями, в том числе пожарными отсеками, сооружениями, помещениями, оборудованием (далее - объекты защиты), которые введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые направлена на экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Пунктом 3 Постановления Правительства N 1464 объекты защиты оснащаются автоматическими установками пожаротушения и системой пожарной сигнализации в соответствии с критериями оснащения зданий системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложениям N 1, 2, 3, 4.
Согласно пункту 8 Постановления N 1464 объекты защиты оснащаются системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с критериями оснащения объектов защиты системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре согласно приложению N 5.
Из материалов дела усматривается, в ходе проведения проверки по факту происшествия 20 апреля 2023 года в 00 часов 34 минуты в зданиях, помещениях, расположенных по адресу: <адрес>, выявлены нарушения требования пожарной безопасности, а именно:
1). нежилые помещения в здании (лит 1,2,4), назначение: нежилое помещение, общая площадь 3093,1 кв.м, этаж 1,2,3, номера на поэтажном плане 2-25, 1-17, 1-10, кадастровый № и нежилое помещение площадью 1177,30 кв.м в здании (цех, лит.3), назначение: нежилое помещение, номер на поэтажном плане:1; этаж 1, кадастровый номер № по адресу: <адрес> не оснащены системой оповещения и эвакуацией людей при пожаре ( п.8, пункт 21 приложения №5 Постановления Правительства РФ от 01.09.2021 № 1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре»);
2). нежилые помещения в здании (лит 1,2,4), назначение: нежилое помещение, общая площадь 3093,1 кв.м, этаж 1,2,3, номера на поэтажном плане 2-25, 1-17, 1-10, кадастровый номер № и нежилое помещение площадью 1177,30 кв.м в здании (цех, лит.3), назначение: нежилое помещение, номер на поэтажном плане:1; этаж 1, кадастровый номер № по адресу: <адрес> не защищены системой пожарной сигнализации (автоматической установкой пожаротушения) ( п.3, пункты 1, 4, 5, 6, 8, 9 приложения № 3 Постановления Правительства РФ от 01.09.2021 № 1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре»).
Факт совершения указанного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, в том числе: материалами доследственной проверки по факту пожара КРСП №89 от 20.04.2023; постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела №89/61 от 27.09.2023; представлением № 375 от 21.12.2023 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения; протоколом об административном правонарушении № 375 от 19.12.2023, которым административным органом дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ. Установлено, что административным органом выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые нашли свое детальное отражение как в протоколе об административном правонарушении, так и в постановлении по делу об административном правонарушении.
Выявленные нарушения требований пожарной безопасности явились условиями несвоевременного обнаружения пожара и послужили условиями, способствующими распространению пожара.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов должностного лица административного органа о доказанности вины общества в совершении административного правонарушения материалы дела не содержат.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 1 ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г.
В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
При перепланировке зданий и помещений, изменении их функционального назначения или установке нового технологического оборудования должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений. При аренде помещений арендаторами должны выполняться противопожарные требования норм для данного типа зданий (п. 38 тех же Правил).
Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, то есть таким лицом может быть как арендодатель, так и арендатор.
Поскольку стороны в договоре аренды могут сами урегулировать вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности, к ответственности за нарушение этих правил должно быть привлечено лицо, которое не выполнило возложенную на него обязанность.
При этом если в договоре аренды указанный вопрос не урегулирован, то ответственность за нарушение требований пожарной безопасности может быть возложена как на арендатора, так и на арендодателя в зависимости от того, чье противоправное, виновное действие (бездействие) образовало состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 27.09.2006 "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года").
Судом установлено, что 01.07.2017 между ИП Бушиной С.В. (Арендатор) и ООО «Центр Снабжения» (Арендодатель) заключен договор аренды недвижимого имущества № 5-ЦН, предметом которого является передача в аренду недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, в том числе, складских помещений, в которых 20.04.2023 произошел пожар.
Из пункта 2.2.7 договора аренды недвижимого имущества № 5-ЦН от 01.07.2017 следует, что арендатор обязан соблюдать правила пожарной безопасности и техники безопасности.
25.09.2018 между ООО «Склад ВЛ» (Субарендатор) и ИП Бушиной С.В. (Арендатор) заключен договор передачи недвижимого имущества № СУ-1, в том числе, вышеуказанных складских помещений. В соответствии с п.п. 2.2.6 и 2.2.7 указанного Договора, Субарендатор обязуется следить за нормальным функционированием и техническим состоянием имущества, а также соблюдать правила пожарной безопасности и техники безопасности.
Между тем, в материалы дела и в судебное заседание ИП Бушиной С.В. не представлены акты разграничения границ балансовой принадлежности эксплуатационной ответственности между ООО «Центр Снабжения», ИП Бушиной С.В. и ООО «Склад ВЛ».
Кроме того, в представленных договорах аренды № 5-ЦН от 01.07.2017, № СУ-1 от 25.09.2018 вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности не урегулирован, а также не определено лицо, которое в случае нарушения и несоблюдения обязанностей по обеспечению правил пожарной безопасности должно быть привлечено к административной ответственности.
Данные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о несостоятельности доводов жалобы ИП Бушиной С.В.
Таким образом, ИП Бушина С.В. имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но ею не были предприняты все зависящие от неё меры по их соблюдению, поскольку вступая в соответствующие правоотношения, Бушина С.В. как индивидуальный предприниматель должна была знать о существовании установленных обязанностей и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строго соблюдения действующих норм законодательства.
Объектом вменяемого индивидуальному предпринимателю Бушиной С.В. правонарушения является пожарная безопасность - составная часть общественной безопасности, обеспечение которой представляет собой важнейшую функцию государства, направленную на защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, а также государственного, муниципального имущества и имущества организаций от пожаров.
Наличие условий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в рассматриваемом случае не установлено, в связи с чем, оснований для замены наказания в виде административного штрафа предупреждением не установлено.
Постановление о привлечении индивидуального предпринимателя Бушиной С.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, вынесено должностным лицом административного органа в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
При назначении наказания должностным лицом были учтены сведения о лице, привлеченном к административной ответственности, характер и степень опасности совершенного административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере пожарной безопасности, с учетом того, что выявленные нарушения могут повлекли крайне неблагоприятные последствия.
Наказание назначено ИП Бушиной С.В. в соответствии с санкцией части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере, предусмотренном санкцией статьи, является справедливым и соразмерным содеянному.
С учетом установленного, судья приходит к выводу, что в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении по существу, в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ должностным лицом были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, юридически значимые обстоятельства определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы мотивированы, соответствуют требованиям закона, основаны на собранных по делу доказательствах и оснований считать их неправильными у суда не имеется, нарушений норм процессуального права не допущено, наказание назначено в пределах санкции статьи в минимальном размере, в связи с чем, оснований для отмены постановления не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л :
Постановление заместителя главного государственного инспектора г.Владивостока по пожарному надзору Каменевой К.Р. от 21 декабря 2023 года № 375 о привлечении индивидуального предпринимателя Бушиной Светланы Васильевны к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения; жалобу индивидуального предпринимателя Бушиной Светланы Васильевны – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья З.В. Костюк