Судья Скворцова О.В. дело № 33-708/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 30 апреля 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Путиловой О.Н. и Юровой О.В.,
при секретаре Вичужаниной Н.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело поапелляционной жалобе представителя Казакова Александра Петровича Ершовой А.В. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 20 января 2015 года, которым в удовлетворении исковых требований Казакова А. П. к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл о признании права на медицинское обслуживание как бывшего сотрудника Министерства внутренних дел отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Соснина А.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Казаков А.П. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл (далее – МВД по Республике Марий Эл), в котором просил признать за ним право на бесплатное медицинское обслуживание как за бывшим сотрудником МВД. В обоснование иска указал, что проходил службу в органах внутренних дел. С 00.00.00 истец уволен со службы по пункту «д» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1 (в связи с нарушением условий контракта). С момента увольнения истец обслуживался в поликлинике МВД по Республике Марий Эл как сотрудник, уволенный из органов внутренних дел с правом на пенсию и имеющий выслугу 20 лет и более. Однако обратившись в очередной раз за медицинской помощью в поликлинику МВД по Республике Марий Эл, истец узнал, что предоставление ему бесплатного медицинского обслуживания как сотруднику, уволенному со службы в органах внутренних дел, прекращено. На обращение истца о разъяснении ему оснований снятия его с обслуживания в поликлинике МВД по Республике Марий Эл начальник Медико-санитарной части МВД РФ по Республике Марий Эл сообщил, что в соответствии с положениями Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» истец не относится к категории лиц, имеющих право на получение бесплатного медицинского обслуживания, поскольку был уволен со службы с формулировкой «в связи с нарушением условий контракта». Между тем, истец полагает, что прекращение предоставления ему медицинского обслуживания как сотруднику, уволенному из органов внутренних дел с правом на пенсию и имеющему выслугу 20 лет и более, со ссылками на положения Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является незаконным, поскольку он был уволен со службы до вступления в силу названного Федерального закона, в связи с чем его положения на правоотношения по предоставлению истцу социальных гарантий в связи с прохождением им ранее службы в органах внутренних дел не распространяется.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Казакова А.П. Ершова А.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования. В жалобе приводит доводы, аналогичные указанным в исковом заявлении.
В отзыве на апелляционную жалобу федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть МВД России по Республике Марий Эл» приводит доводы в поддержку решения суда, в удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав объяснения представителя Казакова А.П. Васильевой Н.С., поддержавшей жалобу, представителя МВД по Республике Марий Эл Мосунова П.Л., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Вопросы предоставления сотрудникам органов внутренних дел, а также лицам, уволенным со службы в органах внутренних дел, и членам их семей социальных гарантий до вступления в силу Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 247-ФЗ) были урегулированы Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1 (далее - Положение № 4202-1). В частности, статьей 64 Положения № 4202-1 предусматривалось, что за сотрудниками, уволенными из органов внутренних дел с правом на пенсию и имеющими выслугу 20 лет и более (в том числе и в льготном исчислении), за женой (мужем) и за проживающими совместно с ними несовершеннолетними детьми сохраняется право на обеспечение медицинской помощью в медицинских учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также за плату на санаторно-курортное лечение в санаториях, организованный отдых в домах отдыха, пансионатах и на туристических базах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Однако в силу части 1 статьи 1 Федерального закона № 247-ФЗ отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, в настоящий момент регулируются названным Федеральным законом.
Частью 5 статьи 11 Федерального закона № 247-ФЗ установлено, что граждане Российской Федерации, уволенные со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и имеющие стаж службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 Федерального закона, имеют право на медицинское обеспечение, установленное сотрудникам частью 1 названной статьи, а члены их семей и лица, находящиеся на их иждивении, имеют право на медицинское обеспечение, предусмотренное частью 3 названной статьи.
Пунктом 3 части 8 статьи 3 Федерального закона № 247-ФЗ к основаниям увольнения сотрудников органа внутренних дел, исключающим в силу вышеприведенного положения части 5 статьи 11 Федерального закона предоставление им после увольнения бесплатного медицинского обслуживания, относится нарушение условий контракта сотрудником.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Казаков А.П. проходил службу в органах внутренних дел в должности <...> МВД Республики Марий Эл. С 00.00.00 Казаков А.П. уволен со службы в органах внутренних дел по пункту «д» статьи 58 Положения № 4202-1 (в связи с нарушением условий контракта).
Поскольку Казаков А.П. уволен со службы в органах внутренних дел по основанию, исключающему в силу положений части 5 статьи 11 Федерального закона № 247-ФЗ предоставление ему бесплатного медицинского обслуживания, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения его исковых требований.
Исходя из содержания вышеприведенных норм права, применение в настоящем делеФедерального закона № 247-ФЗ, и в частности, положений части 5 статьи 11, не свидетельствует об ухудшении положения истца по сравнению с действовавшим на момент увольнения истца из органов внутренних дел правовым регулированием вопросов, связанных с обеспечением медицинской помощью в медицинских учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации сотрудников, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и имеющих стаж службы в органах внутренних дел 20 лет и более, как об этом утверждается в жалобе. Судебная коллегия отмечает, что Положением № 4202-1 также регламентировались последствия увольнения по отрицательным мотивам (к числу которых относилось и увольнение сотрудника органов внутренних дел за нарушение условий контракта), предусмотренные, в частности, контрактом о службе и действующим законодательством (статья 61). Одно из таких последствий конкретизировано в настоящее время в Федеральном законе № 247-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений на нее.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 20 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Казакова А. П. Ершовой А.В. – без удовлетворения.
Председательствующий А.Е.Соснин
Судьи О.Н.Путилова
О.В.Юрова